Меню

Штурмовик су 25 фото: характеристики, фотографии и описание самолёта.

Category: Разное

Содержание

характеристики, фотографии и описание самолёта.

Су-25 — известный на всю планету бронированный дозвуковой штурмовик. Су-25 используется для поддержки сухопутных войск. Он способен атаковать наземные цели при прямой видимости, а также в условиях плохой видимости уничтожать объекты с заданными координатами. Этот штурмовик применяется в любое время суток в любых метеоусловиях. В армиях России и Украины Су-25 получил прозвище «Грач».

В далёком 1956 году в армии СССР было принято решение упразднить штурмовики, как тип боевого самолёта. Функции штурмовой авиации возложили на истребители-бомбардировщики. И только к середине 70-х годов стало очевидно, что это решение было ошибочным. Сразу же КБ «Сухого» в инициативном порядке начала проводить работы по созданию новой боевой машины.

В 1975 году Су-25 совершил первый полёт. В 1981 году самолёт был принят на вооружение и с тех пор участвовал во многих конфликтах и войнах.

Сразу же после принятия на вооружение, в 1981 году, эскадрилья из 12 новейших на то время штурмовиков Су-25 уже выполняла боевые задачи в Афганистане.

Машина показала себя как надёжная и эффективная. Постоянно модернизируясь, Су-25 будет ещё долго состоять на вооружении. По крайней мере, в 2015 году не было сообщений о разработках нового штурмовика.

Для огня по наземным целям Су-25 двуствольной 30-миллиметровой авиапушкой ГШ-30-2. Используя эту пушку можно уничтожить бронетехнику, живую силу, также можно вести огонь по воздушным целям, но она не предназначена для ведения воздушного боя.

Ствол авиапушки ГШ-30-2 весьма вынослив, он позволяет без ухудшения характеристик сделать до 4000 выстрелов. Полный боезапас на Су-25 составляет 250 снарядов, причём штурмовик может израсходовать боезапас орудия, сделав одну непрерывную очередь.

Хотя Су-25 предназначен для поражения наземных целей, но он может уничтожать и воздушные цели. Штурмовик Су-25 может сбить вертолёт, для этого он оснащён двумя управляемыми ракетами Р-60.

Р-60 – это ракета «ближнего боя» малого радиуса действия. Ракета Р-60 достаточно старая, хотя она оснащена инфракрасной головкой самонаведения, но морально устарела. В настоящее время эти ракеты уже не производятся, на их замену пришли более совершенные ракеты Р-73. На модернизированных версиях штурмовика Су-25СМ используется именно эта ракета.

Сейчас больше всего штурмовиков Су-25 находится на вооружении ВКС России. Также штурмовик Су-25 находится на вооружении многих других стран.

Например, на вооружении армии Украины состоит примерно 20 единиц Су-25. Точное число рабочих машин не известно.

На фото Су-25 армии Украины, модернизация Су-25М1.

Су-25 также состоит на вооружении ВВС Беларуси.

На фото Су-25 армии Беларуси.

Фото Су-25 армии Казахстана, модификация Су-25УБ (учебно-боевой).

Кроме стран бывшего СССР, штурмовик Су-25 стоит на вооружении армий Болгарии, Ирана и Перу.

Фото Су-25 армии Болгарии, модификация Су-25УБК (учебно-боевой коммерческий).

Фото Су-25 армии Туркменистана. Всего армия этой страны имеет 55 единиц Су-25, в том числе 16 единиц, произведённых в первой половине 2000-х на предприятии «Тбилавиамшени».

В 2014 году правительство Ирака закупило у России партию Су-25 для борьбы с ИГИЛ. Точное число закупленных машин засекречено.

Самолет Су-25 Грач. Фото. История. Характеристики.

 

Самолет модели Су-25 является штурмовиком советского, а потом и российского производства. Данный бронированный аппарат создан специально для обеспечения поддержки наших военных формирований на земле. Данная машина может проводить активные боевые действия независимо от времени суток. Кроме того, она имеет возможность проводить прицельный огонь по объектам по заданным координатам. Данный аппарат имеет прозвище в рядах ВВС РФ − «Грач».

Краткая хронология создания самолета-штурмовика Су-25

Проектированием самолета Су-25 занималось конструкторское бюро имени Сухого с 70-х годов прошлого века. Данный проект был запущен за счет того, что признали ошибочным решение 56 года о том, что нужно создавать истребители-бомбардировщики. При создании самолета Су-25 главным конструктором был назначен О.С. Самойлович.

Конструкторы проводили массу исследований и опытов, которые позволили подобрать оптимальную компоновку нового самолета. По итогам всех исследований и разработок было представлено более 600 образцов. Впервые рабочий прототип машины Су-25 был поднят в воздух в начале 75 года. После конструкторских испытаний и доработок систем самолет был представлен государственной комиссии, которая дала добро на изготовление и подтвердила высокие летные характеристики аппарата.

С 1980 года данная машина была принята на вооружение в армию СССР. А еще через год 12 таких машин выполняли военные операции на территории Афганистана. Самолет тип Су-25 является актуальной и востребованной боевой единицей, поскольку Министерство обороны РФ продолжает заказ данных аппаратов. Данная машина в ВВС нашей страны будет еще служить до 2020 года.

Особенности конструкции Су-25

Данный аппарат создан по схеме высокоплана, который оснащен двумя двигателями, при этом машиной управляет один пилот. Крыло стреловидной формы оснащено надежной механизацией, в состав которой входят закрылки, тормозные щитки, маневренные предкрылки и элероны. Самолет имеет великолепные качества как в полете, так и в боевых условиях. Этого удалось достичь за счет того, что конструкторы первоначально знали конкретное назначение данной машины. В боевых условиях самолет имеет возможность летать на очень низких высотах, что позволяет ему проводить качественную работу по целям и при этом быть неуязвимым для противника.

Данный самолет имеет большое количество титановых сплавов в основе своей конструкции, что позволяет снизить общую массу и при этом предоставить прочность и отличную броневую защиту. Кабина пилотов является цельносварной, что повышает безопасность летчика при обстреле. Для повышения живучести машины конструкторами была продумана система баков, которые не будут взрываться даже при попадании в них пуль и осколков.

Кроме этого, все системы самолета продуманы очень хорошо и надежно, поскольку они полностью дублированы, что позволяет продолжать эффективный полет и бой при отказе одного из оборудований. Примером живучести может послужить даже тяга управления, которая имеет диаметр в 4 см, а это означает, что при прямом попадании пуля калибром в 12 мм не сможет ее перебить.

Штурмовик Су-25 оснащен силовой установкой, которая состоит из двух двигателей, которые расположены по бокам фюзеляжа и защищены броней, что в свою очередь закрывает и топливные баки. Кроме пассивной защиты, самолет имеет целый комплекс активных приемов, которые работают на безопасность машины. К активной защите относится система радиоэлектронного противодействия, дипольные отражатели, а также система тепловых ловушек. Все эти комплексы и системы позволяют поднять живучесть машины на качественно высший уровень при боевых операциях.

Первые машины типа Су-25 имели силовую установку, которая была представлена двумя турбореактивными двигателями типа Р-25. Данная силовая установка позволяла достичь тяги в 4100 кгс. Но вскоре эти двигатели были заменены на более новые и мощные. Двигатель нового класса имел маркировку Р-195 и давал самолету тягу в 4500 кгс. Новые двигатели давали не только больше мощности, но и были менее заметны в инфракрасном спектре, что позволяло лучше укрыть его от радаров противника.

