Алфавитный указатель
Планер
планер (французское planeur, от planer — парить) — 1) безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха с неподвижной несущей поверхностью — крылом для создания аэродинамической подъёмной силы. В свободном полёте П. летит со снижением (планирует) по наклонной траектории под действием собственно веса. Горизонтальный полёт или полёт с набором высоты называется парением и осуществляется благодаря использованию энергии восходящих потоков воздуха (см. Парение планёра).
По назначению П. подразделяются на спортивные, экспериментальные и транспортно-десантные. Спортивные П. могут быть одно- и двухместными, стандартного (размах крыла до
Для взлёта и посадки П. оборудуется лыжным или колёсным шасси (у рекордных П. убираемым). Для взлёта П. используют резиновые амортизаторы, наземные мотолебёдки, автомобили, а также самолёты (наиболее распространённый способ). Балансирные и сверхлёгкие П. взлетают после разбега пилота с возвышенности. Существуют мотопланёры, для автономного старта которых применяются маломощные поршневые или реактивные двигатели. Для изготовления П. используется дерево, дуралюмин, стеклопластики и углепластики. Спортивные П. строят в основном из пластиков. Основные характеристики некоторых спортивных П. приведены в таблице.
Историческая справка. Создание П. и осуществление управляемых полётов на них предшествовали первым удачным полётам самолёта. Эксперименты с П. проводил Дж. Кейли в 1809—1853, опытные полёты на змеях-П. на расстояние до
Широкий размах планёростроение получило в СССР в 20—30‑х гг. Лучшие П. в этот период были созданы конструкторами О. К. Антоновым, К. К. Арцеуловым, В. К. Грибовским, Г. Ф. Грошевым, В. И. Емельяновым, С. В. Ильюшиным, С. П. Королёвым, В. С. Пышновым, М. К. Тихонравовым, Б. Н. Шереметевым, А. С. Яковлевым и другими. П. И. Гроховскому принадлежит идея использования П. для десантных целей. В 1932 был построен первый в мире 18-местный десантный П. «Яков Алкснис» конструкции Б. Д. Урлапова. В опытном конструкторском бюро Гроховского в 1935 был построен надувной резиновый одноместный П. Во время Великой Отечественной войны для десантирования и для снабжения партизан применялись П. А-7 конструкции Антонова, Гр-29 — Грибовского, КЦ-20 — Д. Н. Колесникова и П. В. Цыбина. В 1942 Антоновым был разработан П. КТ («Крылья танка») для транспортировки лёгких танков. Во время Второй мировой войны в США, Великобритании, Германии и Японии также использовались десантные многоместные П. После войны десантные П. строились и были на вооружении во многие странах (в СССР — Ил-32, Як-14, Ц-25). С появлением тяжёлых транспортных самолётов и вертолётов десантные П. утратили свою роль.
В 60—70‑х гг. широкое использование ламинарных профилей крыла и появление новых полимерных материалов позволило резко улучшить летно-технические данные спортивных П. (конструкций Антонова, Б. О. Карвялиса, Б. И. Ошкиниса). Первый в СССР стеклопластиковый П. БК-7 был создан Карвялисом в 1972.
2) Конструкция летательного аппарата (без двигателей, оборудования, вооружения).
Лит.: Шереметев Б. Н., Планеры, М., 1959; Костенко И. К., Сидоров О. А., Шереметев Б. Н., Зарубежные планеры, М., 1959; Замятин Б. М., Планеры н планеризм, М., 1974; Красильников А. П., Планеры СССР, М., 1991.
А. А. Бадягин, Ю. В. Макаров.
Табл. — Характеристики одноместных спортивных планеров
Планёр
|
Страна, год создания
|
Размах крыла, м
|
Площадь крыла, м2
|
Удлинение крыла
|
Взлётная масса, кг
|
Масса пустого планёра, кг
|
Максимальное аэродинамическое качество (Kmax)
|
Скорость полета при Kmax, км/ч
|
ЛАК-12 «Литва» |
СССР, 1979
|
20,42
|
14,63
|
28,5
|
650
|
340
|
48
|
113
|
SZD-42 «Янтарь-2» |
Польша, 1976
|
20,5
|
14,24
|
29,2
|
450
|
250
|
48
|
90
|
«Нимбус-30» |
ФРГ, 1986
|
24,6
|
16,85
|
36,0
|
750
|
400
|
57
|
125
|
JP-15/38 «Кармам» |
Франция, 1979
|
15,0
|
11,0
|
20,6
|
420
|
210
|
38
|
100
|
MG-3-15L «Кондор» |
Италия, 1979
|
15,0
|
11,25
|
20,0
|
510
|
340
|
42
|
115
|
SCHEMPP-NIRTH "VENTUS"
|
ФРГ, 1987
|
15.0
|
9,49
|
23,6
|
430
|
215
|
44
|
95
|
Энциклопедия авиации
Полбин Иван Семёнович
Полбин Иван Семёнович (1905—1945) — советский лётчик, дважды Герой Советского Союза (1942, 1945, посмертно), генерал-майор авиации (1943). В Красной Армии с 1927. Окончил Оренбургскую военную школу лётчиков (1931). Участник боёв…
Втулка несущего винта
втулка несущего винта — основной агрегат несущего винта; предназначается для крепления лопастей, передачи крутящего момента от вала главного редуктора к лопастям, а также для восприятия и передачи на фюзеляж аэродинамических сил,…
Противовоздушная оборона
противовоздушная оборона (ПВО) — совокупность общегосударственных мероприятий и боевых действий войск (сил), проводимых в целях защиты административно-политических, промышленно-экономических центров и районов страны, группировок вооруженных сил, важных военных и других объектов от…
Конструкторское бюро химавтоматики
конструкторское бюро химавтоматики — берёт начало от ОКБ-296, образованного в октябре 1941 в г. Бердске Новосибирской области в результате эвакуации туда завода №296 из Харькова и части ОКБ завода №33…
Пилатр де Розье (Pilatre de Rosier) Жан Франсуа
Пилатр де Розье (Pilatre de Rosier) Жан Франсуа (1756—85) — французский воздухоплаватель, физик и химик. 21 ноября 1783 вместе с армейским офицером маркизом Ф. д'Арландом совершил полёт на тепловом аэростате…
Катапультирование
катапультирование — процесс выбрасывания, принудительного направленного отделения от летательного аппарата (обычно выстреливания) катапультного кресла или кабины отделяемой с целью аварийного покидания летательного аппарата членами его экипажа. При этом отделяемой части или…
Горючее
горючее — компонент топлива, подвергающийся окислению в процессе сгорания в камере воздушно-реактивного двигателя или жидкостного ракетного двигателя. Эффективность Г. определяется теплопроизводительностью Г. и физическими свойствами продуктов сгорания (молярной массой, теплоёмкостью и др.).…
Грибовский Владислав Константинович
Грибовский Владислав Константинович (1899—1977) — советский военный лётчик и авиаконструктор, полковник. Окончил Петроградские артиллерийские курсы командного состава РККА (1920), Егорьевскую теоретическую школу лётчиков (1921), 1‑ю Московскую высшую школу военных лётчиков (1923),…
«Аэролинеас архентинас»
«Аэролинеас архентинас» (Аегоlineas Argentinas) — национальная авиакомпания Аргентины. Осуществляет перевозки в страны Западной Европы, Америки, Азии, Африки и в Новую Зеландию. Основана в 1949. В 1989 перевезла 3,7 миллиона пассажиров,…
- 1
- 2
- 3