Меню

Современные гражданские самолеты россии: Какие самолёты производят в России? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ

Category: Разное

Содержание

Какие самолёты производят в России? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ

a[style] {position:fixed !important;}
]]]]]]]]]]>]]]]]]]]>]]]]]]>]]]]>]]>

aif.ru

Федеральный АиФ

aif.ru

Федеральный АиФ

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
  • САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
  • Адыгея
  • Архангельск
  • Барнаул
  • Беларусь
  • Белгород
  • Брянск
  • Бурятия
  • Владивосток
  • Владимир
  • Волгоград
  • Вологда
  • Воронеж
  • Дагестан
  • Иваново
  • Иркутск
  • Казань
  • Казахстан
  • Калининград
  • Калуга
  • Камчатка
  • Карелия
  • Киров
  • Кострома
  • Коми
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Крым
  • Кузбасс
  • Кыргызстан
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Оренбург
  • Пенза
  • Пермь
  • Псков
  • Ростов-на-Дону
  • Рязань
  • Самара
  • Саратов
  • Смоленск
  • Ставрополь
  • Тверь
  • Томск
  • Тула
  • Тюмень
  • Удмуртия
  • Украина
  • Ульяновск
  • Урал
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Черноземье
  • Чита
  • Югра
  • Якутия
  • Ямал
  • Ярославль
  • Спецпроекты

    • 75 лет атомной промышленности

    • 75 лет Победы

      • Битва за жизнь

      • Союз нерушимый

      • Дневники памяти

      • Лица Победы

      • Накануне

    • Герои страны

    • Герои нашего времени

    • Asus. Тонкость и легкость

    • Рак легкого — не приговор

    • Красота без шрамов

    • Клиника «Медицина»

    • Как справиться с грибком ногтей

    • Деньги: переводить мгновенно и бесплатно

    • Инновационный ультрабук ASUS

    • Как быстро найти работу?

    • Память в металле

    • Здоровый образ жизни – это…

    • Московская промышленность — фронту

    • Почта в кармане

    • Путешествие в будущее

    • GoStudy. Образование в Чехии

    • Безопасные сделки с недвижимостью

    • Перепись населения. Слушай, узнавай!

    • Новогодний миллиард в Русском лото

    • Рыба: до прилавка кратчайшим путем

    • «Кванториада» — 2019

    • Югра: нацпроекты по заказу

    • Выбор банковских продуктов

    • Работа мечты

    • МГУ — флагман образования

    • 100 фактов о Казахстане

    • Ремонт подъездов в Москве

    • Panasonic: теплицы будущего

    • Рейтинг лучших банковских продуктов

    • Лечим кашель

    • Югра удивляет

    • Возвращение иваси

    • Детская книга войны

    • Как читать Пикассо

    • Жизнь Исаака Левитана в картинах

    • Учиться в интернете

    • Пробная перепись населения–2018

    • «Летящей» походкой

    • Реновация в Москве

что ждёт Воздушный флот России в ближайшее десятилетие — РТ на русском

20 августа в России отмечают День Воздушного флота. Своим профессиональным праздником его считают, прежде всего, представители гражданской авиации. Экономический кризис 1990-х негативно отразился на отечественной индустрии, но в последние годы предпринимаются значительные усилия для возрождения гражданского авиастроения. В правительстве рассчитывают в ближайшие десять лет потеснить на рынке иностранные лайнеры и в три с половиной раза увеличить объём производства гражданских и военно-транспортных воздушных судов. О планах развития российского Воздушного флота — в материале RT.

Воздушный флот России зародился в начале XX века. Первая мировая война заставила сделать акцент на развитии военной авиации. Однако после революции большевики начали активно развивать гражданское авиастроение.

17 января 1921 года советское правительство приняло декрет «О воздушных передвижениях», который устанавливал правила полётов отечественных и иностранных самолётов над территорией РСФСР и её территориальными водами.

В 1932 году был принят первый Воздушный кодекс СССР, а 28 апреля 1933 года Совет народных комиссаров опубликовал постановление «О праздновании дня воздушного флота Союза ССР».

Праздничной датой стало 18 августа, а с 1972 года День Воздушного флота отмечается в третье воскресенье августа. Своим профессиональным праздником его считают, прежде всего, представители гражданской авиации.

 

Потеря рынка

После распада СССР России удалось сохранить и развить потенциал военного самолёто- и вертолётостроения. Однако гражданская авиационная отрасль ушла в пике в связи с общей экономической деградацией и разрывом хозяйственных связей между бывшими союзными республиками.

Также по теме


Воздушный щит: 105 лет со дня основания военной авиации России

12 августа в России отмечается День Воздушно-космических сил. 105 лет назад указом российского императора Николая II был сформирован…

На постсоветском пространстве практически исчезла ближнемагистральная авиация, занимавшаяся грузовыми и пассажирскими перевозками между соседними странами или регионами. В связи с этим сократилось количество аэродромов и, как следствие, рухнул спрос на транспортные и пассажирские самолёты соответствующего класса.

С началом экономического возрождения России в 2000-х годах ситуация в Воздушном флоте стала улучшаться. Пассажиропоток и объём грузовых перевозок выросли в несколько раз, однако отечественная промышленность уже не могла удовлетворить резко возросшие потребности авиакомпаний.

В середине 2000-х годов на российском рынке перевозок практически стали монополистами крупнейшие авиационные гиганты — американская компания Boeing и европейская Airbus. Отечественные компании сосредоточились в основном на производстве и обслуживании судов для государственных нужд (парк Минобороны, ФСБ и МЧС состоит из российских судов).

