Интересное из энциклопедии авиации:

«Пан Ам»

«Пан Ам» (Pan-Am, Pan American World Airways) — авиакомпания США. Осуществляла перевозки в страны Южной и Центральной Америки, Европы, Азии, Африки. Основана в 1927, одна из первых в США. В 1989 перевезла 17,4 миллионов пассажиров,...

Леваневский Сигизмунд Александрович

Леваневский Сигизмунд Александрович (1902—1937) — советский лётчик, один из первых Героев Советского Союза (1934). Родился в семье польского рабочего. В Красной Армии с 1919. Окончил Севастопольскую школу морской лётчиков (1925). Работал...

классы самолётов и вертолетов

классы самолётов и вертолетов. Все гражданские самолёты и вертолёты в России группируют по классам в зависимости от их взлётной массы:

Класс

 

Взлетная масса, т

самолётов

вертолётов

Первый

75 и более

 

20 и более

 

Второй

30—75

 

10—20

 

Третий

10—30

 

До 10

 

Супрун Степан Павлович

Супрун Степан Павлович (1907—1941) — советский лётчик-испытатель, подполковник, дважды Герой Советского Союза (1940, 1941, посмертно). В Красной Армии с 1929. Окончил школу младших авиационных специалистов (1930), Смоленскую военную школу...

А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У

Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я

Эксплуатация авиационной техники

Эксплуатация авиационной техники — совокупность процессов использования авиационной техники, поддержания и восстановления её качества на всех этапах её существования (применение и ожидание применения по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание, ремонт).

Различают лётную и техническую Э. а. т. Лётная Э. а. т. представляет собой совокупность процессов управления ЛА и его системами на всех этапах полёта. Техническая Э. а. т. как совокупность процессов поддержания и восстановления исправности или только работоспособности авиационной техники, в том числе и в полёте, включает лётно-техническую эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт. Лётно-техническая Э. а. т. заключается в выборе и поддержании наивыгоднейших режимов работы авиационной техники в полёте и на земле, а также в поддержании и восстановлении её работоспособности в полёте. Техническое обслуживание обеспечивает исправность авиационной техники и готовность ЛА к полётам, а ремонт — восстановление исправности авиационной техники.

Применяются три вида технической Э. а. т., каждый из которых реализует определённый принцип обеспечения безопасности полётов. При технической Э. а. т. до выработки ресурса безопасность полётов обеспечивается путём установления ресурсов и сроков службы авиационной техники до первого ремонта и межремонтного, в пределах которых обеспечивается с высокой вероятностью безотказность изделий. Объём и периодичность операций технического обслуживания и ремонта устанавливаются в зависимости от наработки и являются едиными для всего парка изделий. При технической Э. а. т. до предотказного состояния безопасность полётов обеспечивается путём своевременного обнаружения и устранения неисправностей изделий до наступления отказа. В этом случае изделия эксплуатируются без ограничения ресурсов и сроков службы до первого ремонта и межремонтного, но с проведением непрерывного или периодического контроля технического состояния каждого изделия или системы в полёте или при техническом обслуживании. Достижение установленного для каждого типа изделий предотказного значения определяющего техническое состояние параметра (совокупности параметров) означает неисправное состояние изделия и указывает на необходимость его замены или ремонта. При технической Э. а. т. до безопасного отказа безопасность полётов обеспечивается путём использования заложенного в конструкции функционального и структурного резервирования изделий, которое позволяет сохранить работоспособность функциональной системы ЛА при отказе отдельных её элементов. Каждое изделие эксплуатируется до отказа без ограничения ресурсов и сроков службы до первого ремонта и межремонтного. Работы по техническому обслуживанию изделия сводятся к обнаружению отказов и устранению их последствий.

Техническая Э. а. т. без ограничения ресурсов и сроков службы авиационной техники до первого ремонта и межремонтного (до предотказного состояния и безопасного отказа) называется технической Э. а. т. по состоянию. Применение методов технической эксплуатации по состоянию и до отказа снижает эксплуатационные расходы на содержание авиационной техники на 20—25%.

