Алфавитный указатель
«Стелс» техника
«стелс» техника (английское Stealth technology, от stealth — скрытность) — термин, используемый с середины 70‑х гг. для обозначения средств и методов уменьшения радиолокационной (РЛ), ИК, оптической и акустической заметности военной техники. Применение «С.» т. предусматривается практически во всех крупных американских и западноевропейских программах создания новых военных самолётов. В начальный период развития авиации предпринимались попытки уменьшить визуальную заметность летательных аппаратов применением прозрачных обшивок, но камуфляжная окраска оказалась более приемлемой. В 60‑х гг. в США были разработаны лёгкие малошумные самолёты воздушного наблюдения. Однако основным современным средством дальнего обнаружения летательных аппаратов в системах ПВО являются радиолокационные станции, и наибольшее внимание уделяется уменьшению радиолокационной заметности летательных аппаратов. Впервые средства уменьшения радиолокационной заметности были использованы фирмой «Локхид» в конце 50‑х гг. при проектировании самолёта A-12 и на его основе разведчика SR-71. Широкомасштабное применение «С.» т. было предпринято фирмами «Локхид» и «Нортроп» в конце 70‑х—80‑х гг. и определило облик разработанных ими ударного самолёта F-117A и стратегического бомбардировщика B-2.
Известны три пути снижения радиолокационной заметности: применение малоотражающих форм, радиопоглощающих материалов (РПМ) и усовершенствованного бортового радиоэлектронного оборудования. К малоотражающим относятся компоновки летательного аппарата с плавным сопряжением элементов конструкции (в частности схема «летающее крыло»), с определённой ориентацией плоских поверхностей (например, «фасеточная» поверхность) и кромок для уменьшения числа максимумов эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) и их вывода из сектора наиболее вероятного облучения, с заделанными щелями на внешней поверхности, с внутренним размещением двигателей, с тоннельными или утопленными воздухозаборниками или воздухозаборниками с экранами и изогнутыми каналами для предотвращения радиолокационного облучения компрессора двигателя, с внутренним или конформным размещением подвесного вооружения. Существует большое многообразие РПМ, обеспечивающих поглощение, рассеяние и интерференцию энергии электромагнитных волн. На летательных аппаратах возможно применение ферромагнитных, резонансных, широкополосных и интерференционных (электрический экран) радиопоглошающих покрытий. Используются конструкционные РПМ и радиопоглощающие конструкции.
Сложную проблему представляет задача подавления излучений бортовых радиоэлектронных систем вследствие того, что любое радиоэлектронное устройство является источником излучения и любая антенна переизлучает часть падающей на неё энергии. Решение заключается в максимальном использовании пассивных оптикоэлектронных обзорно-прицельных систем и неизлучающих навигационных систем (например, астроинерциальных систем), радиолокационных станций с малой вероятностью перехвата сигналов (с пониженной мощностью и временем излучения, изменяемой рабочей частотой, малым уровнем боковых лепестков диаграммы направленности антенны и т. д.), в уменьшении числа бортовых антенн, улучшении обработки данных, автоматизации обнаружения и классификации угрожающих объектов противника, усовершенствовании средств РЭБ.
ИК диапазон является единственным (помимо радиолокационного), в котором в современных условиях возможно надёжное обнаружение целей за пределами визуальной видимости, и снижение ИК заметности представляет собой второе по важности направление «С.» т. Различают по меньшей мере три источника теплового излучения летательного аппарата: элементы двигателя, выхлопные газы двигателя и подвергшийся аэродинамическому нагреванию планёр. ИК заметность снижается экранированием горячих компонентов двигателя (например, применением плоского сопла, уменьшающего сектор обзора внутреннего канала двигателя с задней полусферы), охлаждением и изменением направления выхода газов двигателя, применением присадок к топливу для уменьшения интенсивности ИК излучения или изменения его спектра. Для предотвращения аэродинамического нагревания желателен полёт летательного аппарата с дозвуковой скоростью. Рекомендуется установка систем кондиционирования с замкнутым циклом для предотвращения выделения тепла наружу.
