Интересное из энциклопедии авиации:

Ченцов Николай Гаврилович

Ченцов Николай Гаврилович (1882—1968) — советский учёный в области механики, теории упругости и прочности авиационных конструкций, один из основателей ЦАГИ, ученик Н. Е. Жуковского, профессор (1950). После окончания Московского университета...

Спонсоры сайта авиа-клуба:

Загранпаспорт нового образца - загранпаспорт. Загранпаспорт МИД. Оформление.

Трансзвуковые автоколебания

Трансзвуковые автоколебания — самовозбуждающиеся колебания органов управления ЛА при скоростях потока, близких к скорости звука. Причиной возбуждения Т. а. является перемещение при околозвуковых скоростях скачков уплотнения, которые располагаются...

«Хэндли Пейдж»

«Хэндли Пейдж» (Handley Page Ltd) — самолётостроительная фирма Великобритании. Основана в 1909 авиаконструктором ФХэндли Пейджем. В 1970 ликвидирована. В годы 1‑й мировой войны выпускала бомбардировщики 0/100 (первый полёт в 1914) и 0/400...

Отсек

отсек летательного аппарата — изолированный объём для размещения двигателей, приборов, шасси и других агрегатов, а также топлива, грузов. Наличие О. позволяет осуществить рациональную компоновку, организовать надёжную противопожарную защиту и...

Лавочкин Семен Алексеевич

Родился 1900 - умер 1960.

Авиаконструктор СССР, член-корр. АН СССР (1958), генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944), дважды Герой Соц. Труда (1943, 1956). Окончил МВТУ (1927). После защиты дипломного проекта Лавочкина направили в КБ Ришара. Проработал он там недолго - ушел вместе с заместителем Ришара, Лавилем, в БНК (Бюро новых конструкций). После закрытия бюро Семена Алексеевича перевели в ЦКБ, в бригаду В.А.Чижевского. Еще через год он попал в КБ Д.П.Григоровича, а потом его «сманил» к себе Л.В.Курчевский, предложив вместе с С.Н.Люшиным разработать пушечный истребитель - ЛЛ. Там Лавочкина приметил Туполев и пригласил работать в Главное управление авиационной промышленности (ГУАП). С 1939 главный конструктор по самолётостроению, с 1956 - генеральный конструктор.

В 1940 совместно с М.И.Гудковым и В.П.Горбуновым представил на испытания истребитель ЛаГГ-1(И-22), который после доработок был запущен в серию под наименованием ЛаГГ-3 (И-301). При их разработке Лавочкин впервые в СССР широко использовал новый особо прочный материал – дельта-древесину.

Переделка ЛаГГ под более мощный двигатель Шевцова АШ-82 спасла самолет от снятия с серийного производства. В сентябре 1942 первые серийные Ла-5 были переброшены в район Сталинграда. Дальнейшим развитием этого самолета стали истребители Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7, широко применявшиеся в годы Великой Отечественной войны. Надёжный двигатель воздушного охлаждения, имевший высокие технические характеристики в широком диапазоне высот полёта, обеспечивал также и надёжную защиту лётчика в передней полусфере обстрела. На истребителях конструкции Лавочкина И.Н.Кожедуб сбил 62 фашистских самолёта.

Развитием Ла-7 стали фронтовой истребитель Ла-9 и цельнометаллический истребитель сопровождения Ла-11, выпускавшиеся во 2-й половине 40-х годов большой серией.

Уже в июле-августе 1942 на ЛаГГ-3 пробуют устанавливать ПВРД конструкции М.М.Бондарюка. В созданном в конце 1943 г. филиале КБ под руководством С.М.Алексеева на Ла-7 и Ла-9 были испытаны различные хвостовые ускорители: ЖРД РД-1Х3 В.П.Глушко, ПВРД И.А.Меркулова и ПуВРД В.Н.Челомея. С 1944 проектируется первый в СССР истребитель с ТРД С-18 А.М.Люльки - Ла-ВРД.

В послевоенные годы под руководством Лавочкина создан ряд реактивных серийных и экспериментальных истребителей, в т.ч. Ла-160 - первый отечественный самолёт со стреловидным крылом и Ла-176, на котором впервые в СССР 26 декабря 1948 была достигнута скорость полёта, равная скорости звука. Истребитель Ла-15, выпущенный малой серией (500 машин), стал последним серийным самолетом Лавочкина.

Под руководством Лавочкина был создан ряд образцов ракетной техники. В сентябре 1950 рамках проекта «Беркут» (ПВО Москвы) в ОКБ-301 начались работы над зенитной ракетой В-300 («205») для комплекса «Беркут» средней дальности, и авиационной Г-300 («210») для Ту-4. Уже 25 июля 1951г. на Государственном центральном полигоне, расположенном невдалеке от Капустина Яра, произвели первый пуск ракеты «205». А в течение 1954-55 систему, переименованную в С-25, приняли на вооружение и поставили на опытное дежурство. В 1955 г. ОКБ С.Лавочкина приступило к проектированию зенитной ракеты для системы «Даль». Ей присвоили заводской индекс «400». В 1958-62 гг. она прошла испытания, но не была принята на вооружение.

В 1954-56 гг. была разработана и с 1957 по 1960 испытана сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета «Буря» (Ла-Х, «изделие 350»). Это был первый в СССР аппарат, способный к длительному полету в атмосфере со скоростью М=3,1-3,2 !

Но 9 июня 1960 С.А.Лавочкин скоропостижно скончался от сердечного приступа на полигоне в Сары-Шагане, где проходили испытания его ЗУР «400». После выступления Н.С.Хрущева в декабре 1960 на Сессии Верховного Совета о нецелесообразности развития авиации, вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которое прекращало все работы по новым перспективным самолетам. В ОКБ Лавочкина была закрыта работа над всепогодным перехватчиком Ла-250 «Анаконда» и МКР «Буря», а само КБ передавалось во вновь образующееся Министерство общего машиностроения.

Депутат ВС СССР с 1950. Государственные премии СССР (1941, 1943, 1946, 1948). Награждён 3 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Суворова 1-й и 2-й степ., медалями. Имя Лавочкина носит НПО, образованное на базе ОКБ, которым он руководил. Бронзовый бюст в Смоленске.

 

Миль Михаил Леонтьевич

Родился 1909 - умер 1970.

Авиаконструктор СССР, один из основателей советского вертолётостроения, доктор технических наук (1945), профессор (1967), Герой Соц. Труда (1966).

Окончил Новочеркасский авиационный институт (1931).

Работал инженером, начальником бригады аэродинамики и экспериментальных расчётов отдела особых конструкций в ЦАГИ (1931-36).

Под руководством Миля разработаны фундаментальные основы аэродинамики винтокрылых ЛА, в т. ч. общая теория несущего винта, применимая для различных...

Карта Сайта