Ниже рассматриваются особенности эксплуатации планёра ЛА, его двигателей и бортового оборудования.

Эксплуатация планёра и двигателей ЛА начинается после их изготовления и заканчивается в момент списания. В эксплуатации различают следующие элементы: 1) работа на различных эксплуатационных режимах в полёте и на земле. В налёт планёра входит время от начала разбега ЛА на взлёте до окончания пробега при посадке. Продолжительность работы двигателя учитывается от начала его запуска до выключения. Суммарная продолжительность работы двигателей и продолжительность их работы на предельных (форсажных и максимальном) режимах регистрируются специальными счётчиками наработки, устанавливаемыми на борту ЛА. Основные параметры и режимы работы ЛА фиксируются в накопителях информации бортовых устройств регистрации; 2) подготовка к полётам. Различают предполётную, послеполётную и предварительную подготовку; 3) регламентные работы, в процессе которых осуществляется углублённый контроль технического состояния наиболее нагруженных узлов и деталей планёра и двигателей, производится замена отдельных элементов, выработавших свой ресурс (в некоторых случаях — замена рабочих жидкостей в системах), проверка и регулирование (при необходимости) контролируемых в эксплуатации параметров и контрольно-поверочной аппаратуры; 4) периодический и целевой контроль технического состояния отдельных узлов и деталей, выполняемый по технологиям, изложенным в технических распоряжениях и бюллетенях; 5) восстановление планёра и двигателей в эксплуатирующих организациях после возникновения и выявления отказов и неисправностей, эксплуатационных и боевых повреждений путём мелкого, частичного и среднего ремонта, а также заменой отдельных модулей. В продолжительность эксплуатации не входит время на капитальный ремонт на заводе-изготовителе или на ремонтном заводе.

Продолжительность эксплуатации планёра и двигателей ограничивается ресурсом или календарным сроком службы.

Под эксплуатацией бортового оборудования (БО) понимается использование его по назначению при подготовке к полёту и непосредственно в полёте. Все мероприятия по техническому обслуживанию БО можно разделить на 3 группы: а) контроль технического состояния; б) профилактическое обслуживание; в) текущее техническое обслуживание (ремонт). Контроль технического состояния сводится к сопоставлению измеренных значений параметров конкретного БО с их номинальными значениями (допусками). Профилактическое обслуживание — комплекс мероприятий, направленных на поддержание БО в исправном состоянии, предупреждение отказов при работе и продление ресурса. Текущее техническое обслуживание (ремонт) осуществляют с целью устранения возникших в аппаратуре (оборудовании), неисправностей и продления её ресурса. Ремонт подразделяется на текущий и восстановительный.

К эксплуатационным свойствам БО относятся показатели безотказности его работы, приспособленность к техническому обслуживанию и ремонту и т. п. Для количественной оценки эксплуатационных свойств применяют различные критерии: наработка на отказ (или вероятность безотказной работы), среднее время восстановления, объём профилактики и др.

Организация Э. а. т. состоит из мероприятий по подготовке квалифицированных кадров, снабжению запасными частями и расходными материалами, по планированию эксплуатации, а также по сбору и обобщению результатов Э. а. т. Правила Э. а. т. в полёте и на земле изложены в документации эксплуатационной.

Лит.: Барзилович Е. Ю., Воскобоев В. Ф., Эксплуатация авиационных систем по состоянию, М., 1981; Володко А. М., Основы летной эксплуатации вертолетов, М., 1986.

 

Добрынин Владимир Алексеевич

Родился 1895 - умер 1978

Конструктор СССР авиационных двигателей, доктор технических наук(1960).

Окончил МВТУ(1926). В 1925-1934 году работал в Научном автомоторном институте, ЦИАМ и других организациях.

В 1934-1939 годах - главный конструктор авиамоторного завода им.Фрунзе в Москве. Обеспечивал подготовку двигателей для рекордных беспосадочных перелетов В.П.Чкалова и М.М.Громова на самолете АНТ-25.

В 1939-1941 году заместитель начальника КБ-2 МАИ.

С 1941 года главный конструктор Рыбинского КБ...

Карта Сайта