Что касается шасси, то оно состоит из трех опор, которые оснащены пневматическими амортизаторами гашения колебаний, в которых находится низкое давление. За счет качественного шасси и мощной силовой установки самолет может производить взлет и посадку с грунтовых аэродромов.

Первоначально Су-25 был создан как дешевая, но надежная машина. Как показала практика, в афганской войне мало полагаться только на визуальную работу пилотов, поскольку они не могут всего видеть и заметить. Даже данные разведки не дают максимального эффекта для выполнения операции. Именно поэтому на самолет типа Су-25 начали устанавливать более современное навигационное оборудование, которое давало возможность использовать машину более эффективно и при этом наносить больше урона войскам противника.

Что касается вооружения самолета, то оно достаточно мощное, поскольку в перечень оружия аппарата входит двойная 30-миллиметровая пушка, которая заряжается 250 патронами. Но самое сильное оружие навешивается на консоли крыльев. Общая масса вооружения может составлять 4 тонны. На крыльях можно расположить разнообразные бомбы и ракеты, которые наиболее подходят для выполнения поставленных задач.

Характеристики самолета Су-25

Модификация   Су-25
Размах крыла, м   14.36
Длина самолета, м   15.36
Высота самолета, м   4.80
Площадь крыла, м2   33.70
Масса, кг  пустого самолета   9500
Масса, кг  нормальная взлетная   14600
Масса, кг  максимальная взлетная   17600
 Топливо: внутренние топливо, кг   5000
Топливо ПТБ   2
Тип двигателя   2 ТРД Р-195 (на первых — Р95Ш)
Тяга, кН   2 х 44.13 (40.20)
Максимальная скорость, км/ч  у земли   975
Максимальная скорость, км/ч  на высоте   М=0.82
Практическая дальность, км   1850
Боевой радиус действия, км  
  на высоте   1250
  у земли   750
Практический потолок, м   7000-10000
Макс. высота боевого применения   5000
Макс. эксплуатационная перегрузка   6.5
Экипаж, чел   1

 

 

Вооружение Су-25:

Вооружение:
  •  Одна 30-мм двуствольная пушка ГШ-30-2 в нижней носовой части с 250 патронами.
  •  Боевая нагрузка — 4340 кг на 8(10) узлах подвески, нормальная нагрузка — 1340 кг
  •  Бомбовая нагрузка : До 8 бомб с лазерным наведением, 8-10 500-,250-кг бомбы, 32 100-кг бомбы, бронебойные бомбы, напалмовые баки
  •  НУР: 8-10 ПУ УБ-32-57 (320(252) х 57-мм) или 8-10 240-мм, блоки НАР типа С-5 (57 мм), С-8 (80 мм), С-24 (240 мм) и С-25 (340 мм).
  •  УР: воздух-воздух Р-3(АА-2) или Р-60(АА-8) воздух-поверхность Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л
  •  Контейнеры СППУ-22 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л с 260 патронами.

 

Боевые самолеты России

Армения показала сбитый турецким истребителем Су-25: Закавказье: Бывший СССР: Lenta.ru

Министерство обороны Армении показало фотографии сбитого Су-25, который, по версии армянской стороны, был сбит турецким истребителем F-16. Об этом сообщает Telegram-канал «Sputnik Ближнее зарубежье».

Погибшим пилотом штурмовика был майор вооруженных сил Валерий Данелин, сообщили в Министерстве иностранных дел Армении.

Материалы по теме

00:01 — 28 сентября

Третья Карабахская

Азербайджан начал наступление на армянских военных в Карабахе. За день боев погибли десятки человек

00:06 — 30 сентября

В ведомстве добавили, что это «не первая провокация Военно-воздушных сил Турции», передает РИА Новости. «27 сентября на том же участке армяно-азербайджанской границы турецкий самолет F-16 нарушил воздушную границу Армении и выпустил ракеты в направлении Варденисского района», — говорится в сообщении МИД.

Накануне Минобороны Армении заявило, что истребитель F-16 турецких ВВС сбил армянский штурмовик Су-25. Пресс-секретарь министра обороны Шушан Степанян сообщила, что турецкий истребитель поднялся в воздух с аэродрома азербайджанского города Гянджа. В Турции эти данные опровергли, а Азербайджан назвал удар по Су-25 фантазией Армении и отметил, что не использует F-16 и вообще боевую авиацию.

Конфликт в Нагорном Карабахе (Арцахе), из-за которого Баку и Ереван 30 лет ведут территориальный спор, обострился 27 сентября. Азербайджан сообщил, что армянские силы обстреляли его позиции и населенные пункты на линии разграничения, и объявил о контрнаступлении. Армения, в свою очередь, обвинила азербайджанских военных в нападении на Арцах.

В 1991 году Нагорный Карабах, большинство населения которого составляли армяне, провозгласил независимость от Азербайджана. Баку пытался вернуть регион силой, вспыхнула война. В 1994 году Азербайджан, Армения и непризнанная Нагорно-Карабахская Республика при посредничестве России подписали протокол о перемирии. Однако военные действия периодически возобновляются.

Истории без цензуры и запретов — в «Ленте дна» в Telegram

Су-25 Грач Фото. Видео. Скорость. Вооружение. ТТХ

Су-25 — советский/российский бронированный дозвуковой штурмовик, предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. Во время испытаний в ДРА в ВВС СССР получил прозвище «Грач».

Су-25 Грач в Сирии — видео

Су-25 впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975 года. Самолёты этого типа эксплуатируются с 1981 года, принимали участие во множестве военных конфликтов и останутся в строю ВВС России как минимум до 2020 года. 8 октября 2009 года Министерство обороны Российской Федерации объявило о возобновлении закупок штурмовиков этого типа для ВВС России.

История создания

Работа по созданию штурмовика Су-25 началась в ОКБ П. О. Сухого в середине 70-х годов в инициативном порядке, когда стало ясно, что принятое в 1956 году решение об упразднении штурмовой авиации и передаче её функций истребителям-бомбардировщикам является ошибочным. Главным конструктором в группе создателей Су-25 являлся бывший командир танка Т-34, один из самых блестящих авиаконструкторов XX века, Олег Сергеевич Самойлович (1926—1999)

При разработке штурмовика были выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по 40 темам, изготовлено и испытано около 600 образцов и макетов. В феврале 1975 года прототип штурмовика, имевший рабочее обозначение Т-8, был поднят в воздух, а в марте 1981 г. штурмовик был принят на вооружение ВВС СССР под обозначением Су-25.

С апреля по июнь 1980 года две машины Су-25 проходили в Афганистане испытание в боевых условиях (операция «Ромб»). Под прикрытием самолетов Су-17 работали по целям фугасными и бетонобойными бомбами, а также НУРСами, совершая по 3-4 вылета в день. Всего на двух машинах было выполнено 100 испытательных полетов, в том числе — 44 боевых.

С июля 1981 по октябрь 1982 года в Афганистане была проведена операция «Экзамен» (иногда встречается название «Ромб-2»): в 80-м Ситал-Чайском штурмовом полку в конце была сформирована 200-я отдельная штурмовая авиаэскадрилья (командир А. М. Афанасьев). За весь период эскадрилья выполнила более 2000 боевых вылетов, из-за ошибки пилота была потеряна одна машина.

Конструкция

Двигатели

Двигатели Су-25 размещаются по обеим сторонам фюзеляжа в специальных мотогондолах в месте сопряжения крыла с фюзеляжем. Двигатели обладают нерегулируемыми соплом и воздухозаборником. Межремонтный ресурс составляет 500 часов.

