Алфавитный указатель
Передаточное отношение
передаточное отношение в системе управления — отношение приращения угла отклонения (d, рад) руля управления к приращению перемещения (x, м) рычага управления (РУ) лётчиком: kш = dd/dx. П. о. может быть постоянным или переменным по перемещению РУ или по режимам полёта. Изменение kш необходимо для обеспечения приемлемых характеристик управляемости (например, обеспечение потребных перемещений РУ на единицу нормальной перегрузки или угловой скорости крена) или для ограничения отклонения рулей по условиям прочности (например, уменьшение отклонения руля направления с увеличением скорости полёта).
В системах управления с механической проводкой управления применяются несколько типов устройств изменения kш. К простейшим устройствам относится механизм нелинейной передачи от РУ к рулю. Механизм нелинейной передачи обеспечивает малое отклонение руля вблизи нейтрального положения РУ (kш min) и большое отклонение при крайних его положениях (kш mах). Устройства другого типа производят однократное дискретное изменение kш, например, после взлёта и перед посадкой самолёта по сигналам уборки или выпуска шасси или закрылков. Применение указанных простейших устройств регулирования kш не позволяет обеспечить оптимальные характеристики управляемости во всём диапазоне режимов полёта летательного аппарата, особенно для управления продольным движением. Поэтому в системах управления этим движением применяются более сложные устройства регулирования kш — автоматы П. о., изменяющие kш в зависимости от режимов полёта, например, скорости V, высоты полёта Н, так называемого балансировочного отклонения руля dбал (см. Балансировка). Такой автомат может обеспечить практически постоянное перемещение РУ на единицу нормальной перегрузки. Наибольшее распространение в системах управления продольным движением получили две основные схемы автоматов регулирования kш. В первой схеме с помощью обычно электромеханического привода изменяется плечо в одном из звеньев механической проводки по сигналам вычислителя kш. В другой схеме регулирование kш осуществляется суммированием движения механической проводки и выходного элемента последовательного сервопривода. В этой схеме в вычислитель дополнительно вводится сигнал от датчика перемещений РУ. При значительном диапазоне изменения kш (более чем в 2,5 раза) требуются специальные меры обеспечения надёжности таких устройств (например, резервирование). Другое название П. о. — коэффициент передачи.
Энциклопедия авиации
Скос потока
скос потока — отклонение вектора местной скорости набегающего потока от направления невозмущенного потока, обусловленное приращениями скорости при обтекании тела. В теоретической и прикладной аэродинамике в основном рассматривают С. п. в вертикальном и горизонтальной…
Решетчатые крылья
решетчатые крылья — несущие, стабилизирующие или управляющие поверхности, представляющие собой совокупность «планов» обычно одинакового профиля (см. Профиль крыла) и расположения (см., например, Решётка профилей). Р. к. явились развитием идеи строительства полипланов, для которых,…
Элероны
Элероны (франц. aileron, уменьшительное от aile — крыло) — аэродинамические органы управления движением крена. Э. представляют собой подвижные части крыла, располагаемые обычно в его концевых частях и отклоняемые одновременно в противоположные стороны.…
Анохин Сергей Николаевич
Анохин Сергей Николаевич (1910—1986) — советский лётчик-испытатель, полковник, заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959), заслуженный мастер спорта СССР (1950), Герой Советского Союза (1953). Участник Великой Отечественной войны. Окончил Высшую лётно-планёрную школу в…
Ньютон (Newton) Исаак
Ньютон (Newton) Исаак (1643—1727) — английский учёный, физик и математик, член Лондонского королевского общества (с 1672) и его президент (с 1703). Сформулировал 3 знаменитые «аксиомы, или законы движения», составившие основу…
Жизненный цикл
жизненный цикл летательного аппарата — совокупность взаимосвязанных во времени процессов последовательного изменения состояния летательного аппарата, начиная с исследования и обоснования создания летательного аппарата до снятия его с эксплуатации. Ж. ц. включает в…
Соловьев Евгений Степанович
Соловьев Евгений Степанович (1931—1978) — советский лётчик-испытатель, заслуженный летчик-испытатель СССР (1973), Герой Советского Союза (1966). Окончил Чугуевское (Харьковское) высшее авиационное училище лётчиков (1952). Работал лётчиком-инструктором, служил в частях ВВС. В…
М
М — 1) марка (или первая буква в марке) самолётов «морского» назначения (гидросамолёты и самолёты-амфибии). Например, М-5, М-9, М-24 Д. П. Григоровича; М-10, М-12, МБР-2 (морской ближний разведчик) Г. М. Бериева; МТБ-2 (АНТ-44) — морской тяжёлый бомбардировщик…
Рафаэлянц Арам Назарович
Рафаэлянц Арам Назарович (1897—1960) — советский авиаконструктор. После окончания Николаевского городского училища (1915) работал в четвертом Кавказском авиаотряде (1916—1919). Участник Гражданской войны. В 1922 поступил в Академию Воздушного Флота имени…
- 1
- 2
- 3