Меню

Су 25см3 в сирии: Штурмовик Су-25СМ3 — Суперграч в Сирии и Афганистане: diana_mihailova — LiveJournal

Category: Разное

«Грачам» прописали высоту | Статьи

После гибели в Идлибе штурмовика Су-25 Минобороны РФ приняло решение: в Сирийской Арабской Республике (САР) самолеты этого типа (в армии их называют «Грачами») должны выполнять полеты на высоте свыше 5 тыс. м. Это гарантированно позволяет избежать их поражения огнем переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). Как ранее заявило МО России, по предварительной информации, Су-25 стал жертвой именно ПЗРК. Погибший 3 февраля штурмовик — первый боевой самолет, сбитый в ходе сирийской кампании огнем с земли. По словам экспертов, в САР операционный потолок Су-25 всегда был выше 5 тыс. м. Но в последние дни в районе Идлиба «Грачи» начали летать ниже.

История трагедии

Штурмовик Су-25СМ (RF-95486, бортовой номер 06 «синий») был сбит 3 февраля в южной части провинции Идлиб недалеко от селения Маасаран. 

Как официально сообщило Минобороны, «при выполнении облета зоны деэскалации «Идлиб» потерпел крушение российский самолет Су-25. Летчик успел доложить о катапультировании в районе, подконтрольном боевикам «Джебхат ан-Нусра» (организация запрещена в России. — «Известия»). При ведении боя с террористами пилот погиб». Также в военном ведомстве отметили, что «по предварительной информации, самолет сбит из переносного зенитно-ракетного комплекса».

Штурмовики Су-25 на авиабазе Хмеймим в сирийской провинции Латакия

Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

Ответственность за уничтожение «Грача» взяла на себя «Джебхат ан-Нусра» (сменила название на «Хейат тахрир аш-Шам»). Однако по другим сведениям к инциденту могла быть причастна небольшая группировка «Джейш ан-Наср», организационно входящая в Свободную сирийскую армию и в 2015–2016 годах получавшая вооружение от США и их союзников. Именно представители «Джейш ан-Наср» распространили видео попадания ракеты в самолет и кадры с места его падения.

По данным «Известий», сбитый Су-25СМ входил в состав 37-го смешанного авиационного полка (сап) 27-й смешанной авиадивизии. Ранее эта машина принадлежала 960-му штурмовому авиаполку. Но при формировании 37-го сап в его состав была передана одна эскадрилья Су-25СМ из состава 960-го. 

Что предприняли

Как рассказали «Известиям» два источника в оборонном ведомстве, а также один представитель авиастроительной отрасли, создана рабочая группа, которая уточнит все детали гибели штурмовика. В частности, изучается, почему пилот не успел задействовать против ПЗРК тепловые ловушки. Это специальные пиротехнические заряды. При горении они выделяют много тепла, «отвлекая» головки самонаведения ПЗРК.

Уже принято решение, что в Сирии Су-25 будут выполнять все полеты на высотах свыше 5 тыс. м. На таком расстоянии от земли самолеты становятся неуязвимыми для ракет ПЗРК. Это также гарантированно защищает от огня зенитных скорострельных пушек и пуль обычного стрелкового оружия.

Штурмовик Су-25 ведет огонь по наземным целям

Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

— Высота — это самый надежный способ защиты от ПЗРК, — рассказал «Известиям» военный историк Дмитрий Болтенков. — Ракеты такого комплекса достаточно небольшие по габаритам. У них небольшой запас топлива, а значит, чем выше цель и больше ее скорость, тем меньше эффективность ракеты. Сейчас только российский ПЗРК «Верба» способен перехватывать цели на высоте около 6 тыс. м. У остальных комплексов, таких как «Игла», американский Stinger и французский Mistral, потолок не превышает 5 км. 

Как отметил военный эксперт Владислав Шурыгин, ВКС России активно применяли Су-25 с самого начала операции в Сирии. Но машины всегда работали на высотах свыше 5 тыс. м.

— Су-25 стали своего рода «грузовиками с бомбами» для российской авиации в Сирии, — отметил эксперт. — У них очень короткое время подготовки к вылету и большой боезапас. «Грачи» забрасывали позиции боевиков градом высокоточных бомбовых ударов. Еще в конце 2000-х годов эти самолеты прошли модернизацию, и их прицельный комплекс позволяет с высоты 5-6 тыс. м класть бомбу в радиусе одного метра от цели. До недавнего времени Су-25 действовали на высоте 5-6 км. Но в начале февраля боевики распространили видеоролик о том, как под обстрел зенитной артиллерии в районе Идлиба попадает Су-25. Хорошо видно, что снаряды рвутся рядом со штурмовиком. Значит, машина шла на высоте не более 2-2,5 км.

Подготовка российского штурмовика Су-25 на аэродроме Хмеймим перед вылетом на боевое задание

Фото: ТАСС/Александр Елистратов

Ролик с обстрелом Су-25 зенитной артиллерией был опубликован Edlib Media Center 1 февраля. Тогда ответственность за обстрел российского самолета взяла на себя «Джебхат ан-Нусра». Боевики утверждали, что серьезно повредили штурмовик. Но данная информация не подтвердилась.

— Нет сомнений, что и погибший RF-95486 также шел гораздо ниже 5 тыс. м. Это очень хорошо видно на видеоролике, опубликованном боевиками, — отметил военный историк Дмитрий Болтенков. — Главная проблема Су-25СМ в отсутствии надежного средства обнаружения запуска ракет ПЗРК. Их пуск пилот может обнаружить только визуально, после чего задействовать «тепловые ловушки». Эту проблему призван решить новейший «СуперГрач» Су-25СМ3. Но он пока только поступает в войска.