  • Airbus A320
  • РИА Новости

Наиболее яркий пример — «Аэрофлот». В парке главной авиакомпании страны 30 самолётов Sukhoi Superjet 100 производства ПАО «Компания «Сухой» и 168 судов Boeing и Airbus. Таким образом, доля российских лайнеров составляет 15%. По мнению специалистов, это отражает ситуацию в Воздушном флоте РФ в целом.

 

Укрепление позиций

Российское руководство неоднократно отмечало важность повышения доли отечественной авиационной техники. Появление в 2011 году ближнемагистрального Sukhoi Superjet 100 не произвело революции на рынке.

Однако в настоящее время у России существуют несколько перспективных проектов, которые в ближайшие годы будут запущены в серийное производство, а Sukhoi Superjet 100 сможет избавиться от множества иностранных комплектующих.

Также по теме


По восходящей: какие новейшие разработки появляются в российской гражданской авиации

9 февраля в России отмечается День гражданской авиации. 94 года назад Совет труда и обороны СССР принял постановление о создании…

В течение 10—15 лет российские авиапроизводители должны значительно укрепить позиции во всех сферах гражданской авиации: ближне-, средне- и дальнемагистральной.

Конкретное число отечественных судов пока не называется. Но в планах правительства — максимальное вытеснение с рынка зарубежных производственных корпораций. Кроме того, по информации СМИ, обновить парк за счёт отечественных судов собираются силовые ведомства РФ.

Ключевая роль на данный момент отводится среднемагистральному лайнеру МС-21 корпорации «Иркут», который 28 мая 2017 года совершил первый полёт. Машина должна заменить Ту-154, A320, А321 и Boeing 737.

  • Новый российский пассажирский самолёт МС-21
  • РИА Новости

Разработчики утверждают, что создали принципиально новое судно, которое превосходит зарубежные аналоги по комфорту. При этом МС-21 будет стоить на 20% меньше, чем европейские и американские лайнеры, а эксплуатационные затраты будут ниже на 12—15%.

Серийное производство МС-21 начнётся в июне 2019 года.

Также по теме

МиГ-35
МиГ-35, вертолёт для спецназа, композитный кукурузник и бегалёт: какие новинки представлены на МАКС-2017

Во вторник, 18 июля, в подмосковном Жуковском стартует 13-й Международный авиакосмический салон (МАКС). В нём примут участие более 25…

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин написал в Facebook о планах увеличить к 2022 году ежегодное производство МС-21 до 70 машин.

19 августа глава Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь сообщил, что к 2025 году «Иркут» может нарастить ежегодный выпуск самолётов до 120 единиц.

По итогам Международного авиакосмического салона МАКС-2017, твёрдые заказы на МС-21 превысили 200 единиц.

С большой вероятностью МС-21 станет основным среднемагистральным самолётом в отечественных авиакомпаниях. Государственные нужды будут удовлетворять в основном среднемагистральные самолёты производства ПАО «Туполев» Ту-214 и Ту-204.

 

Советское наследие

Наряду с SSJ100 нишу ближнемагистральной авиации займёт Ту-334. Для полётов на несколько сотен километров правительство РФ решило возобновить перспективные советские проекты Ил-114 и Ил-112. Перед серийным производством самолёты подвергнутся глубокой модернизации. 

По данным СМИ, текущий план поставок модели Ил-114-300 включает до 100 единиц. Половину судов приобретут коммерческие перевозчики, 35 — государственные ведомства, 15 самолётов пойдут на экспорт.

Сертификация Ил-114 завершится в 2018 году, а серийное производство стартует в 2022 году. Мощности «Иркута» позволят собирать 12 самолётов в год. По подсчётам Юрия Слюсаря, появление на рынке Ил-114-300 позволит государству сэкономить на закупках воздушных судов (имеются в виду иностранные самолёты) около $5 млрд.

МиГ-35

  • Строительство самолета ИЛ-112В в цехе окончательной сборки авиазавода в Воронеже.
  • РИА Новости

19 августа в Воронеже Слюсарь объявил о масштабных планах по производству Ил-112, который будет использоваться в том числе как военно-транспортный самолёт. Первый полёт этой модели должен состояться в 2018 году, запуск в серию планируется в 2019 году.

По словам руководителя ОАК, в ближайшие семь-восемь лет 150 самолётов Ил-112 получит Минобороны и столько же машин — гражданская авиация.

«Это наш с вами рынок, рынок закрытый, рынок защищённый. 300 машин как минимум мы должны восполнить», — поставил задачу Слюсарь.

Ахиллесовой пятой российской гражданской авиации является отсутствие собственного дальнемагистрального самолёта (с дальностью полёта свыше 8 тыс. км). Российское руководство отказалось от идеи создания нового лайнера и в мае 2016 года решило сделать ставку на возобновление производства Ил-96 — самолёта, на котором летает президент страны.  

Производство Ил-96 будет развёрнуто на Воронежском авиастроительном заводе.

МиГ-35

  • Ил-96
  • © vitalykuzmin.net

«И этот самолёт Ил-96-400 станет очень важной вехой для того, чтобы мы начали выцарапывать сначала, а потом отдирать себе обратно рынок наших внутренних авиационных перевозок, в том числе дальнемагистральных», — заявил Рогозин накануне Дня Воздушного флота.

