Интересное из энциклопедии авиации:

Мелькумов Тигран Меликсетович

Мелькумов Тигран Меликсетович (1902—1974) — советский учёный-теплотехник, профессор (1940), доктор технических наук (1940), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1957). После окончания Бакинского политехнического института (1929) преподавал...

Спонсоры сайта авиа-клуба:

Полиграфия оптом: офсетная печать брошюр и журналов. . Предлагаем унитазы duravit starck 3 по доступным ценам

Крюгера щиток

Крюгера щиток — более простой, чем предкрылок, элемент механизации передней части крыла (см. статью Механизация крыла и рис. 1 к ней). К. щ. выдвигается в отклоняется с нижней поверхности крыла и от плоских щитков отличается формой носовой части,...

Авианесущий корабль

авианесущий корабль — корабль (судно), на котором предусмотрено базирование и эксплуатация корабельных летательных аппаратов. Понятие «А. к.» включает корабли от многоцелевых авианосцев до кораблей (вспомогательных судов), имеющих на борту хотя...

Вихрей генераторы

вихрей генераторы — устройства на обтекаемой поверхности летательного аппарата для затягивания или предотвращения отрыва турбулентного пограничного слоя (ПС) без затрат энергии (см. Отрыв пограничного слоя). В. г. интенсифицируют обмен...

А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У

Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я

Ветер

ветер — движение воздуха в атмосфере, почти параллельное земной поверхности. Обычно под В. подразумевается горизонтальная составляющая этого движения. Иногда говорят о вертикальной составляющей В., но она, как правило, значительно меньше горизонтальной (значительна только в системе грозовых облаков, в горах и других особых случаях).

Возникает В. вследствие неравномерного горизонтального распределения атмосферного давления под действием так называемого барического градиента G. Вместе с возникновением движения воздуха на него начинают действовать отклоняющая сила вращения Земли A (сила Кориолиса), трение R и центробежная сила (при криволинейных траекториях).

На высотах, превышающих 1000 м, В. во всех районах Земли (за исключением экватора) близок к геострофическому, то есть вычисленному в предположении, что силы, действующие на поток воздуха (барическая градиента и Кориолиса), взаимно уравновешиваются (геострофический В. направлен по прямолинейным изобарам, отклоняясь от направления барического градиента вправо в Северном полушарии и влево в Южном); в районе экватора, где сила Кориолиса равна нулю, движение воздуха происходит под действием градиента давления. В слое ниже 1000 м существенно влияние трения, поэтому В. отклоняется от изобары в сторону низкого давления; значение угла отклонения зависит от характера подстилающей поверхности, высоты, а также изменяется со временем. В реальной атмосфере ускорения движения и связанные с ними отклонения В. от геострофического малы, однако они имеют важное значение в развитии (и разрушении) атмосферных возмущений — циклонов и антициклонов. При криволинейных траекториях движения воздуха возникает центробежная сила, и установившееся движение (без трения) обусловливается сочетанием трёх сил; такой В. называется циклострофическим или градиентным. Данное сочетание будет различным в циклоне и антициклоне. Сила Кориолиса в Северном полушарии действует вправо по отношению к вектору скорости В., поэтому в циклоне В. направлен против часовой стрелки, а в антициклоне — по часовой. В Южном полушарии направление В. в циклонах и антициклонах противоположны тому, что наблюдается в Северном.

Скорость и направление В. всегда в большей или меньшей степени колеблются, что связано с атмосферной турбулентностью. Наблюдается также хорошо выраженное суточное изменение В. Среднее распределение В. над земной поверхностью тесно связано с глобальным полем атмосферного давления и представляет, по существу, атмосферную циркуляцию. В приземном слое характеристики В. измеряются анемометром или флюгером, для определения направления В. применяется также матерчатый ветровой конус. В свободной атмосфере В. измеряется при аэрологическом зондировании.

Для оперативной информации о фактической погоде в аэропортах направление В. приводится в градусах с округлением до ближайшего десятка. Если магнитное склонение составляет 10° и более, вводится поправка. При положительном магнитном склонении поправка вычитается, при отрицательном — прибавляется, а перед обозначением направления В. приводится слово «магнитный». При порывистом В. указывается значение максимального порыва.

Наиболее существенно В. влияет на взлёт и посадку летательного аппарата. В зависимости от скорости В. изменяется длина разбега и пробега по взлётно-посадочной полосе. Например, длина разбега уменьшается примерно на 25% по сравнению со штилем при скорости отрыва самолёта 240 км/ч и скорости встречного В. 25—30 км/ч. Пробег самолёта при попутном В. увеличивается. При боковом В. затрудняются взлёт и особенно посадка самолётов. Для каждого типа самолётов устанавливается предельно допустимая скорость бокового В., при которой возможны взлёт и посадка. При выполнении взлёта и посадки опасны большие значения сдвига ветра. При полётах в зонах тропосферных струйных течений при скорости В. 150—250 км/ч максимальные углы сноса для дозвуковых самолётов могут превышать 10—15°, а отношение скорости В. к скорости самолёта достигает 0,2—0,3.

Лит.: Баранов А. М., Солонин С. В., Авиационная метеорология, 2 изд., Л., 1981.

 

Грушин Петр Дмитриевич

Родился в 1906 г.

Учёный СССР в области авиационной техники, академик АН СССР (1966; член-корр. 1962, дважды герой Социалистического труда (1958,1981). Окончил МАИ (1932). В 1934 - 40г.г. главный конструктор КБ МАИ; руководил разработкой и постройкой авиетки "Октябрёнок" аэродинамической схемы "тандем", штурмовиков "Ш-Тандем" (другое название "Тандем-МАИ", и "ББ-МАИ". В 1940-41 г.г. главный конструктор КБ на Харьковском авиационном заводе; здесь под его руководством создан опытный истребитель...

Карта Сайта