Спонсоры проекта:

Алфавитный указатель

Дельтаплан

дельтаплан — планёр с балансирным управлением и гибким крылом, имеющим в плане вид буквы ∆. Состоит из каркаса, выполненного из труб диаметр 30—45 мм, на который натянута герметичная ткань (лавсан, дакрон). Ткань может быть подкреплена «латами» для придания ей соответствующего профиля. Поверхность крыла в полёте имеет вид двух конический поверхностей, совмещённых у вершины. В точке пересечения килевой и поперечной балок крепится подвесная система пилота, обеспечивающая его расположение сидя или лёжа. Подвесная система обеспечивает свободное перемещение пилота относительно трапеции, выполняющей роль ручки управления.

Идея создания балансирного планёра и её реализация принадлежат О. Лилиенталю.

Параметры его сборно-разборного планёра, созданного в 1891, а также его складывающаяся конструкция соответствуют современным, (масса 20 кг, размах крыла 6,7 м, площадь 13 м2). Балансирные планеры того времени и последующие имели недостаточную управляемость и были сложными в приобретении навыков пилотирования, так как пилот держался в вырезе крыла на локтях к предплечьях. Полёты на воздушных змеях (которые можно считать разновидностью Д.), буксируемых повозкой или судном, известны с начала XX в. В 1962 австралийские воднолыжники стали применять их для буксировки за канатом. Змеи имели различные формы: многоугольные, коробчатые, в виде звезды и т. п. Но наилучшей оказалась конструкция, запатентованная Ф. Рогалло (1951, США). Гибридное крыло Рогалло имело трапецию, обладало хорошей устойчивостью и довольно высоким для змеев аэродинамическим качеством (3,5—4).

Крыло современного Д. имеет значительное удлинение оптимальный аэродинамический профиль и аэродинамическое качество Д. достигает 12—14, масса конструкции 7—40 кг, нагрузка на крыло 5—6 кг/м2, диапазон скоростей полёта 25—90 км/ч. Получили распространение мотодельтапланы, оснащённые небольшим двигателем (10—15 кВт) для автономного взлёта и набора высоты. На Киевском механическом заводе имени О. К. Антонова создан Д. «Славутич-УТ» который принят к серийному производству.

Лит.: Вейгелин К. Е., Очерки по истории летного дела, кн. 1, М., 1940; Жеглов В. А., Рыбкин В. Б., Мацепуро О. В., Учись летать на дельтаплане, М,. 1960; Козьмин В. В., Кротов И. В., Дельтапланы, 2 изд., М., 1989.

Энциклопедия авиации

Карта Сайта