Бывший лётный директор Внуковских авиалиний Юрий Сытник считает, что после глубокой модернизации Ил-96 будет вполне сопоставим с аналогами Boeing и Airbus. Эксперт указывает на необходимость установить на обновлённый лайнер современный экономичный двигатель.

 

Поддержать отечественное

В 2016 году российские авиакомпании перевезли 88 млн пассажиров — это 2,5% от мирового пассажиропотока. Однако спрос на отечественную авиатехнику готовы поддержать силовые ведомства, и все запланированные проекты в перспективе должны окупиться.

7 августа Дмитрий Рогозин озвучил планы по увеличению выпуска гражданских самолётов с 30 до 110 в 2025 году.

«Советский Союз выпускал 75 самолётов — мы будем выпускать 110», — отметил вице-премьер.

МиГ-35

  • Дмитрий Рогозин (в центре) и президент ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь (справа) во время посещения авиазавода ПАО «ВАСО» в Воронеже 19 августа 2017 года
  • РИА Новости

Генеральный директор международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полётов» Сергей Мельниченко полагает, что российской промышленности под силу выпускать более ста самолётов в год в заявленный Рогозиным срок.

«Однако очень важно, чтобы все наши новые самолёты прошли сертификацию. Нужно понимать, что борьба за рынок, особенно зарубежный, будет крайне жёсткой. И готовиться к ней нужно прямо сейчас. Boeing и Airbus не собираются сдавать позиций», — отметил Мельниченко в беседе с RT.

Эксперт обратил внимание на необходимость восстановления заброшенных после распада СССР аэродромов и важность принятия закона «Об авиации общего назначения», о котором ранее говорил президент РФ Владимир Путин.

«Одновременно с ростом производства самолётов стоит заняться улучшением инфраструктуры, дать волю малой авиации, поддержать частные КБ и производства, ориентированные на выпуск небольших судов, осуществляющих нерегулярные рейсы», — сказал Мельниченко.

Одной из мер поддержки отечественной авиаотрасли станет отмена льгот иностранным авиационным предприятиям.

В декабре 2016 года Рогозин сообщил, что протекционистские меры будет разрабатывать Авиационная коллегия при правительстве РФ.

«Мы будем по мере появления новых российских машин менять нормативную базу, снимать те преимущества, которые были у иностранной авиационной техники, мы будем защищать наш рынок», — подчеркнул Рогозин.

Гражданское самолётостроение России — Documentation

Материал из Documentation.

Гражданское самолётостроение России — отрасль российского самолётостроения, осуществляющая производство гражданских самолётов.

Россия производит пассажирские ближнемагистральные (SSJ 100, Ан-148), среднемагистральные (Ту-204СМ, Ту-214), дальнемагистральные самолёты (Ил-96), а также грузовые самолёты (Ту-204-120СЕ) и самолёты-амфибии (Бе-200). Ведётся разработка среднемагистрального пассажирского самолёта МС-21 и регионального пассажирского самолёта Ил-114.

В 2014 году в России было произведено 43 гражданских самолёта, в том числе SSJ 100 — 34 единицы.[1]

[править] Типы самолётов

[править] Sukhoi Superjet 100

Sukhoi Superjet 100 — региональный самолёт, способный перевозить 98 пассажиров на расстояние до 3000 км (базовая модель) и до 4500 км (модификация с увеличенной дальностью).[2][3]

Разработан компанией «Гражданские самолёты Сухого». Производится на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Первый полёт в мае 2008 года. Коммерческая эксплуатация с апреля 2011 года.[4][5][6]

[править] Ту-204СМ

Ту-204СМ — среднемагистральный пассажирский самолёт, являющийся продолжением развития семейства самолётов Ту-204/Ту-214. Ту-204СМ — глубоко модернизированный вариант самолёта Ту-204, использующий новый двигатель ПС-90А2 с повышенными показателями ресурса и надёжности, с двухчленным составом лётного экипажа, с модернизированным и вновь установленным оборудованием.[7] Машина способна перевозить 194 пассажира на расстояние до 4800 км, а в двухклассной компоновке в пассажирском салоне самолёта размещаются 174 кресла.[8]

Разработан компанией «Туполев». Производится на ульяновском заводе «Авиастар-СП». Первый полёт в 2010 году.[9][10]

[править] Ту-214

Ту-214 — магистральный узкофюзеляжный двухдвигательный самолёт.[11] Дальность полёта при максимальной коммерческой нагрузке — 3800 км, максимальная пассажировместимость — 210 человек.[12]

Разработан компанией «Туполев». Производится на Казанском авиационном заводе им. С. П. Горбунова. Первый полёт в 1996 году.[13] Коммерческая эксплуатация с мая 2001 года.[14][15]

[править] Ту-204-120CE

Ту-204-120СЕ — грузовой самолёт, предназначенный для перевозки грузов до 27 тонн в контейнерах международного класса на воздушных трассах протяжённостью до 3000 км, или грузов массой 10,5 тонн на расстояние до 7400 км.[16]

Производится на ульяновском заводе «Авиастар-СП».[17]

[править] Бе-200

Бе-200 — самолёт-амфибия, базовая конфигурация которого предназначена для тушения лесных пожаров водой или огнегасящими жидкостями с воздуха.[18]

Разработан ТАНТК им. Г. М. Бериева. Первоначально выпускался на «ИАПО», затем производство было перенесено в ТАНТК. Первый полёт в 1998 году.[19][20] Поставляется конечным заказчикам с 2003 года.[21]