Ранние версии Су-25 оснащались двумя бесфорсажными одноконтурными турбореактивными двигателями Р-95Ш тягой по 4100 кгс каждый. Двигатели обладали средним удельным расходом топлива в 1,28 кг/кгс час и автономным электрическим запуском.

Позднее на штурмовики начали устанавливать более совершенные Р-195 с увеличенной до 4300 кгс тягой. Двигатели Р-195 долгое время были секретными, в частности, в представленном на авиасалоне во Франции в 1989 году самолёте Т-8-15 двигатели Р-195 были заменены на Р-95Ш. Конструкция была усилена по сравнению с прототипом Р-13. Двигатель выдерживает прямое попадание 23-мм снаряда и сохраняет работоспособность при многочисленных менее серьёзных боевых повреждениях. Так же было снижено инфракрасное излучение, что делает самолёт менее уязвимым для ракет с ИК-головками самонаведения.

Двигатели Р-95 и Р-195 были признаны самыми надёжными в своём классе. Особое внимание уделено живучести конструкции и экранированию систем с тем расчётом, чтобы одним попаданием средств поражения нельзя было вывести из строя оба двигателя. При выводе из строя одного двигателя самолёт может продолжать полёт на другом.

Основным топливом для двигателей является авиационный керосин. Двигатели обеспечиваются топливом из 4 встроенных топливных баков (2 в фюзеляже, по одному в каждом из полукрыльев) с общим объёмом до 3660 литров, также возможна подвеска до 2 подвесных топливных баков (ПТБ-800) ёмкостью по 840 литров каждый. Таким образом, общий объём топливных баков может составлять до 5300 литров.

Защищённость, система жизнеобеспечения и спасения

Су-25 является в целом высокозащищённым самолётом, на системы обеспечения боевой живучести приходится 7,2 % нормальной взлётной массы или 1050 кг. Жизненно важные системы штурмовика дублируются и экранируются менее важными. Особое внимание уделено защите критически важных узлов и элементов — кабины пилота и топливной системы.

Кабина пилота выполняется сварной из авиационной титановой брони АБВТ-20. Толщины бронеплит составляют от 10 до 24 мм. Лобовое остекление обеспечивает противопульную защиту и представляет собой стеклоблок толщиной 55 мм. Сзади пилот защищён стальной бронеспинкой толщиной 6 мм. Пилот практически полностью защищён от обстрела из любого ствольного оружия калибром до 12,7 мм, а по наиболее опасным направлениям — калибром до 30 мм.

Спасение пилота при критическом поражении самолёта обеспечивается катапультным креслом К-36Л, обеспечивающем спасение пилота на всех режимах, скоростях и высотах полёта. Перед катапультированием фонарь кабины сбрасывается. Управление катапультированием осуществляется вручную с помощью управляющих ручек, за которые необходимо потянуть обеими руками.

Вооружение

Су-25 оснащается мощным комплексом вооружения — авиапушками, авиабомбами различного калибра и назначения, управляемыми и неуправляемыми ракетами «воздух-земля», управляемыми ракетами «воздух-воздух». Всего на штурмовик может устанавливаться 32 вида вооружений. Самолёт обладает встроенной 2-ствольной 30-мм авиационной пушкой ГШ-30-2, остальное вооружение размещается на самолёте в зависимости от типа решаемых задач. Самолёт обладает 10 точками подвеса дополнительного вооружения и грузов (по 5 под каждым полукрылом). Для подвеса вооружений «воздух-поверхность» используются пилоны БДЗ-25, а для подвески УР «воздух-воздух» — авиационные пусковые устройства АПУ-60.

Артиллерийское вооружение

Штурмовик вооружён встроенной пушечной установкой ВПУ-17А с двуствольной 30-мм авиапушкой ГШ-30-2 (индекс ГРАУ 9А623), выполненной по схеме Гаста. Авиапушка предназначена для поражения бронетехники, открыто расположенной живой силы противника, а также воздушных целей на средних и близких дистанциях. Пушка является относительно компактной для орудий такой скорострельности и калибра: длина ствола составляет 1,5 м, а её масса без боезапаса 105 кг. ГШ-30-2 закреплена неподвижно относительно планера, наведение осуществляется маневрированием самолёта. Питание пушки — ленточное. Управление стрельбой — с помощью электровоспламенения, с использованием постоянного тока напряжением 27 вольт. Полный боезапас составляет 250 снарядов, причём авиапушка может израсходовать боезапас одной непрерывной очередью. Ствол позволяет сделать до 4000 выстрелов без ухудшения характеристик. Начальная скорость снаряда 900 м/с. Темп стрельбы авиапушки составляет 3000 выстрелов в минуту.

Пушка может вести огонь следующими типами боеприпасов:

— Осколочно-фугасный зажигательный снаряд ОФЗ-30,
— Осколочно-фугасный зажигательный трассирующий снаряд ОФЗТ-30,
— Бронебойно-разрывной снаряд БР-30,
— Многоэлементный снаряд МЭ-30.

Также возможна установка на штурмовик дополнительного артиллерийского вооружения в виде подвесных пушечных контейнеров СППУ-22-1, каждый из которых оснащён двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23, выполненной по схеме Гаста. Боекомплект каждого пушечного контейнера составляет 260 снарядов. На самолёт может быть установлено до 4 подобных контейнеров.

Неуправляемые авиабомбы

В базовом варианте Су-25 может применять следующие неуправляемые авиабомбы:

— ФАБ-100 одна или четыре бомбы (с использованием МБД2-67У) на пилоне

— ФАБ-250 одна бомба на пилоне

— ФАБ-500 одна бомба на пилоне

— САБ-100

— БетАБ-500

— БетАБ-500ШП

— РБК-250

— РРБК-500

— КМГУ-2

— ЗБ-500

— ОДАБ-500П

Неуправляемое ракетное оружие

Су-25 способен использовать блоки НАР со следующими ракетами с различными БЧ:

— С-5

— С-8

— С-13

— НАР по одной на подвеске: С-24Б, С-25

Высокоточные бомбы и ракеты

Для применения управляемого оружия класса «воздух-поверхность» Су-25 (а также Су-17М4) оснащён лазерным дальномером-целеуказателем (ЛД) «Клен-ПС». После захвата цели и пуска ракеты пилот должен подсвечивать цель до её поражения. Из-за расположения ЛД в носовой части самолёта угол обзора направлен в переднюю полусферу, а не в нижнюю, поэтому в базовой модификации Су-25 не использует управляемые авиабомбы.

Управляемые ракеты:

— С-25Л

— Х-25МЛ

— Х-29Л

Оружие «воздух-воздух»

Для самозащиты и борьбы с вертолётами штурмовик оснащается двумя управляемыми ракетами Р-60 малого радиуса действия с инфракрасными головками самонаведения. Ракеты крепятся к авиационным пусковым устройствам АПУ-60, расположенным под крылом.

Поскольку ракеты Р-60 сняты с производства, а сроки их хранения подходят к концу, то при модернизации самолётов Су-25 ВВС России в версию Су-25СМ и Су-25СМ(3) пилоны, предназначенные для пусковых устройств АПУ-60, демонтируются. На модернизированных штурмовиках Су-25СМ применяется ракета Р-73, пусковое устройство которой подвешивается на крайние держатели БДЗ-25.

Навигационное и вспомогательное оборудование

— БКО «Талисман» — бортовой комплекс обороны для индивидуальной защиты боевых самолетов от управляемого ракетного оружия.

