Алфавитный указатель
Струйное течение (СТ) в атмосфере
струйное течение (СТ) в атмосфере — сильный узкий поток с почти горизонтальной осью в верхней тропосфере или в стратосфере, характеризующийся большими вертикальными и горизонтальными сдвигами ветра и одним или более максимумами скорости. Обычно длина СТ составляет тысячи км, ширина — сотни км, толщина — несколько км. Вертикальный сдвиг ветра около 5—10 м/с на
Тропосферные С. т. формируются в переходной зоне между высокими холодными циклонами и высокими тёплыми антициклонами в верхней тропосфере, образующими высотные фронтальные зоны. Высотные фронтальные зоны (ВФЗ) могут объединяться, образуя планетарную (сравнимую по размерам с размерами Земли) фронтальную зону. Оси тропосферных С. т. располагаются вблизи тропопаузы и в северном полушарии находятся на высоте 6—8 км над Арктикой, 8—12 км — в умеренных широтах, 12—16 км — в субтропиках. С. т. высоких и средних широт связаны с ВФЗ и атмосферными фронтами; они меняют своё положение вместе с ними. Субтропическое западное С. т. сравнительно устойчиво и сильно. Наиболее мощное на Земле субтропическое С. т. наблюдается в зимнее время над западной частью Тихого океана, где создаются большие контрасты температуры в тропосфере между тёплым воздухом над поверхностью океана и холодным воздухом над восточной Азией.
На картах представлены средние скорости ветра на изобарической поверхности 300 гПа (соответствует высоте около
Стратосферные С. т. расположены выше тропопаузы. Зимние западные С. т. возникают в зоне больших меридиональных градиентов температуры и давления зимнего стратосферного циклона, расположенных между приполюсной областью и более низкими широтами. Ось этого С. т. находится на высоте 50—60 км на широте около 50°, скорость ветра меняется от 180 до
При метеорологическом обеспечении полётов летательных аппаратов прогнозируется положение тропосферных С. т., высоты осей С. т. и максимальная скорость ветра. Эти данные включаются в авиационные прогностические карты барической топографии, вручаемые экипажам воздушных судов.
Энциклопедия авиации
Уиттл (Whittle) Фрэнк
Уиттл (Whittle) Фрэнк (р. 1907) — английский конструктор ТРД. В 1926—28 учился в колледже ВВС, где в дипломной работе рассмотрел самолёты с ГТД. В 1929 поступил в Центральную лётную школу,…
Мыхлик Василий Ильич
Мыхлик Василий Ильич (р. 1922) — советский летчик, полковник, дважды Герой Советского Союза (дважды 1945). В Советской Армии с 1940. Закончил 1 ю Вольскую авиационно-техническую школу имени Ленинского комсомола (1941),…
Отраслевая система технологической подготовки производства
отраслевая система технологической подготовки производства (ОСТПП) — общегосударственная система организации и управления процессом технологической подготовки авиационного производства в России, регламентированная комплексом государственных стандартов. Основная цель ОСТПП — обеспечение необходимых условий для достижения…
Кунгурцев Евгений Максимович
Кунгурцев Евгений Максимович (р. 1921) — советский лётчик, генерал-майор авиации (1964), дважды Герой Советского Союза (дважды 1945). В Советской Армии с 1940. Окончил Балашовскую военную авиационную школу (1942); Военно-воздушную академию…
Лобанов Николай Александрович
Лобанов Николай Александрович (1909—1978) — совеский конструктор, изобретатель и организатор производства парашютной техники, доктор технических наук (1968), мастер спорта СССР (1940). Окончил Московское высшее техническое училище (1937) и Артиллерийскую академию…
Термобарокамера
Термобарокамера (от греч. Thérmē — тепло и барокамера) — камера, в которой при испытаниях авиационных двигателей и их элементов воспроизводятся давление и температура воздуха, соответствующие полётным условиям. Т. — рабочая часть…
Смирнов Алексей Семёнович
Смирнов Алексей Семёнович (1917—1987) — советский лётчик, полковник, дважды Герой Советского Союза (1943, 1945). В Советской Армии с 1938. Окончил военную авиационную школу пилотов (1938), Липецкие высшие офицерские лётно-тактические курсы…
Тагенциальные разрывы
Тагенциальные разрывы в аэро- и гидродинамике — разрывы гидродинамические, в которых отсутствует протекание вещества через поверхность разрыва. Т. р. в отличие от ударных волн всегда отделяют одну часть среды от другой. В Т. р.…
Аварийный барьер
аварийный барьер — устройство, устанавливаемое на палубе авианесущего корабля для торможения корабельного самолёта при посадке в аварийных условиях в случае невозможности использования аэрофинишёра, например, при неисправности тормозного крюка, невозможности повторения захода…
- 1
- 2
- 3