[править] Ил-96

Ил-96 — семейство широкофюзеляжных дальнемагистральных самолётов, предназначенное для перевозки до 300 пассажиров или до 92 тонн груза. Разработано на базе самолёта Ил-86.[22]

Модификации: Ил-96-300 (базовый пассажирский, с салоном на 300 пассажиров), Ил-96М (удлинённый вариант на 375 пассажиров, двигатели — PW-2037), Ил-96-400Т (грузовой, с двигателями ПС-90А1).[23]

Выпускается на «ВАСО».[24]

[править] Ан-148

Ан-148 — семейство региональных самолётов, предназначенных для пассажирских перевозок на внутренних и международных авиалиниях.[25] Дальность полёта самолёта Ан-148-100 с 75 пассажирами — от 2100 до 4400 км (в зависимости от модификации).[26]

Разработчиком самолёта является компания «Антонов» (Украина). На заводе «ВАСО» (Воронеж) организовано серийное производство самолёта Ан-148-100 по лицензии разработчика.[27] Первый полёт самолёта российской сборки состоялся в июле 2009 года, первый коммерческий полёт — в декабре 2009 года.[28] В связи с обострением отношений между Россией и Украиной производство Ан-148 планируется свернуть в течение ближайших лет.

[править] МС-21

МС-21 — разрабатываемое семейство пассажирских самолётов, ориентированных на самый массовый сегмент мирового рынка авиалайнеров. В рамках программы разрабатываются самолёты МС-21-300 (160—211 мест) и МС-21-200 (130—176 мест).[29] Максимальная дальность полёта в 2-классной компоновке — около 6000 км.[30]

Разработка ведётся корпорацией «Иркут» и ОКБ им. А. С. Яковлева.[31]

[править] Производственные площадки

Гражданские самолёты производятся на пяти основных производственных площадках. Все они входят в состав «Объединённой авиастроительной корпорации».

Авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край) занимается выпуском ближнемагистрального пассажирского самолёта SSJ 100.

Завод «Авиастар-СП» (Ульяновская область) выпускает самолёты Ту-204СМ и Ту-204-120CE.

Воронежское акционерное самолётостроительное общество (Воронежская область) выпускает самолёты Ил-96 и Ан-148.

Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова (Татарстан) выпускает самолёт Ту-214.

Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева (Ростовская область) выпускает самолёт-амфибию Бе-200.

[править] Роль на мировом рынке гражданских пассажирских самолётов

В 2014 году в мире заказчикам было поставлено 1558 новых пассажирских самолётов вместимостью более 30 кресел, из которых на ОАК пришлось 33 единицы (2,12 %).[32][33]

В 2014 году в мире заказчикам было поставлено 177 новых узкофюзеляжных пассажирских самолётов вместимостью 61-120 мест, из которых на ОАК пришлось 33 единицы (18,6 %).[34][35]

[править] Типы самолётов

Учебно-тренировочный самолёт Як-152. Проходит испытания.

Среднемагистральный пассажирский самолёт МС-21.[36] Проходит лётные испытания.

Турбовинтовой региональный пассажирский самолёт Ил-114-300. Серийное производство начнётся в 2021 году.

Транспортный самолёт Ил-76ТД-90А. Является гражданской модификацией серийно выпускаемого самолёта Ил-76МД-90А.[37]

Дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолёт CR 929. Российская ОАК и китайская Comac ведут разработку широкофюзеляжного двухдвигательного лайнера на 250—300 пассажиров, способного выполнять полёты на расстояние до 12 тыс. км.[38] Он будет создаваться на паритетных условиях финансирования и появится в 2021 году. Общая стоимость проекта составит около $13 млрд.[39]

Ближнесреднемагистральный самолёт Фрегат Экоджет. Полностью негосударственный проект. Самолёт будет обладать фюзеляжем овального сечения, благодаря чему достигается вместимость 276—358 пассажиров (в зависимости от конфигурации) при внешних габаритах, сравнимых с габаритами Boeing 757.[40]

Пассажирский самолёт МС-21-100. По состоянию на август 2017 года в «ОАК» и правительстве России прорабатывается вопрос о создании нового самолета на базе SSJ 100 — на 130 пассажиров с долей локализации не менее 80 % и с учётом технических решений, применяемых в МС-21 (например, установка композитного крыла).[41]

[править] Организации

К 2022 году компания «Иркут» фактически отойдёт от реализации военных программ, сконцентрировавшись исключительно на производстве самолётов типа МС-21.[42]

[править] Реестры самолётов

[править] Прочее

  1. ↑ См. Авиационная промышленность России в 2014 году
  2. ↑ Sukhoi Superjet 100. Особенности конструкции
  3. ↑ Sukhoi Superjet 100
  4. ↑ Sukhoi Superjet 100
  5. ↑ Sukhoi Superjet 100. История создания
  6. ↑ SSJ-100
  7. ↑ Ту-204СМ
  8. ↑ Ту-204СМ. Особенности конструкции
  9. ↑ Ту-204СМ
  10. ↑ Ту-204СМ. История создания
  11. ↑ Ту-214
  12. ↑ Ту-214. Летно-технические характеристики
  13. ↑ Ту-214
  14. ↑ Ту-214. История создания
  15. ↑ Ту-204, Ту-214
  16. ↑ Ту-204-120СЕ
  17. ↑ Ту-204, Ту-214
  18. ↑ Бе-200
  19. ↑ Бе-200
  20. ↑ Бе-200
  21. ↑ Бе-200. История создания
  22. ↑ Ил-96
  23. ↑ Ил-96
  24. ↑ Ил-96
  25. ↑ Ан-148
  26. ↑ Ан-148. Летно-технические характеристики
  27. ↑ Ан-148
  28. ↑ Ан-148. История создания
  29. ↑ МС-21
  30. ↑ МС-21. Летно-технические характеристики
  31. ↑ МС-21
  32. ↑ Включая российский рынок
  33. ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2014 год
  34. ↑ Включая российский рынок
  35. ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2014 год
  36. ↑ Полеты наяву. Россияне полетят в отпуск на новом самолете. 14 января 2015
  37. ↑ Генеральный директор ОАО «Ил» Сергей Вельможкин: «Наши самолеты сегодня востребованы как гражданскими авиаперевозчиками, так и Вооруженными силами»
  38. ↑ Полеты наяву. Россияне полетят в отпуск на новом самолете. 14 января 2015
  39. ↑ «Ударный самолет» летит в Китай. Россия и Китай создадут широкофюзеляжный самолет. 6 июля 2015
  40. ↑ МС-21: что после? 8 апреля 2015
  41. ↑ [1]
  42. ↑ [2]
Гражданское самолётостроение России
История  Российская империя • СССР • 1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Отрасли  Производство пассажирских самолётов • Производство грузовых самолётов
Производимые самолёты  Sukhoi SuperJet 100 • Ту-204СМ • Ту-214 • Ту-204-120СЕ • Ил-96 • Бе-200 • Ан-148 • МС-21 (проект) • Ил-76ТД-90А (проект) • Як-152 (проект)
Производственные площадки  Авиастар-СП • Воронежское акционерное самолётостроительное общество • Казанск

Военное самолётостроение России — Documentation

Материал из Documentation.

Учебно-боевой самолёт Як-130

Военное самолётостроение России — отрасль российского самолётостроения, осуществляющая производство военных самолётов. Россия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортёров военных самолётов.

В 2014 году в России было произведено около 150 военных самолётов, в том числе истребители Су-35С — 24 единицы, истребители Су-30СМ — 21, истребители Су-30М2 — 8, фронтовые бомбардировщики Су-34 — 18, истребители Миг-29К/КУБ — 10, учебно-боевые самолёты Як-130 — 20, самолёт наблюдения Ту-214ОН — 1.[1]

[править] Типы самолётов

[править] Тактическая авиация

Россия выпускает истребители Су-57, Су-35С, Су-30, бомбардировщики Су-34, лёгкие палубные истребители МиГ-29К.[2]

[править] Дальняя авиация

Главный российский «стратег» — Ту-160 — на сегодняшний день является одним из самых эффективных в мире. Он имеет самые мощные в истории авиации двигатели, выдающие суммарную тягу в 100 тыс. кгс на форсаже. Максимальная скорость полёта на большой высоте — свыше 2000 км/ч, максимальная дальность — свыше 13 тыс. км. То есть свою боевую нагрузку — 40 тонн вооружения — машина может доставить в любую точку мира без дозаправки. В его арсенале — стратегические крылатые и аэробаллистические гиперзвуковые ракеты, а также свободнопадающие бомбы. Ракетоносец выпускался на Казанском авиационном производственном объединении имени С. П. Горбунова (КАПО). Всего в ВВС России сейчас служат 16 машин. 2 крайних новых самолёта Минобороны получило в 2000 и 2008 годах. Модернизацию на заводе в Казани сейчас проходят 3 первых машины. Обновлённые Ту-160 получат приставку «М» и будут отличаться новым комплексом вооружения и системой его управления, а также современной БРЛС и авионикой, что позволит удвоить боевую эффективность машины. К 2020 году такую модернизацию должны пройти по сути все Ту-160.[3]

На КАПО выпускался и другой дальний ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности — Ту-22М3. Его максимальная взлётная масса — свыше 124 тонн, дальность полёта — 7 тыс. км. Он оснащён парой двигателей тягой до 50 тыс. кгс. Вооружён самолёт сверхзвуковыми управляемыми и гиперзвуковыми ракетами разной дальности, а также обычными и ядерными свободнопадающими бомбами. Ожидается, что до 2020 года будут модернизированы 30 бомбардировщиков — до версии Ту-22М3М. Согласно техзаданию, все обновленные машины получат новый комплекс бортового оборудования и вооружения — новейшие высокоточные бомбы и крылатые ракеты. Эта программа модернизации самолёта не единственная. В 2012 году, по некоторым данным, частичное обновление прошли ещё 4 машины — в них установили новый комплекс бортового и наземного оборудования СВП-24-22 по программе «Гефест». Такие комплексы уже успешно функционируют на фронтовых бомбардировщиках Су-24М. Всего по программе «Гефест» планируется оснастить 30 бортов — соответствующий контракт с Минобороны подписан. Сейчас на вооружении ВВС России стоит около полусотни Ту-22М3.[4]

Разведчик Ту-22МР по своим лётным характеристикам полностью совпадает с базовым Ту-22М3. Разница лишь в наличии бортового комплекса разведки, БРЛС и комплекса РЭП. Первые такие машины поступили в ВВС России в 1994 году. Как и в случае с базовым Ту-22М3, для его разведывательного варианта проработана программа модернизации. Она включает внедрение нового современного разведывательного комплекса повышенной мощности и обновлённого бортового радиоэлектронного оборудования самолета.[5]

Патриархом дальней авиации России по праву считается стратегический ракетоносец Ту-95МС, который выпускался в Советском Союзе в 1980-х годах. Этот самый быстрый в мире турбовинтовой самолёт способен доставить 9 тонн ракет большой дальности и бомб на 10,5 тыс. км. На нём установлены 4 двигателя общей мощностью 60 тыс. лошадиных сил. На вооружении ВВС России сейчас стоят 32 таких бомбардировщика, ещё 3 десятка числятся в резерве. Самолёты должны пройти модернизацию до версии Ту-95МСМ. По некоторым данным, обновлённые машины получат новый навигационный комплекс. А современный прицельный комплекс, который планируют установить на ракетоносец, позволит использовать новейшие крылатые ракеты.[6]

В будущем на смену Ту-160 придёт новый самолёт — Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА). Его облик уже практически определён. По заявлениям главкома ВВС России Виктора Бондарева, это будет дозвуковой стратегический ракетоносец. Его отличие от существующих самолётов дальней авиации, например, Ту-160, заключается в том, что он будет нести больше вооружения. «ПАК ДА будет дозвуковым, все его отличие в том, что он будет нести больше, чем Ту-160, и вооружение будет значительно серьёзнее. Все остальные задачи будут решать ракеты», — сказал он. Планируется, что новая машина будет собираться на новом заводе, который построят на территории КАПО имени Горбунова. Ещё в августе 2009 года между Минобороны России и компанией «Туполев» был подписан контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА сроком на три года. Через 3 года года стало известно, что аванпроект нового бомбардировщика уже завершён и подписан, начинаются опытно-конструкторские работы по нему. Проект самолета был утверждён в марте 2013 года.[7]

[править] Транспортная авиация

В 2013 году начал совместные госиспытания с Минобороны России тяжёлый военно-транспортный самолёт Ил-76МД-90А. Он является глубокой модернизацией транспортного Ил-76МД. От предшественника обновленная версия транспортника отличается новым модифицированным крылом, более мощными двигателями тягой в 16 тонн, усовершенствованной топливной системой. Кроме того, на самолёте установлен цифровой прицельно-навигационный комплекс, автопилот и «стеклянная» кабина. Глубоко модернизированный Ил в России будет производиться впервые. Ранее его предшественника делали в Узбекистане на Ташкентском производственном объединении имени В. П. Чкалова. Согласно контракту, ульяновские авиастроители должны произвести 39 Ил-76МД-90А до 2018 года. Этот контракт — крупнейший в российской военно-транспортном авиастроении за последние 20 лет.[8]

[править] Разведывательная авиация

В ноябре 2011 года ТАНТК им Г. М. Бериева передал Минобороны первый, а в конце февраля 2013 года — второй серийно модернизированный самолёт ДРЛОиР А-50У. Как сообщается предприятие, в обновлённой машине осуществлён переход на новую элементную базу бортового радиотехнического комплекса. Кроме того, кардинально модернизированы рабочие места членов тактического экипажа самолёта. А-50У получил «стеклянную» кабину с обилием многофункциональных ЖК-индикаторов. На самолёте установлен новый комплекс связи. А-50У может обнаружить наземные цели и определить их координаты, причём обнаружение может насчитывать до 300 объектов одновременно. Бомбардировщики обнаруживаются на расстоянии до 650 км, истребители — до 300 км, а колонны танков — 250 км.[9]

Выпускается самолёт воздушного наблюдения Ту-214ОН «Открытое небо».[10]

Готовится к поставке самолёт радиотехнической и оптико-электронной разведки Ту-214Р.[11][12]

Сейчас ведутся работы над созданием самолета ДРЛОиР следующего поколения — А-100. По мнению некоторых экспертов, эта машина превзойдёт по своим характеристикам А-50У и будет строиться на базе Ил-76МД-90А.[13]

[править] Топливозаправщики

В середине 2013 года ульяновский завод «Авиастар-СП» запустил в производство глубоко модернизированную версию воздушного танкера — Ил-78М-90А. Он, в свою очередь, создан на базе также глубоко модернизированного тяжёлого рампового военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90А. Главные отличия от самолёта-предшественника (Ил-78М) — новые более мощные, но и более экономичные двигатели ПС-90А-76. У заправщика «стеклянная» кабина, в которой вся информация о системах самолёта сведена на 8 многофункциональных ЖК-дисплеев. Заводчане планируют построить для российских ВВС более 30 самолётов, которые в перспективе заменят стареющие Ил-78М.[14]

[править] Учебная авиация

В России производится учебно-боевой самолёт Як-130.

[править] Производственные площадки

Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (Хабаровский край) занимается производством двухместных многоцелевых истребителей Су-30М2/МК2, многофункциональных сверхманёвренных одноместных истребителей Су-35С, перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации пятого поколения Т-50.[15]

Иркутский авиационный завод занимается производством многофункционального истребителя Су-30СМ и учебно-боевого самолёта Як-130.[16]

Корпорация «МиГ» осуществляет серийное производство военных самолётов семейства «МиГ», в том числе самолётов МиГ-29К и МиГ-29КУБ.[17][18]

Новосибирский авиационный завод (Новосибирская область) осуществляет производство истребителя-бомбардировщика Су-34.[19]

Завод «Авиастар-СП» (Ульяновская область) выпускает транспортные самолёты Ил-76МД-90А.[20]

Казанский авиационный завод (Татарстан) выпускает самолёт наблюдения Ту-214ОН «Открытое небо».[21]

[править] Роль на мировом рынке

В период 2008—2014 годов предприятия, входящие в структуру «ОАК» (АО «Компания „Сухой“», АО «Корпорация „Иркут“», АО «РСК „МиГ“») поставили заказчикам в 12 странах мира около 270 самолётов. Средние темпы производства военных самолётов в этот период составили до 40 воздушных судов в год, что соответствует примерно 12-13 % мирового рынка в денежном выражении и 15-16 % в количественном выражении.[22]

[править] Типы самолётов

Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100. Первый полёт состоялся 18 ноября 2017 года.

Самолёт-заправщик Ил-78М-90А. Лётные испытания самолёта начнутся в конце декабря 2017 года.

Многоцелевой истребитель МиГ-35. Проходит лётные испытания.

Лёгкий военно-транспортный самолёт Ил-112В. Первый полёт запланирован в 2018 году.

Стратегический бомбардировщик Ту-160М2. Ведётся производство первого самолёта. Серийное производство планируется начать в 2021 году.

Транспортный самолёт Ил-106 (ранее этот проект назывался «Ермак»). Ведётся разработка самолёта.

Перспективный авиакомплекс дальней авиации (ПАК ДА). Первый полёт самолёта планируется в 2026 году, начало серийного производства — в 2029 году.

Транспортный самолёт Ил-276. Ведётся разработка самолёта.

МиГ-41 (Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата, ПАК ДП). 11 августа 2014 года главком ВВС России Виктор Бондарев заявил, что сейчас идут НИР по разработке ПАК ДП, с 2017 года планируется начать ОКР по созданию этого самолёта и до 2025 года ожидается поступление нового самолёта в ВВС.[23]

Перспективный авиационный комплекс корабельной авиации (ПАК КА) — новый палубный самолёт. Будет создан на базе Су-57.

Истребитель 6-го поколения. КБ «Сухой» начало разработку.[24]

[править] Организации

Будет проведена консолидация корпораций «Сухой» и «МиГ», а также сформировано объединённое КБ.[25]

[править] Реестры самолётов

[править] Прочее

  1. ↑ См. Авиационная промышленность России в 2014 году
  2. ↑ ВВС России: начало возрождения
  3. ↑ ВВС России: начало возрождения
  4. ↑ ВВС России: начало возрождения
  5. ↑ ВВС России: начало возрождения
  6. ↑ ВВС России: начало возрождения
  7. ↑ ВВС России: начало возрождения
  8. ↑ ВВС России: начало возрождения
  9. ↑ ВВС России: начало возрождения
  10. ↑ ВВС России: начало возрождения
  11. ↑ ВВС России: начало возрождения
  12. ↑ Парк самолетов-ретрансляторов Ту-214СР до конца этого года увеличится до пяти машин. 11 февраля 2015
  13. ↑ ВВС России: начало возрождения
  14. ↑ ВВС России: начало возрождения
  15. ↑ Филиал Открытого акционерного общества «Авиационная холдинговая компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина»
  16. ↑ Поставки военных самолетов Министерству обороны России в 2014 году. 11 января 2015
  17. ↑ АО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ»
  18. ↑ Поставки военных самолетов Министерству обороны России в 2014 году. 11 января 2015
  19. ↑ Филиал Открытого акционерного общества «Авиационная холдинговая компания «Сухой» «Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова»
  20. ↑ АО «Авиастар-СП»
  21. ↑ Поставки военных самолетов Министерству обороны России в 2014 году. 11 января 2015
  22. ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2014 год
  23. ↑ МиГ-41
  24. ↑ Рогозин: КБ «Сухой» представило первые разработки по истребителю шестого поколения. 2 марта 2016
  25. ↑ [1]
Военное самолётостроение России
История  Российская империя • СССР • 1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Отрасли  Производство истребителей • Производство бомбардировщиков • Производство штурмовиков • Производство военно-транспортных самолётов • Производство учебно-боевых самолётов
Производимые самолёты  Су-35 • Су-30 • Су-34 • МиГ-29 • Ил-76МД-90А • Як-130 • Су-57 • МиГ-35 (проект) • А-100 (проект) • Ту-160М2 (проект) • ПАК ДА (проект) • Ил-112В (проект) • Ил-78М-90А (проект) • Ил-276 (проект)
ЦФО  Белгородская область • Брянская область • Владимирская область • Воронежская область • Ивановская область • Калужская область • Костромская область • Курская область • Липецкая область • Московская область • Орловская область • Рязанская область • Смоленская область • Тамбовская область • Тверская область • Тульская область • Ярославская область • Москва
СЗФО  Карелия • Коми • Архангельская область • Ненецкий автономный округ • Вологодская область • Калининградская область • Ленинградская область • Мурманская область • Новгородская область • Псковская область • Санкт-Петербург
ЮФО  Адыгея •

Гражданская авиация России

С большой долей вероятности можно говорить о чуде: правительство России обратило внимание на фатальную зависимость страны от зарубежных авиапроизводителей и, наконец-то, решило вернуть небо России  российской гражданской авиации. О этих планах (часть из них уже реализуется) я и хочу сегодня поговорить.

 

Нужна ли России гражданская авиация?

 

SSJ — 100

 

Если нужна, то зачем? Весь мир летает на Boeing и Airbus, и прекрасно себя ощущает. А мы не можем «как весь цивилизованный мир»? Вдруг оказалось, что уже не можем. Свободный рынок и демократические рыночные отношения, вдруг (для некоторых поборников теоретических рыночных отношений), оказались красивой сказкой для высокоинтеллектуальных граждан, которые своей наивностью поражают даже школьников начальных классов, которых ещё в детском саду научили, что «по-честному» — это когда у тебя хотят поменять конфету на чумазую дулю.

Впрочем, о наивности российских либеральных чиновников  говорить, извините за каламбур, наивно. Всё уже украдено до вас, всё попилено и основные выгодоприобретатели  назначены. Ещё в девяностых. И всё было бы чудненько, если бы не случились санкции. А эти демократические санкции могут легко и даже непринуждённо оставить гражданскую авиацию России без самолётов. Кто бы мог подумать?

 

МС-21

 

И тут, опять вдруг, выяснилось, что бюджет страны несёт просто колоссальные убытки. Речь идёт о сотнях миллиардов долларов в год, которые уходят зарубежным производителям авиатехники в виде самых разных платежей. А ещё есть целый букет всевозможных финансовых льгот, которое наше государство приняло для импортных производителей и коммерческих компаний, которые занимаются поставками самолётов и оборудования в Россию. Ситуация просто замечательная и требующая, на мой взгляд, пристального внимания со стороны Генерального прокурора. Чтобы страна знала своих героев не только в лицо, но и по лагерному номеру.

Кстати, вы знаете, кто, в конечном итоге, платит за это аэроворовство? Правильно, кто летает тот и платит. Потому о снижении цен на авиабилеты без собственной гражданской авиации можно и не мечтать. За импортный лайнер нужно платить в долларах, за запчасти и комплектующие, за эксплуатационные жидкости и т.д. и т.п., — в долларах.  Рубль упал и самолёт улетел без тебя. Или оплачивай все перипетии разборок мировых финансовых спекулянтов.

 

Ту-204

 

Впрочем, компаниям Boeing и Airbus  платят и те, кто не летает на их самолётах. Бюджет ежегодно недополучает миллиарды долларов (за счёт установленных законом льгот и оффшорных схем), а это пенсии, зарплаты бюджетников, пособия для социально незащищённых граждан, больницы, детские сады и т.д. В конечном итоге, в той или иной мере, за «чужие» самолёты в нашем небе сегодня платят все россияне.

А теперь, самое время поговорить о новых рабочих местах. О, буквально, сотнях тысяч высококвалифицированных рабочих мест. В КБ, на заводах, на аэродромах. Звучит, как сказка. Однако, посмотрим. Я человек недоверчивый, но сейчас у меня есть основания полагать, что своя гражданская авиация у России будет. Потому, что иначе никой авиации у нас не будет.

Нужно начать с того, что уже есть. Пусть даже с советского прошлого. Если не будет восстановлено авиастроение, то не будет и новых самолётов. СССР, буквально с ноля, за двадцать лет стал одним из лидеров мирового авиастроения . Можно говорить о рабском труде и кровавых жертвах, о страшном Сталине и непомерной цене. Предположим, что только так оно и было. Получается, что наши предки ценой огромных жертв, кровью и потом, создали из ничего целую отрасль, без которой страна просто бы не выжила. А мы, странные потомки, наивно поверили в лозунг «Человек человеку – либерал» и все труды их развеяли по ветру.

А теперь давайте поговорим о планах России, на ближайшие 10-15 лет, на гражданскую авиацию.

 

Гражданская авиация России

 

Ту-334

 

Какие же самолёты планируется запустить в серийное производство? В течении ближайших 10-15 лет планируется существенно увеличить парк во всех сферах авиации: ближне-, средне- и дальнемагистральной.

Нишу ближнемагистральной авиации должны занять:

  • SSJ100;
  • Ту-334;
  • Ил-114;
  • Ил-112.

Текущий план поставок самолёта Ил-114-300 включает 100 машин. Серийное производство начнётся в 2022 году. Сегодня завод «Иркут» может производить 12 самолётов в год. Только производство этой машины позволит получить экономию государственных средств в размере около Пяти миллиардов долларов.

 

Ил-114-300

 

С 2019 года пойдёт в серию Ил-112. За семь лет планируется построить порядка 300 самолётов: 150 машин закупит Министерство обороны (как военно-транспортный самолёт), а вторая половина поступит в гражданскую авиацию.

Среднемагистральные самолёты:

  • МС-21;
  • Ту-204;
  • Ту-214.

Разработчики заверяют, что МС-21 превосходит зарубежные аналоги по уровню комфорта, стоит на 20 % меньше, а эксплуатационные расходы для МС-21 ниже, чем у конкурентов на 12-15 %. К 2022 году планируется выпускать до 70 этих самолётов в год. «Иркут» к 2025 году готов производить не менее 120 машин в год.

Дальнемагистральные самолеты:

Решено возобновить производство на Воронежском заводе самолёта Ил-96. Модернизированного. С последующей разработкой в этом сегменте новых машин для внутреннего, а затем и внешнего рынка. Для Ил-96-400М уже готов новый двигатель (более экономичный), новый комфортабельный салон. В 2019 году будет собран первый самолёт, а с 2020 года начнётся серийное производство.

 

Ил-96-400М

 

В кризисном «под санкциями»  2016 году отечественные авиакомпании перевезли более 88 миллионов пассажиров. Однако, самолётов уже не хватает. Есть реальный спрос на услуги гражданской авиации. И он будет только расти. Хотя бы той причине, что в ближайшие годы планируется восстановить заброшенные после распада СССР аэродромы на территории современной России. Есть планы и по развитию малой авиации.

Как вы понимаете, это уже вопрос не только денег. Это один из важных аспектов обеспечения суверенитета и, если хотите, целостности и независимости страны. Собственная гражданская авиация России – это не блажь. Это жизненная необходимость.