Авионика

Лазерная станция подсвета: «Клён-ПС»
— Масса: 82 кг
— Точность измерения дальности: ± 5 м
— Угол отклонения лазера по высоте −30°/+6°; по азимуту: ± 12°

Спутниковая система навигации: приёмник ГЛОНАСС (для Су-25СМ)

Пуск ракет Су-25

 

Модификации Су-25

Су-25 — Боевой одноместный штурмовик.

Су-25УБ — Учебно-боевой двухместный штурмовик.

Штурмовик Су-25К ВВС Чехии

 

Су-25К — Коммерческий — экспортный вариант Су-25. В период 1984—1989 годов построено 180 самолётов. Также Су-25К назывался проект корабельного варианта.

Су-25Т — противотанковый вариант

 

Су-25Т — Созданный в 1984 на основе Су-25УБ противотанковый штурмовик. Усилена центральная секция, в гаргроте на месте второй кабины размещено радиоэлектронное оборудование, изменена носовая часть, добавлен прицельный комплекс И-251 «Шквал», установлен ИЛС, добавлена возможность использовать современные высокоточные боеприпасы, кабина герметизирована.

Су-28

 

Су-28 — Учебно-тренировочный самолёт. Серийно не производился.

Су-25УТГ — двухместный самолет морского базирования

 

Су-25УТГ — Учебно-тренировочный самолёт для обучения взлету и посадке на палубу авианосцев.

Су-39

 

Су-39 — Противотанковый штурмовик, дальнейшее развитие Су-25Т. Оснащается радиолокационной станцией «Копьё-25» в подвесном контейнере.

Су-25КМ — Модернизированный Израилем штурмовик ВВС Грузии. Обновлена авионика, добавлена возможность применения боеприпасов НАТО.

Штурмовик Су-25СМ на Международном авиакосмическом салоне МАКС-2011

 

Су-25СМ — Обновление серийных Су-25. Обновлено БРЭО, АО и системы АВ, добавлен ИЛС и МФИ.

Су-25УБМ в Кубинке

 

Су-25УБМ — Модернизированный двухместный штурмовик, создаваемый в качестве учебно-боевого варианта Су-25СМ и Су-39. В самолёте реализованы все наработки предыдущих модификаций. Основой для нового самолёта стал двухместный Су-25УБ. Радиоэлектронное оборудование пополнено комплексом бортового оборудования «Барс-2», а также планировалось дополнить РЛС «Копьё» (на прототипе РЛС отсутствует). Предполагается, что самолёт сможет использоваться как в качестве тренировочного для одноместных модификаций, так и в качестве самостоятельной боевой единицы. Причём в последнем случае Су-25УБМ сможет проводить разведку, наведение и координацию действий своих одноместных собратьев, превращаясь в воздушный командный пункт. Первый полёт новый самолёт совершил 6 декабря 2008 года в подмосковной Кубинке. В 2011 году завершён первый этап ГСИ. Впервые самолёт будет оборудован мощной системой РТР и РЭБ, а также БКО.

Су-25М1 — Украинский вариант модернизации Су-25, который выполняет Запорожский авиаремонтный завод «МиГремонт». Установлено модернизированное оборудование украинских производителей — спутниковая навигация, новая система СВС, модернизированная радиостанция, современные счетчик прицела. Аналоговый прицел заменен на цифровой. Это позволяет повысить точность прицеливания приблизительно на 30 %. Самолет способен теперь использовать штатное вооружение по наземным целям днем и ночью, в условиях плохой видимости и не выходя из-за облаков. Существенно, почти в 3 раза, повышена высотность применения вооружения. Установлен модуль воздушных параметров и бортовой регистр цифровых параметров БРЦП. Модернизированные одноместные штурмовики Су-25М1 получают новый «цифровой» камуфляж.

Су-25УБМ1 — Украинская модернизация Су-25УБ аналогично Су-25М1.

Су-25СМ2 — Вариант обновления серийных штурмовиков.

Су-25СМ3

 

Су-25СМ3 — Обновлённый одноместный штурмовик. Добавлена система спутниковой навигации ГЛОНАСС (GPS) с возможностью программирования конечной точки с точностью до десяти метров, позволяет автономно действовать лётчику при «нулевой» видимости. Оснащается ПНК СВП-24-25 (вариант СВП-24 «Гефест» для Су-25), позволяющим повысить точность неуправляемых авиационных средств поражения до уровня управляемого оружия.

На вооружении ВВС РФ

В ВВС России самолетами Су-25 всех модификаций вооружены полки:

— 368-й штурмовой авиационный полк — Будённовск;
— 960-й штурмовой авиационный полк — Приморско-Ахтарск;
— Авиационная группа 3-го командования — Черниговка;
— 266-й штурмовой авиационный полк — Степь;
— 279-й отдельный истребительный авиационный полк — Североморск-3;
— 37-й смешанный авиационный полк — аэродром Гвардейское), эскадрилья Су-25СМ;
— 4-й Центр боевого применения и переучивания летного состава (Липецк) — штурмовая эскадрилья.

Боевое применение Су-25

Афганская война (1979—1989). Весной 1980 года четыре Су-25 проходили в Афганистане боевую оценку, показав полное превосходство над своим конкурентом Як-38. С середины 1981 года в Афганской войне принимала участие одна эскадрилья Су-25, в 1984 году увеличенная до авиаполка. Боевые действия выявили высокую живучесть и манёвренность штурмовика. Относительно невысокая скорость полёта позволяла ему наносить очень точные удары, чего были лишены истребители-бомбардировщики. В Афганистане Су-25 получил своё прозвище «Грач», став самым известным самолётом этой войны. После появления у моджахедов ПЗРК «Стингер» в 1987 году штурмовик подвергся модернизации с целью увеличения живучести.
Одним из пилотов «Грачей» в Афганистане был Александр Руцкой, будущий вице-президент Российской Федерации. За время участия в боевых действиях он дважды был сбит — в апреле 1986 года огнём с земли и в августе 1988 года пакистанским истребителем F-16.
Су-25 показал в Афганистане высокую живучесть. В среднем на каждый сбитый Су-25 приходилось по 80-90 боевых повреждений, были описаны случаи, когда на базу возвращались самолёты со 150 пробоинами. Ряд источников говорит о потере в Афганистане 23 штурмовиков Су-25 и 8 пилотов, при этом отмечается, что не было ни одного случая потери самолёта из-за взрыва топливных баков или гибели пилота (хотя есть предположение, что самолёт ст. лейтенанта Шумихина был потерян в результате поражения пилота огнём с земли). Исследователь Виктор Марковский считает эти данные неполными и, ссылаясь на документы ВВС 40-й Армии и КП ВВС ТуркВО, сообщает о потере 33 штурмовиков и 12 пилотов, указывая, что при этой оценке он не учитывал несколько самолётов, списанных из-за боевых и небоевых повреждений. В книгах Марковского и Ильдара Бедретдинова, а также в некоторых других источниках можно найти описание обстоятельств потери в Афганистане по крайней мере 34 штурмовиков (в том числе 24 в воздухе и 10 на земле) и имена 12 погибших пилотов Су-25.

Ирано-иракская война (1980—1988). Штурмовики поступили на вооружение ВВС Ирака во второй половине 1980-х годов. По одним данным, они применялись в войне очень интенсивно, по другим — выполнили буквально несколько боевых вылетов. Об эффективности их применения и возможных потерях ничего не известно.

Война в Персидском заливе (1991). Иракские Су-25 не совершали боевых вылетов в ходе этой войны, но понесли боевые потери. Семь самолётов перелетели в Иран, где были включены в состав местных ВВС, ещё два были сбиты американскими истребителями F-15 во время попытки перелёта и некоторое число уничтожено авиацией международной коалиции на земле. Всего Ирак потерял 31.

Гражданская война в Таджикистане (1992—1997). В ходе конфликта действовали Су-25 ВВС России и Узбекистана.

Абхазская война (1992—1993). Грузия применяла в войне свои Су-25. Несколько самолётов было сбито абхазской ПВО. Известен по крайней мере один случай участия в войне Су-25 ВВС России.

Карабахская война (1991—1994). Су-25 стал первым боевым самолётом, принявшим участие в Карабахской войне. В апреле 1992 года пилот ВВС России азербайджанского происхождения Вагиф Курбанов угнал свой штурмовик в Азербайджан и совершал на нём боевые вылеты, пока не был сбит. Позднее Азербайджан получил ещё несколько самолётов. К концу войны своими Су-25 располагала и армянская сторона. В целом в ходе войны Азейрбайджан потерял 7 Су-25, Армения — 1.

Первая чеченская война (1994—1996). Су-25 был основным боевым самолётом, использовавшимся ВВС России в боевых действиях в Чечне. В самом начале боевых действий штурмовики этого типа уничтожили на земле всю чеченскую авиацию. Наиболее интенсивно Су-25 действовали зимой и весной 1995 года; в дальнейшем авиация применялась эпизодически в силу характера войны после июньского перемирия. Штурмовики вновь подтвердили свою высокую эффективность. Боевые потери составили 5 самолётов (четыре сбиты и один списан из-за боевых повреждений). Несмотря на высокую боевую живучесть Су-25, один из штурмовиков был потерян в результате гибели пилота от огня противника из крупнокалиберного станкового пулемёта ДШК — пули пробили небронированное боковое стекло фонаря кабины.

Война в Конго (1997—2002). 8 штурмовиков были закуплены Демократической Республикой Конго в 1999 году. Из-за отсутствия в национальных ВВС подготовленных лётчиков все боевые вылеты совершались наёмными пилотами из России, Украины и Белоруссии.

Эфиопо-эритрейский конфликт (1998—2000). Обе стороны располагали Су-25 к началу третьего раунда боевых действий (май—июнь 2000 года). Отмечено применение эфиопскими штурмовиками управляемых ракет Х-25 и Х-29.

Вторая чеченская война (1999—2000). Как и в первой войне, Су-25 активно использовались для оказания непосредственной авиационной поддержки наземным подразделениям федеральных сил и совершали вылеты на «свободную охоту». Интенсивность действий авиации резко снизилась после завершения основной фазы боевых действий весной 2000 года. К середине 2001 года было потеряно 6 штурмовиков.

Конфликт в Македонии (2001). Непосредственно в ходе боевых действий ВВС Македонии получили от Украины несколько Су-25 и использовали их для ударов по позициям албанских боевиков.

Французско-Ивуарский конфликт (2004). Днем 6 ноября самолёт Су-25, принадлежащий Ивуарским ВВС, атаковал позиции французского миротворческого контингента, в результате чего 9 миротворцев были убиты, 31 ранен. Также погиб 1 американский гражданин. Через несколько часов французская авиация совершила ответный налёт на аэропорт Ямусукро и уничтожила на земле оба имевшихся у Кот-д’Ивуара Су-25.

Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008). Штурмовики активно применялись ВВС России и Грузии. В ходе конфликта официально подтверждённые потери ВВС России в боевых действиях составили три Су-25, ещё четыре были серьёзно повреждены, что значительно превысило потери и повреждения остальных типов применённых самолётов. Южноосетинской и российской сторонами в разное время было заявлено об уничтожении ряда грузинских самолётов (см. подробнее).
В войне были применены Су-25СМ, но так как на этих самолетах отсутствовала система РЭБ, они часто попадали под огонь противника. Устаревший прицельный комплекс не позволяет самолету работать в плохих метеоусловиях, а также применять ракеты Х-25/29 ночью, в основном штурмовик использует НАР и авиабомбы.

Дарфурский конфликт (с 2003). По данным международной организации Amnesty International, Судан неоднократно применял Су-25 для атак на военные и гражданские объекты в Дарфуре. Самолёты были поставлены из Белоруссии в 2008—2010 годах; согласно условиям эмбарго, наложенного на Судан Организацией Объединённых Наций, поставляемое в страну оружие не должно использоваться в боевых действиях в Дарфуре.

Вооружённый конфликт на востоке Украины (с 2014). В 2014 году штурмовики Су-25 ограниченно применялись в составе ВВС Украины в ходе вооружённого конфликта на востоке Украины. По состоянию на 1 ноября 2015 года, подтвержденные украинской стороной потери самолётов этого типа составили: уничтоженными в результате боевых действий — 5 единиц, повреждёнными — 1 единица.

Вооружённый конфликт на севере Ирака (2014). Закупленные Ираком у России и доставленные в конце июня 2014 года Су-25, совершили первые боевые вылеты 25 декабря в небе над окрестностями иракского города Тикрит в провинции Салах-эд-Дин, обратив в бегство боевиков экстремистской организации «Исламское государство».

Военная операция России в Сирии (2015). с 30 сентября 2015 года самолёты Су-25СМ используются в составе смешанной авиагруппы ВКС России в Сирии в рамках оказания помощи в операциях против террористической организации ИГИЛ.

Другие конфликты. 18 июля 2000 года перуанский Су-25 сбил самолёт, перевозящий наркотики.

Тактико-технические характеристики Су-25К

Экипаж Су-25

— 1 лётчик

Размеры Су-25

— Длина: 15,36 м (с ПВД)
— Размах крыла: 14,36 м
— Высота: 4,8 м
— Площадь крыла: 30,1 м²
— Коэффициент удлинения крыла: 6
— Коэффициент сужения крыла: 3,38
— Угол стреловидности по передней кромке: 20°
— Поперечное V крыла: −2,5°
— База шасси: 3,57 м
— Колея шасси: 2,51 м

Вес Су-25

— Масса пустого: 9315 кг
— Масса снаряжённого: 11 600 кг
— Нормальная взлётная масса: 14 600 кг
— Максимальная взлётная масса: 17 600 кг
— Масса топлива во внутренних баках: 3000 кг

Масса броневой защиты: 595 кг
— фонарь: 48,5 кг лобовое (бронестекло)
— кабина пилота: 424,9 кг
— топливная и масляная системы: 121,6 кг
— Масса протектора: 160 кг

Двигатель Су-25

— Силовая установка: 2 × ТРД Р-95Ш
— Тяга: 2 × 4100 кгс (40,2 кН)

Скорость Су-25

— Максимальная скорость: 950 км/ч (с норм. боевой нагрузкой)
— Крейсерская скорость: 750 км/ч
— Посадочная скорость: 210 км/ч

Практическая дальность Су-25

(с норм. боевой нагрузкой)
— на высоте: без ПТБ: 640 км
— на высоте: с 2× ПТБ-800: 950 км
— на высоте: с 4× ПТБ-800: 1250 км
— у земли: без ПТБ: 495 км
— у земли: с 2× ПТБ-800: 620 км
— у земли: с 4× ПТБ-800: 750 км

Перегоночная дальность Су-25

— 1950 км

Практический потолок Су-25

— 7000 м

— Высота боевого применения с максимальной боевой нагрузкой: 5000 м
— Радиус виража: 680 м (при норм. боевой нагрузке на 1500 м при 555 км/ч)
— Скороподъёмность: 60 м/с (у земли с нагрузкой 1000 кг)
— Нагрузка на крыло: 485 кг/м² (при норм. взлётной массе)
— Тяговооружённость: 0,56 / 0,466 (при норм./макс. взлётной массе)