Нельзя сказать, что ПЗРК только недавно появились у боевиков в Сирии. С 2012 года их жертвами стали шесть самолетов ВВС САР (Су-22, Су-24, МиГ-21 и L-39), а также как минимум пять вертолетов армии этой страны. Досталось от ПЗРК и авиации американской коалиции. Так, в 2014 году боевики ИГ (запрещена в России) сбили иорданский F-16.  

Что происходит в Идлибе

В декабре-январе правительственная армия и ее союзники после серии провокаций со стороны боевиков провели крупное наступление на юго-востоке Идлиба. Действия наземных войск активно поддерживала сирийская авиация. Самолеты ВВС САР работали как по целям непосредственно на линии фронта, так и по тылам террористов, чтобы лишить их снабжения и подкреплений. Поддержка с воздуха — один из ключевых факторов успеха регулярной армии, поскольку авиация выбивает бронетехнику противника еще на подступах к фронту и бандформированиям не удается организовать устойчивую оборону.

В последние недели боевики отступали, пытались контратаковать, но истощили свои резервы и сейчас перешли к обороне. Накануне инцидента с российским самолетом правительственные войска подошли на расстояние около 14 км к городу Саракеб, который расположен на стратегической трассе М-5 (Хама–Алеппо) и считается основным опорным пунктом оппозиционеров. Именно в этом районе был сбит российский Су-25.

Штурмовик Су-25 отстреливает тепловые ловушки

Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

Идлиб был захвачен антиправительственными силами в 2015 году. Он остается последним крупным анклавом вооруженной оппозиции на севере Сирии. Там скопилось несколько десятков тысяч боевиков из разных исламистских группировок, в том числе радикалы из ИГ и бывшей «Джебхат ан-Нусры». Последняя является доминирующей силой в анклаве. Впрочем, часть бандформирований, укрывшихся там, подконтрольны Турции и используют бренд «Свободная сирийская армия» (ССА). 

В декабре 2016 года на переговорах в Астане Россия, Иран и Турция договорились о создании в Идлибе зоны деэскалации и прекращении ударов по умеренным оппозиционным группировкам. Однако это ограничение не касалось групп, признанных террористическими, продолживших вооруженную борьбу.

В течение 2017 года Идлиб неоднократно становился базой для мощных ударов по северу провинции Хама. В ответ в конце года сирийцы предприняли наступление, чтобы окружить и уничтожить наиболее агрессивные отряды на юго-востоке Идлиба. Это вызвало беспокойство в Турции. В январе Анкара даже призывала Москву и Тегеран остановить наступление на Идлиб, ссылаясь на угрозу наплыва беженцев в Турцию и нового гуманитарного кризиса. Теперь же в Идлибе появились ПЗРК, которые ранее «засветились» в руках протурецких боевиков ССА, наступающих на контролируемый курдами Африн.

Штурмовик Су-25СМ3 на аэродроме Гиссар перед вылетами в рамках совместных антитеррористических учений Коллективных сил быстрого реагирования (КСБР) государств — членов Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Таджикистане

Фото: РИА Новости/Алексей Куденко

Всепогодный турбореактивный штурмовик Су-25 был разработан в начале 1970-х годов. Первый испытательный полет выполнен 22 февраля 1975 года. Во время испытаний в Афганистане получил прозвище «Грач». Экипаж  один человек. Самолет оснащен авиапушками, бомбами различного калибра, ракетами «воздух–земля» и «воздух–воздух».

Сейчас проходят испытания «СуперГрача» — Су-25СМ3. Эта машина оснащена мощной системой самозащиты. Она обнаруживает запуск ракет ПЗРК, ставит помехи и самостоятельно уничтожает позиции средств ПВО. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

«Грачи» поумнели. Чем опасен модернизированный штурмовик Су-25СМ3

В то же время «суперграч» применяет неуправляемое вооружение гораздо точнее своих предшественников — благодаря прицельной подсистеме СВП-24-25, разработанной на базе штатного комплекса фронтовых бомбардировщиков Су-24, известного как СВП-24 «Гефест». Это устройство учитывает множество факторов — скорость штурмовика, географические координаты, высоту полета, расстояние до цели, погодные условия, видимость — и самостоятельно вычисляет, где и когда летчику нажать на кнопку. В результате точность бомбовых ударов возрастает минимум в три раза. Подобный подход очень экономичен, поскольку позволяет использовать старые боеприпасы с не меньшей эффективностью, чем гораздо более дорогие современные корректируемые авиабомбы. Причем сбрасывает их на цель Су-25СМ3 не только с пикирования и кабрирования, но и, например, с переворота.

Само собой, Су-25СМ3 оборудован модулем ГЛОНАСС для навигации и применения высокоточного оружия. В то же время летчик всегда может рассчитывать на инерциальную навигационную систему, которая помогает выполнить боевую задачу даже при отсутствии сигнала со спутника. Для защиты от истребителей и средств ПВО противника самолет оснащен системой радиоэлектронной борьбы «Витебск-25», способной обмануть и самую хитрую ракету. Кроме того, Су-25СМ3 получил современные цифровые средства связи, работающие по защищенным каналам. Модернизации подверглись и другие системы штурмовика, в частности, топливная и аппаратура управления двигателями. Проще говоря, «грач» научился дольше и дальше летать.

«Важно отметить, что самолет не просто оснащен новым оборудованием — меняется сама тактика его боевого применения, — подчеркнул Виктор Мураховский. — Су-25СМ3 встроен в автоматизированную систему управления ВКС и в разведывательно-ударные контуры межвидовых группировок войск. Эта интеграция штурмовика в единую сеть значительно ускоряет обмен информацией между «небом» и «землей» и в несколько раз сокращает время от момента обнаружения целей до их уничтожения».

Проверены временем

Все это значительно продлевает жизнь Су-25. По мнению ряда экспертов, в эпоху дальнобойного высокоточного оружия дозвуковые штурмовики потеряли актуальность и морально устарели. Однако даже американцы с их колоссальным военным бюджетом не спешат отказываться от основного самолета огневой поддержки войск А-10 Thunderbolt II, который воюет с конца 1970-х и несколько раз сильно модернизировался. Его постоянно критикуют, но он неизменно хорошо проявляет себя в бою.

Названы преимущества поступающих в войска штурмовиков Су-25СМ3

+
A

Российская армия вооружается «Суперграчами»

Очередная партия глубоко модернизированных штурмовиков Су-25СМ3 недавно поступила на вооружение Южного военного округа. Внешне — это почти тот же самый легендарный «Грач», показавший себя еще во время войны в Афганистане. Но фактически, как пишет электронное издание «Армейский стандарт», ВКС получили новую машину с резко возросшими боевыми возможностями.

Необходимость штурмовой авиации в современных конфликтах доказывать не требуется. Достаточно посмотреть опыт применения штурмовиков в Сирии. Кстати, именно там получили боевое крещение «Суперграчи» — Су-25СМ3.

Так что же нового в этой версии?

Во-первых, Су-25СМ3 летает дольше и дальше предшественника.

На повышении живучести сказывается установленный бортовой комплекс обороны «Витебск-25». Помимо задач радиоэлектронной борьбы («обман» РЛС противника и головок самонаведения ракет), этот комплекс отвечает и за выброс тепловых ловушек при обстреле штурмовика из ПЗРК. И это при том, что сохранено интегрированное в планер бронирование. Например, стальная защита толщиной по фронту и по бокам — до 24 мм, сзади и снизу — до 10 мм. Толщина лобового бронестекла — 55 мм. Это позволяет самолету выдержать обстрел из оружия калибра до 12,7 мм, а по наиболее опасным направлениям — из зенитных орудий до 30 мм. Все критически важные системы дублируются.

Самое, пожалуй, главное отличие Су-25СМ3 от предшественников — новый прицельно-навигационный комплекс СОЛТ-25 (система оптическая, лазерная, тепловизионная). Он позволяет обнаруживать и отслеживать наземные, надводные и воздушные цели в любых климатических условиях и в любое время суток. Стоит напомнить, что Су-25 более ранних версий практически не могли выполнять боевые задачи в темное время суток.

У Су-25СМ3 значительно расширилась номенклатура современного «умного» оружия. Штурмовик может использовать, например, противорадиолокационные ракеты Х-58, идущие в сторону сигнала РЛС противника, для вывода из строя систем ПВО. Корректируемые авиабомбы КАБ-500 и КАБ-1500 и многое другое.

Прицельная подсистема позволяет применять традиционное неуправляемое вооружение гораздо эффективнее, чем обычно. Точность бомбометания увеличивается практически в три раза, поскольку устройство само вычисляет, когда летчику лучше нажать на кнопку. Кстати, неуправляемые боеприпасы весьма эффективны там, где идет мощное противодействие средствами РЭБ и «умные» ракеты и бомбы, образно говоря, «сходят с ума».

Ведущий военный эксперт Виктор Мураховский в интервью одному из российских информагентств отметил: «Самолет не просто оснащен новым оборудованием — меняется сама тактика его боевого применения. Он встроен в автоматизированную систему управления ВКС и в разведывательно-ударные контуры межвидовых группировок войск. Эта интеграция штурмовика в единую сеть значительно ускоряет обмен информацией между «небом» и «землей» и в несколько раз сокращает время от момента обнаружения целей до их уничтожения».

Боевое применение штурмовиков Су-25 в Сирии

В мартовском номере журнала «М-Хобби» опубликована небезынтересная статья Андрея Короткова ««Грачи» в сирийском небе«, в которой рассматривается опыт боевого применения штурмовиков Су-25СМ в Сирии. Наш блог приводит некоторые наиболее интересные фрагменты из нее.

Штурмовики Су-25СМ и Су-25УБ ВКС России на авиабазе Хмеймим в Сирии (с) via galandeczp.livejournal.com

30 сентября 2015 г. Россия начала воздушную операцию в Сирии – первую широкомасштабную военную кампанию за пределами границ бывшего СССР со времен войны в Афганистане. 26 августа 2015 г. между Россией и Сирией было заключено Соглашение о размещении на территории Сирийской Арабской Республики (САР) на безвозмездной основе и на бессрочный период авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации. 30 сентября в соответствии с Договором «О дружбе и сотрудничестве между СССР и Сирийской Арабской Республикой» от 8 октября 1980 г. президент Сирии Башар Асад обратился к России с официальной просьбой об оказании военной помощи. В этот же день Совет Федерации дал Президенту РФ В. В. Путину согласие на использование Вооруженных Сил Российской Федерации на территории САР. При этом рассматривалось только применение авиации для оказания поддержки сухопутным войскам Сирии с воздуха, без проведения наземной операции. Решением Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации на аэродроме Хмеймим (международный аэропорт имени Базель аль-Асада) в провинции Латакия Сирийской Арабской Республики была развернута смешанная авиационная группа (смешанный авиационный полк особого назначения) Военно-воздушных сил Воздушно-космических сил Российской Федерации в составе: 4 многофункциональных самолетов-истребителей Су-30СМ, 4 фронтовых бомбардировщиков Су-34, 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24М, 12 самолетов-штурмовиков Су-25СМ и Су-25УБ, самолета радиоэлектронной разведки Ил-20М1, 12 ударных вертолетов Ми-24П и 5 транспортно-боевых вертолетов Ми-8АМТШ. Переброска авиатехники осуществлялась посредством самостоятельного перелета через территорию Ирана и Ирака.

Штурмовая эскадрилья авиагруппы включала десять Су-25СМ и два Су-25УБ из состава 960 штурмового авиационного полка 1 гвардейской смешанной авиационной дивизии 4 армии ВВС и ПВО Южного военного округа, дислоцированного в Приморско-Ахтарске. 960 шап стал третьим (после буденовского и черниговского) полком в ВВС, получившим на вооружение модернизированные штурмовики Су-25СМ. К практическому освоению обновленной матчасти кубанские летчики приступили в конце февраля 2013 г., после того как полк получил первые 8 штурмовиков из подмосковной Кубинки (ремонт и модернизация Су-25 до уровня Су-25СМ осуществляется на 121 АРЗ в Кубинке). К тому времени большая часть летного состава полка прошла теоретическое переучивание в Центре подготовке авиационного персонала и войсковых испытаний МО РФ в Липецке (бывшем 4-м ЦБП и ПЛС), а ИТС – на заводе в Кубинке. Первые полеты на Су-25СМв Приморско-Ахтарске состоялись 25 февраля 2013 г. Благодаря новым прицельно-навигационному комплексу ПрНК-25СМ «Барс» и цифро-аналоговой системе управления вооружением СУО-39М, модернизированные штурмовики могли поражать наземные цели днем и ночью при визуальной видимости, выполнять навигационное бомбометание (по заданным координатам цели) круглосуточно в любых метеоусловиях с горизонтального полета и сложных видов маневра. Расширилась номенклатура авиационных средств поражения: в состав вооружения самолета включили УР «воздух – воздух» Р-73Э (вместо Р-60М) и новые модификации НАР С-8 и С-13. Новое оснащение кабины, прежде всего коллиматорный индикатор КАИ-1-01 и многофункциональный цветной ЖК индикатор МФЦИ-0332М в составе системы отображения информации С0И-У-25, позволило улучшить условия работы летчика и повысить эффективность боевого применения, которая в целом у модернизированного штурмовика по оценкам специалистов возросла в 1.5 раза. В 2014 году самолетами Су-25СМ полностью укомплектовали первую и вторую авиационные эскадрильи, при этом «простые» Су-25 свели в третью эскадрилью, выведя излишки техники за штат. Однако уже в октябре-ноябре 2014 года одну эскадрилью СМ-ов передали на формирование смешанного авиационного полка в Гвардейское. Таким образом, к началу Сирийской кампании 960 шап располагал только одной эскадрильей модернизированных штурмовиков, которые и решено было задействовать в операции.

В ходе подготовки к перелету в Сирию произвели инженерно-штурманские расчеты, в результате которых выяснилось, что до намеченной на маршруте точки промежуточной посадки на территории Ирана самолетам Су-25УБ не хватало запаса топлива (на «спарках» полная заправка почти на 500 кг меньш

После потерь в Сирии Су-25 защитят от ПЗРК

В войска в ближайшее время будет направлена партия Су-25 СМ3. Среди прочих отличий на ней будет и комплекс «Витебск», обманывающий ПЗРК противника. Российский Су-25, сбитый 3 февраля 2018 года в Сирии, был Су-25 СМ — более ранней модификацией Су-25, чей первый полёт состоялся ещё в 2002 году. На ней «Витебска» не было, что и сделало возможным гибель Романа Филипова, пилота Су-25, сбитого в Сирии. О перспективах поступления новых Су-25 в войска пишет «Российская газета».

Российские ВВС в Сирии применяют Су-25 СМ, поскольку Су-25СМ3 хотя и созданы несколько лет назад, все ещё не присутствуют в войсках. Лишь с 2016 года их последняя версия проходит лётные испытания. Особенность Су-25 СМ в сравнении с более новым Су-25 СМ3 — отсутствие современного комплекса прицеливания, из-за чего достаточно точное воздействие по земле часто требует работы с относительно малых высот. Однако на высоте менее трёх километров до самолёта уже могут достать переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК), причём даже не самые новые. Поэтому после того, как Су-25 СМ был сбит в Сирии, военные приняли решение использовать их на высоте выше 5000 метров, с которой снижается точность применения авиационного вооружения.

Новые Су-25 СМ3 имеют два важных отличия от сбитого Су-25 СМ. Во-первых, за счёт новых систем прицеливания у них выше кучность бомбометания со значительных высот. Во-вторых, они имеют бортовой комплекс обороны «Витебск». Обычный «Витебск» включает систему лазерного ослепления ПЗРК (как на отечественных вертолётах), но на Су-25 СМ3 места для ослепляющего лазера и его систем питания не нашлось. Поэтому там стоит детектор пуска ПЗРК и автоматическая система отстрела тепловых ловушек. На Су-25 СМ такой системы не было, поэтому лётчик может включить отстрел тепловых ловушек лишь вручную, для чего должен сперва увидеть пуск ПЗРК. Поскольку тот зачастую проходит сзади, лётчик его увидеть не мог. По всей видимости, это и помешало Роману Филипову использовать тепловые ловушки 3 февраля 2018 года.

Как отмечает, «Российская газета», по приказу главкома ВВС генерал-полковника Александра Зелина ни один вертолёт, летающий в горячей точке, не должен отправляться в войска без комплекса «Витебск» на борту. Поэтому в Сирии ими оснащаются Ми-8 (хотя на Ми-8 в целом такой комплекс стоит далеко не всегда). Эффективность работы «Витебска» уже подтверждена практикой. Российский вертолёт Ми-8 в Хаме 8 октября 2016 года был обстрелян из ПЗРК. Ракета была уведена в сторону с помощью оптико-электронного противодействия. Остается непонятным, почему для вертолётов такой приказ был издан заранее, что позволило свести к нулю их потери от ПЗРК, а для штурмовиков Су-25 — нет.

Су-25 вернулись в Сирию — DISCRED.RU

Российские штурмовики на авиабазе «Хмеймим». А может и не улетали

Штурмовики ВКС России Су-25 (по классификации НАТО Frog foot — Лягушачья лапка, прозвище «Грач» получили еще во время испытаний в Афганистане) вновь появились в небе Сирии. Как минимум, были замечены возле ВПП на российской авиабазе «Хмеймим» — израильское мониторинговое агентство ImageSat Intl. опубликовало в Twitter спутниковые снимки, объекты на котором идентифицированы как самолеты этого типа. Су-25 не было здесь с июля 2018 года, когда 6 штурмовиков вернулись после длительной командировки на аэродром базирования в Краснодарском крае (4-я армия ВВС и ПВО Южного военного округа). А теперь вернулись обратно.

Дежавю. Подобное ведь уже было. В середине марта 2016 года штурмовики Су-25 тоже выводились из состава базирующейся на аэродроме Хмеймим российской авиагруппы. Тогда по сообщениям Минобороны домой улетели все «Грачи», а в Сирии осталось «ровно столько техники, сколько необходимо для борьбы с террористическими группировками». Однако не прошло и полгода, как «сушки» вернулись — отметились в районе Латакии, где проводили наступление правительственные войска в середине сентября 2016 года. После этого их присутствие в Сирии уже никто и не скрывал, а интенсивность боевых вылетов доходила едва ли не до сотни в сутки.

Сейчас штурмовики «передохнули» в России больше полугода, но опять вернулись. Прям какая-то сезонная миграция «Грачей». И если птица грач — признак приближающейся весны (вспомним картину Саврасова «Грачи прилетели»), то его металлический «сородич» прилетает, как правило, перед началом другой «посевной» — наступлением. И если сопоставить факты нанесения точечных ракетных ударов российских ВКС по провинции Идлиб в марте 2019 года (последний — 13 марта), то именно здесь и будут задействованы Су-25 для поддержки наступления.

Для последней воздушной атаки использовался многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34, который применил ракеты с лазерным наведением. В качестве целей были выбраны склады с оружием и боеприпасами террористов, которые находились рядом со столицей провинции Идлиб одноименным городом Идлиб. Как сообщается, удары были точными, при этом серьезно оказалась поврежденной тюрьма, что привело к массовому побегу заключенных — большей частью плененных боевиками военнослужащих Сирийской арабской армии. Удар с воздуха по объектам «Хайат Тахрир аш-Шарм» (террористическая организация, деятельность которой запрещена в РФ), как сообщается, был согласован с Турцией. Турецкая армия знала все цели российских ВКС и дала «добро» на авиаудары.

Идлиб называют последним оплотом джихадистов в Сирии — это как кость в горле для президента Башара Асада. Здесь сосредоточились (были вытеснены из других регионов страны) более 50 тысяч боевиков (по некоторым оценкам до 100 тысяч «штыков»), в том числе и террористической группировки «Джебхат ан-Нусра» (также запрещена в РФ). Незаконные вооруженные бандформирования ежедневно нарушают режим прекращения огня и дестабилизируют ситуацию в демилитаризованной зоне в Идлибе. Также регулярно обстреливают из минометов поселения на севере провинции Хама и в горной Латакии, регулярно атакуют позиции сирийской армии. Именно отсюда предпринимают попытки нанести удары и по российской базе в Хмеймиме.

Вероятно, что наступление на Идлиб состоится уже в ближайшее время. Подтверждением тому служат участившиеся артобстрелы сирийской армией позиций террористов, возобновление ракетных ударов авиации российских ВКС, согласованность действий с Турцией (еще в августе 2018-го Эрдоган уговорил Путина отложить наступление на Идлиб) и… прилетевшие «Грачи».

Штурмовик Су-25 — уникальная боевая машина. Этот бронированный дозвуковой самолет, эксплуатирующийся с 1981 года, останется на вооружении ВКС России как минимум до 2020 года, а в усовершенствованном варианте Су-25СМ3 гораздо дольше. Именно такие сейчас прибыли в Сирию. «Грач» способен наносить комбинированные удары как неуправляемыми (НУР), так и управляемыми ракетами (воздух-земля), имеет мощное пушечное вооружение. Помимо этого может использоваться как бомбардировщик несущий неуправляемы бомбы и высокоточные бомбы и ракеты. Для самозащиты и борьбы с вертолетами штурмовик оснащен двумя управляемыми ракетами «воздух-воздух». Основное же его предназначение — поддержка наземного наступления с воздуха, когда Су-25 буквально утюжит позиции противника всеми видами вооружений.

Есть у «Грача» и слабые стороны — на средних высотах он уязвим для пусков переносных зенитно-ракетных комплексов. Подобное произошло в Сирии год назад, когда 3 февраля 2018 года в том же Идлибе был сбит Су-25, который пилотировал майор Роман Филиппов. Подбили его именно из ПЗРК. Летчик успел доложить о случившемся и катапультировался, но приземлился в расположении боевиков и после ожесточенного боя подорвал себя гранатой, чтобы не попасть в плен (посмертно удостоен звания Героя России). Это единственный случай уничтожения Су-25 за все время операции российских ВКС в Сирии. Вероятно, что сейчас в Идлибе «Грачи» будут скорее использоваться как бомбардировщики на больших высотах, чтобы не попасть в зону поражения ПЗРК, которых у боевиков предостаточно.

Су-25 появились сейчас в Сирии 8 марта — три штурмовика в разобранном виде были доставлены на авиабазу «Хмеймим» тяжелым военно-транспортным самолетом Ан-124. Уже к 12 марта они были собраны и, вероятно, 13-го числа принимали участие в авиаударах по Идлибу вместе с Су-34. При этом, как отмечают эксперты, в действительности речь может идти о 6−9 штурмовиках, которые будут задействованы для штурма последнего оплота боевиков и террористов в Идлибе. Откуда возьмутся недостающие «Грачи»? Возможно, что еще подвезут из России, но можно предположить, что летом прошлого года не все боевые машины вернулись домой. Пару-тройку могли припрятать как в самом Хмеймиме, так и на одном из сирийских военных аэродромов, которые ВКС использовала как запасные площадки. Впрочем, без основной «стаи» «Грачи» в небе Сирии за последние полгода замечены не были.

В применении Су-25 при наступлении на Идлиб (а это уже факт очевидный) можно не сомневаться — для чего тогда прилетели? Вопрос в другом — победили ли мы в Сирии террористов, как заявляло и военное руководство и сам президент Владимир Путин? Если все дело ограничится только поддержкой с воздуха, то здесь нет вопросов, собственно и не улетавшая из Хмеймима российская боевая авиация предназначалась для нанесения лишь точечных ударов. И, как отметил министр обороны Сергей Шойгу, интенсивность ее вылетов сократится со ста в день до двух-трех в неделю. А что будет, если сейчас сирийская армия в очередной раз увязнет в наступательных боях в Идлибе? Вся надежда на «Грачей» или на российский спецназ?

svpressa.ru

Боевые потери самолетов Су-25 ВС России. Досье — Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 3 февраля 2018 года в Минобороны РФ сообщили, что при выполнении облета зоны деэскалации «Идлиб» в Сирии потерпел крушение штурмовик Су-25 Воздушно-космических сил (ВКС) России. Летчик успел доложить о катапультировании в районе, подконтрольном боевикам террористической организации «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в РФ). При ведении боя с террористами пилот погиб. По предварительной информации российского военного ведомства, самолет был сбит из переносного зенитно-ракетного комплекса. В Минобороны уточнили, что российским Центром примирения враждующих сторон в Сирии совместно с турецкой стороной, ответственной за зону деэскалации «Идлиб», принимаются меры по возвращению тела летчика.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ составила хронологию всех боевых потерь самолетов Су-25 российского военного ведомства. Согласно данным открытых источников, с 1995 года в боевых действиях (с учетом инцидента 3 февраля 2018 года) потеряны 15 штурмовиков Су-25 ВВС (с 2015 года — в составе Воздушно-космических сил, ВКС) России, в результате чего погибли в общей сложности десять летчиков.

4 февраля 1995 года в ходе первой чеченской кампании при атаке наземных целей в районе села Чечен-Аул (Грозненский район) самолет Су-25 368-го отдельного штурмового авиаполка был сбит дудаевцами огнем зенитной самоходной установки «Шилка». Пилот майор Николай Баиров катапультировался, но обнаружен не был и впоследствии признан погибшим. В этом же бою другой Су-25 (бортовой номер «25 красный») того же авиаполка получил после обстрела с земли серьезные повреждения. Пилот подполковник Евгений Деркульский смог долететь до аэродрома и успешно приземлиться. Самолет был списан, позднее установлен в Буденновске в качестве памятника.

5 мая 1995 года Су-25 368-го штурмового авиаполка был сбит огнем с земли в районе села Беной (Ножай-Юртовский район, Чечня). Погиб пилот подполковник Владимир Сарабеев.

4 апреля 1996 года Су-25 368-го штурмового авиаполка при атаке наземных целей близ села Гойты (Урус-Мартановский район, Чечня) был поражен огнем с земли. После отказа правого двигателя и гидросистем пилот майор А. Матвиенко успешно катапультировался и был подобран вертолетом Ми-8 поисково-спасательной службы.

5 мая 1996 года в районе Урус-Мартана (Чечня) штурмовик Су-25УБ 368-го штурмового авиаполка был сбит при выходе из атаки, предположительно, из переносного зенитно-ракетного комплекса. Погибли оба летчика — полковник Игорь Свиридов и майор Олег Исаев.

9 сентября 1999 года близ села Карамахи (Буйнакский район Дагестана) потерпел крушение Су-25 960-го штурмового авиаполка. Пилот успешно катапультировался и выжил. По одной из версий, огнем боевиков с земли был перебит топливопровод, по другой — причиной аварии стали технические неполадки.

3 октября 1999 года в окрестностях села Толстой-Юрт (Грозненский район Чечни) Су-25 899-го гвардейского штурмового авиаполка ВВС России при полете на малой высоте врезался в гору. Погиб пилот подполковник Андрей Хмелевский. По одной из версий, самолет был поражен огнем ПЗРК с земли.

13 декабря 1999 года близ села Чишки (Грозненский район, Чечня) загорелся в воздухе и потерпел крушение Су-25 368-го штурмового авиаполка. Пилот полковник Сергей Борисюк катапультировался и был спасен спецназом ГРУ. В СМИ назывались две вероятных причины аварии — обстрел с земли и возгорание неуправляемого реактивного снаряда на подкрыльевом пилоне.

22 января 2000 года штурмовик Су-25 (бортовой номер «25 красный») 461-го штурмового авиаполка был поражен огнем ПЗРК противника в районе Грозного и совершил вынужденную посадку с неработающим левым двигателем. Пилот майор А. Карманов не пострадал, самолет был списан.

14 июня 2001 года два штурмовика Су-25 461-го штурмового авиаполка (бортовой номер одной из машин — «05») столкнулись с горой на высоте 2,6 тыс. м в 12 км к югу от села Итум-Кали (Чечня). Самолеты в паре выполняли боевое задание на территории Шатойского района. Пилоты, подполковник Юрий Якименко (ведущий самолет) и капитан Олег Подсидков (ведомый), погибли. Причиной катастрофы стала плохая видимость.

29 апреля 2002 года в 4 км восточнее села Дышне-Ведено (Веденский район, Чеченская Республика) штурмовик Су-25 368-го штурмового авиаполка потерпел катастрофу при выходе из пикирования. Летчик Игорь Безрягин погиб. Причиной крушения стала ошибка пилота.

8 августа 2008 года в ходе операции по принуждению Грузии к миру штурмовик Су-25БМ 368-го штурмового авиаполка был сбит из ПЗРК в районе Зарской дороги (Южная Осетия). Пилот подполковник Олег Теребунский катапультировался, при спуске на парашюте был обстрелян югоосетинскими ополченцами, но не пострадал.

9 августа 2008 года в ходе операции по принуждению Грузии к миру штурмовик Су-25БМ 368-го штурмового авиаполка, выполнявший в районе населенного. пункта Дзау (Южная Осетия) боевое прикрытие с воздуха колонны танков российской 58-й армии, был сбит огнем ПВО с земли. Пилот майор Владимир Едаменко погиб. 5 сентября 2008 года ему посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

9 августа 2008 года штурмовик Су-25СМ 368-го штурмового авиаполка был дважды поражен огнем из ПЗРК в районе Цхинвала (Южная Осетия). Пилот полковник Сергей Кобылаш отвел поврежденный самолет от города, успешно катапультировался и был эвакуирован на вертолете. 5 сентября 2008 года ему присвоено звание Героя Российской Федерации.

штурмовиков Су-25СМ3 с новой системой Витебск-25 эксплуатируются в Сирии

МОСКВА — Воздушно-космические силы России / ВКС /, участвующие в операции против группировки боевиков Исламского государства / ИГ, запрещенной в России, используют новейший одноместный штурмовик Су-25СМ3 с системой РЭБ Витебск-25, источник в ОПК сказали.

Су-25СМ3 — последняя модификация знаменитого штурмовика Су-25. Этот тип летательного аппарата отличается от предыдущей модели Су-25СМ тем, что на нем установлена ​​система РЭБ «Витебск-25», разработанная НИИ «Экран» / входящая в концерн «Радиоэлектронные технологии», КРЭТ /.

В состав системы входит цифровая станция активных помех Л-370-3С. Витебск может не только определять азимут вероятного противника и тип излучения РЛС, но и подавлять сигнал в разных частотных диапазонах. В систему также входят защитные устройства от различных ракет.

Со временем штурмовик получит также станцию ​​лазерных помех, которая обеспечит уничтожение атакующей ракеты или ее нейтрализацию ТВ / лазерной головкой самонаведения. Эта система установлена ​​не только на самолетах Су-25СМ3, но и на вертолетах Ка-52 и Ми-8АМТШ.

Кроме того, из несекретных источников сообщается, что новый штурмовик может использовать расширенный набор бортового вооружения.

Ранее заместитель главы КРЭТ Владимир Михеев сообщил, что до конца 2015 года ВКС России получит более десяти модернизированных штурмовиков Су-25, оснащенных новыми специальными системами РЭБ, авионикой и вооружением «Витебск-25». Системы управления. По словам Михеева, в результате модернизации будет получен «принципиально новый самолет.»

Штурмовик показал себя «непобедимой машиной», планер которой обеспечивает «многократную замену всего бортового оборудования».

Модернизированный Су-25М / по классификации НАТО Frogfoot-A / предназначен для поддержки войск днем ​​и ночью в любую погоду. Самолет отличается от базового Су-25 наличием на борту прицельно-навигационного блока ПрНК-25СМ «Барс» для работы со спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС. Серьезной модернизации подверглись и приборы кабины экипажа, т.е.е. Вместо старых прицелов добавлены многофункциональные дисплеи и новый индикатор на лобовом стекле.

Су-25СМ может использовать различное вооружение, в том числе высокоточное. Самолет вооружен 30-мм двуствольной пушкой ГШ-302. Максимальная скорость полета в наземном режиме 975 км / ч, радиус полета 500 км. Самолет оснащен двумя турбореактивными двигателями РД-195, каждый с тягой 4500 кгс в максимальном режиме.

-концы-

.

Российских глубоко модернизированных штурмовиков Су-25СМ3 с современной системой радиоэлектронной борьбы в Сирии (фото)

Пожертвовать

Russia

Штурмовик Су-25СМ3 на авиабазе Хмеймим, Сирия, апрель 2018 года. Источник: https://bmpd.livejournal.com/3179127.html

Первое четкое фото российского штурмовика Су-25СМ3 в Сирия появилась в сети. Фотография сделана на авиабазе Хмеймим в апреле 2018 года. Су-25СМ3 — глубоко модернизированная модернизированная версия Су-25, поступившая на вооружение Воздушно-космических сил России (ранее называвшихся ВВС России) в начале 1980-х годов. .

Вариант Су-25СМ3 существенно отличается даже от модернизированных истребителей Су-25СМ. Су-25СМ3 включает в себя множество усовершенствованных сенсорных и защитных систем. Ядром пакета модернизации является система РЭБ «Витебск-25», авионика и системы управления вооружением.

В состав Витебск-25 входит цифровая станция активных помех Л-370-3С. Он может определять азимут вероятного противника и тип излучения радара, а также подавлять сигнал в различных частотных диапазонах. Он также предусматривает меры защиты от различных ракет.Внешние элементы цифровой станции постановки помех Л-370-3С отмечены красными квадратами.

ВКС России активно используют штурмовики Су-25СМ (х) для непосредственной авиационной поддержки правительственных войск, ведущих борьбу с боевиками по всей стране.

единиц самолетов на авиабазе Хмеймим 15.04.2018 г .: 12 Су-34, 9 Су-24, 3 Су-25, 4 Су-30, 4 Су-35, 2 Ил-76, Ан-26, Ан -30, 2 А-50, Ил-38 (?), Ил-20/22, Ан-124 и 2 С-130 IRIAF и 3 МиГ-29 SyAAF, доставленные в безопасное место из Дамаска рис.twitter.com/uysoh5owsZ

— Samir (@obretix) 30 апреля 2018 г.

Еще 3 сирийских МиГ-29 припаркованы южнее на новом соединителе взлетно-посадочной полосы. также видно, что на стоянках самолетов установлены заграждения типа HESCO pic.twitter.com/nWfmLuLcQs

— Samir (@obretix) 30 апреля 2018 г.

Еще больше самолетов ВВС Сирии доставлено в безопасное место: 4 Су-24 припаркован на южном конце западной взлетно-посадочной полосы pic.twitter.com/6gHFGXFzvN

— Samir (@obretix) 30 апреля 2018 г.

Пожертвовать

.

российских самолетов Су-24, Су-25, Су-34 покидают авиабазу Хмеймим в Сирии

Ближний Восток

Получить короткий URL

Русский По сообщениям СМИ, штурмовики Су-24, самолеты непосредственной авиационной поддержки Су-25 и истребители-бомбардировщики Су-34 выводятся с авиабазы ​​Хмеймим в Латакии.

МОСКВА (Sputnik) — Российские военные самолеты Су-24, Су-25 и Су-34 покидают авиабазу Хмеймим в Сирии, сообщил во вторник российский телеканал.

российских штурмовиков Су-24, самолетов непосредственной авиационной поддержки Су-25 и истребителей-бомбардировщиков Су-34 выводятся с авиабазы ​​Хмеймим в Латакии, сообщил телеканал «Россия-24» со ссылкой на корреспондент с места событий.

©
Sputnik / Дмитрий Виноградов

Российская военная авиация на авиабазе Хмеймим в Сирии

Ранее во вторник Минобороны России сообщило, что первая группа российских самолетов покинула базу.В состав группы входили транспортный самолет Ту-154 и несколько самолетов Су-34.

©
Sputnik / Дмитрий Виноградов

Су-34 приземляется в аэропорту Латакии, Сирия. Фотография файла

Поздно вечером в понедельник президент России Владимир Путин приказал Министерству обороны вывести основную часть российского военного контингента из Сирии. По словам Путина, семимесячная воздушная кампания России в Сирии в целом достигла своих целей.

Позже председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности заявил, что около 1000 российских военнослужащих и несколько самолетов-разведчиков останутся на базах Хмеймим и Тартус.Остальные силы должны следить за продолжающимся прекращением огня в Сирии.

Сирия погрязла в гражданской войне с 2011 года, когда оппозиционные группировки и радикальные исламисты сражаются с сирийской армией. Воздушно-космические силы России проводят воздушную кампанию против террористических группировок в Сирии с 30 сентября 2015 года по просьбе президента Башара Асада.

.

< NEXT Римини мирамаре аэропорт: Аэропорт Мирамаре (Miramare Airport) ✈ в городе Римини в Италии Римини мирамаре аэропорт: Аэропорт Мирамаре (Miramare Airport) ✈ в городе Римини в Италии

PREV > Регистрация на рейс тк 3989: Turkish Airlines | Пройти онлайн-регистрацию на рейс Регистрация на рейс тк 3989: Turkish Airlines | Пройти онлайн-регистрацию на рейс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *