Спонсоры проекта:

Алфавитный указатель

Дестабилизатор

дестабилизатор — горизонтальное оперение, устанавливаемое перед крылом и предназначаемое для обеспечения или улучшения продольной управляемости летательного аппарата. В отличие от стабилизатора Д. уменьшает запас продольной статической устойчивости (отсюда название; см. Степень устойчивости) . Обычно Д. применяется на сверхзвуковых летательных аппаратах схемы «утка» и, как правило, является органом управления продольным движением (иногда дополнительно к основным органам управления — элевонам). Д. может быть фиксированным или управляемым (используется как для балансировки, так и для управления летательным аппаратом). Управление летательным аппаратом осуществляется с большими скоростями перекладки (отклонения) Д. (10° в 1 с и более) от штурвала или ручки управления. На тяжёлых (неманёвренных) самолётах Д. обычно используется только для балансировки и называется балансировочным или триммируемым (см. Триммер). В этом случае Д. управляется от специальной кнопки и отклоняется с небольшими скоростями (0,2—0,5° в 1 с).

Д. увеличивает эффективность органов управления продольным движением, улучшает манёвренность летательного аппарата, продольную управляемость на больших углах атаки. Балансировка статически устойчивого летательного аппарата нормальной аэродинамической схемы осуществляется, как правило, при отрицательной подъёмной силе стабилизатора, что уменьшает общую подъёмную силу летательного аппарата. В схеме же с Д. создаваемая им балансировочная сила направлена вверх, то есть суммарная подъёмная сила может увеличиваться. Самолёты с Д. по сравнению с самолётами схемы «бесхвостка» могут иметь больший коэффициент подъёмной силы на режимах взлёта и посадки и, следовательно, лучшие взлётно-посадочные характеристики. В зависимости от типа летательного аппарата площадь Д. изменяется в широких пределах, доходя до 25% площади крыла.

Энциклопедия авиации

Карта Сайта