Длина разбега Су-25

— на бетонной ВПП 550 м; на грунтовой ВПП 600 м

Длина пробега Су-25

— (без тормозного парашюта) на бетонной ВПП 600 м; на грунтовой ВПП: 700 м

Максимальная перегрузка Су-25

— с нормальной боевой нагрузкой + 6,5g; с максимальной боевой нагрузкой: + 5,2g

Вооружение Су-25

— Стрелково-пушечное: двухствольная 30-мм пушка ГШ-30-2 с боезапасом 250 снарядов
— Точки подвески: 10

Боевая нагрузка

— нормальная: 1400 кг (4× ФАБ-250 + 2× Р-60 + боезапас пушки)
— максимальная: 4400 кг

Управляемые ракеты

— ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-60 (АА-8)
— ракеты «воздух-поверхность»: 4 × Х-25МЛ или Х-25МЛП или С-25Л или 2 × Х-29Л

Неуправляемые ракеты

— 256 (8 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или
— 160 (8 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8 или
— 40 (8 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13 или
— 8 × 240 мм С-24 или 266 мм С-25

Бомбы

— свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
— 8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500 и т. д.) или
— 8 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т. д.) или
— 8 или 32 × 100 кг или
— 8 × контейнеров КМГУ-2

Стрелково-пушечные контейнеры

— 4 × СППУ-22-1 с отклоняемой в вертикальной плоскости двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23 260 снарядов, СППУ-30 и СППУ-687 с 30-мм пушками ГШ-30, и другие.

 

 

Поврежденные Су-25 ракетами ПЗРК в грузино-осетинском конфликте в 2008 году

 

Фото Су-25

Су-25 чешских ВВС

 

Кабина Су-25СМ

Армения опубликовала ФОТО сбитого Су-25 и назвала имя погибшего пилота. По версии Азербайджана, он врезался в гору

Министерство обороны Армении опубликовало фотографии своего штурмовика Су-25, сбитого накануне турецкими военными

Armenian unified infocenter / Facebook

Фотографии с места крушения опубликованы в Facebook Единого информационного центра Армении

Armenian unified infocenter / Facebook

Министерство обороны Армении опубликовало фотографии своего штурмовика Су-25, сбитого накануне турецкими военными. Фотографии с места крушения опубликованы в Facebook Единого информационного центра Армении.

По данным центра, самолет был сбит утром 29 сентября в Варденисском районе одним из истребителей F-16 ВВС Турции. Штурмовой самолет Су-25 выполнял боевые задачи по отражению воздушных налетов азербайджанской авиации на военные и гражданские объекты на территории Армении. В ходе инцидента погиб пилот Вооруженных сил Армении, майор Валерий Данелин.

Кроме того, представитель минобороны Армении Арцрун Ованнисян заявил, что турецкие истребители F-16 выполняют полеты в зоне карабахского конфликта парами, сообщает РИА «Новости». По его словам, турецкие истребители поддерживают связь с самолетом технической поддержки, который летает по ту сторону армяно-турецкой границы.

Он добавил, что у армянской стороны есть доказательства участия турецких F-16, и она готова предоставить их международным экспертам. По словам Ованнисяна, ракеты AMRAAM, которыми вооружен F-16, могут поражать цели на расстоянии 90-100 километров, тогда как состоящие на вооружении ВВС Азербайджана Миг-29 на такое неспособны.

Комментируя возможное участие Турции в азербайджанско-армянском конфликте, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что российские военные внимательно отслеживают развитие ситуации в Нагорном Карабахе. «Вся информация тщательно анализируется, также мы тщательно фиксируем все заявления, которые делают международные лидеры», — сказал Песков, которого цитирует ТАСС.

Заведующий отделом по вопросам внешней политики администрации президента Азербайджана Хикмет Гаджиев заявил, что 29 сентября на территории Армении в воздух поднялись два самолета типа Су-25. Оба врезались в гору и взорвались, пишет РИА «Новости». «Было бы хорошо, чтобы военное руководство Армении сообщило о втором самолете и его пилоте, чем обвинять другие стороны», — подчеркнул Гаджиев, назвав данные об инциденте абсурдом и «очередной дезинформацией Армении».

Минобороны сообщило об уничтожении штурмовика в тот же день: сообщалось, что F-16 взлетел с аэродрома Гянджа на северо-востоке Азербайджана и поразил Cу-25 ракетой с расстояния примерно 60 км. Позже это сообщение было опровергнуто министерствами обороны Турции и Азербайджана. «Это очередная дезинформация армянской стороны», — сказал агентству «Интерфакс-Азербайджан» начальник пресс-службы министерства обороны Вагиф Даргяхлы, добавив, что у ВВС Азербайджана нет истребителей F-16. Глава управления по связям администрации президента Турции Фахреттин Алтун также заверил, что ВВС страны не сбивали армянский боевой самолет.

Минобороны Армении опубликовало фото сбитого Су-25

https://ria.ru/20200930/shturmovik-1577999010.html

Минобороны Армении опубликовало фото сбитого Су-25

Единый информационный центр Армении опубликовал на своей фейсбук-странице фотографии с места крушения штурмовика Су-25, сбитого, по заявлению Еревана, турецким… РИА Новости, 30.09.2020

2020-09-30T13:59

2020-09-30T13:59

2020-09-30T15:06

обострение ситуации вокруг нагорного карабаха

хикмет гаджиев

f-16

су-25

баку

азербайджан

армения

в мире

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn25.img.ria.ru/images/07e4/09/1e/1577996869_0:746:810:1202_1400x0_80_0_0_e72827da84fd1d4646e2f6e3225bc2f5.jpg

<strong>МОСКВА, 30 сен — РИА Новости.</strong> Единый информационный центр <a href=»http://ria.ru/location_Armenia/» target=»_blank» data-auto=»true»>Армении</a> опубликовал на своей <a href=»https://www.facebook.com/ArmenianUnifiedInfoCenter/posts/797213791114550″ target=»_blank»>фейсбук-странице</a> фотографии с места крушения штурмовика <a href=»http://ria.ru/product_Su_25/» target=»_blank» data-auto=»true»>Су-25</a>, сбитого, по заявлению <a href=»http://ria.ru/location_Yerevan/» target=»_blank» data-auto=»true»>Еревана</a>, турецким истребителем <a href=»http://ria.ru/product_F-16/» target=»_blank» data-auto=»true»>F-16</a>.На снимках видны сгоревшие части самолета, разбросанные по склону горы.Накануне официальный представитель Министерства обороны Армении Шушан Степанян сообщила, что F-16, принадлежащий ВВС Турции, сбил армянский Су-25 в воздушном пространстве Армении. Согласно данным ведомства, погиб пилот штурмовика майор Валерий Данелин.По словам Фахреттина Алтуна, руководителя департамента коммуникаций администрации президента Турции, утверждения Еревана — «очередная фантазия армянской военной пропагандистской машины». Помощник азербайджанского лидера <a href=»http://ria.ru/person_KHikmet_Gadzhiev/» target=»_blank» data-auto=»true»>Хикмет Гаджиев</a>, в свою очередь, заявил, что два армянских самолета <a href=»http://ria.ru/product_Su_25/» target=»_blank»>Су-25</a> врезались в гору и взорвались, остальное — абсурд и дезинформация.Конфликт в <a href=»http://ria.ru/location_Nagornyjj_Karabakh/» target=»_blank»>Нагорном Карабахе</a> начался в 1988 году, когда автономная область объявила о выходе из Советского Азербайджана. После вооруженного противостояния в 1992-1994 годах Баку утратил контроль над регионом, с 1992-го ведутся переговоры по мирному урегулированию в рамках Минской группы <a href=»http://ria.ru/organization_Organization_for_Security_and_Co_operation_in_Europe_OSCE/» target=»_blank»>ОБСЕ</a> во главе с тремя сопредседателями — Россией, <a href=»http://ria.ru/location_United_States/» target=»_blank»>США</a> и <a href=»http://ria.ru/location_France/» target=»_blank»>Францией</a>.На прошлой неделе обстановка накалилась: <a href=»http://ria.ru/location_Baku/» target=»_blank»>Баку</a> и <a href=»http://ria.ru/location_Yerevan/» target=»_blank»>Ереван</a> обвинили друг друга в начале боевых действий. В Армении ввели военное положение и всеобщую мобилизацию. В Азербайджане объявили комендантский час и частичную мобилизацию.Ситуация усугубляется тем, что Азербайджан активно поддерживает <a href=»http://ria.ru/location_Turkey/» target=»_blank»>Турция</a> (член <a href=»http://ria.ru/organization_NATO/» target=»_blank»>НАТО</a>). В свою очередь, Армения входит в <a href=»http://ria.ru/organization_Organizacija_Dogovora_o_kollektivnojj_bezopasnosti/» target=»_blank»>ОДКБ</a>. Мировое сообщество призывает стороны к сдержанности.

https://ria.ru/20200929/armeniya-1577965437.html

https://ria.ru/20200930/karabakh-1577966299.html

Юрий Ф

Владимир Владимирович, Красное Солнышко, что же ты медлишь? Или надругательство над Святой Софией тебе фиолетово? Или убийства братьев во Христе не взывает к оружию? Надо немедленно остановить вторжение османов, рядом наши рубежи, наша Родина-мать! Армянские воины (солдаты и маршалы) доблестно стражались против Гитлера рядом с русскими братьями по оружию, но Армения может пасть под напором боевиков всех мастей!

114

Василий Прекрасноволосый

А где ж были ЗНАМЕНИТЫЕ С300, которыми в Армении управляют не какие-то там сирийцы, а российские военные? Облажались? Ну не удивительно, уверен и С 400 такой же эффективный надувной стоит.

108

76

баку

азербайджан

армения

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn23.img.ria.ru/images/07e4/09/1e/1577996869_0:416:810:1024_1400x0_80_0_0_bdf1f939bd2bb57d6cea01e446a31443.jpg

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

хикмет гаджиев, f-16, су-25, баку, азербайджан, армения, в мире

Су-25: из прошлого в будущее

В марте 1981 г. на вооружение военно-воздушных сил СССР был принят новейший самолет-штурмовик Су-25, также известный под прозвищем «Грач». К этому времени опытные машины успели показать весь свой потенциал как на полигонах, так и в условиях реального вооруженного конфликта. Несмотря на солидный возраст, «Грачи» остаются в составе воздушно-космических сил России и проходят модернизацию. Благодаря этому ВКС могут сохранять необходимые ударные возможности, а Су-25 получает возможность послужить еще несколько десятилетий.

Советское прошлое

Серийный выпуск штурмовиков Су-25 начали осваивать еще в конце семидесятых годов, а в начале восьмидесятых заказчику передали первые образцы. Уже в 1980 г. ВВС получили первые 10 машин, а в 1981-м – еще 13. Впрочем, темпы выпуска не устраивали заказчика, и он требовал больше новой техники.

29 февраля 1980 г. появился приказ о формировании первой части, оснащаемой самолетами Су-25. Ею стал 80-й отдельный штурмовой авиаполк (80-й ошап) в составе Закавказского военного округа. Место базирования – аэродром Ситал-Чай вблизи г. Сумгаит. По ряду причин, новую технику часть получила только через год после своего формирования.

В 1983-м в Одесском военном округе появилась вторая часть на Су-25. 90-й истребительный полк (аэродром Червоноглинское) переформировали в 90-й ошап. В течение некоторого времени полк эксплуатировал старые Су-15 и новые Су-25. В следующем году в Белорусском военном округе началось формирование 357-го ошап (Пружаны-Западные). Осенью 1985 г. полк перевели в ГДР, он стал первой частью на Су-25 в составе ГСВГ.

Процесс формирования новых штурмовых полков продолжался до второй половины восьмидесятых. Сначала появились части в составе ВВС, затем «Грачей» получила морская авиация. Первыми новую технику освоили летчики Черноморского флота, а после них аналогичные части появились у Северного и Тихоокеанского.

В период с 1981 по 1991 г. новые штурмовики пополнили парк техники 23 частей, организации и подразделений, в т.ч. 15 строевых ошап. 13 полков числились в составе ВВС, еще три – в морской авиации. Основная масса полков была дислоцирована в западных регионах страны. В ГСВГ служили три полка. Восточные рубежи прикрывал только 187-й ошап.

Кроме того, «Грачи» имелись у ГНИКИ ВВС, инструкторских и инструкторско-исследовательских полков и эскадрилий ВВС и ВМС. В составе 40-й армии, работавшей в Афганистане, с 1981 г. существовала 200-я отдельная штурмовая эскадрилья. Впоследствии присутствие штурмовиков увеличили, сформировав 378-й ошап – он заменил 200-ю эскадрилью.

Российское настоящее

Распад СССР ударил по всей армии, в т.ч. и по штурмовикам Су-25. Несколько штурмовых авиаполков осталось на территории независимых государств; части из состава ГСВГ убыли в Россию. Существенная часть созданного парка «Грачей» досталась ВВС новых стран, но российская армия осталась крупнейшим эксплуатантом такой техники. Впрочем, полноценная эксплуатация самолетов не представлялась возможной по экономическим причинам.
На фоне этих событий штурмовикам опять пришлось принимать участие в вооруженных конфликтах. Су-25 использовались во время двух войн в Чечне и при принуждении Грузии к миру. В этих операциях потеряли 13 самолетов, и еще 4 пришлось списать из-за повреждений.

Несмотря на все проблемы девяностых годов, ВВС смогли сохранить имеющуюся технику и личный состав. Морская авиация, в свою очередь, отказалась от Су-25 и передала технику военно-воздушным силам. Впоследствии были начаты структурные преобразования, по результатам которых оформился современный облик штурмовой авиации ВКС России. Параллельно осуществлялись работы по поддержанию состояния и модернизации наличной техники.

По известным данным, сейчас в наших ВКС имеется порядка 190-200 самолетов Су-25 нескольких основных модификаций, в т.ч. самых новых. В составе четырех военных округов имеется 5 штурмовых полков и 3 эскадрильи на «Грачах».

В отличие от советского периода, части равномерно распределены по всем основным направлениям – от Крыма до Дальнего Востока, от Североморска до Буденновска. Почти все они базируются на территории России, исключение составляет только эскадрилья штурмовиков на базе Кант в Киргизии.

Из настоящего в будущее

Начиная с девяностых годов, фирма «Сухой» выполнила несколько проектов модернизации Су-25 с различными нововведениями, обеспечивающими рост тех или иных характеристик. Некоторые из них поступили на вооружение и дошли до серийного выпуска. К настоящему времени за счет этого удалось провести самое серьезное обновление парка техники.
По открытым данным, к настоящему времени в российских ВКС осталось менее 40 самолетов Су-25 базовой модификации. Также имеется менее 20 учебно-тренировочных Су-25УБ и Су-25УТГ. Количество техники устаревших типов удалось резко сократить за счет проведения ремонтов и модернизаций по современным проектам. В течение нескольких последних лет осуществляется перестройка «Грачей» по проектам Су-25СМ и Су-25СМ3. Общая численность таких самолетов приближается в 140-150 единицам. При этом количество техники версии «СМ3» пока не превышает 20-25 единиц.

Оба проекта с литерами «СМ» предусматривают существенную перестройку бортового комплекса радиоэлектронного оборудования с получением принципиально новых функций и возможностей. Устанавливается новая прицельно-навигационная аппаратура: в частности, внедряется современная спутниковая навигация, а старый прицел заменяется полноценным индикатором на лобовом стекле. Главным нововведением проекта «СМ3» является подсистема управления вооружением СВП-24-25 «Гефест». С ее помощью штурмовик может применять неуправляемое оружие с повышенной точностью.

Процесс восстановления и обновления техники продолжается и дает желаемые результаты. Проведенная модернизация уже неоднократно подтвердила свой потенциал, в т.ч. в условиях реального конфликта. С 2015 г. «Грачи» всех основных модификаций регулярно участвуют в боевой работе в Сирии. Их силами уничтожены большие количества живой силы и объектов противника. Потерян только один самолет; летчик катапультировался, но погиб в бою с противником на земле.

Ожидаемое будущее

Рассматривая события последних лет и наблюдаемые тенденции, можно представить, какое будущее ожидает российскую штурмовую авиацию. Очевидно, что в обозримом будущем Су-25 сохранит за собой свою нынешнюю роль. Замена для «Грачей» пока отсутствует и, возможно, даже не планируется.
Общее количество техники и частей, использующих ее, должно оставаться прежним. Возобновление производства не планируется – ремонтировать, обновлять и возвращать в строй будут только имеющиеся самолеты. При этом речь идет как о восстановлении технической готовности и продлении ресурса, так и о получении новых боевых возможностей. Впрочем, есть риск постепенного сокращения количества техники. К сожалению, процесс учебы и боевая работа связаны с известными рисками и нельзя исключать возможные потери.

Таким образом, ситуация в сфере штурмовой авиации в наших ВКС располагает к оптимизму. Имеются достаточные количества специализированных самолетов; своевременно осуществляется их обслуживание и ведется полномасштабная модернизация. Все это позволяет сохранять Су-25 на службе и получать все связанные с этим преимущества. Подходит к концу четвертое десятилетие службы «Грачей», и оно явно не будет последним.

штурмовиков Су-25 отработают маневры на сверхмалых высотах на юге России, учения — Military & Defense

МОСКВА, 5 августа. / ТАСС /. Экипажи самолетов ближней воздушной поддержки Су-25СМ3 из авиационного полка Южного военного округа, базирующегося в Ставропольском крае на юге России, перешли на отработку навыков пилотирования на сверхмалых высотах для скрытых перемещений с использованием особенностей местности, сообщает пресс-служба округа офис сообщил в понедельник.

«Учебные полеты выполняются парами и в составе летных формирований, в том числе в сложных метеоусловиях и в ночное время.Выполняя полетные задания на сверхмалой высоте, пилоты учатся скрытно двигаться, используя особенности местности, и уклоняться от средств ПВО условного противника », — говорится в сообщении пресс-службы.

Летчики летают на высоте до 25 метров над землей. В заявлении говорится, что они также отрабатывают свои операции в чрезвычайных ситуациях, таких как отказ оборудования и посадка одного двигателя.

В тренировочных полетах и ​​мероприятиях по их обеспечению задействовано более 100 летного и наземного персонала авиационного полка.Как сообщили ТАСС в пресс-службе округа, в учениях задействовано более 10 самолетов.

Штурмовик Су-25СМ3

Модернизированный Су-25СМ3 оснащен улучшенной системой наведения и может запускать ракеты или сбрасывать бомбы на значительном удалении от цели и при отсутствии прямой видимости. Ранее источник ТАСС сообщил, что модернизированный самолет Су-25СМ3 получит бортовую систему целеуказания и прицеливания с элементами искусственного интеллекта, которая позволит летчикам поражать выбранные цели практически без их участия.

Су-25СМ3 также оснащен технологией ПНК СВП-24-25 спутниковой навигационной системы Глонасс (опция СВП-24 Гефест), которая позволяет программировать конечную точку с точностью до 10 метров и способствует повышению точности. неуправляемого авиационного оружия до уровня управляемых боеприпасов. Самолет способен поражать малогабаритные наземные объекты и воздушные цели в любое время дня и ночи. Модернизация повысила боевую эффективность самолета в 3 раза по сравнению с другими модификациями.

.

российских модернизированных штурмовиков Су-25 получат прицельный комплекс с искусственным интеллектом — Military & Defense

МОСКВА, 8 мая. / ТАСС /. Модернизированный российский штурмовик Су-25СМ3 получит бортовую систему обнаружения и прицеливания с элементами искусственного интеллекта, которая позволит пилотам поражать обозначенные цели фактически без их участия, сообщил ТАСС в среду источник в оборонной промышленности.

«В рамках дальнейшей модернизации штурмовика новейшие модификации Су-25СМ3 будут оснащены новым прицельным комплексом.Он будет полностью автоматизирован, и пилоту останется только выбрать цель на экране, а все остальное будет делать искусственный интеллект », — сказал источник.

Система целеуказания с искусственным интеллектом сможет самостоятельно определять враждебные цели, удерживать их в поле зрения и наводить ракеты. Новая технология интегрирована в единую систему управления войсками, что позволяет отображать оптимальный путь к цели и траекторию применения оружия.Модернизированный штурмовик также сможет получать данные о целях из внешних источников через систему командования и управления.

Источник в авиастроении ранее ТАСС сообщил, что модернизированный ударный вертолет Ми-28НМ получит аналогичную систему с искусственным интеллектом.

Заключение эксперта

Как сообщил ТАСС главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский, новая система способна решать целый комплекс задач.«Это включает перенацеливание во время полета, выдачу новых полетных заданий и интеграцию в разведывательное и информационное пространство поля боя», — сказал он.

В новой системе целеуказания действительно используются элементы искусственного интеллекта, — сказал главный редактор. «При выборе цели бортовая информационно-управляющая система самолета автоматически определяет наиболее оптимальный маршрут к этой цели в соответствии с выбранной тактикой … Система также может предлагать варианты применения боевой нагрузки против такой цели, варианты тактического и воздушные маневры по этой цели », — пояснил эксперт.

Кроме того, оснащенный этой системой штурмовик может наводить оружие по целям из внешних источников, сказал эксперт.

«Он может получать целеуказание с наземной техники, например, с системы разведки, управления и связи« Стрелец »[часть боевого снаряжения солдата Ратника]», — заключил эксперт.

Су-25СМ3 — модернизированная версия штурмовика Су-25. Самолет способен поражать малогабаритные наземные объекты и воздушные цели в любое время дня и ночи.Боевая эффективность штурмовика увеличилась в 3 раза по сравнению с другими модификациями. В отличие от своих предшественников, модернизированный самолет оборудован спутниковой навигационной системой Глонасс, которая дает возможность запрограммировать конечную точку на карте с точностью до 10 метров, а в кабине экипажа имеется цифровой дисплей с возможностью проецирования наземная и воздушная обстановка.

.

< NEXT Сургу аэропорт: Аэропорт "Сургут" Сургу аэропорт: Аэропорт "Сургут"

PREV > Af авиакомпания официальный сайт: Авиабилеты Air France с вылетом из России Af авиакомпания официальный сайт: Авиабилеты Air France с вылетом из России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *