Алфавитный указатель
Воздушно-реактивный двигатель
воздушно-реактивный двигатель (ВРД) — реактивный двигатель, в котором атмосферный воздух применяется как основное рабочее тело в термодинамическом цикле, а также при создании реактивной тяги двигателя. При использовании химического авиационного топлива кислород, содержащийся в воздухе, является основным окислителем при горении топлива в ВРД. Если источником энергии в ВРД служит, например, ядерная энергия, то теплота к рабочему телу (воздуху) передается с помощью промежуточных теплоносителей или другие способом (см. Авиационная ядерная силовая установка). Термодинамический цикл ВРД в общем случае включает процессы сжатия воздуха, забираемого из атмосферы, подвода теплоты (одно- или многократного) и расширения нагретого газа до атмосферного давления. ВРД по способу сжатия воздуха делятся на компрессорные и бескомпрессорные. У компрессорных ВРД сжатие воздуха осуществляется в воздухозаборнике, а далее механическим компрессором, вращаемым газовой турбиной. Такие ВРД принадлежат к классу газотурбинных двигателей (ГТД). Принципиально возможен привод компрессора от поршневого двигателя внутреннего сгорания (мотокомпрессорный ВРД). К бескомпрессорным ВРД относятся прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) и пульсирующий воздушно-реактивный двигатель. В ПВРД сжатие воздуха осуществляется только за счёт кинетической энергии набегающего потока воздуха. Разновидностью прямоточного ВРД является гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД) со сверхзвуковой скоростью течения воздуха внутри двигателя.
К ГТД прямой реакции относятся одно- и двухконтурный турбореактивные двигатели (ТРД и ТРДД). При использовании форсажных камер сгорания (турбореактивный двигатель с форсажной камерой и турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой) диапазон применения этих двигателей по скорости полёта расширяется. К ВРД по рабочему процессу и конструкции близки авиационного ГТД непрямой реакции: турбовинтовые двигатели (ТВД) и их разновидности — турбовинтовентиляторные двигатели и турбовальные двигатели. Эти двигатели предназначены только для дозвуковых скоростей полёта.
Особый класс образуют комбинированные двигатели, сочетающее элементы ГТД, ракетного двигателя и ПВРД. Области применения ВРД по скорости и высоте полёта показаны на рис. 2.
Идеи создания ВРД различных схем высказывались во второй половине XIX — начале XX вв. В 30‑е гг. начали создаваться экспериментальные образцы ТРД, ПВРД, мотокомпрессорных ВРД. Первые боевые самолёты с турбореактивными двигателями появились в Великобритании и Германии в 1944. Начиная с 50‑х гг. ВРД становится основным типом двигателей самолётов. На некоторых беспилотных летательных аппаратах нашли применение прямоточный воздушно-реактивный двигатель и ракетно-прямоточные двигатели.
Лит.: Теория воздушо-реактивных двигателей, под ред. С. М. Шляхтенко, М., 1975.
Энциклопедия авиации
Уточкин Сергей Исаевич
Уточкин Сергей Исаевич (1876—1915/1916) — один из первых русских лётчиков, воздухоплаватель, известный вело-, мото- и автогонщик. С 1907 летал на воздушном шаре, затем освоил планёр. В 1909 построил самолёт-моноплан, но…
Активный участок
активный участок — участок траектории полёта ракеты-носителя, воздушно-космического самолёта и т. п. летательные аппараты с работающими двигателями. В конце А. у. достигаются заданные скорость и высота полёта и в большинстве случаев запускаемый объект выходит на…
Яценко Владимир Панфилович
Яценко Владимир Панфилович (1892—1964) — советский авиаконструктор, лётчик. Участник Гражданской войны. Окончил Курское императорское реальное училище (1915), МАИ (1932). Конструктор самолётов на предприятиях В. В. Слюсаренко, А. А. Пороховщикова и Ю. А. Меллера. В 20—30‑е гг. работал в конструкторских…
Рд
Рд — 1) распространённое название самолёта АНТ-25 (см. Ту), построенного с целью выполнения рекордных беспосадочных перелётов (РД — рекорд дальности). 2) Обозначение некоторых авиационных двигателей, в их числе: жидкостные ракетные двигатели для экспериментальных самолётов (РД-1 А. М. Исаева…
Барограмма
барограмма (от греческого báros — вес, тяжесть и grámma — запись, написание) полёта — графическая зависимость высоты полета от времени. Название сложилось исторически и объясняется тем, что в лётных испытаниях…
Амет-Хан Султан
Амет-Хан Султан (1920—1971) — советский лётчик, подполковник, заслуженный лётчик-испытатель СССР (1961), дважды Герой Советского Союза (1943, 1945). В Советской Армии с 1939. Окончил военную авиационную школу (1940). Участник Великой Отечественной войны. В ходе…
ХАИ
ХАИ — обозначение самолётов, созданных в 30‑х гг. в Харьковском авиационном институте. В серии строились разработанные под руководством И. Г. Немана пассажирский самолёт ХАИ‑1 и самолёт ХАИ‑5 (разведчик Р‑10, использовавшийся также как пассажирский самолёт под…
Снижение
снижение летательного аппарата — этап полёта, на котором происходит существенное уменьшение высоты полёта. При С. с высоты крейсерского полёта дальность С. может достигать десятков и даже сотен км. Оптимальным по…
Воронежское авиационное производственное объединение
воронежское авиационное производственное объединение — берёт начало от Воронежского авиационного завода №18, который был заложен в 1930 и вступил в строй в 1932. В КБ завода работали А. С. Москалёв, К. А. Калинин. В 1933—1941 на заводе…
- 1
- 2
- 3