Считается, что «С.» т. является наиболее революционным усовершенствованием в области военной авиации после появления реактивных двигателей и стреловидного крыла. Однако следует иметь в виду, что дальность радиолокационного обнаружения цели пропорциональна корню четвёртой степени из величины ЭПР цели, и даже большое снижение ЭПР даёт сравнительно малое уменьшение дальности обнаружения. Кроме того, использование малоотражающих форм часто требует компромиссов в области аэродинамики летательных аппаратов. Общий недостаток РПМ — относительно невысокая диапазонность, что обусловливает необходимость многослойных покрытий и приводит к увеличению массы летательного аппарата. Исследуются различные системы обнаружения малозаметных летательных аппаратов, в том числе нерадиолокационные (акустические, основанные на регистрации космических лучей и магнитного поля и т. д.). Но основным средством дальнего обнаружения в будущем останутся, как полагают, радиолокационные станции. Изучаются радиолокационные станции следующих типов: сверхширокополосные, метрового, дециметрового и миллиметрового диапазона и загоризонтные, многопозиционные, космического и аэростатного базирования и т. д.
Лит.: Палий А. И., Радиоэлектронная борьба, 2 изд., М., 1989.
Энциклопедия авиации
Крикун Александр Филиппович
Крикун Александр Филиппович (23.03.1909г.— 20.10.1975г.) — советский воздухоплаватель. Окончил Московскую воздухоплавательную школу ГВФ (1936). Выполнял полеты на свободных аэростатах для тренировок лётного состава и научно-исследовательских целей (налетал свыше 2500 ч);…
Ил
Ил — марка самолётов, созданных в ОКБ, возглавлявшемся С. В. Ильюшиным (см. Московский машиностроительный завод имени С. В. Ильюшина). Самолёты, созданные под руководством его преемника Г. В. Новожилова, имеют также марку Ил. ОКБ специализировалось по четырём основным направлениям:…
Запорожское производственное объединение «Моторостроитель»
запорожское производственное объединение «Моторостроитель» — берёт начало от завода в г. Александровске (ныне Запорожье), основанного в 1916 акционерным обществом «Дека». Завод выпускал авиационные двигатели иностранных моделей. В 20—30‑е гг. строил поршневые двигатели М-6, М-11,…
Моторизированный аэростат
моторизированный аэростат — привязной аэростат, который можно трансформировать в дирижабль с целью облегчения перебазирования. В отличие от обычной конструкции привязного аэростата М. а. имеет так называемые планы, состоящие из стабилизаторов…
Чаромский Алексей Дмитриевич
Чаромский Алексей Дмитриевич (1899—1982) — советский конструктор авиационных и танковых дизелей, доктор технических наук (1953), генерал-майор инженерно-технической службы (1944). Участник Октябрьской революции 1917 и Гражданской войны. Окончил Военно-воздушную академию РККА имени…
Уб
Уб (универсальный Березина) — крупнокалиберный пулемёт, созданный М. Е. Березиным. Калибр 12,7 мм, скорострельность 1000 выстрелов в 1 мин, масса пули 48 г, начальник скорость 860 м/с, масса пулемёта 21,5 кг. Принят на вооружение в 1941 и стал одним…
Визир
визир, визирное устройство (немецкое viso, от латинского viso — смотрю), —устройство на борту летательного аппарата для обзора пространства, обнаружения, опознавания и сопровождения земных, надводных и воздушных объектов и целей. В зависимости от используемого…
«КЛМ»
«КЛМ» (KLM, Koninklijke Luchtvaart Maatschappij NV) — национальные авиакомпания Нидерландов. Осуществляет перевозки в страны Европы, Америки, Азии, Африки, а также в Австралию. Основана в 1920, одна из старейших в мире.…
Сопвич, Сопуит (Sopwith), Томас Октейв Мёрдок
Сопвич, Сопуит (Sopwith), Томас Октейв Мёрдок (1888—1989) — один из пионеров авиации в Великобритании. В 1910 получил свидетельство пилота и стал видным лётчиком-спортсменом и испытателем. В 1912 основал лётную школу,…
- 1
- 2
- 3