Алфавитный указатель
Аэродинамические силы и моменты
- Подробности
- Родительская категория: Энциклопедия авиации
аэродинамические силы и моменты летательного аппарата — результат силового воздействия воздуха на движущийся в нем летательный аппарат. Именно эти силы, имеющие динамическую природу, то есть возникающие только при движении летательного аппарата, делают возможным полёт аппаратов тяжелее воздуха (самолётов, вертолётов и др.), в то время как аппараты легче воздуха (дирижабли, аэростаты и др.) поддерживаются в полёте аэростатической выталкивающей силой (см. Аэростатика).
На каждый элемент поверхности движущегося летательного аппарата действуют поверхностные силы, которые состоят из нормального напряжения, связанного с давлением гидродинамическим, и касательных напряжений, обусловленных силами трения. Если вязкостью пренебречь и считать воздух идеальной жидкостью, то его воздействие приводит только к нормальным напряжениям. Нормальные и касательные напряжения, непрерывно распределённые по всей поверхности летательного аппарата, в совокупности определяют векторы равнодействующей аэродинамической силы планера R и аэродинамического момента М относительно некоторой точки, например, центра масс летательного аппарата.
В аэродинамике и динамике полёта обычно рассматривают проекции векторов А. с. и м. на оси выбранной системы координат летательного аппарата, наиболее употребительными из которых являются скоростная и связанная системы. В скоростной системе координат составляющая вектора аэродинамической силы R вдоль скоростной оси ха, взятая с обратным знаком, называется силой сопротивления аэродинамического (лобового сопротивления) и обычно обозначается Ха, составляющая вдоль оси yа называется подъёмной силой Ya, а составляющая вдоль оси za — боковой силой Za. Составляющие вектора R вдоль осей связанной системы координат называются соответственно продольной X (берётся с обратным знаком), нормальной (Y) и поперечной (Z) силами.
Составляющие вектора аэродинамического момента в обеих системах координат имеют одинаковые названия: относительно скоростной (продольной) оси — момент крена (обозначение в скоростной системе координат MXа, в связанной — Мх) относительно оси подъёмной силы (нормальной оси) — момент рыскания (обозначаются соответственно Мya, My); относительно поперечной (боковой) оси — момент тангажа, или продольный момент (Мxа, Mx).
Модуль и направление действия А. с. и м. при заданных скорости и высоте полёта зависят от ориентации летательного аппарата относительно вектора скорости V, которая определяется углом атаки α и углом скольжения β. Эти углы задают также взаимное расположение скоростной и связанной систем координат. Поэтому, зная углы α и β можно перевести А. с. и м. из одной системы координат в другую.
При аэродинамических расчётах и при анализе движения летательного аппарата часто используют обезразмеренные А. с. и м. — аэродинамические коэффициенты.
Лит.: Фабрикант Н. Я., Аэродинамика. М.. 1964; Краснов Н. Ф.. Аэродинамика. 3 изд., т.1, М., 1980; Микеладзе В. Г., Титов В. М.. Основные геометрические и аэродинамические характеристики самолетов и ракет, М., 1982.
Энциклопедия авиации
Уход на второй круг
Уход на второй круг — манёвр перевода самолёта из установившегося снижения при заходе на посадку в набор высоты (до установленной высоты для полёта по «коробочке») с целью совершения повторного захода…
Проскура Георгий Фёдорович
Проскура Георгий Фёдорович (1876—1958) — советский учёный в области гидромашиностроения, гидро- и аэродинамики, академик АН УССР (1929). Окончил Императорское техническое училище (1901). Ученик Н. Е. Жуковского. С 1904 преподавал в…
Семейко Николай Илларионович
Семейко Николай Илларионович (1923—1945) — советский лётчик, капитан, дважды Герой Советского Союза (19 апреля 1945 и 29 июня 1945, посмертно). В Красной Армии с 1940. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу…
Нормальная схема
нормальная схема самолёта, классическая схема, — отличается наличием хвостового (расположенного позади крыла) вертикального и горизонтального оперения (см. статью Аэродинамическая схема).
Тайц Макс Аркадьевич
Тайц Макс Аркадьевич (1904—1980) — советский учёный в области аэродинамики, один из создателей теории и методов лётных исследований и испытаний ЛА, профессор (1957), доктор технических наук (1955), заслуженный деятель науки и…
Рыбинское моторостроительное производственное объединение
Рыбинское моторостроительное производственное объединение. В 1916 в г. Рыбинске (ныне Ярославской области) начал строиться автозавод «Руский Рено». В 1918 он был национализирован, занимался ремонтом автомобилей, а в 1924 передан Авиатресту…
Практическая дальность
практическая дальность полёта — расстояние, которое может пролетать летательный аппарат при заданном состоянии атмосферы с учётом расхода топлива на запуск и опробование двигателей, руление перед взлётом, взлёт, предпосадочный манёвр, посадку,…
Лёгкие сплавы
лёгкие сплавы — конструкционные сплавы на основе лёгких металлов — алюминия, бериллия, магния и титана (см. Алюминиевые сплавы, Бериллиевые сплавы, Магниевые сплавы, Титановые сплавы). Широко применяются в авиастроении.
Чепкин Виктор Михайлович
Чепкин Виктор Михайлович (р. 1933) — советский конструктор авиационных двигателей, доктор технических наук (1986). После окончания МАИ (1957) работал в ОКБ П. А. Соловьёва (с 1972 первый заместитель главного конструктора,…
- 1
- 2
- 3