Интересное из энциклопедии авиации:

Плавучесть самолета

плавучесть самолета — способность самолёта плавать на воде при заданном весе, имея при этом определенную ватерлинию, называемую грузовой. Положение грузовой ватерлинии определяется из условия равенства гидростатической силы и веса и отсутствия...

Вязкой жидкости течение

вязкой жидкости течение — движение сплошной изотропной среды, в которой возникают как нормальные, так и касательные напряжения. В. ж. т. происходит под действием сил двух видов: массовых сил, которые пропорциональны массе частицы и в аэро- и...

Радиовысотомер

радиовысотомер — прибор на борту летательного аппарата для определения геометрической высоты полёта. Основан на принципе измерения времени прохождения радиоволн между моментами их излучения и приёма после отражения от поверхности Земли. Основные...

Аппарат с несущим корпусом

аппарат с несущим корпусом — летательный аппарат, у которого аэродинамическая подъемная сила в основном создаётся его корпусом (крыло отсутствует или занимает небольшую часть от площади летательного аппарата в плане). Рассматривалось применение...

А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У

Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я

Винтокрыл

винтокрыл — летательный аппарат вертикального взлёта и посадки, у которого подъёмная сила создаётся комбинированной несущей системой, состоящей из одного или двух несущих винтов и крыла. Иногда В. называют комбинированным вертолётом. Необходимая для горизонтального полёта сила тяги создаётся воздушным винтом или реактивным двигателем.

На вертолётах любой схемы горизонтальный полёт осуществляется благодаря наклону несущего винта (винтов) относительно горизонта. Для увеличения скорости требуется дополнительно наклонить ось несущего винта, а это приводит к увеличению лобового сопротивления и появлению срыва потока с лопастей несущего винта. Чтобы предотвратить срыв потока или сдвинуть его на большие скорости, необходимо разгрузить несущий винт в горизонтальном полёте и освободить его от функции движителя. Разгрузить несущий винт на больших скоростях полёта позволяет небольшое крыло, включаемое в конструкцию вертолёта, а освободить его от функций движителя — воздушный винт или реактивный двигатель. Совмещение в одном летательном аппарате несущего винта, неподвижного крыла и дополнительного движителя и создает В. Такой летательный аппарат с одним несущим винтом и двумя тянущими построен в Центральном аэрогидродинамическом институте И. П. Братухиным в 1936.

Вертикальный взлёт и посадка В., как и вертолёта, осуществляются с помощью несущих винтов. После разгона и набора скорости В. летит как самолёт. На максимальной скорости полёта 75—90% полётного веса В. воспринимает крыло. На режимах взлета и посадки система управления В. аналогична вертолётной, а в режиме поступательного полета — как самолётной, так и вертолётной.

В начале 50‑х гг. американская фирма «Макдоннелл» построила экспериментальный В. XV-1 с одним реактивным несущим винтом и одним толкающим винтом. В конце 50‑х гг. английской фирмой «Фейри» был построен транспортный В. «Ротодайн» с одним реактивным несущим и двумя тянущими винтами; взлетная масса 17,7 т. Скорость горизонтального полета превышала 300 км/ч (несущие винты работали в режиме авторотации). Серийно В. не выпускались в основном из-за малой относительной массы поднимаемого груза.

В СССР экспериментальный В. Ка-22 был создан в 1960 по поперечной схеме с двумя несущими винтами, двумя тянущими воздушными винтами (при больших скоростях полёта на них передавалась вся мощность двух турбовальных двигателей); на К-22 было установлено 8 мировых рекордов, в том числе официально зарегистрированный для этого класса летательного аппарата мировой рекорд скорости 356 км/ч.

Лит.: Бирюлин В. И., Винтокрыл Ка-22, «Крылья Родины». 1980. №8.

 

Туполев Алексей Андреевич

Год рождения 1925.

Авиаконструктор СССЗ, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда. С 1942 г. работал в опытном КБ своего отца Андрея Туполева - конструктор завода (1942-1949 гг.); самостоятельную конструкторскую деятельность начал в 1957 г. После окончания Московского авиационного института (1949) он - ведущий конструктор завода (1949-1963 гг.); главный конструктор завода (1963-1973 гг.) и заместитель генерального конструктора. Принимал активное участие в разработке конструкций первого...

Карта Сайта