Меню

Туполев биография: Российский авиаконструктор Алексей Туполев. Биография — Биографии и справки

Category: Разное

Содержание

Туполев, Андрей Николаевич — это… Что такое Туполев, Андрей Николаевич?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Туполев.

Андре́й Никола́евич Ту́полев (29 октября (10 ноября) 1888 — 23 декабря 1972) — русский авиаконструктор, академик АН СССР, генерал-полковник-инженер (1968), Герой Труда (1926), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972).

Под руководством Туполева спроектировано свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.

Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В. М. Петляков, П. О. Сухой, В. М. Мясищев, А. И. Путилов, В. А. Чижевский, А. А. Архангельский, М. Л. Миль, А. П. Голубков, И. Ф. Незваль, A. A. Туполев, С. А. Лавочкин

Биография

Детство

Родился 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года, в селе Пустомазово (ныне — Кимрского района) Тверской губернии, в семье провинциального нотариуса.

Высшее образование

Ещё во время обучения в гимназии проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года — член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910). В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в волнениях и распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.

Профессиональная деятельность

В 1916—1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ, где окончательно определилось призвание молодого инженера. В 1918—1936 годах являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению.

21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации и шпионаже. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. 28 мая 1940 года приговорён ВКВС СССР к 15 годам ИТЛ. А.Н.Туполев (был арестован 21 октября 1937г) в это время все еще находился под следствием- компроментирующих фактов на него было более чем предостаточно ( дело вел сотрудник 2-го следственного отдела НКВД Габитов). 5 января 1936г приказом НКОП Туполев (по рекомендации Наркома НКТП Орджоникидзе) назначается первым заместителем и главным инженером ГУ НКОП. В том же году в США была направлена делегация работников авиапромышленности для закупки оборудования и лицензий. Руководителями делегации были назначены Туполев (ПГУ) и Харламов (ЦАГИ) Поездка в США для Туполева была второй по счету. Первый раз он посетил Германию и США в 1930г, когда был начальником АГОС по вопросу дирижаблестроения. На этот раз путь делегации проходил через Францию, где была осмотрена продукция французской авиапромышленности. Знание французского языка помогли Туполеву найти общее соприкосновение в сфере закупки авиамоторов. Находясь в США Туполев нарушил принятое правило оформлять заказы через консалтинг- торговую фирму АМТОРГ. Данная фирма была создана советским правительством в начале 20-х годов с целью размещения заказов на заводах Форда, Кристи и Кертисса. Туполев встретившись с американским конструктором А.Н.Северским (Прокофьев- эмигрировал в США в 1917г) разместил заказы по своему усмотрению(влияние Прокофьева).Между Туполевым и начальником ОсТехБюро комбригом П.И.Гроховским (входил в состав делегации, самоучка, при образовании 3 класса начальной школы смог сделать 63 изобретения в области авиации, артиллерии и бронетехники, знал два иностранных языка, в 1937г был арестован по делу Тухачевского, умрет в 1946г, находясь в ОТБ-172)-возник скандал, который с трудом удалось погасить. Кроме этого, Туполев находился в служебной командировке вместе с женой Юлией Николаевной, которая отношения к авиации не имела. В результате поездки были закуплены лицензии на производство самолетов Валти V-IА, Консолидейтед PBY-1(строились в СССР ограниченной численностью, были очень сложные в производстве) и истребитель фирмы Северского 2РА-который не соответствовал нормам прочности принятой в ВВС РККА. Благодаря Петлякову, который тоже входил в состав делегации, удалось приобрести лицензию на современный по тому времени самолет фирмы Дуглас DC-3.Находясь в заключении, работал в закрытом КБ НКВД — ЦКБ-29 («Туполевская шарага»). В июле 1941 года от дальнейшего отбытия наказания был освобождён со снятием судимости. Туполев был полностью реабилитирован 9 апреля 1955 года[1].

Летательные аппараты

В 1925 году Андрей Николаевич создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков. В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3, с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под руководством Туполева бригадой П. О. Сухого был сконструирован самолет АНТ-25[2]. В 1934 году появился многомоторный самолёт модели «Максим Горький». Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.

Конструкторское бюро Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель — реактивный бомбардировщик Ту-16. Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч. Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт — Ту-104.

В 1957 году был разработан турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114.

Семья

Сын Алексей Андреевич Туполев — известный советский авиаконструктор.
Зять Владимир Михайлович Вуль — ведущий конструктор ОКБ Туполев, заместитель генерального конструктора

Память

  • Имя А. Н. Туполева носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Твери,Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени.
  • В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт (с 1992 года — Казанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева).
  • В городе Кимры на Майской площади 7 сентября 1979 года установлен бюст А. Н. Туполева (скульптор Х. Б. Геворкян).
  • В 1988 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Туполеву.
  • В 1979 году снят фильм-биография, посвящённый двум великим авиаконструкторам Туполеву и Сикорскому — «Поэма о крыльях».
  • установлен мемориал на месте, где находилось родное сельцо Туполева Пустомазово. Ныне территория Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области[3].

Награды и звания

  • Герой Труда (1926)[4].
  • Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972).
  • восемь орденов Ленина (21.02.1933, 16.09.1945, 1947, январь 1949, декабрь 1949, 1953, 1958, 1968)
  • орден Октябрьской Революции (1971)
  • орден Суворова 2-й степени (1944)
  • орден Отечественной войны 1-й степени (1943)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1927, 22.12.1933)
  • орден Красной Звезды (17.08.1933)
  • орден «Знак Почёта» (1936)
  • орден «Георгий Димитров» (Народная Республика Болгария, 1964)
  • медали.
  • Лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий 1-й степени (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972).
  • Лауреат премии Н. Е. Жуковского (1958)
  • Золотая авиационная медаль ФАИ (1958)
  • премия имени Леонардо да Винчи (1971)
  • Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971).
  • Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971).
  • Почётный гражданин Парижа (1964), Нью-Йорка и города Жуковский Московской области (1968).

Примечания

Литература

Ссылки

 Туполев, Андрей Николаевич на сайте «Герои страны»

 

Герои Труда

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О • П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Щ • Э • Ю • Я

А.Н. Туполев Часть I | lemur59.ru

 

ТУПОЛЕВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Андрей Николаевич Туполев — величайший советский авиаконструктор, отец российской авиации, генеральный конструктор СССР.

  

Туполевы ведут свой род из сибирского казачества. Андрей Николаевич был назван в честь своего прадеда, который удостаивался чести избираться казацкой вольницей в атаманы. Он позаботился о том, чтобы дать систематическое образование всем своим шестерым детям. Именно это поколение положило начало интеллигенции в роду Туполевых — это были врачи, учителя, инженеры, строители. Дед Андрея Николаевича был преподавателем Томской гимназии.

В Тверском крае Туполевы оказались в связи с трагическим для России событием — взрывом бомбы, повергнувшей царя Александра II. Николай Иванович Туполев, отец будущего авиаконструктора, в то время учился в Петербургском университете на юридическом факультете. На студенчество обрушилась волна репрессий, и он, как сочувствующий революционерам, был исключен и выгнан из Петербурга с лишением права проживания в обеих столицах и даже в губернских городах. Выбор Тверского края связан с тем, что именно отсюда родом была жена — Анна Васильевна, урожденная Лисицына, дочь протопресвитера из Торжка. Обучалась она в Тверской Мариинской женской гимназии.

                 

                                                       Анна Васильевна и Николай Иванович Туполевы

Поначалу молодая чета Туполевых поселилась в небольшом уездном городке Корчева, однако, помыкавшись с детьми по квартирам, они решают остановиться в небольшой усадебке Пустомазово на р. Лужменке.

     

                                            мемориал А.Н. Туполева на месте дома в д. Пустомазово

Молодые супруги полагали, что многодетная семья — одно из важнейших условий правильной жизни. Именно поэтому у Анны Васильевны было семеро детей.
В 1888 году 10 ноября в семье Туполевых родился шестой ребёнок — Андрей, а вскоре и младшая дочь — Наталья, которая была для Андрея Николаевича одним из наиболее близких людей.

  

Николай Иванович — отец Андрея, к тому времени сумел экстерном закончить университетский курс. Получив диплом юриста и чин губернского секретаря, он поступил на службу, став сельским нотариусом. Николай Иванович взял на себя роль заступника крестьян, что привело к появлению множества недоброжелателей среди помещиков. Такая служба не только не приносила денег, но и лишала здоровья.
В 1894 году Анна Васильевна пишет прошение на имя Директора Тверской классической гимназии об освобождении от оплаты обучение старшего сына Николая, в связи с тяжёлым материальным положением, ведь платить приходилось за учёбу ещё четверых детей.
Пожар 1894 года и последовавшая за ним засуха значительно усугубили как материальное положение, так и здоровье родителей.
Андрей учился в приходской школе трёх ступеней в Устиново. В 1900 году со второго раза Андрей поступил в Тверскую гимназию. Учился Андрей средне. Немного замкнутый, но живой любознательный мальчик терпеть не мог предметы, для успеха в которых необходима была зубрежка. Именно поэтому у юного ученика были проблемы с иностранными языками и чистописанием. Однако с математикой, физикой, географией и историей Андрею Туполеву не было равных.

 

                                                 здание бывшей Тверской классической гимназии

В 1906 году группу учащихся Тверской гимназии премировали путешествием на пароходе до Астрахани и обратно. Андрея Туполева отметили за мастерские поделки. Путешествие произвело на него огромное впечатление. Андрея завораживали шлюзы, работа в воде лопастных колес и другие конструкции.

                         

                                                                            А.Н. Туполев гимназист

Летом 1908 года Туполев закончил гимназию и поступил в Московское императорское техническое училище. Ещё будучи абитуриентом, он попал на воздухоплавательную выставку, устроенную в Москве профессором Н.Е. Жуковским. Среди экспонатов выставки был представлен знаменитый планер выдающегося авиаконструктора Отто Ливенталя.

Результатом знакомства абитуриента Туполева с профессором было приглашение на курс лекций «Основы воздухоплавания».В 1909 году был создан кружок, целью которого было соединение теории и практики, а уже в 1910 году, по прошению Жуковского, при ИТУ была создана аэродинамическая лаборатория. Именно там Андреем Туполевым была создана плоская аэродинамическая труба, в которой можно было экспериментировать с воздушным потокам скоростью 16—20 м в секунду.

                            

                                                   аэродинамическая труба А.Н. Туполева

Тогда же в Лефортовском парке Туполев проводит испытания планера спроектированного им самим.

               

                                                                        А.Н. Туполев – студент МИТУ

Лето, как и всегда, Андрей проводит в Пустомазове, в родительском доме. Туполев всегда любил тяжелую сельскую работу и нехитрые деревенские развлечения.
Следующему появлению будущего авиаконструктора на родине предшествовало послание из Тверского губернского жандармского управления в нижестоящее — Корчевское, датированное 2-м июня 1911 года: «О студенте Московского технического училища Андрее Туполеве, изобличенном в предоставлении своего адреса для сношений городских … комитетов высших учебных заведений в Москве и Петербурге в целях объединения действий этих учебных заведений по проведению забастовки, министр Внутренних дел постановил: воспретить Андрею Туполеву жительство в столицах, столичных губерниях и городах, где имеются высшие учебные заведения, на 1 год.»
После освобождения из-под стражи Андрей Туполев выбыл из Москвы в родное сельцо Пустомазово, где находился под негласным надзором.
Тем временем страну охватил авиационный бум. И, видимо, Андрей не выдержал и уехал на месяц в Москву. Наказанием за этот проступок стало отлучение от учёбы теперь уже на 3 года.
Известен факт, что А. Туполев, живя в сельце Пустомазово, помогал крестьянам убирать валуны, много косил, но в тоже время и не забывал он своего призвания — сооружать сложные конструкции. Примером может послужить, сооружённая будущим авиаконструктором плотина на реке Лужменке. Правда, местные жители за плотину его осуждали — вода на Лужменке высоко разливалась, затапливала луга, а скотину пасти и без того было негде.
Учитель и друзья не забывали о Туполеве и хлопотали о его возвращении.
Но началась Первая мировая война, в которой впервые огромную роль стала играть авиация.
Андрей Туполев приехал в Москву, куда тотчас слетелись все ученики Жуковского. Николай Егорович Жуковский хорошо видел изъяны зарождавшейся русской авиации, и у него была целая программа действий для выведения её на передовые рубежи, которая опиралась и на возможности созданной им сплочённой команды юных талантов.

                  

                                                                          Николай Егорович Жуковский

Первым делом при МТУ были организованы теоретические курсы авиации, на которые набирались добровольцы из числа студентов, окончивших гимназии. За полгода курсанты получали военную, теоретическую и летную подготовку. Профессор Жуковский и его ученики не просто давали будущим летчикам необходимые знания, но и заражали своим энтузиазмом и преданностью авиации.
У А. Туполева также было огромное желание самому летать и он уже совершил учебные полеты на «фармане». Однако, чтобы стать летчиком, требовалась справка о политической благонадёжности, в которой Андрею Николаевичу было отказано.
По рекомендации Н.Е. Жуковского Туполева приглашают возглавить гидропланный отдел самолётостроительного завода кампании «Дукс». Бюро за короткий срок проделало расчёт на прочность шести аэропланов: «Ваузен», «Фарман-27», «Фарман-3», «Ньюпор-10», «Ньюпор-11», а также самолёта братьев Касьяненко. По оценкам современных специалистов, небольшая группа, в которой было лишь 2 инженера, а остальные, включая Туполева, студенты, провела работу, подвластную по тем временам большим научным коллективам, оснащенным новейшей техникой и аппаратурой.

В мае 1918года Андрей Николаевич Туполев защитил диплом, называвшийся «Расчёт гидроплана» и построенный на скрупулёзном анализе физических процессов, связанных со взлётом с водной поверхности и посадкой на неё.
По отзывам коллег, Туполев был прирождённым исследователем, не успокаивавшемся пока не разгадает физическую природу заинтересовавшего его явления.
На вопрос почему авиаконструктор работал именно над гидропланом, можно ответить следующим образом: «Для такой огромной страны как Россия необходимы были самолёты, способные преодолевать огромные расстояния. Однако самолёты с большой грузоподъёмностью требовали и хорошие аэродромы, денег на создание которых у России, конечно, не было. Поэтому идея использовать в качестве аэродромов реки и озёра, впервые предложенная Андреем Николаевичем была весьма актуальна.
Очевидно, что для Туполева защита диплома была не формальным актом, удостоверяющим вступление в инженерный корпус, но и событием, констатирующим его зрелость как инженера, конструктора и исследователя.
4 ноября 1918 года в квартире Жуковского собралась «рабочая часть» коллегии по созданию Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Профессор Жуковский вошёл в неё в качестве «специалиста по научной части», а Андрей Николаевич Туполев — как специалист «по технической части». Было решено, что управление институтом будет осуществляться коллегиально.
Вскоре в Москве в районе бывших Лефортовских прудов началось сооружение гидроканала, невиданного по размаху и оснащению специальной испытательной техникой.

 

                                                                             ЦАГИ — Гидроканал

 Вот чем обернулись детские и юношеские забавы отрока с берегов реки Лужменки. Не оказались случайными в судьбе будущего Генерального авиаконструктора ни игрушечный действующий шлюз, сооруженный им в отцовском доме, ни пустомазовский гидроузел с самодельным кораблем, ни небольшие конструкции, с треском летавшие над полями. Можно себе представить с какими чувствами теперь Андрей Николаевич возвращался в Пустомазово, оторвавшись от бурной жизни ЦАГИ и забот молодой авиации.
Тем временем семейство Туполевых создаёт в усадьбе сельскохозяйственную артель «Батрак», объединившую бывших хозяев с бывшими наёмными рабочими. Однако, нашлись недоброжелатели, следствием действий которых было постановление Суворовского волостного исполкома от 30.01.1919 «О принятии сельца Пустомазово на особый учёт». Туполевых подозревали в создании сельскохозяйственной артели в качестве прикрытия для своих махинаций. В конце 1921 года умирает Николай Егорович Жуковский, ставший для Туполева вторым отцом. После перевыборов руководства ЦАГИ Туполев вновь утверждается заместителем директора института и одновременно заведующим авиационным отделом ЦАГИ. К этому времени во многом благодаря его упорству был сделан огромный шаг в использовании нового конструктивного материала — дюралюминий, из которого конструкторская бригада научилась делать быстроходные аэросани, глиссеры, торпедные катера.

 

                                                        Аэросани АНТ-IV

Экипаж, чел.

 4 (5)

Габаритные размеры, мм

Длина

 6450

Ширина

 2350

Общая высота

 1950

Дорожный просвет

 400

Защита аэросаней

Тип брони

 Кольчугалюминий

Вооружение

Двигатель

Тип двигателя

 3-цилиндровый радиальный

Модель двигателя

 Бристоль Люцифер

Мощность двигателял.с.(кВт)

 100 (75)

Тип охлаждения

 воздушный

Ходовая часть

Тип винта

 деревянный

Диаметр винта, мм

 2400

Количество лыж

 3

Управляемых лыж

 1

Ходовые качества

Скорость на пересечённой местности, км/ч

 28 (40)

                                                             Глиссирующий торпедный катер “ Г-5 “

 

                                            глиссирующий торпедный катер  “ Г-5 “

 

Испытания АНТ-5 привели начальство буквально в восторг – катер с

торпедами развивал скорость 58 узлов (107,3 км/ч), а без торпед – 65,3 узла (120,3 км/ч). О таких скоростях не могли и мечтать катера других стран.

 Основные характеристики Г-5

Водоизмещение

15 тонн

Длина

19,0 м

Ширина

3,3 м

Осадка

1,2 м

Двигатели

2 двигателя ГАМ-34

Мощность

2 × 850 л. с.

Движитель

2 трёхлопастных винта

Экипаж

6 человек

Вооружение

Зенитная артиллерия

2 × 7,62-мм пулёмета ДА

Минно-торпедное вооружение

2 × 533-мм кормовых ТА

В 1922 году Туполевым была закончена разработка конструкции его воздушного первенца, и уже летом Андрей Николаевич со своей бригадой приступает к строительству самолёта АНТ—1.

Но и в этот ответственный момент он не забывает о Пустомазове. Со всей конструкторской бригадой Туполев выезжает в артель «Батрак», где на протяжении осени они работали как в поле, так и в мастерской. По свидетельствам местных жителей у артели «Батрак», благодаря связям с ЦАГИ на вооружении были вспомогательные механизмы, ускорявшие крестьянский труд.
Первый туполевский самолёт поднялся в воздух 21 октября 1923 года. Конструктор проводил его в полёт, стоя у края взлётной полосы. С тех пор это стало традицией.

 

                                                                                         АНТ-1

                           Основные характеристики самолета АНТ-1:

                                 длина самолета — 5,4 м;  размах крыла -7,2 м;  высота самолета -1,7 м;

                                 площадь крыла — 10 м2;  нормальная взлетная масса — 360 кг;

                                 максимальная скорость у земли — 125 км/ч;  практический потолок — 600 м;

                                 продолжительность полета — 4 ч;  экипаж — 1 чел.

В мае 1924 года взлетает АНТ—2, первый отечественный самолёт, построенный целиком из металла. Он открыл совершенно новую страницу в истории отечественной авиации.

 

                                                                                    АНТ-2

                                                        Основные данные опытного самолета АНТ-2:

                                 длина самолета — 7,6 м;  размах крыла — 10,45 м;  высота самолета — 2,12 м;

                                 площадь крыла — 17,89 м2;   нормальная взлетная масса — 837 кг;

                                 максимальная скорость у земли — 207 км/ч;   практический потолок -3300 м;

                                 техническая дальность полета — 750 км;   экипаж — 1 чел; 

                                 число пассажиров — 2 чел.

Начальник ВВС Красной Армии П.И. Баранов заинтересовался работами ЦАГИ и срочно оформил договор с ЦАГИ на постройку самолёта-разведчика АНТ—3 (Р—3) и выдал заказ на проектирование цельнометаллического бомбардировщика АНТ—4 (ТБ—1). Уже к 1925 году заказ был выполнен.

                              

                                                                      Пётр Ионович Баранов

В 1925 году Туполев первым в авиастроении внедряет в своём ОКБ макетирование конструкций. Сначала по готовым чертежам изготавливался деревянный макет нового самолёта в натуральную величину, что позволяло тщательно отработать все детали компановки, размещения приборов и оборудования. Метод макетирования позволял максимально сократить время на производство конструкции.
К Туполеву во второй половине 1920-х гг. приходит заслуженная слава.

 

                                                                            АНТ-3 “ Пролетарий “

 

 

Модификация

АНТ-3

Размах крыла, м

13.00

Длина самолета,м

9.40

Высота самолета,м

2.95

Площадь крыла,м2

37.00

Масса, кг

 

пустого самолета

1412

максимальная взлетная

2400

Тип двигателя

1 ПД Niper-Lion

Мощность, л.с.

1 х 450

Максимальная скорость, км/ч

226

Крейсерская скорость, км/ч

195

Практическая дальность, км

560

Скороподъемность, м/мин

294

Практический потолок, м

5100

Экипаж, чел

1

В 1929 г. летчик Шестаков на серийной АНТ—4, названной «Страна Советов», совершил перелёт по маршруту Москва—Нью-Йорк через Тихий океан. На таком же самолёте лётчик Томашевский установил несколько мировых рекордов.

 

 

                                                                                   АНТ-4 ( ТБ-1 )

Модификация

  АНТ-4

Размах крыла, м

  28.70

Длина, м

  18.00

Высота, м

 

Площадь крыла, м2

  120.00

Масса, кг

 

  пустого самолета

  4630

  максимальная взлетная

  7928

  топлива

  2350

Тип двигателя

  2 ПД BMW-VI

Мощность, л.с.

  2 х 680

Максимальная скорость , км/ч

  207

Крейсерская скорость , км/ч

  186

Практическая дальность, км

  1425

Скороподъемность, м/мин

  143

Практический потолок, м

  3600

Экипаж

  4

Однако на родине Андрея Николаевича дела шли не так хорошо. Артель «Батрак» вскоре была переименована в товарищество «Пустомазово». В июне 1924 года вопрос о Пустомазове рассматривает Кимрская уездная земельная комиссия и постановляет: «Признать имение Туполевых госимуществом».
Однако ни характеристика, ни ходатайство начальника ВВС РККА П.И. Баранова об оставлении Туполевым участка земли с садом не помогли. Взамен Туполевым предлагались на выбор усадьба «Никольское» в Тверском уезде или хутор «Отрадное» в Вышневолоцком уезде Брусовской волости. Ссылаясь на бездорожье, Андрей Николаевич просит усадьбу «Цедилово» в Кашинской волости, и его просьбу удовлетворили.
Уже тогда, когда земляки изгнали из отцовского дома главного конструктора самолётов «Пролетарий» и «Страна Советов», во французском журнале «Крылья» писали: «Знаменитый Туполев, чей раскатистый смех распространяется по всей Европе».
В 1930-е годы встречи с Туполевым ищет известный писатель-фантаст Герберт Уэллс, безошибочно предсказавший десятки важнейших открытий XX века. Знакомство Уэллса и Туполева произошло на океанском лайнере «Бремен», на котором правительственная комиссия советских авиационных специалистов следовала в Нью-Йорк.

              

                                         А.Н. Туполев и А.А. Архангельский на корабле по пути в Нью-Йорк

 Андрей Николаевич играл с писателем в бильярд, подолгу гулял с ним на палубе, общаясь через переводчика, которым была его жена Юлия Николаевна.В 1932 г. был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3, с помощью которого в 1937 г. была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе.

 

 

                                                                                    ТБ-3

Модификация

  ТБ-3

Размах крыла, м

  41.80

Длина, м

  25.10

Высота, м

  8.5

Площадь крыла, м2

  234.50

  пустого самолета

 

  нормальная взлетная

  18877

Тип двигателя

  4 ПД МФ-34ФРН

Мощность, л.с.

  4 х 900

Максимальная скорость , км/ч

 

  у земли

  245

  на высоте

  300

Крейсерская скорость , км/ч

  182

Практическая дальность, км

  2000

Максимальная скороподъемность, м/мин

  75

Практический потолок, м

  8000

Экипаж

  4

Вооружение:

четыре 7.62-мм пулемета ДА, 3000 кг бомб

 

                                                  экспедиция на Северном Полюсе “ СП-1 “

В 1934 г. появился многомоторный самолёт модели «Максим Горький», который имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.

 

                                                                        АНТ-20 “ Максим Горький “

Модификация

  АНТ-20

Размах крыла, м

  63.00

Длина самолета, м

  33.00

Высота самолета, м

  12.80

Площадь крыла,м2

  486.00

Масса, кг

 

  пустого самолета

  28500

  максимальная взлетная

  42000

  топлива

  7150

Тип двигателя

  8 ПД М-34ФРН

Мощность, л.с.

  8 х 900

Максимальная скорость, км/ч

  220

Крейсерская скорость, км/ч

  198

Практическая дальность, км

  1200

Практический потолок, м

  4500

Экипаж, чел

  5

Полезная нагрузка:

  до 48 пассажиров

В 1933 г. состоялся первый полет нового самолета АНТ-25. Шеф-пилотом, испытывавшим самолеты АНТ-25, был М.М. Громов.

На этом самолете были совершены легендарные перелеты Москва — Земля Франца-Иосифа-Петропавловск-на-Камчатке В. Чкаловым, Г. Байдуковым и А. Беляковым 22.07.1936 г. и Москва — Северный полюс — США экипажами В. Чкалова и М. Громова.

 

                                                         экипаж Михаила Михайловича Громова

 

  

Модификация

  АНТ-25

Размах крыла, м

  34.00

Длина самолета, м

  13.00

Высота самолета, м

 

Площадь крыла,м2

  87.10

Масса, кг

 

  пустого самолета

  3784

  максимальная взлетная

  10000

Тип двигателя

  1 ПД М-34Р

Мощность, л.с.

  1 х 900

Максимальная скорость у земли, км/ч

  244

Крейсерская скорость, км/ч

  165

Практическая дальность, км

  10800

Практический потолок, м

  7850

Экипаж, чел

  3

Судьба подарила А.Н. Туполеву как бы две творческие жизни. Первая — это всё, что связано с рождением самолётов АНТ, кончившаяся арестом в 1937 году вместе с членами группы работников ЦАГИ, побывавшими незадолго до того во Франции и США, где, в частности, была куплена лицензия на постройку в СССР всемирно известного пассажирского самолёта «Дуглас». Этот факт был воспринят Сталиным как «вредительство».

                    

                                                                   ордер на арест А.Н. Туполева

   

                                здание ЦКБ-29 ( бериевская “ шарага “ ) на ул. Радио в Москве

Вторая творческая жизнь авиаконструктора А.Н. Туполева началась за ключей проволокой бериевской «шараги» (1937—1941), где он со своими товарищами создал первый самолёт марки ТУ. Это был фронтовой бомбардировщик ТУ—2, успевший повоевать на фронте и признанный специалистами лучшей в своей категории машиной Великой Отечественной войны.

 

                                                                               ТУ-2

 

 

Модификация

  Ту-2

Размах крыла, м

  18.86

Длина, м

  13.80

Высота, м

  4.13

Площадь крыла, м2

  48.52

Масса, кг

 

  пустого самолета

  7601

  нормальная взлетная

  10538

  максимальная взлетная

  11768

Топливо, л

  2200

Тип двигателя

  2 ПД Швецов АШ-82

Мощность, л.с.

  2 х 1850

Максимальная скорость , км/ч

 

  у земли

  444

  на высоте

  521

Практическая дальность, км

  2020

Скороподъемность, м/мин

  490

Практический потолок, м

  9000

Экипаж

  4

Вооружение:

  две 20-мм пушки ШВАК , три 7.62-мм пулемета ШКАС и один 12,7-мм пулемет УБТ
 10 реактивных орудий для снарядов РС-132
 Бомбовая нагрузка нормально — 1000 кг, максимально — 2000 кг, в перегрузку — 3000 кг

 

            Продолжение смотрите на сайте : Для Продвинутых – Полководцы – А.Н. Туполев  Часть II

 

 

краткая биография 🚩 Военная служба

 

Основатель советской школы авиастроения Андрей Николаевич Туполев появился на свет 10 ноября 1888 года в семье разночинцев. Отец происходил из сибирских казаков. Мать родом из мелкопоместных дворян. Родители проживали в небольшом селе Пустомазово Тверской губернии. Когда подошел возраст, мальчика определили в городскую гимназию. Жил гимназист на съемной квартире. Учился неплохо. Особый интерес проявлял к математике и физике.  

В 1908 году окончил гимназию и поступил в Московское высшее техническое училище. Как раз в это время во всех газетах писали о русском летчике Уточкине. Андрею посчастливилось увидеть показательные полеты знаменитого пилота. В студенческой среде была популярной наука аэродинамика. Туполев начал посещать кружок воздухоплавания. Вместе с товарищами по увлечению занялся постройкой планера. В 1910 году совершил полет на самодельном воздушном судне и благополучно приземлился. 

Завершив обучение, Туполев поступил на работу в авиационное расчетное бюро, которое было единственным в России. На тот момент в нашей стране самолеты не выпускались. Подготовленных инженеров и конструкторов просто не было. Андрей Николаевич совместно с Николаем Егоровичем Жуковским создал Центральный аэрогидродинамический институт, в котором и начал работать как главный конструктор. На первом этапе он занялся конструированием цельнометаллического самолета.

Зарубежная практика показала, что самолеты, собранные из древесины не обладают достаточной прочностью и долговечностью. Сталь и сплавы не годятся из-за слишком большой удельной массы. Туполев выбрал для своего проекта дюраль, который производился на Кольчугинском заводе во Владимирской области. В 1925 году в небо поднялся первый цельнометаллический самолет ТБ-1. На тот момент он считался лучшим в мире бомбардировщиком. Однако работы над усовершенствованием конструкции продолжались.  

Обстановка в мире накалялась и во всех развитых странах готовились к войне. Перед конструкторским бюро Туполева стояли сложные и ответственные задачи. Одна из таких задач – создание дальнего бомбардировщика. Задание на проектирование специалисты получили весной 1939 года. Весной 1941 года опытный образец ТУ-2 прошел испытание в реальных условиях. И буквально через несколько дней началась война. В период военных действий Андрею Николаевичу приходилось заниматься не только проектированием, но и организацией производственного процесса на разных заводах.

В послевоенный период КБ Туполева занималось и мирными программами. Именно в Советском Союзе создан первый пассажирский самолет на реактивной тяге ТУ-104. Затем, когда потребовался лайнер для полетов через океаны к далеким материкам, появился ТУ-114. Андрей Николаевич занимал разные должности в министерстве авиационной промышленности. В числе его учеников известные деятели науки и производства, создатели самолетов различного назначения. Андрей Николаевич Туполев ушел из жизни в декабре 1972 года.

«Не было случая, чтобы он ошибся». Внук Туполева — о знаменитом деде | ОБЩЕСТВО: Люди | ОБЩЕСТВО

Легенда отечественного самолётостроения Андрей Туполев — один из самых известных уроженцев Тверской земли, но отношения с малой родиной у знаменитого авиаконструктора были непростыми.

Об этом и о многом другом накануне 130-летия со дня рождения Андрея Николаевича, который отмечается 10 ноября, корреспонденту «АиФ Тверь» рассказал его внук Андрей Туполев, продолжающий семейное дело.

Работал круглосуточно

Сергей Диваков, «АиФ Тверь»: Для всех Туполев был легендарной личностью, а для вас просто дедом. Андрей Алексеевич, каким вы его запомнили?

Андрей Туполев (внук). Фото: Из личного архива/ Андрей Туполев

Андрей Туполев: Дедушка, к сожалению, ушёл из жизни, когда мне было 11 лет, но я хорошо его помню. Андрей Николаевич слыл отзывчивым человеком, всегда обо всех заботился. Постоянно помогал людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации. Дед был депутатом Верховного Совета СССР, ему приходило огромное количество писем с просьбами. Он уделял им очень много времени, впрочем, как и воспитанию внуков. Я и моя младшая сестра часто отправлялись в автомобильные прогулки с ним и его другом — академиком Александром Виноградовым. С детства дед приучил нас интересоваться театром и живописью. В то же время Андрей Николаевич был достаточно строгим, и некоторые шалости нам с рук не сходили.

— Рассказывал ли дед о своей работе?

— Трудовая деятельность у деда не завершалась с концом рабочего дня. В выходные и вечером к нему приезжали его сотрудники, а также представители предприятий, связанных с созданием авиационной техники. Они обсуждали испытания самолётов, новые проекты. Конечно, я мало что понимал в этих взрослых разговорах. Но атмосфера, царившая вокруг, наложила свой отпечаток. После окончания школы у меня даже не возникло других вариантов, кроме как поступать в Московский авиационный институт.

Андрей Туполев (внук) родился в 1961 году в Москве. Окончил факультет «Авиастроение» Московского авиационного института. Защитил кандидатскую диссертацию в НИИ Парашютостроения. Работает в ПАО «Туполев» в должности советника генерального директора.
— Часто ли Туполев вспоминал о своей малой родине? Наведывался ли в село Пустомазово, где родился, или в Кимры?

— У дедушки были непростые отношения с руководством Кимрского района. В 1928 году его семью оттуда, мягко говоря, попросили. Дед тогда уже был влиятельной личностью, но сделать ничего не смог. После того как Андрею Николаевичу присвоили звание дважды Героя Социалистического Труда, на родине в Кимрах, по советским законам, ему должны были поставить памятник. Поговаривают, что дед, позвонив в исполком, напрямую спросил: «Ну что, засранцы, где памятник устанавливать будете?» Видимо, у него были на то причины. Но о них уже не узнать, ведь мемуаров дед не писал, о своей молодости говорить не любил. В итоге памятник установили в 1979 году на Майской площади, когда Андрей Николаевич уже был трижды Героем Социалистического Труда.

— А вы с сестрой часто ли бываете на родине знаменитого деда?

— Не так давно мы восстановили могилы прадедушки и прабабушки, а также дедушкиного брата. Поддерживаем дружеские отношения с руководством района и Тверской области. Мы с сестрой часто ездим в Верхневолжье. Стараемся помогать как небольшому музею Туполева в селе Пустомазово, так и крупному краеведческому в райцентре. В кимрском музее очень неплохая экспозиция о жизни деда. В ближайшее время недалеко от моста через Волгу, между старым и новым городом, планируют установить памятник самолёту Ту-124, который, по сути, является уменьшенной копией первого советского реактивного пассажирского самолёта Ту-104. Много общаемся с местными краеведами, находим новые интересные факты биографии деда.

Сверхзвуковая эра

— Андрей Николаевич внёс огромные изменения в отечественное самолётостроение. Что, на ваш взгляд, было самым важным?

— Наша страна обладает огромными запасами древесины. Многие считали: раз есть такой неисчерпаемый ресурс, зачем что-то изобретать? Можно и дальше строить деревянные самолёты! А дед настоял, несмотря на серьёзные споры с властями, что надо производить свой алюминий, создавать новые заводы и независимую производственную базу. Фактически он стоял у истоков цельнометаллического самолётостроения. Это определило судьбу отрасли. Если бы пошло всё иначе, мы бы очень серьёзно отстали от других стран.

А.Н. Туполев (в центре) и его коллеги (рабочее совещание). Фото: Из личного архива/ Андрей Туполев

— В этом году 31 декабря исполнится 50 лет со дня первого полёта Ту-144, одного из самых выдающихся творений вашего дедушки. Как ему удалось создать пассажирский самолёт, способный летать быстрее скорости звука?

На самолетах Туполева было установлено 78 мировых рекордов и выполнено порядка 30 выдающихся перелётов.
— В конструкторском бюро был отдел, занимавшийся беспилотниками. По компоновке, скорости и высоте полёта они соответствовали пассажирским самолётам первого поколения. То есть проект создавался не на пустом месте. Наши конструкторы начинали разработки одновременно с французами и британцами, но шли разными путями. По срокам приходилось отчитываться очень жёстко. В итоге дед опередил зарубежных коллег. Его самолёт проложил путь для дальнейшего развития боевой сверхзвуковой авиации, создания Ту-160, который до сих пор стоит на вооружении дальней авиации России. А ведь это было самое начало сверхзвуковой эры! У стоящих на линиях пассажирских перевозок Ту-144 не было аварий. Летая на них, ни один пассажир не погиб.

У деда в конструкторском бюро работали потрясающие художники, которые занимались внешним видом его разработок. Андрей Николаевич считал, что некрасивые самолёты не летают. Все спроектированные им машины выглядели элегантно. Мои любимые, например, 95-я и 114-я модели. Ну, и «сто четвёрка». Когда она прилетела в Лондон во второй половине 1950-х годов, это вызвало фурор. А для Ту-114, на котором Хрущёв прибыл в Америку, даже подходящий по высоте трап найти не смогли. Это были прорывные вещи, на несколько шагов опередившие своё время.

Где технари?

— Во многих регионах страны остро стоит вопрос нехватки квалифицированных технических кадров, инженеров. Что нужно сделать, чтобы появлялись достойные технари?

А.Н. Туполев с внуком А.А. Туполевым. Фото: Из личного архива/ Андрей Туполев

— Почему к дедушке в конструкторское бюро шли специалисты? Они понимали, что время здесь не пройдёт впустую. Знали, что все разработки реализуют. Я застал времена, когда выпускников кафедры кибернетики с красными дипломами приглашали на предприятие, и они с удовольствие шли на эту работу. Из них очередь выстраивалась! К тому же была колоссальная социальная защищённость: достойные зарплаты, медицинское обслуживание, жильё. В советское время наша фирма, например, построила несколько кварталов для сотрудников близ метро «Измайловская». Люди, которые занимаются созданием техники, не должны задаваться вопросом, что им есть, где жить и в чём ходить. Тогда и будет спрос на технические специальности. К тому же раньше при Домах молодёжи были авиамодельные кружки, дети интересовались техникой. Сейчас же, если они и есть, то держатся на энтузиазме.

— Есть ли черты характера, которые вы унаследовали от деда?

— Целеустремлённость. Если он ставил перед собой цель, всегда её достигал. Это, наверное, основное, что я усвоил от деда. Его опыт и авторитет помогают мне не только в работе, но и в жизни.

Ещё у деда была потрясающая интуиция. Когда машина взлетала первый раз, он садился в небольшое плетёное кресло рядом со взлётной полосой, точно напротив того места, где самолёт отрывался от земли. Специалисты-аэродинамики говорили: «Нет, этого быть не может, точка отрыва должна находиться в другом месте». Но не было случая, чтобы дед ошибся.

Ещё он умел решать проблемы. Идёт, например, разбор полётов, все обсуждают ситуацию на повышенных тонах. В какой-то момент дед спокойно говорит: «Надо сделать вот так». Это всегда было выходом из положения. Он самолёты буквально чувствовал, для него они были словно живые.

А.Н Туполев (в центре) возле самолет Ту-144. Фото: Из личного архива/ Андрей Туполев

Туполев, Алексей Андреевич — это… Что такое Туполев, Алексей Андреевич?

Алексе́й Андре́евич Ту́полев (20 мая 1925 — 12 мая 2001) — известный советский авиаконструктор, академик Российской академии наук, Герой Социалистического Труда, доктор технических наук (1963), профессор (1964).

Продолжил развитие первого сверхзвукового пассажирского реактивного самолета Ту-144.

Участвовал в проектировании МТКК «Буран».

Алексей Андреевич — сын пионера советского самолётостроения, знаменитого авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева (1888—1972).

Этапы биографии

Детство

Алексей Туполев родился 20 мая 1925 года в городе Москве.

Во время Великой Отечественной войны он с родителями, еще не окончив средней школы, был эвакуирован в город Омск.

В 1942 году закончил среднюю школу.

Дальнейшая жизнь

  • С 1942 года по 1949 год А. А. Туполев работал в опытном КБ своего отца Андрея Туполева в должности конструктора завода. Первой конструкторской работой Алексея Андреевича стала хвостовая деревянная законцовка фюзеляжа самолета Ту-2, которую использовали в серийном производстве для экономии металла в годы Великой Отечественной войны.
  • В 1949 году закончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе, с этого момента работает в должности ведущего конструктора, а с 1963 по 1973 год — главного конструктора завода и заместителя генерального конструктора ОКБ.
  • В 1973 году — становится генеральным конструктором.
  • 15 марта 1979 года избран членом-корреспондентом АН СССР в Отделение механики и процессов управления по специальности «Самолетостроение».
  • 26 декабря 1984 года избран академиком АН СССР в Отделение механики и процессов управления по специальности «Машиностроение, в том числе транспортное машиностроение».
  • Член Главной редколлегии информационных изданий ВИНИТИ.
  • Скончался А. А. Туполев 12 мая 2001 года, похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Парламентарий

Избирался от БАССР в Верховный Совет СССР. Депутат Верховного Совета СССР — Совета Национальностей от РСФСР по Башкирской АССР, (1975-79, Орджоникидзевский избирательный округ № 504, 1980—1985 Ишимбайский избирательный округ № 509)

Научная карьера

Автор ряда трудов по аэродинамической компоновке сверхзвуковых пассажирских самолётов и авиационной эргономике.

Известные проекты

Награды

Примечания

  1. История «МАТИ» — Российского государственного технологического университета имени К. Э. Циолковского. Часть вторая. 1961—2000. // Москва, РИК Русанова, 2007. — ISBN 5-93443-711-9. — Стр. 22, 270.

Ссылки

 Туполев, Алексей Андреевич на сайте «Герои страны»

Крылья для Родины. Андрей Туполев научил Россию летать | История | Общество

10 ноября 1888 года на Тверской земле родился Андрей Туполев — один из самых выдающихся авиаконструкторов XX века.

Россия во все века была богата талантами в самых разных областях. Порой из-за великих потрясений гении покидали Родину, раскрываясь на чужбине. Так случилось и с одним из пионеров авиации Игорем Сикорским, который после революции создавал свои новые машины в США.

Казак из-под Твери

Но в России нашёлся человек, по гениальности не уступавший Сикорскому, — человек, во многом определивший всю историю отечественной авиации в XX веке. Этим человеком был Андрей Туполев.

Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября 1888 года в деревне Пустомазово, что под Тверью.

Мать его была дочерью судебного следователя из Тифлиса, отец, происходивший из сибирских казаков, работал нотариусом окружного суда.

Семья была многодетная, но мать, ведшая хозяйство, сумела дать детям хорошее начальное образование. Это неудивительно, ведь Анна Васильевна знала несколько языков, прекрасно играла на рояле и для начала XX века была передовой женщиной.

Тяга к технике у Андрея проявилась в тверской гимназии, его привлекали уроки труда. Некоторые вещи, сделанные им, попали на выставку. Именно тогда юный Туполев решил, что будет получать техническое образование.

В 1908 году Андрей Туполев поступал сразу в два технических московских вуза — Институт инженеров путей сообщения и Императорское Московское техническое училище. Будущий авиаконструктор поступил в оба, но выбрал ИМТУ.

Правая рука Жуковского

Это решило судьбу Андрея. В 1909 году лекции в ИМТУ стал читать один из столпов и основоположников авиации Николай Жуковский, который создал в вузе Воздухоплавательный кружок. Не только активным членом, но и правой рукой Жуковского быстро стал Андрей Туполев.

Студенты строили планеры, мечтали о создании собственного аэроплана, но в 1911 году учёба Туполева неожиданно была прервана. На Андрея донесли как на участника революционного кружка, и вскоре он был выслан из Москвы.

Два года студент Туполев провёл в родной деревне под полицейским надзором и лишь в 1913 году смог вернуться к учёбе.

Тем не менее интереса к небу Туполев не растерял и продолжил работу вместе с Жуковским в аэродинамической лаборатории.

В 1916 году Андрей Туполев стал одним из сотрудников вновь созданного Российского авиационного Расчётно-испытательного бюро.

Однако до революции Туполеву не удалось реализовать в его рамках ни одного собственного проекта.

Интересно, что деятельность Расчётно-испытательного бюро продолжилась и при большевиках — новые власти были заинтересованы в развитии авиационной техники.

АНТ в полёте

В 1918 году Андрей Туполев, наконец, получил диплом о высшем образовании, защитив проект под названием «Опыт создания гидроплана по данным испытаний в аэродинамических трубах».

Спустя год он уже преподавал в родном вузе, читая теорию аэропланов и гидропланов.

В декабре 1918 года Николаю Жуковскому и Андрею Туполеву удалось заручиться поддержкой Ленина и добиться создания Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).

После смерти Жуковского Туполев возглавил институт.

Главной своей целью Андрей Туполев видел создание целой новой отрасли промышленности — авиастроения, которая смогла бы производить цельнометаллические самолёты в массовых количествах.

Технологии, которые затем будут использованы в самолётах, сначала были опробованы при строительстве глиссеров и аэросаней.

В октябре 1922 года правительство приняло решение об образовании комиссии по постройке металлических самолётов под председательством Андрея Туполева. Сам авиаконструктор два десятилетия спустя предлагал именно с этого момента вести историю легендарного КБ.

Ровно год спустя, в октябре 1923 года, в воздух поднялся одноместный АНТ-1 — спортивный свободнонесущий моноплан смешанной конструкции. АНТ — это инициалы создателя: «Андрей Николаевич Туполев».

Одноместный самолёт АНТ-1. Фото: Public Domain

Первый цельнометаллический самолёт, созданный в СССР, АНТ-2, поднялся в воздух в мае 1924 года. С этого момента новые машины КБ Туполева будут появляться регулярно.

В 1925 году появился самолёт-разведчик АНТ-3, вслед за ним бомбардировщик АНТ-4, а в 1929 году первый пассажирский лайнер АНТ-9, сильно удививший своими качествами междун

Загадка рода авиаконструктора Туполева

Ранее никаких исследований о сибирских корнях академика А. Н. Туполева биографы и потомки не проводили || Источник фото: portal-kultura.ru

Во время работы над родословным древом я узнал, что родная сестра моей прапрабабушки, Юлия Воротынская, вышла замуж за тобольского чиновника по фамилии Туполев. Как гласила семейная легенда, был он из семьи тех самых Туполевых, родственник знаменитого авиаконструктора. Довольно долго я думал, что такого быть не могло, и мы имеем дело с однофамильцем. Решил проверить и начал с официальной биографии Андрея Николаевича Туполева.

Я прочел, что отец академика окончил Тобольскую мужскую гимназию! Никаких подробностей не приводилось, лишь упоминалось, что род свой Туполевы вели от сургутских казаков. Но и этого было достаточно для начала – Туполевы и вправду были связаны с Тобольском, с Сибирью! Выяснилось, что никаких исследований о сибирских корнях академика А. Н. Туполева биографы и потомки не проводили. А ведь это интереснейший кусочек истории нашего края.

С Андреем Алексеевичем Туполевым — внуком авиаконструктора. В музее ПАО «Туполев» || Фото из архива семьи Бондаревых

В апреле 2018 года я поехал с мамой в Москву и, конечно, решил зайти в музей ПАО «Туполев» — уж там-то мне расскажут о предках авиаконструктора! Но данных о сибирских предках академика в музее не нашлось.

Вскоре я отправился в Тобольск. В огромном тобольском архиве мы начали поиск документов. Это тоже было своего рода приключение – как будто разгадываешь загадку или собираешь кусочки разноцветной мозаики. Больше года мы изучали материалы Тобольского, Тюменского, Томского, Сургутского архивов, Государственного архива Югры. Сколько толстых церковных метрических книг было перелистано, сколько описей прочитано… И вот родословное древо Туполевых выросло передо мной и оказалось, что оно глубоко вошло корнями в сибирскую землю.

Сохранившийся дом Туполевых в Тобольске || Фото из архива семьи Бондаревых

В результате исследования восстановлена родословная авиаконструктора А. Н. Туполева до шестого колена. Казаки Туполевы были одними из старожилов Сургута, а потомки их обосновались в Тобольске. Учителя, меценаты, рыбопромышленники Туполевы некогда играли видную роль в жизни моей малой родины. Подтвердилось и очень дальнее родство с предками авиаконструктора. Думаю, что мое исследование будет интересно для музея ПАО «Туполев», тем более, что на предприятии до сих пор работает внук академика – Андрей Алексеевич Туполев.

Читать и смотреть также:

Юный тюменец исследует сибирские корни авиаконструктора Туполева

Литературный четверг — с Евгением Бондаревым

краткая биография 🚩 Военная служба

Основатель советской школы авиастроения Андрей Николаевич Туполев появился на свет 10 ноября 1888 года в семье разночинцев. Отец происходил из сибирских казаков. Мать родом из мелкопоместных дворян. Родители проживали в небольшом селе Пустомазово Тверской губернии. Когда подошел возраст, мальчика определили в городскую гимназию. Жил гимназист на съемной квартире. Учился неплохо. Особый интерес проявлял к математике и физике.

В 1908 году окончил гимназию и поступил в Московское высшее техническое училище. Как раз в это время во всех газетах писали о летчике Уточкине. Андрею посчастливилось увидеть показательные полеты знаменитого пилота. В студенческой среде была популярная наука аэродинамика. Туполев начал посещать кружок воздухоплавания. Вместе с товарищами по увлечению занялся постройкой планера. В 1910 году совершил полет на самодельном воздушном судне и благополучно приземлился.

Завершив обучение, Туполев поступил на работу в авиационное расчетное бюро, которое было единственным в России.На тот момент в нашей стране самолеты не выпускались. Подготовленных инженеров и конструкторов просто не было. Андрей Николаевич совместно с Николаем Егоровичем Жуковским создал Центральный аэрогидродинамический институт, в котором и начал работать как главный конструктор. На первом этапе он занялся конструированием цельнометаллического самолета.

Зарубежная практика показала, что самолеты, собранные из древесины не обладают достаточной прочностью и долговечностью. Сталь и сплавы не годятся из-за слишком большой удельной массы.Туполев выбрал для своего проекта дюраль, который производился на Кольчугинском заводе во Владимирской области. В 1925 году в небо поднялся первый цельнометаллический самолет ТБ-1. На тот момент он считался лучшим в мире бомбардировщиком. Однако работы над усовершенствованием конструкции продолжались.

Обстановка в мире накалялась и во всех странах готовились к войне. Передторским бюро Туполева стояли сложные и ответственные задачи. Одна из таких задач — создание дальнего бомбардировщика.Задание на проектирование специалисты получили весной 1939 года. Весной 1941 года опытный образец ТУ-2 прошел испытание в реальных условиях. И буквально через несколько дней началась война. В период военных действий Андрею Николаевичу приходилось заниматься не только проектированием, но организацией производственного процесса на разных заводах.

В послевоенный период КБ Туполева занималось и мирными программами. Именно в Советском Союзе создан первый пассажирский самолет на реактивной тяге ТУ-104.Затем, когда потребовался лайнер для полетов через океаны к далеким материкам, появился ТУ-114. Андрей Николаевич занимал разные должности в министерстве авиационной промышленности. В числе его учеников известные деятели науки и производства создатели самолетов различного назначения. Андрей Николаевич Туполев ушел из жизни в декабре 1972 года.

.

Андрей Туполев — фото, биография, личная жизнь, причина смерти, авиаконструктор

Биография

Андрей Туполев — конструктор, разработавший несколько типов самолетов. Достижения развития авиастроения и вклад в науку эквивалентны заслугам Сергея Королева в ракетостроении. Человек-эпоха Туполев воспитал плеяду учеников, продолживших дело его жизни.

Детство и юность

Автор афоризма «Летают только красивые самолеты» появился на свет осенью 1888 года в ныне несуществующем селе Пустомазово Тверской губернии.Андрей — шестой из семи детей провинциального нотариуса, разночинца из казаков Николая Ивановича Туполева, вынужденного, чтобы свести концы с концами, заниматься сельским хозяйством, и дворянки Анны Васильевны Лисицыной.

Когда родился Андрей, отцу было 46 лет, а матери — 38. У мальчика были старшие братья Сережа и Коля, а также сестры Наташа, Таня, Вера и Маша. Отец не позволял членам семьи бездельничать. По воспоминаниям авиаконструктора, в детстве он прошел за плугом расстояние между двумя российскими столицами, овладел столярным мастерством и навыками обработки металла.

«Из говна, конечно, можно сделать конфетку. Но это будет конфетка из говна »Андрей Туполев (1888-1972).

Опубликовано Юлией Кармадоновой Пятница, 23 февраля 2018 г.

Андрей Туполев в молодости

Умение работать руками пригодилось Андрею и в Тверской гимназии, и в Московском высшем техническом училище, куда юноша поступил в 20 лет. В среднем учебном заведении не смогли оплатить экскурсию по городам российской империи, которую смогли поехать ученикам.Тогда Андрей освоил директору гимназии сделанные им деревянные модели корабликов. Руководитель учебного заведения выбил использование поездки гимназиста Туполева из фондов общества естествознания.

В техническом училище, которое носит имя революционера Николая Баумана, способности Андрея оценил создатель аэродинамики Николай Жуковский и поручил юноше заведовать аэродинамической лабораторией. В 1910 году Туполев первый и последний раз в жизни пилотировал летательный аппарат — построенный с товарищами планер, который перелетел через речку Яузу и благополучно приземлился в Лефортово.

В молодости авиаконструктор увлекся революционной деятельностью и вступил в партию эсеров. За распространение нелегальной литературы студента арестовали. Из царских застенков Туполева выпустили только по причине смерти отца, но юношу выслали на малую родину, и завершить высшее образование он смог в возрасте 30 лет.

Личная жизнь

Успешной работе конструктора способствовал надежный тыл и счастье в личной жизни. С будущей супругой Юлией Желтяковой Туполев познакомился, работая медбратом в госпитале во время Первой мировой войны.В честь жены Андрей Николаевич представлен назвал дочь, ставшую его персональным врачом, и внучку.

Зарегистрировав в загсе брак с симпатичной медсестрой, Туполев поселился в квартире тещи. Мать Юлии, дворянка по происхождению, вначале настороженно отнеслась к выбору дочери, но, после того, как зять наладил горячее водоснабжение и соорудил бездымную печь, изменила отношение к Андрею.

Жена стала Туполеву надежной помощницей, переводчицей и нештатным дизайнером салонов туполевских самолетов Ту-70 и Ту-104, руководила подбором светильников и ткани для обивки сидений.В зрелые годы Юлия Николаевна сопровождала мужа в заграничных поездках.

Андрей Туполев и жена Юлия Андрей Туполев и жена Юлия / ТАСС

Туполев общался с министром обороны Дмитрием Устиновым, министром авиационной промышленности Петром Дементьевым и автором слов советского гимна Сергеем Михалковым, благодаря дружбе с внуки конструктора читали книги со стихами про Дядю Степу с автографами писателя. Среди увлечений Андрея Николаевича были и охота на перепелок. В детстве внуки Туполева играли с деревянными игрушками, которые дед мастерил в часы досуга специально для них.

Потомки авиастроителя продолжили его династию. Сын Алексей с 17 лет работал в Московском авиационном институте и создал первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. В 1995 году Алексей Андреевич участвовал в блоке «Тихонов — Туполев — Тихонов» на выборах в Государственную думу.

Внук Андрея Николаевича, названный в честь деда, сейчас Глобет Центр маркетинговых исследований ОАО «Туполев».Авиаконструктором был и зять Туполева Владимир Вуль.

Авиаконструирование

Туполев и его учитель Николай Жуковский смог убедить руководство молодого советского государства в необходимости развития отечественного авиапрома и целесообразности цельнометаллического авиастроения. Легкий, но прочный дюралюминий заменил вах и хрупкое дерево и тяжелое железо.

Инициалы конструктора и первые буквы его фамилии образовали названия серий советских самолетов АНТ и Ту.Именно на продукте инженерной мысли Туполева — самолете АНТ-25 — Валерий Чкаловил совершил беспосадочные перелеты Москва — остров Удд и Москва — Северный Полюс — Соединенные Штаты Америки.

Однако летчик Сигизмунд Леваневский в 1935 году не смог на самолете этой же серии выполнить разрекламированный перелет Москва — Сан-Франциско и в присутствии Иосифа Сталина обвинил Туполева в сознательном вредительстве. Также потерпел крушение многомоторный аэропорт АНТ-20 («Максим Горький»).

29.07.1963 совершил свой первый испытательный полет опытный образец самолёта ТУ-124А, ставший прототипом пассажирского …

Опубликовано Наука и Бог Понедельник, 29 июля 2019 г.

Андрей Туполев и самолет ТУ-134

В 1937 году Андрея Николаевича и его жену арестовали. Первый год заключения был самым тяжелым. Конструктора не били, но изнуряли многочасовым стоянием. Помимо вредительства, Туполеву инкриминировали многолетнее сотрудничество с французской разведкой и руководство антисоветской организацией.

Конструктор сначала согласился со всеми пунктами обвинения, а потом начал обжаловать их. Туполева приговли к 15 годам тюремного заключения, но быстро условия смягчились. Андрея Николаевича и других авиаконструкторов из Бутырской тюрьмы перевели в так называемую «шаражку». Ученые занимались инженерным трудом и занимались полноценным питанием, но были разлучены с семьей. С начала войны Андрея Николаевича освободили и сняли с него судимость, а в 1955 году полностью реабилитировали.

Разработанный конструкторским бюро Туполева Ту-2 (пикирующий бомбардировщик) внес огромный вклад в победу: на фронтах сражались 750 самолетов этой марки.После войны Андрей Николаевич и его КБ создал стратегический бомбардировщик Ту-4.

Туполев также автор первого советского реактивного гражданского самолета Ту-104, первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, фото которого было размещено на советской марке 1969-го. В 70-е годы XX века ОКБ, созданное Андреем Николаевичем, под руководством Валентина Близнюка разработало бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 с изменяемой геометрией крыла.

Смерть

Еще в начале 20-х годов XX века Андрею Николаевичу из-за туберкулезной пневмонии удалили одно легкое.Врачи сказали пациенту, что с оставшимся перегрузок можно долго, если оставшимся оставшимся перегрузок. Аресты и изнурительный труд к рецидиву заболевания.

Туполев, Андрей Николаевич — авиаконструктор, академик, генерал-полковник-инженер. Под руководством Туполева …

Опубликовано Линой Писаренко Воскресенье, 1 октября 2017 г.

Могила Андреа Туполева

Туполев скончался во сне в ночь с 22 на 23 декабря 1972 года. В последний вечер своей жизни авиаконструктор шутил и строил планы на летний отдых в Крыму.Могила Андрея Николаевича находится на Новодевичьем кладбище Москвы.

Память

  • В 1979 году режиссер Даниил Храбровицкий снял фильм «Крылья» о биографии Туполева и иммигрировавшего в США Игоря Сикорского. Роль Андрея Николаевича исполнил Владислав Стржельчик, а образ Игоря Ивановича Юрий Яковлев.
  • Имя Туполева носит государственный технический университет в Казани.
  • С 2018 года имя ученого присвоено московскому аэропорту «Внуково».
  • Туполевские улицы и улицы Туполева есть в российских столицах, Праге и Улан-Удэ, Киеве и Амстердаме.
  • В 2016 году в серии «Великие умы России» вышла книга Адели Нурмухаметовой «Андрей Туполев».
  • 6 июня 2020 года на телеканале «Звезда», уже выпускавшем о Туполеве передача в цикле «Последний день», состоялась премьера документального фильма «Крылатый металл».

Награды

  • Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972)
  • Восемь орденов Ленина
  • Орден Октябрьской Революции
  • Два Ордена Трудового Красного Знамени
  • Заслуженный деятель науки
  • Ленинская премия
  • Государственная премия

    Государственная премия

    премия СССР

  • Золотая авиационная медаль ФАИ
  • Премия имени Леонардо да Винчи

.

< NEXT Оплата багажа сверх нормы аэрофлот: Аэрофлот: Сверхнормативный багаж, оплата, перевес. Оплата багажа сверх нормы аэрофлот: Аэрофлот: Сверхнормативный багаж, оплата, перевес.

PREV > Люфтганза сайт: Авиакомпания «Lufthansa» Люфтганза Официальный Сайт Дешевые Авиабилеты Люфтганза сайт: Авиакомпания «Lufthansa» Люфтганза Официальный Сайт Дешевые Авиабилеты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *