Алфавитный указатель
Ан
- Подробности
- Родительская категория: Энциклопедия авиации
Ан — марка самолётов, созданных в опытн конструкторское бюро под руководством О. К. Антонова (см. Киевский механический завод имени О. К. Антонова). Самолёты, разработанные под руководител его преемника П. В. Балабуева, имеют также марку АН. Опытное конструкторское бюро специализировалось в четырёх основных направлениях: создание транспортных (грузовых), многоцелевых, пассажирских самолётов, а также планеров и дельтапланов. Основные данные некоторых самолётов опытн конструкторское бюро приведены в таблицах 1 и 2.
Развитие опытн конструкторское бюро началось с разработки многоцелевого самолёта Ан-2 (рис. 2 и рис. в таблице XXIV), которая была начата Антоновым в 1940, но только в 1946 было получено задание на проектирование сельскохозяйственного самолёта. Однако уже следующий самолёт Ан-8 (рис. 3 и рис. в таблице XXVI) определил главное направление работы опытного конструкторского бюро — разработку специализированных транспортных самолётов, приспособленных для перевозки и парашютного десантирования крупногабаритных грузов и самоходной техники, а также иарашютистов-десантников. Ан-8 с двумя турбовинтовыми двигателями АИ-20Д — первый в СССР специализированный транспортный самолёт, на котором отработана схема транспортного самолёта, ставшая классической: высокоплан с двигателями на крыле, шасси с малой колеёй в специальн обтекателях по бортам фюзеляжа. В кормовой части фюзеляжа расположена кабина стрелка, оборудованная башней со спаренными пушками калибра
Сразу после создания Ан-8 начались работы над пассажирским самолётом Ан-10 (рис. 4 и рис. в таблице XXVI) и его военно-транспортной модификацией — самолётом Ан-12 с четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20. Решалась задача создания двух четырёхдвигательных самолётов различного назначения на общей основе, отличающихся только формами хвостовой части фюзеляжа и оборудованием, Был принят сравнительно большой для того времени диаметр фюзеляжа — 4,1 м, обеспечивающий свободное размещение 100 пассажиров, а в грузовом помещении — боевой и инженерной техники. Ан-12 стал основным самолётом военн-транспортной авиации СССР. Идея фюзеляжа с приподнятой хвостовой частью и люком больших размеров, впервые реализованная в СССР на самолётах АН, и большой диапазон центровок в пределах от 8 до 45% средней аэродинамической хорды обеспечили самолёту возможность сброса больших грузов при помощи вытяжных парашютов. В кормовой части фюзеляжа расположена бронированная кабина стрелка и башня с двумя скорострельными пушками калибра
Ан-22 «Антей» (рис. 5 и рис. в таблице XXVIII) с четырьмя турбовинтовыми двигателями НК-12МА предназначен для перевозки тяжёлой крупногабаритной техники на большие расстояния. Ан-22 — первый в мире широкофюзеляжный и крупнейший для своего времени самолёт. Конструктивные особенности самолёта — двухкилевое оперение, значительный вырез под грузовой люк размерами 4,4*16 м; соосные воздушные винты с коэффициентом полезного действия, превышающим 90%.
Основные опоры шасси, включающие по три самрстоятельные стойки с рычажной подвеской колёс (диаметр 1,72 м) с изменяемым давлением в пневматиках на земле и в воздухе, позволяют осуществлять посадку на грунтовые и заснеженные аэродромы. Ан-22 оснащён наклонной трап-рампой, устанавливаемой на различн уровнях (от земли до погрузочной эстакады или кузова грузового автомобиля), двумя мостовыми кранами грузоподъёмностью по 10 т. При создании Ан-22 разработано бустерно-серворулевое управление, обеспечивающее высокую степень безопасности полёта и позволяющее переходить на ручное управление при отказе бустерной системы. Создана конструкция и отработана технология клеесварных и клееклёпаных панелей; конструкция силовых деталей из монолитных крупногабаритных штамповок из алюминиевый сплава. Сконструировано многостоечное многоколёсное шасси повышенной проходимости, позволяющее осуществлять посадку в случае разрушения отдельных амортизационных стоек или пневматиков или невыпуска до двух стоек перед посадкой. Создана система электроснабжения трёхфазным током стабильной частоты без приводов постоянной частоты вращения генераторов. Ан-22 широко используется в народном хозяйстве. Применение его в районе Тюмени позволило сократить на год освоение нефтяных источников. На самолёте установлен 41 мировой рекорд.
Ан-26 — транспортный вариант пассажирского самолёта Ан-24 (см. ниже), предназначен для перевозки грузов и техники на линиях малой и средней протяжённости. Отличается от Ан-24 наличием в хвостовой части фюзеляжа большого грузового люка, транспортёра и тали в грузовой кабине, двигателями повышенной мощности. Для Ан-26 разработана оригинальная универсальная трап-рампа (закрывающая в полёте грузовой люк), отклоняющаяся на землю для погрузки колёсной техники и убирающаяся под фюзеляж при загрузке самолёта с борта автомобиля или при сбрасывании грузов на парашютах. Модификации самолёта: Ан-26Ш — учебно-штурманский (первый полёт в 1975), Ан-26Б — грузовой самолёт для гражданск авиации (1978), Ан-26М — самолёт для проведения peaнимационно-хирургических мероприятий на земле и в полёте (1980). Ан-26 широко применяется в военно-воздушных силах и гражданской авиации; экспортирован в 26 стран.
Ан-32 с двумя турбовинтовыми двигателями АИ-20М разработан на базе самолёта Ан-26 для эксплуатации в условиях жаркого климата и высокогорных аэродромов. Отличается от Ан-26 более мощными двигателями, эффективными закрылками, добавлением автоматических предкрылков, возможностью десантирования платформ с техникой массой до 3 т. Самолёт строился серийно.
Ан-72 (рис. 7 и рис. в таблице XXIX) с двумя турбореактивными двухконтурными двигателями Д-36 — первый в СССР транспортный самолёт укороченного взлёта и посадки. Он предназначен для эксплуатации на необорудованных площадках длиной
Широкое применение в конструкции композиционных материалов привело к снижению массы пустого самолёта; тщательная эргономическая отработка кабины экипажа позволила исключить из состава экипажа штурмана. При разработке самолёта использовалась система автоматизированного проектирования. Ан-72 выпускается серийно. На самолёте установлено 20 мировых рекордов. На основе Ан-72 разработана его модификация Ан-74 (первый полёт в 1983), имеющая самостоятельное значение. Ан-74 — первый в СССР специальный самолёт для применения в условиях Арктики и Антарктиды. В отличие от Ан-72 может эксплуатироваться в труднодоступных районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. На лыжном шасси он способен совершать посадку и взлетать на заснеженных аэродромах с глубиной целинного снега до
Ан-124 «Руслан» (рис. 8 и рис. в таблице XXIX) с четырьмя турбореактивными двухконтурными двигателями Д-18T — тяжёлый широкофюзеляжный транспортный самолёт, предназначен для доставки на большие расстояния крупногабаритных грузов. При создании самолёта впервые в СССР применено относительно толстое (12%) стреловидное крыло суперкритического профиля, что в сочетании с тщательной отработкой формы фюзеляжа обеспечило получение высокого аэродинамического качества и, следовательно, большой дальности полёта. Для уменьшения балансировочного сопротивления самолёт спроектирован с малым запасом статической устойчивости и снабжён системой её улучшения. Высокое весовое совершенство самолёта и технологичность его производства достигнуты в результате использования прессов, панелей крыла длиной
Ан-225 «Мрия» — сверхтяжёлый транспортный самолёт (рис. 9 и 15). Создание его является дальнейшим развитием средств воздушн перевозок: грузы на нём могут размешаться не только в фюзеляже, но и на внешних узлах над фюзеляжем. Самолёт предназначен для транспортировки изделий обшей массой до 250 т, диаметром до
Второе направление деятельности опытного конструкторского бюро — создание многоцелевых самолётов, которые могут быть легко переоборудованы в различные варианты: пассажирский, грузовой, десантный, санитарный и др.
Ан-2 с поршневым двигателем АШ-62ИР выполнен по схеме расчалочного биплана с однокилевым оперением и неубирающимся шасси. Развитая механизация крыльев, шасси с большим ходом амортизации и пневматиками низкого давления в сочетании с отличной управляемостью обеспечили самолёту высокие взлётно-посадочные характеристики и возможность применения на неподготовленной местности. Конструкция металлическая с полотняной обшивкой крыльев и рулей. Схема биплана, как показало время, не устарела. Ан-2 выпускается серийно более 40 лет, что само по себе является рекордом. До 1992 построено свыше 15 тысяч самолётов в СССР, Польше и КНР. Ан-2 экспортирован в 17 стран.
На основе Ан-2 созданы многочисленные модификации: пассажирский и грузовой (первый полёт в 1948) со складными сиденьями вдоль бортов на 12 человек; санитарный (1953) на шесть лежачих больных с двумя сопровождающими медработниками; зондировщик атмосферы с турбокомпрессором и кабиной наблюдателя перед килем (на нём установлен рекорд высоты); поплавковый вариант для озёрных и речных авиалиний (1949); лесопожарный самолёт (1962) на поплавках, специальные отсеки которых при разбеге наполняются водой (до
Ан-3 (1980) — специализированный сельскохозяйственный самолёт с ТВД-20 (модификация Ан-2, имеющая самостоятельное значение). Внешне отличается формой носовой части фюзеляжа. Самолёт одноместный, кабина пилота отделена от грузового помещения и оборудована полноценной системой кондиционирования. На Ан-3 установлено новое высокопроизводительное сельскохозяйственное оборудование. Улучшена экономичность. Ан-3 может использоваться на всех видах работ в народном хозяйстве, на которых применяется Ан-2.
Ан-14 (рис. 10 и рис. в таблице XXVI) с двумя поршневыми двигателями АИ-14ЧР положил начало работам опытного конструкторского бюро по созданию самолётов короткого взлёта и посадки. Самолёт рассчитан на перевозку семи пассажиров либо трёх лежачих больных с сопровождающим медработником и предназначен для полётов на небольшие расстояния. Короткий взлёт и посадку самолёту обеспечили подкосное крыло большого удлинения с малой удельной нагрузкой, двухщелевые закрылки и зависающие элероны, эффективное на малых скоростях полёта двойное вертикальное оперение, автоматические предкрылки по всему размаху. Самолёт применялся в Советской Армии как связной, штабной, грузовой и в других вариантах. Построено свыше 300 экземпляров.
АН-14 послужил основой для создания Ан-28 (рис. 11 и рис. в таблице XXIX), на котором установлены экономичные газотурбинные двигатели средней мощности ТВД-10Б. Появление самолёта Ан-28 вызвано необходимостью расширения области применения транспортной авиации в пределах области и района (вплоть до села), доставки пассажиров и грузов в аэропорты, из которых совершают полеты скоростные самолёты. Ан-28 способен взлетать с необорудованных грунтовых аэродромов длиной
Третье направление деятельности опытного конструкторского бюро — разработка пассажирских самолётов АН-10 с четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20К — пассажирский самолёт для перевозки 100 пассажиров на воздушн линиях средней протяжённости. Хорошие взлётно-посадочные характеристики, шасси большой проходимости с пневматиками низкого давления позволили эксплуатировать самолёт на грунтовых аэродромах. Несмотря на значительный диаметр фюзеляжа (4,1 м), аэродинамическая компоновка позволила самолёту достичь максимальную крейсерскую скорость
Ан-24 (рис. 12 и рис. в таблице XXVI) с двумя турбовинтовыми двигателями АИ-24 — первый в СССР самолёт с газотурбинным двигателем для местных воздушных линий. Ан-24 создан для замены самолётов с поршневыми двигателями(Ли-2 и др.). Особенности самолёта: фюзеляж из панелей клеесварной конструкции; центроплан из монолитных прессов, панелей и лонжеронов; нижняя обшивка фюзеляжа из диметаллических (алюминий — титан) листов; микроэжекторная воздушно-тепловая противообледенительная система; в гондоле правого двигателя установлен дополнительный (разгонный) турбореактивный двигатель РУ19-300 (см. AM) для автономного запуска двигателей и повышения энерговооружённости самолёта на взлёте. Основная задача при проектировании — обеспечение эксплуатации с грунтовых аэродромов местных воздушных линий и высокой весовой эффективности. Одновременно выпускались модификации: Ан-24 «Торос» (1967) и «Нить» (1978) — для ледовой разведки; Ан-24ПС (поисково-спасательный, 1968) — для оказания помощи экипажам самолётов и вертолётов, терпящих бедствие на суше и на море; Ан-24ЛП (лесопожарный, 1972) — для ведения патрульной службы и доставки к месту пожара парашютистов с необходимым оборудованием; Ан-24УШ (учебно-штурманский, 1970), Ан-24ШТ (1969) — административный вариант; Ан-24Т (1965) — грузовой самолёт с люком в нижней задней части фюзеляжа и др. (всего 29 модификаций). Ввод в эксплуатацию самолёта позволил расширить сеть местных воздушных линий средней и малой протяжённости. На Ан-24 достигнут ресурс в 35 тысяч полётов или 50 тысяч ч. 218 самолётов Ан-24 экспортировано в 23 страны. На самолёте установлен 71 мировой рекорд. Базовый Ан-24 послужил основой для создания ряда модификаций, имеющих самостоятельное назначение — АН-26, Ан-30 и Ан-32.
Ан-30 (первый полёт в 1967) создан в творческом содружестве с КБ Г. М. Бериева и предназначен для аэрофотосъёмки и других видов работ. В отличие от Ан-24 в носовой части Ан-30 оборудована застекленная кабина штурмана, а в фюзеляже над фотолюками установлено пять аэрофотоаппаратов для плановой и перспективной съёмок в масштабах от 1:5000 до 1:200000. Оборудовано помещение для обработки фотоматериалов. Самолёт позволяет производить аэрофотосъёмку непрерывно в течение 5 ч, фотографируя за 1 ч 5000 км2 земной поверхности. Ан-30 экспортирован в 7 стран. Ан-30М — вариант серийного аэрофотосъёмочного самолёта — предназначен для защиты какой-либо территории или объекта, например, крупного промышленн города, от чрезмерных атмосферных осадков путём обработки облаков гранулированной углекислотой или йодистым серебром. Самолёт может быть использован и для вызывания атмосферных осадков с целью орошения сельскохозяйственных угодий, увеличения снежного покрова, борьбы с лесными пожарами. На Ан-30М оборудованы рабочие места операторов, установлены контейнеры с метеопатронами и пр.
Одновременно с разработкой самолётов в опытном конструкторском бюро создавались безмоторные летательные аппараты. Планёр-паритель А-9 (1948, рис. 13) — одноместный среднеплан деревянной конструкции. На нём установлены один мировой и 13 всесоюзных рекордов. Построено 100 экземпляров. Планёр-паритель А-10 (1951) — двухместный среднеплан деревянной конструкции (пассажир располагается спнной к лётчику). На нём установлены 4 мировых и 7 всесоюзных рекордов. Тренировочный планёр-паритель А-11 (1957) — одноместный цельнометаллический среднеплан с V-образным оперением. Построено 200 экземпляров. Планёр для высшего пилотажа A-13 (1957) — одноместный цельнометаллический среднеплан с V-образным оперением, Построено 200 экземпляров. Планёр-паритель А-15 (1960, рис. 14) — одноместный цельнометаллический среднеплан с V-образным оперением. На нём установлены 4 мировых и 26 всесоюзных рекордов. В опытном конструкторском бюро создан ряд дельтапланов: учебно-тренировочный «Славутич-УТ» (1979), «Славутич-спорт» для участия в соревнованиях (1980), моторизованный «Славутич-мото» (1982).
Лит.: Самолеты конструкции О. К. Антонова, Киев, 1977; Антонов О. К., Десять раз сначала, 3 изд., Киев, 1981; его же, Планеры, Самолеты, Киев, 1990.
Табл. 1 — Транспортные самолёты Киевского механического завода им. О. К. Антонова
Основные данные
|
Ан-8
|
Ан-12
|
Ан-22
|
Ак-26
|
Ан-32
|
ан -72
|
Ан-124
|
Ан-225
|
Первым полёт, год
|
1956
|
1957
|
1965
|
1969
|
1976
|
1977
|
1982
|
1988
|
Начало серийного производства, год
|
1958
|
1959
|
1968
|
1970
|
1982
|
1984
|
1984
|
-
|
Число, тип и марка двигателей
|
2 ТВД АИ-20Д
|
4 ТВД АИ-20М
|
4 ТВД НК-12МА
|
2 ТВД АИ-24ВТ + + 1 ТРД РУ 19-300
|
2 ТВД АИ-20М
|
2 ТРДД Д-36
|
4 ТРДД Д-18Т
|
6 ТРДД Д-16Т
|
Мощность двигателя, кВт
|
3810
|
3130
|
11000
|
2070
|
3130
|
-
|
-
|
-
|
Тяга двигателя, кН
|
-
|
-
|
-
|
8*
|
-
|
63,7
|
230
|
230
|
Длина самолёта, м
|
30,74
|
33,1
|
57,3
|
23,8
|
23,8
|
28,07
|
69,1
|
84
|
Высота самолёта, м
|
10,04
|
10,53
|
12,5
|
8,6
|
8,6
|
8,25
|
21,1
|
18,1
|
Размах крыла. м
|
37
|
38
|
64,4
|
29,2
|
29,2
|
31,81
|
73,6
|
88,4
|
Площадь крыла, м2
|
117,2
|
121,73
|
345
|
74,98
|
74,98
|
99
|
628
|
905
|
Диаметр фюзеляжа, м
|
-
|
4,1
|
6
|
2,9
|
2,9
|
3,1
|
-
|
-
|
Колея шасси, м
|
4,45
|
5,42
|
7,95
|
7,9
|
7,9
|
4,15
|
8
|
8
|
Размеры грузовой кабины, м:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
длина
|
11
|
13,5
|
33
|
11,5
|
12,5
|
10,5
|
36,5
|
43,3
|
ширина
|
3.6
|
3,5
|
4,4
|
2,78
|
2,78
|
2,15
|
6,4
|
6,4
|
высота
|
2,9
|
2,6
|
4,4
|
1,84
|
1,8
|
2,2
|
4,4
|
4,4
|
Взлётная масса, т
|
38
|
61
|
225
|
24
|
27
|
33,5
|
405
|
600
|
Масса снаряжённого самолёта, т
|
25,6
|
37,3
|
120
|
16
|
17,8
|
-
|
-
|
-
|
Максимальная десантная нагрузка, т
|
11
|
20
|
60
|
5,5
|
6,7
|
10
|
150
|
250**
|
Дальность полета при максимальной нагрузке, км
|
850
|
750
|
3100
|
760
|
650
|
1000
|
4500
|
4500***
|
Десантная нагрузка при увеличенном запасе топлива, т
|
2,7
|
10
|
40
|
2,8
|
3,9
|
7,5
|
-
|
-
|
Дальность полёта при увеличенном запасе топлива, км
|
4400
|
3350
|
5250
|
2220
|
2100
|
2000
|
-
|
-
|
Максимальная дальность полёта, км
|
-
|
-
|
9000
|
-
|
-
|
-
|
-
|
14700
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
520
|
550
|
550
|
420
|
500
|
720
|
800—850
|
700—860
|
Экипаж,. чел.
|
5
|
6
|
6
|
5
|
5
|
3
|
6
|
6
|
* Для повышения ресурса двигателя максимальная тяга (8,83 кН) не используется.
** Коммерческая нагрузка. *** При коммерческой нагрузке 200 т внутри фюзеляжа.
Таблица 2 — Многоцелевые и пассажирские самолеты Киевского механического завода имени О. К. Антонова
Основные данные
|
Многоцелевые
|
Пассажирские
|
|||
Ан-2
|
ан-14
|
Ан-28
|
Ан-10
|
Ан-24
|
|
Первый полёт, год
|
1947
|
1958
|
1975
|
1957
|
1959
|
Начало серийного производства, год
|
1949
|
1965
|
1984
|
1959
|
1962
|
Число, тип и марка двигателей
|
1 ПД АШ-62ИР
|
2 ПД АИ-14ЧР
|
2 ТВД ТВД-10Б
|
4 ТВД АИ-20К
|
2 ТВД АИ-24 + 1 ТРД РУ19-300
|
Мощность двигателя, кВт
|
735
|
257
|
706
|
2940
|
1880
|
Тяга двигателя, кН
|
-
|
-
|
-
|
-
|
8*
|
Длина самолёта, м
|
12,73
|
11,31
|
12,97
|
34
|
23,63
|
Высота самолёта, м
|
4,13
|
4,63
|
4,5
|
9,03
|
8,32
|
Размах крыла, м
|
18,19
|
21,99
|
22,06
|
38
|
29,2
|
Площадь крыла, м2
|
71,5
|
39,72
|
39,81
|
121,73
|
74,98
|
Диаметр фюзеляжа, м
|
-
|
-
|
-
|
4,1
|
2,9
|
Колея шасси, м
|
3,36
|
3,6
|
3,54
|
5,42
|
7,9
|
Размеры грузовой кабины, м:
|
|
|
|
|
|
длина
|
4,1
|
3,1
|
5,3
|
-
|
-
|
ширина
|
1,6
|
1,53
|
1,53
|
-
|
-
|
высота
|
1,8
|
1,6
|
1,6
|
-
|
-
|
Взлетная масса, т
|
5,5
|
3,75
|
6,5
|
64
|
21,8
|
Масса снаряжённого самолёта, т
|
3,58
|
2,8
|
3,92
|
35,6
|
14,6
|
Максимальная коммерческая нагрузка, т
|
1,5
|
0,72
|
1,75
|
14,5
|
5,3
|
Дальность полета при максимальной коммерческой нагрузке, км
|
420
|
580
|
515
|
1800
|
990
|
Коммерческая нагрузка при увеличенном запасе топлива, т
|
1,29
|
0,55
|
1,03
|
9
|
2,6
|
Дальность полёта при увеличенном запасе топлива, км
|
785
|
1060
|
1170
|
3350
|
2820
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
180
|
220
|
337
|
580
|
460
|
Число пассажиров
|
12
|
7
|
17
|
100
|
52
|
Экипаж, чел
|
2
|
1
|
1
|
5
|
3
|
* Для повышения ресурса двигателя максимальная тяга (8,83 кН) не используется.
Энциклопедия авиации
Маневренность
маневренность (французское manoevrer — приводить в движение, управлять, маневрировать, от латинского manu operor — работаю руками) летательного аппарата — способность летательного аппарата изменять положение в пространстве, скорость, высоту и направление полёта за определенный…
Полоса безопасности
полоса безопасности — входит в состав лётной полосы аэродрома и представляет собой специально подготовленный участок земной поверхности, примыкающий непосредственно к взлётно-посадочной полосе и предназначенный для обеспечения безопасности самолёта в случае…
Барокамера
барокамера (от греческого báros — вес, тяжесть и латинское camera — комната) — герметическая ёмкость для искусственного изменения барометрического давления воздуха (газа, газовой смеси). Различают Б. низкого давления (вакуумные, декомпрессионные)…
Аэродромный узел
аэродромный узел — административно-функциональное объединение посадочных полей (аэродромов) и площадок, пилотажных зон, зон воздушных стрельб и боевых трасс. Воздушные и наземные границы А. у. устанавливаются соответствующими государственными органами. Местные командные…
Яковлев Александр Сергеевич
Яковлев Александр Сергеевич (1906—1989) — советский авиаконструктор, академик АН СССР (1976; член-корреспондент 1943), генерал-полковник авиации (1946), дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957). В 20‑е гг. Я. — один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма…
Аэродром
Гражданские А. подразделяются в зависимости от характера использования — на постоянные и временные; по назначению — на трассовые, учебные, сельскохозяйственные, санитарной авиации и другие; по расположению на трассах — основные, запасные и базовые;…
Рутан (Rutan) Берт
Рутан (Rutan) Берт (р. 1944) — американский авиаконструктор. Начал заниматься разработкой самолётов как любитель в конце 60 х гг. Автор 18 проектов самолётов оригинальных схем, изготовленных полностью или почти полностью…
Бомбардировщик
бомбардировщик — боевой самолёт, предназначенный для поражения авиационными бомбами (торпедами) наземных (подземных) или надводных (подводных) целей; является основной ударной силой военно-воздушных сил. Б. может нести бомбы различных калибров (как обычные, так…
Запуск двигателя
запуск двигателя газотурбинного — неустановившийся режим работы газотурбинного двигателя, характеризуемый процессом раскрутки его ротора (роторов) от неподвижного состояния или режима авторотации до выхода двигателя на режим малого газа или минимально установившийся…
- 1
- 2
- 3