Меню

Самолет транспорт: Авиационный транспорт — Студопедия

Category: Разное

Содержание

Авиатранспорт — это… Что такое Авиатранспорт?



Авиатранспорт

Возду́шный тра́нспорт — это собственно воздушные суда, а также необходимая для их эксплуатации инфраструктура: аэропорты, диспетчерские и технические службы.

Пассажирский реактивный самолёт Airbus A319

История

Воздушный транспорт — самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта — пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. Во многих труднодоступных районах (в горах, районах Крайнего Севера) воздушному транспорту нет альтернатив. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка научных групп в труднодоступные районы) используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной полосе. Большая проблема современных самолётов — шум, производимый ими при взлёте, который значительно портит качество жизни обитателей расположенных рядом с аэропортами районов.

Дирижабль В-6 «Осоавиахим» 30-е годы, СССР

В настоящее время понятия авиация и воздушный транспорт фактически стали синонимами, так как воздушные перевозки осуществляются исключительно воздушными судами тяжелее воздуха. Однако первые воздушные суда были легче воздуха. В 1709 году был запущен первый воздушный шар. Впрочем, воздушные шары были неуправляемы. К концу XIX века доминировать в воздухе стали огромные воздушные корабли — дирижабли. Их золотой век пришёлся на первую половину XX века, когда пассажирские дирижабли совершали регулярные перелёты между Европой и Америкой. Эпоха дирижаблей кончилась в 1937 году, когда прямо в аэропорту Нью-Йорка сгорел немецкий пассажирский дирижабль-лайнер «Гинденбург». В конце XX века возобновился интерес к дирижаблям: теперь вместо взрывоопасного водорода применяется инертный гелий, дирижабли хоть и много медленнее самолётов, но зато намного экономичнее. Тем не менее до сих пор сфера их применения остаётся маргинальной: рекламные и увеселительные полёты, наблюдение за дорожным движением. Дирижабли также предлагаются в качестве климатически приемлемой альтернативы самолётам.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation.
2010.

Синонимы:

  • Авиаторов улица
  • Авиационная база

Смотреть что такое «Авиатранспорт» в других словарях:

  • авиатранспорт — авиатранспорт …   Орфографический словарь-справочник

  • авиатранспорт — воздушный транспорт, аэротранспорт Словарь русских синонимов. авиатранспорт сущ., кол во синонимов: 6 • авиаматка (7) • …   Словарь синонимов

  • АВИАТРАНСПОРТ — гидроавианосец (Sea plane carrier) надводный военный корабль, оборудованный для приема гидросамолетов и в отличие от авианосца не имеющий полетной палубы. Выпуск самолетов с авиатранспортов производится при помощи катапульт, а прием с помощью… …   Морской словарь

  • авиатранспорт — авиационный транспорт авиа, транспорт Словарь: Новый словарь сокращений русского языка, М.: ЭТС, 1995 …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • авиатранспорт — (см. авиа… + транспорт) 1) воздушный транспорт авиация как средство передвижения и перевозки грузов; 2) в первую мировую войну (до появления авианосцев) специально оборудованный корабль для перевозки самолетов и запуска их в воздух с помощью… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Авиатранспорт — м. Воздушный транспорт. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • авиатранспорт — авиатранспорт, авиатранспорты, авиатранспорта, авиатранспортов, авиатранспорту, авиатранспортам, авиатранспорт, авиатранспорты, авиатранспортом, авиатранспортами, авиатранспорте, авиатранспортах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А …   Формы слов

  • авиатранспорт — авиатр анспорт, а …   Русский орфографический словарь

  • авиатранспорт — ‘транспорт’ Syn: воздушный транспорт …   Тезаурус русской деловой лексики

  • авиатранспорт — а; м. Совокупность авиационных транспортных средств (самолётов и вертолётов). ◁ Авиатранспортный, ая, ое. А ое предприятие. А ые резервы, средства …   Энциклопедический словарь

Воздушный транспорт. Виды воздушного транспорта. Развитие воздушного транспорта

С давних времен у всех народов, населяющих нашу планету, важная роль была отведена транспорту. Что касается современного этапа, то значение средств передвижения выросло несоизмеримо. На сегодняшний день существование любой страны невозможно себе представить без мощного транспорта.

Новые достижения науки и техники

Двадцатый век ознаменовался гигантскими преобразованиями, произошедшими во всех сферах человеческой деятельности. Не исключением стал и воздушный транспорт. Его развитию способствовали рост населения планеты, увеличение количества потребляемых материальных ресурсов, урбанизация, социальные, политические и многие другие факторы.

Произошедшая научно-техническая революция позволила изменить воздушный транспорт не только в количественном, но и в качественном отношении. Стоит сказать, что во все времена средства передвижения человека являлись особой динамичной системой. Именно транспортная система служила практически первым потребителем различных открытий и достижений в научной области. Во многих случаях именно она выступала непосредственным заказчиком передовых разработок.

Сложно назвать какую-либо область исследований, которая не относилась бы к совершенствованию транспортных средств. Для их прогресса используются результаты физических и термодинамических разработок. Немалое участие в развитии транспорта принимают физики и математики. Задействованы для решения этой задачи механики и химики, астрономы и геологи, биологи и многие другие научные сотрудники. Развитию транспорта, в том числе и воздушного, способствуют результаты прикладных исследований, которые проводятся в области машиностроения и металлургии, строительной механики и автоматики, космонавтики и электроники.

Необходимость в дальнейших разработках

В современных условиях воздушный транспорт является одним из наиболее динамично развивающихся средств передвижения. В основных направлениях развития народного хозяйства и гражданской авиации ему отводится немаловажная роль. Развитие воздушного транспорта для страны является просто необходимым.

Основная цель, которая преследуется при этом, заключается в увеличении объемов перевозки грузов и пассажиров на значительные расстояния и в труднодоступные районы. Одновременно повышаются требования, предъявляемые к воздушному транспорту. Он должен стать более экономичным и регулярным, комфортным и безопасным. Для достижения этих целей понадобятся новые углубленные исследования различных научных отраслей, а также более серьезные опытно-конструкторские разработки.

Особенности воздушного транспорта

Авиация – это самое молодое и скоростное направление, призванное осуществлять коммуникационные связи между различными регионами. В то же время это самая дорогая отрасль.

Воздушный транспорт России – это важная часть сферы народного хозяйства страны. С его помощью доставляются медикаменты и почта, промышленные и продовольственные товары в самые труднодоступные уголки.

Стоит сказать, что авиация является наиболее совершенным видом транспорта. Она не нуждается в дорогах и не боится различных препятствий. Именно благодаря авиации человечество получило возможность выхода в космос.

Воздушный транспорт имеет ряд неоспоримых преимуществ. Прежде всего, он высокоскоростной. При этом достигается немаловажная маневренность при организации перевозок пассажиров. Кроме того, современные авиалинии обеспечивают беспосадочные перелеты на значительные расстояния.

Какие летательные аппараты используются в современной авиации?

Виды воздушного транспорта, которые находят применение в народном хозяйстве страны, не так уж многообразны. В современной авиации используются летательные аппараты, которые представлены различными моделями самолетов и вертолетов. Все они находят широкое применение для выполнения различных задач.

В народном хозяйстве большая работа отводится вертолетам. Это летательные аппараты, которые поднимаются в воздушное пространство при помощи вращающихся лопастей, расположенных на вертикальном валу. Вертолеты используют:

— во время строительно-монтажных работ;
— в санитарно-лечебной службе;
— в сельском хозяйстве;
— при строительстве трубопроводов;
— для борьбы с возникшими лесными пожарами;
— для перевозки почты;
— для оказания помощи при геологических разведках;
— в качестве средства наблюдения за движением на дорогах;
— для осуществления связи с метеостанциями, находящимися в высокогорных районах.

Перевозка грузов воздушным транспортом, представленным парком вертолетов, производится на небольшие расстояния.

Принцип осуществления полета самолета заключен во взаимодействии тяговой силы двигателя и силы подъема крыла.

Различия в применении

В современной авиации выделяют следующие виды воздушного транспорта:

— для осуществления пассажирских перевозок;
— для перемещения грузов;
— грузопассажирские (комбинированные):
— учебно-тренировочные;
— специального предназначения (санитарные, сельскохозяйственные, пожарные и т.д.).

Такая градация применяется в зависимости от отрасли применения, а также от назначения летательных аппаратов.

Различие технико-эксплуатационных параметров

Для пассажирского воздушного транспорта применяется такая характеристика, как вместимость. Для грузовых летательных аппаратов важна их грузоподъемность. Для комбинированного авиатранспорта технико-эксплуатационным параметром является дальность полета без осуществления посадок, а также скорость. По последнему показателю также разграничивают отдельные виды самолетов. Скорость летательного аппарата может быть меньше, чем скорость звука. Бывают и сверхзвуковые самолеты.

Орган управления

Перевозка воздушным транспортом пассажиров и грузов находится в России под непосредственным контролем государства. В стране существуют линейные отделы и управления, осуществляющие надзор за работой этой отрасли. При этом каждой авиакомпанией платится налог на обслуживание диспетчеров.

Основным органом исполнительной власти, который осуществляет контроль над воздушным транспортом, является Федеральное агентство Росавиации. Основные его задачи:

— оказание услуг, обеспечивающих бесперебойную работу воздушного транспорта;
— выдача лицензий на допуск к полетам по международным и внутренним линиям;
— сертификация компаний, обеспечивающих полеты воздушных судов;
— курирование работы учебных заведений авиационной отрасли.

Летный состав

Управление воздушным транспортом – дело не из легких. В летный состав включаются штурманы и летчики, а также курсанты летных учебных заведений, которые годны к данной работе по заключению медицинской комиссии и могут выполнять свои функциональные обязанности.

Каждый член экипажа во время полета обязан беспрекословно выполнять все указания, которые даются органом управления полетами. Отступать от маршрута можно только в случае угрозы безопасности и жизни людей, которые находятся на борту воздушного судна.

Штурманам и летчикам должны быть выданы допуски:

— к тренировочным полетам, которые осуществляются в дневные или ночные часы;
— к полетам на новой модификации воздушного судна;
— к специальным полетам.

При этом все допуски должны быть занесены в летную книжку. Вне зависимости от занимаемой должности, каждый из членов экипажа обязан проходить ежегодную проверку по различным видам подготовки к полетам. При этом ее результаты должны быть также занесены в летную книжку.

Существуют определенные нормы отдыха и налета экипажа воздушного судна. Так, в сутки находиться в воздухе можно не более двенадцати часов. Такая норма установлена для летного состава воздушных авиалайнеров. Экипажи вертолетов должны иметь суточный налет не более восьми часов.

Безопасность

На воздушном транспорте должны быть приняты все меры для того, чтобы полет не представлял опасности для пассажиров. В связи с этим Росавиацией был осуществлен запрет на пронос на борт самолета жидкости. Это ограничение действует во всех аэропортах страны.

Управление воздушного транспорта – Росавиация – отмечает, что угроза проведения террористических актов на воздушном транспорте не устранена. В связи с данной ситуацией всем организациям, относящимся к гражданской авиации, а также во все аэропорты была направлена директива, указывающая на необходимость реализации всех мер по обеспечению безопасности полетов. Согласно этому документу, пассажир не имеет права проносить в ручной клади какую-либо жидкость. Данный запрет касается и средств личной гигиены. Они должны быть сданы в багаж, который проверяется с применением технических приборов для осуществления досмотра. Только после этого жидкость может быть размещена на борту летательного аппарата.

В том случае, когда пассажиру во время полета необходимо иметь при себе медикаменты, их можно пронести в составе ручной клади только после осмотра службами безопасности аэропорта.

К таким мерам пассажиры должны отнестись с пониманием, ведь они принимаются для обеспечения безопасности полета.

Самолеты по-прежнему самый безопасный транспорт. Но нужно включать голову

Самолеты редко попадают в аварии. Авиатехнику тщательно осматривают перед каждым вылетом. Правила, предъявляемые к качеству самолетов и состоянию пилотов — жестче всех прочих. Мы знаем обо всем этом. И все эти мысли уступают место животному страху при виде роликов, как самолет все-таки падает и разом погибают десятки людей. Главное после каждой трагедии — напоминать себе и другим, что это ужасная, но случайность. И в целом современные самолеты сделаны максимально надежно.

Причины сугубо экономические: любая трагедия влечет за собой огромные финансовые и имиджевые потери. Компания, самолет которой падает, на какое-то время становится символом страшных трагедий и смертей. Никто не готов этого допускать.

Фото: Depositphotos

Предупреждения о столкновении

Если произошло столкновение — всегда ошибка. Скорее всего, ошибка пилота. Потому что все современные лайнеры оснащены специальными системами предупреждения.

Основная из них — GPWS (EGPWS), созданная для предупреждения столкновений с землей. Фактически это цифровая база данных о местности в регионе полета. Все особенности рельефа, опасные здания и другие детали, которые могут возникнуть на пути самолета. Информация о близости с ними выводится на навигационные дисплеи в кабине экипажа. GPWS существует уже больше 40 лет и спасла тысячи жизней.

Независимо от этой системы работает и Traffic alert and Collision Avoidance System, (TCAS) — технология, снижающая риск столкновения воздушных судов. Фактически это система маячков, сигналами которых обмениваются самолеты в полете. И если возникает риск столкновения, система уведомляет об этом пилотов обоих самолетов. Система автономна, не зависит от того, летит самолет, стоит или катится по взлетной полосе.

Фото: Depositphotos

Контроль погоды

Неблагоприятные погодные условия — главное препятствие и проблема авиарейсов. Именно из-за метеоусловий рейсы часто переносят или отменяют.

Если самолет все-таки вылетел, значит, погода была в порядке и экипаж подготовился к вылету. По плану форс-мажорных изменений погоды не должно случиться.

Однако для контроля метеоусловий есть специальные сканеры, благодаря которым пилоты получают постоянно обновляющуюся картинку о состоянии погоды и местности. Если впереди зона турбулентности или гроза — экипаж готовится к этому заранее.

«Что бывает, когда в самолет попадает молния», — один из самых популярных запросов в поисковиках на тему безопасности полетов. Консультант The Telegraph признается, что даже пилотам не по себе, когда они видят яркие вспышки, бьющие в самолет.

Молнии бьют в самолеты намного чаще, чем всем кажется. Обычно этот удар приходится в крайнюю часть крыла или нос, а затем проходит через весь корпус, чтобы выйти из хвоста. «В среднем один обычный пассажирский лайнер поражается молнией где-то раз в два года. Иногда это приводит к повреждениям корпуса или даже электрических систем самолета. Но это минимальный урон, который часто даже не замечается», — пишет пилот Патрик Смит в своей книге «Cockpit Confidential».

Пассажиры не замечают ударов молнии, потому что современные самолеты делают, как правило, из легкого углеродного композита, покрытого тонким слоем меди. Это превращает лайнер в пространство внутри металла, благодаря чему пассажиры изолированы от молнии. Отдельно предусмотрена защита от удара молнии топливных баков: для этого их располагают на безопасном расстоянии от края крыла, дополнительно защищают и конструируют так, чтобы даже пожар крыла автоматически не влек за собой возгорание топлива.

Фото: Depositphotos

Несмотря на все меры безопасности удары молнии время от времени приводят к катастрофам, а чаще — резкому изменению маршрута рейса. Но тут корректно говорить не столько о роли молнии, сколько о реакции экипажа самолета на произошедшее.

«Крайне маловероятно, что удар молнии может вызвать пожар в самолете, — комментирует для Hi-Tech Mail.ru ситуацию Роман, командир самолета Ту-134. — Если возгорание и случится, то очень небольшой интенсивности. Может быть не пожар, а повреждение электронного и электрического оборудования. В инструкциях, в том числе к моему Ту-134, написано: ‘При полете в условиях грозовой деятельности положено выключать вторые комплекты радио и навигационного оборудования’. Обесточенное оборудование при ударе молнии пострадать не может».

С ним частично согласен другой эксперт, Дмитрий. Он работает пилотом в компании Azur Air и уверен: пожар на самолете может возникнуть по самым разным причинам.

«Покурил кто-нибудь и бросил бычок, электрику замкнуло, пожар двигателя, пожар шасси, пожар в багажном отсеке, возгорание батареи или аккумулятора… Этих причин миллион, — утверждает Дмитрий. — Пожар на борту является одной из самых опасных ситуаций. Если он начался, то во всех инструкциях написано Landing as soon as possible (посадка как можно скорее — Ред.). Пилоты выполняют экстренную посадку, а бортпроводники готовят к ней пассажиров. И по мере необходимости пытаются потушить источник возгорания, если он в кабине. Если пожар случился на земле, то сразу же начинается эвакуация пассажиров».

У каждого производителя лайнеров свои инструкции к каждому типу самолета. Но сводятся они примерно к одному: максимально быстрая посадка и эвакуация.

Фото: Depositphotos

Правила безопасности

Проблема большинства трагедий на транспорте, особенно авиационном — человеческий фактор. В тот момент, когда роботы и автоматика отказывают или не справляются, человеку приходится контролировать вообще все. А каждое решение может спасти или унести десятки жизней.

«Выбегать нужно без вещей, ‘пустым’, — говорит Дмитрий. — И прыгать на трап. Все вещи остаются в салоне самолета, вставать и открывать полку времени не будет. На такие случаи документы лучше держать при себе в какой-нибудь маленькой сумке.
Если есть возможность — оказывать помощь бортпроводникам в эвакуации. Потому что могут быть инвалиды, дети, которые самостоятельно не смогут это сделать.

Во время эвакуации бортпроводники во все горло орут, что есть сил: оставить все и направляться туда-то. Их каждый год тренируют и заставляют орать в прямом смысле. Остальное зависит от пассажира».

Фото: Depositphotos

В пассажирских перелетах есть «Правило 90 секунд», согласно которому на эвакуацию людей дается полторы минуты. Считается, что вне этого лимита шансы спасти всех существенно снижаются. Эта норма действует с 1967 года, но все это время одной из главных проблем ее соблюдения становится поведения паникующей толпы. Дело не только в стремлении забрать все свои вещи. Многие впадают в ступор, кто-то начинает снимать происходящее на телефон. В 2018-м году британское Королевское авиационное общество включило поведение пассажиров в список ключевых факторов, влияющих на исход эвакуации при катастрофе.

Важно понимать: экстренная ситуация или даже авария — не обязательно несут за собой критичные последствия. По данным Европейского совета по безопасности на транспорте 90% аварий на коммерческих транспортных самолетах относятся к категории выживаемых. Даже пожар и разрушение фюзеляжа позволяют достигнуть и соблюсти высокий уровень выживаемости пассажиров.

Международная организация гражданской авиации на нашей стороне. С 2009 по 2013 год в 87,7% несчастных случаев во время авиаперелетов не было погибших. Самолеты — все еще самый безопасный транспорт. Но нужно включать голову.

Это тоже интересно:

Воздушный транспорт — это… Что такое Воздушный транспорт?

        один из видов транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров, почты и грузов воздушным путём. Главное его преимущество — обеспечение значительной экономии времени за счёт высокой скорости полёта. В. т. возник в государствах Европы и Америки после 1-й мировой войны 1914—18. Во Франции и Германии, например, как вид транспорта стал развиваться с 1920—21. В СССР первая воздушная линия открыта в 1923 [Москва — Нижний Новгород (ныне г. Горький)]. В 1970 В. т. СССР связывал более 3500 городов и населённых пунктов. Одна из таких линий (Москва — Хабаровск — Владивосток) вместе с ответвлениями охватывает районы Урала, Западной и Восточной Сибири, Крайнего Севера, Якутской АССР, Дальнего Востока (включая Курильские острова, о. Сахалин и Камчатку). Подобные магистрали, идущие от Москвы и некоторых других центров страны во всех направлениях, так называемые союзные авиалинии, связаны между собой. Кроме союзных, в СССР действует свыше 2 тыс. так называемых местных авиалиний (см. Воздушная линия). Ежегодно открывается 30—40 новых линий. Москва — один из крупнейших международных узлов, прямыми авиалиниями связана почти с 200 городами. Крупными узлами В. т. являются столицы союзных республик, а также Ленинград, Новосибирск, Свердловск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Омск и многие др. Общая сеть внутренних воздушных линий СССР в 1940 составляла 144 тыс. км, в 1950 — 300 тыс., в 1960 — 360 тыс., а к 1970 она составила около 600 тыс. км. По этим линиям гражданской авиацией (См. Гражданская авиация) СССР (Аэрофлотом) в 1940 было перевезено 400 тыс. чел., в 1950 — 1,6 млн. чел., в 1960 — 16 млн., в 1969 — 68 млн. чел. Аэрофлот стал крупнейшей авиакомпанией мира. Увеличились число и протяжённость международных воздушных линий. В 1958 транспортные самолёты СССР совершали полёты в 16, а в 1970 в 60 стран Европы, Азии, Африки, Америки.

Основной международный порт В. т. СССР — Шереметьевский аэропорт Москвы; международные авиаперевозки осуществляют Ленинградский, Киевский, Иркутский, Одесский, Ташкентский, Хабаровский и другие аэропорты.

         Развитие В. т. в СССР ускорилось со 2-й половины 50-х гг. благодаря использованию многоместных реактивных самолётов Ту-104, Ту-114, Ил-18, Ан-10. С созданием реактивных самолётов Ту-124 и Ан-24 (2-я половина 60-х гг.) началась замена поршневых машин (Ил-12, Ил-14, Ан-2) и на местных авиалиниях. К 1969 В. т. на союзных и местных воздушных линиях по пассажирообороту (а также в международном сообщении) занял 2-е место (после железной дороги), а на отдельных направлениях (в том числе Дальний Восток, Средняя Азия, Север) становится основным. В. т. пополнился (1969—70) новыми самолётами Ил-62, Ту-134, Ту-154 для эксплуатации на союзных и международных авиалиниях; Як-40 и Бе-30 на местных воздушных линиях. В дополнение к пассажирским вертолётам Ми-4, Ми-6 появились машины с реактивной тягой — Ми-8, Ми-10 и др. С 70-х гг. входят в эксплуатацию пассажирские самолёты типа Ту-144, имеющие сверхзвуковую скорость до 2500 км/ч при наличии на борту 120 и более кресел. В управление движением самолётов, в коммерческую и техническую деятельность предприятий, агентств, аэропортов широко внедряются автоматика и счётно-решающая техника. Объём перевозочной работы В. т. СССР составлял в 1965 20%, а в 1969 более 25% мировых авиаперевозок. Доля В. т. СССР в грузообороте страны сравнительно невелика (в 1969 — 0, 055%, или 1,95 млрд. т·км). Но в общем пассажирообороте СССР на долю В. т. приходилось около 14% (1969), против 10% (1965). В 1971—75 перевозки пассажиров В. т. возрастут примерно на 70%, что приведёт к дальнейшему повышению его удельного веса в общем пассажирообороте страны.

         В ноябре 1970 СССР вступил в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО). Сотрудничает с авиакомпаниями и обществами социалистических стран: болгарской «ТАБСО», венгерской «МАЛЕВ», польской «ЛОТ», чешской «ЧСА» и др. Социалистические и некоторые другие страны Европы эксплуатируют советские самолёты Ил-18, Ан-24, Ту-134 и др.

         В капиталистических странах В. т. представлен смешанными государственно-частными, а также частновладельческими компаниями, конкурирующими между собой и с компаниями других видов транспорта. В. т. США находится в руках 12 основных авиакомпаний, тесно связанных с крупнейшими промышленными монополиями и банками. Ведущие авиакомпании США, Великобритании, Франции и других стран эксплуатируют преимущественно международные авиалинии. В Великобритании решающее значение имеют 2 связанные между собой авиакомпании — «Бритиш оверсиз эруэйс» (Британские заморские авиалинии — «БОАК») и «Бритиш юропиен эруэйс» (Британские европейские авиалинии — «БЕА»). «БЕА» выполняет рейсы в 27 европейских стран; «БОАК» осуществляет воздушную связь со странами других континентов. Во Франции ведущая авиакомпания по международным авиаперевозкам — «Эр Франс», в Нидерландах — «КЛМ», в Бельгии — «САБЕНА», в ФРГ — «Люфтганза», в Италии — «Алиталия», в Канаде — «Эр Канада», в Индии — «Эр Индия». Наиболее крупной в капиталистическом мире по международным авиаперевозкам является государственная авиакомпания «Панамерикан эрлайнс» (США). Входящие в ИКАО 119 государств (без СССР) перевезли (1969) на регулярных воздушных линиях 290 млн. пассажиров, в том числе авиакомпании США — 160,8 млн. чел., Великобритании — 15,0, Японии — 12,1, Франции — 8,1, Италии — 5,8 млн. чел. В. т. используется капиталистическими странами как средство давления на развивающиеся страны. Лидером в борьбе за господство в мировом капиталистическом В. т. являются авиакомпании США.

         Лит.: Гражданская авиация СССР. 1917—1967, М., 1968.

         В. Н. Шапошников.

        

Воздушный транспорт — Карта знаний

  • Возду́шный транспорт — понятие, включающее как собственно воздушные суда, так и необходимую для их эксплуатации инфраструктуру: аэропорты, диспетчерские и технические службы.

    Воздушный транспорт — самый быстрый вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта — пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка научных групп в труднодоступные районы) используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной полосе.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Транспорт — это совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое.

Подробнее: Виды транспорта

Воздушное такси — средство общественного транспорта, предназначенное для перевозки пассажиров за определенную плату (таксу) средствами воздушного транспорта. Отличием авиатакси от чартерных и других типов коммерческих авиаперевозок в малой авиации является ряд упрощений, например, отсутствие длительных процедур регистрации и ожидания посадки на борт. Пассажирам достаточно прибыть за 10-15 минут до вылета и пройти сокращенные процедуры регистрации и таможенного оформления. При подобных перевозках…

Транспортный самолёт — самолёт, предназначенный для транспортировки различных грузов. Часто один и тот же самолёт бывает грузовым и пассажирским, изменяется только оборудование. Грузовые самолёты от пассажирских отличаются упрощённым бытовым оборудованием, увеличенными размерами грузовых помещений, наличием больших грузовых люков, более прочным полом, установкой на борту средств механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Морско́й тра́нспорт — вид водного транспорта. К морскому транспорту относится любое судно, способное передвигаться по водной поверхности (морей, океанов и прилегающих акваторий), а также просто находиться на плаву и выполнять при этом определенные функции, связанные с перевозкой, перевалкой, хранением, обработкой различных грузов; перевозкой и обслуживанием пассажиров.

Ла́йнер (англ. liner) — судно, как правило, пассажирское, которое совершает рейсы для доставки коммерческой загрузки из порта отправления в порт назначения по заранее объявленному расписанию («стоит на линии», осуществляет морское сообщение между портами). Часто слово «лайнер» (или «авиалайнер») применяют также к большим пассажирским самолётам. Ещё лайнерами называют междугородние автобусы.

Упоминания в литературе

Наряду с самолётами большое внимание уделялось вертолётостроению. До сер. 1940-х гг. вертолёты выпускались малыми сериями, гл. обр. в Германии и США. С сер. 1960-х гг. вертолёты строились серийно в США, Франции, Велико-ритании, СССР, Германии, Италии. Уступая самолётам в скорости, высоте и грузоподъёмности, они имеют существенное преимущество перед самолётами – могут взлетать и садиться с места, без разбега, что обусловило их широчайшее использование, напр., для доставки пассажиров и грузов в труднодоступные районы, при санитарных и спасательных работах, при тушении лесных пожаров, для ледовой разведки, при геолого-разведочных работах, поиске косяков рыбы и т. д. Особое место занимают боевые вертолёты, принятые в вооружённых силах большинства стран мира. Одновременно с авиационной техникой совершенствуются и создаются новые системы управления летательными аппаратами, навигации, радиолокации, связи, управления воздушным движением и др. Строятся новые аэропорты, способные принимать и отправлять ежедневно десятки и сотни самолётов и вертолётов, обслуживать тысячи авиапассажиров. Во многих странах воздушный транспорт успешно конкурирует с железнодорожным транспортом.

Воздушный транспорт имеет следующие преимущества: расширенная география путешествий, сокращение сроков путешествия в пользу их частоты (рост краткосрочных туров на дальние расстояния), самый быстрый и удобный вид транспорта при переездах на дальние расстояния, привлекательный для туристов сервис. Среди известных средств воздушных пассажирских перевозок выделим используемые для целей туризма и перевозки путешествующих:

Трансатлантические лайнеры – самоходное пассажирское судно большой вместимости, предназначенное для перевозки пассажиров на большие расстояния, через океан. Двигатель, как правило, дизельный, большой мощности. Такие суда строятся металлическими, многопалубными с расположенными в них каютами, вмещающими до нескольких сотен пассажиров, на самых больших судах – более 2000 человек. Строительство таких больших судов развивалось в основном в начале ХХ в., когда была необходимость в перевозке пассажиров с континента на другой континент. Такие лайнеры совершали дальние рейсы из Европы в Америку, из Америки в Австралию. Но с середины ХХ в. с развитием воздушного транспорта потребность в морских пассажирских дальних перевозках практически сократилась. И в конце ХХ в. такие грузоподъемные суда применяются для туристических рейсов, многодневных круизов, морских прогулок; и такой вид отдыха становится все более популярным. Такие суда строились в странах, имевших морской флот: Великобритании, США, Франции, России, Японии, Германии.

Грузы в прямом смешанном сообщении принимаются к перевозке по плану, утверждаемому в установленном порядке. Министерство автомобильного транспорта РФ и другие транспортные министерства и ведомства могут по согласованию между собой принимать груз к перевозке в прямом смешанном сообщении сверх плана. Прием к перевозке и отгрузка с пунктов перевалки грузов, перевозимых мелкими отправками в прямом смешанном сообщении, производятся по предъявлению, с подсортировкой их в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, при передаче на железную дорогу – на грузосортировочной станции, при передаче на автомобильный, водный и воздушный транспорт – соответственно на автотранспортных предприятиях и в организациях, в портах (на пристанях) и в аэропортах. В пунктах перевалки транспортные предприятия и организации обязаны обеспечивать бесперебойную и равномерную подачу автомобилей, вагонов и судов под погрузку перевалочных грузов, широко развивать перевалку грузов с одного вида транспорта на другой по прямому варианту (без выгрузки в склад). Планы перевалки разрабатываются и утверждаются в порядке, устанавливаемом правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. Предприятия и организации Министерства автомобильного транспорта РФ и других транспортных министерств и ведомств обязаны восполнять непредъявление грузов или их недогруз, допущенные в отдельные дни первой или соответственно второй половины месяца, в последующие дни данной половины месяца.

Роль воздушного транспорта, как наиболее удобного для туристов, к сожалению, в регионе очень незначительна. Несмотря на наличие 4 аэропортов (Вологда, Череповец, Великий Устюг и Вытегра), проблема авиадоступности отдаленных районов, в т. ч. и Великоустюгского, весьма актуальна. Являясь наиболее используемым, аэропорт Великого Устюга не приспособлен для приема воздушных судов современного уровня.

Связанные понятия (продолжение)

Транспортная система — транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности.

Наземное транспортное средство — это транспортное средство, перемещающееся только или преимущественно по земле. Таким образом оно участвует в наземном сообщении.

Транспортирование танков (боевых машин) — доставка танков (а также других боевых машин, таких как боевые машины пехоты) в место назначения, при которой не используется их движители; позволяет существенно сократить время движения и сохранить моторесурс техники. Используется при передвижении войск, в воздушных и морских десантах, а также для доставки к месту ремонта неисправных машин. Осуществляется танковыми транспортёрами, а также воздушным, водным и железнодорожным транспортом.

Пассажирский самолёт (коммерческий самолёт, авиалайнер) — самолёт, предназначенный и оборудованный для перевозки пассажиров и багажа. В отличие от многоцелевых транспортных самолетов, пассажирские самолёты имеют раздельные отсеки для перевозки людей и груза, или не имеют дополнительного грузового отсека вовсе.

Грузоперевозки — это процесс, вследствие которого совершается перемещение (транспортировка) из одного места в другое каких-либо объектов с помощью транспорта.

Аэропо́рт (через фр. aéroport; от др.-греч. ἀέριος «воздушный» + лат. portus «гавань», «пристань») — комплекс сооружений, предназначенный для приёма, отправки, базирования воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал (в крупных аэропортах нередко несколько аэровокзалов), один или несколько грузовых терминалов и другие наземные сооружения и необходимое оборудование.

Авиаперево́зки (воздушные перевозки) — способ транспортировки грузов и перевозки пассажиров при помощи воздушных судов.

Персона́льный автомати́ческий тра́нспорт (ПАТ, PRT — Personal Rapid Transit) — это вид городского и пригородного транспорта, который автоматически (без водителя) перевозит пассажиров в режиме такси, используя сеть выделенных путей.

Высокоскоростной наземный транспорт (ВСНТ) — наземный железнодорожный транспорт, обеспечивающий движение скоростных поездов со скоростью свыше 250 км/ч по специализированным путям, либо со скоростью более 200 км/ч по существующим путям. Движение таких поездов, как правило, осуществляется по специально выделенным железнодорожным путям — высокоскоростной магистрали (ВСМ), либо на магнитном подвесе (маглев).

Транспортиро́вка (также доставка) — процесс перемещения груза/объекта в место назначения, посредством тех или иных транспортных средств, обычно термин применяется по отношению к штучным доставкам крупногабаритных объектов (по отношению к регулярным рейсам применяется термин перевозка — одна из важнейших отраслей экономики). Для транспортировки тех или иных предметов используют специализированные машины транспорта.

Автоматизированная система перевозки пассажиров (АСПП) (англ. automated guideway transit, AGT) — транспортная система в которой автоматические средства передвижения (без участия водителя) функционируют по фиксированным направляющим путям (например, по рельсам) выделенным исключительно для их движения.АСПП, предназначенные для перевозки на сравнительно короткие расстояния, относят к скоростным транспортным средствам для групп пассажиров (англ. group rapid transit system, GRT). В таких системах обычно…

Административный самолёт (бизнес-самолёт, (жарг.) бизнес-джет) — самолёт, предназначенный для перевозки официальных лиц государственных учреждений и коммерческих организаций. Самолёты данного класса имеют пассажирскую кабину, в которой с высокой степенью комфорта могут, в зависимости от конкретного типа самолёта, размещаться от 6—8 до 15—20 человек; подобные самолёты оборудуются электронными средствами, позволяющими их пассажирам работать во время полёта.

Мультимодальная перевозка — транспортировка грузов по одному договору, но выполненная по меньшей мере двумя видами транспорта; перевозчик несёт ответственность за всю перевозку, даже если эта транспортировка производится разными видами транспорта (например: железной дорогой, морем и автодорогой и т. д.). Перевозчик при этом не должен обладать всеми видами транспорта и в практике это чрезвычайно редкое явление. Такая перевозка часто осуществляется суб-перевозчиками (в морском праве называемыми действительными…

Попутные перевозки — это разновидность грузовых перевозок, заключающихся в загрузке транспорта, совершающего холостой пробег до или после выполнения транспортного заказа.

Железнодоро́жный тра́нспорт — вид наземного транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется колёсными транспортными средствами по рельсовым путям. В отличие от автомобильного транспорта, где транспортное средство просто движется по подготовленной поверхности, железнодорожный транспорт направляется путями, по которым он идёт. Железнодорожные пути обычно состоят из железных рельс, установленных на шпалы и балласт, по которому движется подвижной состав, обычно оснащённый металлическими…

Общественный (коммунальный) транспорт — разновидность пассажирского транспорта как отрасли, предоставляющей услуги по перевозке людей по маршрутам, которые перевозчик заранее устанавливает, доводя до общего сведения способ доставки (транспортное средство), размер и форму оплаты, гарантируя регулярность (повторяемость движения по завершении производственного цикла перевозки), а также неизменяемость маршрута по требованию пассажиров.

Сборные перевозки — это перевозки мелкогабаритных грузов различных заказчиков в одном направлении на одном транспортном средстве. Сборные перевозки позволяют уменьшить стоимость доставки мелкогабаритных грузов и не выгодны при перевозке крупно- и средне- габаритных грузов, так как фирмы, осуществляющие сборные перевозки, имеют тариф выше, чем другие транспортные фирмы. В этом случае необходимо попробовать осуществить попутные перевозки.

Во́дный тра́нспорт — вид транспортa, перевозящего грузы и/или пассажиров по водным путям сообщения, как естественным (океаны, моря, реки, озера), так и искусственным (каналы, водохранилища). Основным транспортным средством является судно.

Негабари́тный груз (англ. Oversize load) — это такой груз, весогабаритные параметры которого превышают допустимые при транспортировке размеры и установленные правилами дорожного движения нормы. Другими словами, негабаритный размер — это такой размер груза, который невозможно поместить в стандартное транспортное средство.

Дирижа́бль — управляемый аэростат (от фр. dirigeable — управляемый) — воздушное судно, снабжённое силовой установкой — способное передвигаться в заданном направлении со значительной скоростью в большом диапазоне высот. Корпус дирижабля представляет собой тело удобообтекаемой формы, объёмом от 2000 до 200000 м3, снабжённое стабилизаторами, вертикальными и горизонтальными рулями, в составе системы управления ориентацией, обеспечивающей возможность передвигаться в любом направлении независимо от направления…

Региональный самолёт (англ. regional airliner) — небольшой самолёт, рассчитанный на 30-100 пассажиров, маршруты от точки до точки, обычно в пределах одной страны (в сравнительно малых странах) или региона страны (в крупных странах (например в России)). Этот класс самолётов обычно используют региональные подразделения крупных (в том числе международных) авиакомпаний, а также для местной перевозки грузов и даже перевозки воинских подразделений.

Паро́м — плавсредство, используемое для перевозки пассажиров и транспортных средств между двумя берегами водной преграды (реки, озера, пролива и даже моря).

Речной транспорт (внутренний водный транспорт) — транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как по естественным (реки, озёра), так и по искусственным (каналы, водохранилища). Перевозки по Каспийскому морю относятся к морскому транспорту, хотя фактически это море является озером (самым большим в мире).

Гидросамолёт — самолёт, способный взлетать и приземляться на водную поверхность. Раннее название — гидроплан.

Пассажи́рское су́дно — один из классов судов, согласно определению Конвенции СОЛАС (п. f Правила 2 Главы I), означает судно, перевозящее более двенадцати пассажиров. В эту категорию не включают грузовые суда, которые способны перевозить ограниченное число пассажиров, однако большинство пассажирских судов способны перевозить дополнительно почту, а также различные грузы.

Грузоподъёмность транспортного средства (вагона, автомобиля, судна, самолёта, погрузчика) — масса груза, на перевозку которого рассчитано данное транспортное средство; основная эксплуатационная характеристика транспортного средства. Для сухопутных транспортных средств (вагон, автомобиль) расчётная грузоподъёмность определяется допустимой нагрузкой на ось подвижного состава и на 1 м пути; у морских судов — при погружении по грузовую марку, для судов внутреннего плавания — при нормальной или максимальной…

Экспресс — поезд, судно, автобус и другие транспортные средства для поездок на дальние расстояния с повышенной против обычного скоростью и меньшим числом остановок. В широком значении: быстрое, без задержек обслуживание, оперативная информация.

Воздушный транспорт США (англ. Air transportation in the United States) — один из видов транспорта в США, включающий как собственно воздушные суда, так и необходимую для их эксплуатации инфраструктуру — аэропорты, диспетчерские и технические службы.

Транспортное планирование – определение направлений развития транспортной системы города, в целях обеспечения объективно обусловленных потребностей в перемещении грузов и населения по территории города.Транспортное планирование, в большинстве случаев, не выступает как самостоятельный вид деятельности, а присутствует в составе различных работ и проектов. Транспортное планирование должны изучать специалисты, которые проектируют и строят автомобильные дороги, объекты транспортной инфраструктуры, занимаются…

Груз, англиц. ‘карго’ (англ. Cargo) — перемещаемый кем-либо или чем-либо в пространстве объект.

Грузовой фронт — часть территории грузового района, на которой одновременно выполняется разгрузка и погрузка транспорта. Рядом с фронтами могут размещать склады, либо площадки для временного хранения грузов; также для погрузочно-разгрузочных работ может использоваться механизация, например, грузоподъёмные краны. Существуют ещё специализированные грузовые фронты, на которых выполняется погрузка-разгрузка однородных грузов, например, ISO-контейнеры или наливные грузы.

Возду́шное су́дно — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счёт взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отражённым от поверхности земли или воды.

Ба́лкер (англ. bulker, агенс от bulk — навалочный груз), или нава́лочник — специализированное судно для перевозки грузов насыпью (навалом), таких как зерно, уголь, руда, цемент и др. Балкер является разновидностью сухогруза. Первый балкер был построен в 1852 году, экономические факторы способствовали развитию этого типа судов, которые все больше увеличивались в размерах и совершенствовались.

Судно смешанного плавания (судно «река-море») — класс судов, предназначенных для плавания как по морским, так и по внутренним (речным) водным путям. Выделение судов река-море в отдельный конструктивный тип произошло в период 1950-1960-е годы в СССР и связано с окончанием глобальной реконструкции водных путей Европейской части страны. Первым судном, специально спроектированным для длительных речных и морских переходов, стал сухогруз река-море типа «Балтийский» (проект 781, 1959 г.). Термин Суда смешанного…

Транспортная авиация — специализированные летательные аппараты, предназначенные для перевозки различных грузов. Также ТА может привлекаться для транспортировки людей, правда, условия перевозки трудно назвать комфортабельными.

Ре́льсовые тра́нспортные сре́дства (РТС) предназначены для передвижения по специальным дорогам с особыми направляющими, с которыми образуют особую транспортную систему — железную дорогу.

Подробнее: Рельсовое транспортное средство

Военный аэродром — в современной терминологии это аэродромный комплекс, включающий стационарную взлётно-посадочную полосу (ВПП), сеть рулёжных дорожек и защищённые места стоянок самолётов — земляные обвалования (капониры) или крытые арочные железобетонные укрытия, а также инфраструктуру аэродромного, боевого, инженерно-технического, материально-тылового обеспечения повседневной жизнедеятельности и перспективных боевых действий дислоцируемой авиации и профильных воинских частей по их прямому предназначению…

Провозная способность — это характеристика, показывающая способность какого-либо вида транспорта перевезти определённое количество пассажиров (грузов) по одной полосе движения в единицу времени.

Местные воздушные линии (МВЛ) — региональные авиалинии, связывающие областные центры друг с другом, а также с районными центрами и отдалёнными посёлками в радиусе до 500—1000 км. Управление полётами авиации на местных воздушных линиях осуществляет местный диспетчерский пункт. Местные воздушные линии устанавливаются, как правило, в нижнем воздушном пространстве.

Экранопла́н (от экран + план; в официальной советской классификации судно на динамической воздушной подушке) — высокоскоростное транспортное средство, аппарат, летящий в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой (до нескольких метров) высоте от поверхности воды, земли, снега или льда. При равных массе и скорости удлинение крыла экраноплана намного меньше, чем у самолёта. По международной классификации (ИМО) относятся к морским судам.

АЗН-В (автоматическое зависимое наблюдение-вещание, англ. ADS-B — Automatic dependent surveillance-broadcast) — технология, позволяющая и лётчикам в кабине самолета, и авиадиспетчерам на наземном пункте наблюдать движение воздушных судов с большей точностью, чем это было доступно ранее, и получать аэронавигационную информацию; внедряется в настоящее время в США, России и других странах.

Теплоходы «Заря» — серия советских пассажирских скоростных глиссирующих речных судов с водомётным движителем для перевозки пассажиров и их багажа по малым рекам в светлое время суток. Вместимость — 60—86 пассажиров, экипаж — 2—3 человека. Скорость движения — 40—45 км/ч.

Упоминания в литературе (продолжение)

Ограничение непосредственного объекта преступления лишь сферой движения противоречит следственной и судебной практике и, кроме того, неверно по существу, так как не учитывает то обстоятельство, что ст. 263 УК прямо предусматривает ответственность и за нарушение правил эксплуатации транспорта. Нарушение же указанных правил может происходить не только во время движения транспортных средств, но и во время их стоянки (в аэропорту, депо, на рейде, в период нахождения в профилактическом ремонте и т. д.). Обобщение судебной практики показывает, что такие виды транспортных преступлений, как пожары и взрывы, чаще всего происходят не во время движения, а именно в период стоянки транспортных средств. Нашими исследованиями, например, установлено, что 95 % аварий паровых котлов и 84,3 % пожаров произошло во время стоянки судов в порту, на рейде или в профилактическом ремонте. Сходные данные приводятся в работах и других авторов (С. Н. Захаров, А. И. Чучаев). Не так отчетливо эта тенденция просматривается на других видах транспорта, но и здесь можно отметить, что, по имеющимся у нас данным, 6,1 % преступных аварий на железнодорожном и 5,4 % на воздушном транспорте имели место во время стоянки соответствующих транспортных средств, а не во время их движения.

Не теряют своей остроты такие проблемы, как низкий уровень развития речного и воздушного транспорта, непостоянство качества предоставления транспортных услуг, несоответствие сети автомобильных дорог потребностям движения (как по пропускной способности, так и по техническому состоянию), высокие тарифы транспортных предприятий, недостаток высококвалифицированных специалистов во всех отраслях транспортной системы, плохое состояние автовокзалов и железнодорожных вокзалов и др.

Воздушный транспорт. Для современной авиации характерны два определяющих фактора воздействия воздушных судов – авиационный шум и выбросы авиадвигателями загрязняющих веществ. Хотя в России в последнее время появились самолеты, шум от которых существенно ниже, чем у ныне эксплуатируемых, наибольшее воздействие на окружающую среду оказывают самолеты, удовлетворяющие лишь минимальным требованиям международного стандарта по шуму.

Также дрейфующие станции нового поколения перспективны для развития воздушного транспорта, тем более, что Российская Федерация с мая 1995 г. проводит работу по внедрению полярных маршрутов, проходящих из Северной Америки в Юго-Восточную Азию через территорию Российской Федерации. Координация и взаимодействие авиационных администраций по открытию полярных трасс осуществлялась российско-американской координационной группой по управлению воздушным движением (УВД), в работе которой, кроме России и США, принимали участие Япония, Канада, КНДР, Китай, Монголия, Республика Корея, Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization, ICAO), Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association, IATA), а также заинтересованные авиакомпании.

Времена опасных полетов, по счастью, канули в Лету. Компьютеризация вместе с усовершенствованием конструкции самолетов, меры по обеспечению безопасности, осуществляемые авиакомпаниями, подготовка экипажей, регулирование воздушного движения внесли свой ощутимый вклад в резкое снижение числа несчастных случаев на воздушном транспорте за последние десятилетия. В США и других западных странах авиационные катастрофы стали исключительной редкостью. С 2002 по 2011 год американские авиакомпании перевезли 7 миллиардов пассажиров. Из них в авиакатастрофах погибли 153 человека. То есть двое погибших на один миллион человек. Для сравнения можно вспомнить, что с 1962 по 1971 год было перевезено 1,3 миллиарда, из которых в катастрофах погибли 1696 человек, 133 погибших на миллион пассажиров [17]. Однако к этим лучезарным фактам можно сделать весьма мрачную сноску. Профессор психологии из университета Джорджа Мейсона (George Mason University) Раджа Парасураман, один из признанных специалистов в области автоматизации, считает, что снижение общего числа авиационных катастроф маскирует появление аварий нового типа [18]. Пилоты, берущие на себя управление полетом в нештатных ситуациях при отказе бортовых компьютеров, часто совершают ошибки. Последствия, как в случае с самолетами Continental Connection и Air France, могут стать катастрофическими. За последние 30 лет десятки психологов, инженеров, специалистов по эргономике и экспертов по «человеческому фактору» изучали изменения возможностей человека при управлении полетом в результате компьютерной автоматизации. Ученые выяснили, что уверенность пилотов в надежности автоматики снижает их квалификацию, увеличивает время срабатывания рефлексов, ослабляет концентрацию внимания, и все это вместе приводит к деквалификации экипажа. Такой вывод сделал Джен Нойес, специалист по человеческому фактору из Бристольского университета (University of Bristol) [19].

На воздушном транспорте при сдаче груза к перевозке отправитель обязан указать в грузовой накладной точное наименование груза, его вес (массу), число мест, размер или объем. На автомобильном транспорте определение веса груза осуществляется в основном грузоотправителем. Запись в транспортной накладной о весе груза с указанием способа его определения производится грузоотправителем (ст.12 УАТ и ГЭТ), если иное не установлено договором перевозки груза. Таким образом, транспортное законодательство устанавливает четкий порядок определения веса груза, который принимается к перевозке.

Оформление приема на работу осуществляется путем издания приказа директора (руководителя) предприятия о приеме на работу. При приеме на работу проводится обязательное медицинское обследование лиц, не достигших 18-ти летнего возраста, а также лиц, в отношении которых законодательством предусмотрено обязательное медицинское обследование. Обязательные медицинские обследования всех лиц, устраивающихся на работу, проводится на предприятиях железнодорожного и воздушного транспорта. Обязательно проводится медицинское обследование водителей и других лиц, отвечающих за движение транспорта на всех транспортных предприятиях. Более подробно о медицинском освидетельствовании работников транспортных предприятий будет указано ниже. В соответствии со ст. 328 ТК РФ при приеме работников на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, работники должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку.

Самый безопасный вид транспорта — самолет. Безопасность полетов. Причины авиакатастроф

Самолет – самый безопасный вид транспорта на Земле, даже автомобили и поезда значительно уступают по безопасности самолетам. Несмотря на это, с каждой новой катастрофой аэрофобов становится все больше и больше. Многие люди в мире боятся самолетов, ошибочно полагая, что другие виды транспорта куда безопаснее. Правда ли, что шанс аварии большой? И можно ли назвать самолет самым безопасным видом транспорта? Надо разобраться.

Статистика и шансы

Чтобы определить, что самолет — самый безопасный вид транспорта, стоит ознакомиться со статистикой. В среднем в год официально регистрируется семнадцать катастроф. Важно понимать, что эти печальные события произошли не только в России, но и по всему миру. За сто лет существования гражданской авиации при перелетах жертвами авиакатастроф стало сто тысяч человек. Это меньше, чем за год в автомобильных авариях.

Стоит отметить: крушений грузовых рейсов не меньше пассажирских, что является еще одним аргументом в пользу выбора именно самолета. Шанс падения настолько мал, что человек скорее умрет в результате удара молнии, чем после крушения самолета. Статистический анализ привел к заключению: общественное мнение касательно безопасности транспорта основывается на страхах и суевериях.

Безопасность полетов

Стоит упомянуть и положительные качества полетов. Это самый быстрый вид транспорта. Также можно сказать, что самый безопасный вид транспорта — самолет. Чтобы согласиться с этим утверждением, следует изучить все истории полетов. Как видно, список авиакатастроф небольшой.

Отказ двигателей

Перелеты – безопаснейший вид путешествия. Это было доказано на протяжении веков с начала существования авиации. Самолет летает благодаря крыльям, при посадке, вылете и полете его движения контролируются двигателями. Но что произойдет, если они откажут?

Если один двигатель откажет, пассажир этого не почувствует, потому что самолет может управляться вторым двигателем. И даже если сломаются оба, то самолет не будет падать под прямым углом вниз, а станет неопределенное время планировать в воздухе около двухсот километров.

Турбулентность

Не часто встретишь такого человека, который при полетах не попадал в зону турбулентности. Все описывают это как качку. Что же это такое? Турбулентность – это когда при ускорении жидкостей или газов во внешней среде образуются вихри, раздражающие внешнюю среду.

Многие пассажиры задаются вопросом: может ли турбулентность стать причиной трагедии? Такого не может произойти. Самолет спроектирован так, что для того чтобы он упал из-за турбулентности, нужна сила, которая может быть только в атмосфере планеты Юпитер.

Пилоты стараются облететь зону турбулентности, а самолеты могут перенести невероятную тряску, поэтому в земных условиях шанс падения от турбулентности стремится к нулю. Лишь один раз за всю историю человечества самолет потерпел крушение по причине турбулентности, когда пилот решил пролететь над вулканом. Поэтому турбулентность – лишь проблема комфорта, а не безопасности.

Полет в непогоду

Пилоты отлично разбираются в погодных условиях. За определенное время до вылета они смотрят на прогноз по маршруту, чтобы не попасть в шторм. Если прогноз погоды не соответствуют технике безопасности, рейс отменяется или переносится на другой день. Перед началом своей карьеры летчики проходят много тестов на симуляторах, учатся действовать в любой ситуации решительно и хладнокровно.

Как сильно влияет сдвиг ветра на полет

Сдвиг ветра – резкое изменение движения и (или) скорости воздуха на маленьком расстоянии в атмосфере. Это важный фактор, влияющий на летательный аппарат во время взлета и посадки. Относится он не только к самолетам, но и к другим видам летальных аппаратов.

Сдвиг ветра встречается в самых низких слоях атмосферы (до ста метров в высоту). Современные самолеты имеют большую массу, что делает их более инертными. Высокая инерция не позволяет самолету быстро изменять свою скорость. Сохранение самолетом этой скорости при перелете через разные уровни ветра приводит к изменению скорости в воздухе. Из-за этого самолет идет по траектории ниже предполагаемой, что делает посадку опасной.

Что действительно опасно?

Обледенение – это когда самолет покрывается льдом снаружи. Происходит при полете в небе с переохлажденными каплями воды. Это очень опасно, поскольку обледенение ухудшает управляемость самолета, делает его тяжелее. Результатом может стать авария или даже крушение самолета. Еще в аэропорту самолет может обледенеть при минусовой температуре. Перед полетом судно обрабатывается специальной жидкостью, которая останавливает образование льда. Обливают каждую внешнюю часть самолета: от крыльев до стабилизатора. В атмосфере обледенение маловероятно, но возможно.

Причины

Выделяют три основные причины авиакатастроф:

  1. Ошибка персонала.
  2. Технические неполадки.
  3. Террористические акты.

Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Ошибка персонала

Надо понимать, что под ошибкой персонала подразумевается не только неверный шаг пилотов во время полета, но и непрофессиональная работа специалистов по обслуживанию и эксплуатации, техников, диспетчеров, операторов. Ведь предсказать действия человека невозможно, а полет – сложная последовательность технических процессов, которая требует строгого контроля.

Большинство авиакатастроф приходится именно из-за человеческого фактора, об этом говорит официальная статистика. Однако технологии стремительно идут вперед. С каждым годом авиаинженеры разрабатывают новые автоматические системы, проектируют самолеты новых поколений, что сводит роль человека в полете к минимуму.

Технические неполадки

Плохая и дешевая техника может легко отказать в работе в любой неудобный момент, но даже качественная автоматика отказывает. Отказ техники – нередкая причина авиакатастроф, около трети падений случается именно из-за этого.

Основные причины неполадок в работе – сбои работы бортового компьютера и систем навигации. Узнать точную причину этих поломок очень сложно. Учитывая это, авиакомпании закупают новые и безопасные самолеты, отказываясь от устаревших моделей.

Террористические акты

Еще с середины прошлого века террористические акты стали большой проблемой, влияющей на безопасность полетов. Чаще всего террористы захватывают судно или устанавливают взрывчатые вещества в самолете. Такие катастрофы, к сожалению, забирают много жизней.

Опасно ли летать на самолетах? Как видите, статистика падений низка, а их причины — это редкие ситуации, от которых и на земле никто не застрахован.

Плюсы и минусы транспорта самолетом и перевозок авиа

Современный мир не может существовать без авиации. Воздушный транспорт признан универсальным. Он занимает крайне важное место и в качестве удобного средства передвижения, и в транспортировке грузов самого разного назначения. Несмотря на то, что большой процент пассажиров и грузов перевозится по воздуху, в некоторых случаях просто не представляется возможности использовать какой-то другой вид транспорта.

Для воздушного транспорта плюсы и минусы мы рассмотрим ниже. За очень короткий временной интервал он отвоевал существенную долю рынка перевозки людей и грузов. Он значительно потеснил такие стандартные способы доставки, как по суше (железнодорожный транспорт, машины) и по морю (корабли).

Ещё совсем недавно было невозможно совершать полеты на значительные расстояния без остановок и дозаправки. Сегодня ситуация в корне изменилась. Стали возможными трансатлантические перелёты без посадок. Предполагается, что уже совсем скоро полёты будут возможны на ещё большие расстояния. Каковы же плюсы и минусы авиационного транспорта?

Преимущества, присущие авиационному транспорту

Авиаперевозки имеют массу важных плюсов. Прежде всего, здесь стоит отметить следующее:

  • отсутствие географических препятствий;
  • надёжность;
  • высокая скорость.

Перевозки с помощью авиационного транспорта — это очень быстро. Просто не существует другого варианта, когда нужно в считаные часы либо даже минуты транспортировать товар или приехать в тот или иной город. Возможно, нужно доставить скоропортящийся товар или медикаменты.

В плане надежности авиатранспорт даёт весомую фору любому иному транспорту. Испортить груз или же украсть товар на высоте значительно труднее, нежели в других условиях. Безусловно, риск есть в любом деле. Авиаперевозки здесь не являются исключением. Однако в данном случае повреждение связано лишь с «наземными» сложностями (к примеру, погрузка была выполнена небрежно).

Система мониторинга внедрена в авиационных перевозках уже очень давно. Она предоставляет возможность анализировать всё, что происходит с грузом. Также данная система гарантирует сохранность товара.

Здесь отдельно стоит сказать об особенностях таможенного контроля. При перемещении по воздушных путям груз проверяется два раза. Первый раз — при отправлении, второй — при получении. Проверка на каждой из пересекаемых границ не осуществляется. Во многом именно благодаря этому обеспечивается солидная скорость транспортировки, а также сводится к минимуму риск повреждения.

Географические преграды для авиатранспорта не страшны. В воздухе нет морей, дорог, гор и иных подобных препятствий. Всё это остается на земле. В воздухе можно столкнуться лишь с воздушными ямами. Однако они причиняют только несущественные неудобства. Ни один вид транспорта не может похвастаться подобной универсальностью.

Что касается объёмов грузов и количества пассажиров, которых можно перевезти с помощью авиационного транспорта, то здесь цифры весьма внушительные. Современные воздушные суда предоставляют возможность транспортировать тонны грузов и сотни людей. При этом расстояние может быть довольно внушительным.

Какие недостатки имеет авиационный транспорт?

Как и любой другой вид транспорта, авиационный имеет свои недостатки. В число основных из них входят следующие:

  • высокая стоимость;
  • зависимость от условий погоды;
  • есть потребность в применении иного вида транспорта, чтобы привезти товар к определенному месту.

Перевозки по воздуху обходятся в приличную сумму. Надёжность и скорость требуется оплачивать по повышенным тарифам. Однако разумной альтернативы такой схеме перевозок на данный момент не существует. Когда нужно осуществить перевозку на значительное расстояние, оперативно и качественно, без воздушного судна не обойтись. Однако риск задержки есть. Неблагоприятные условия погоды — наиболее распространенная тому причина. Молния, ливень, мощный ветер — всё это не позволяет вылететь самолету своевременно. В итоге перевозчик просто вынужден отменить рейс до того момента, пока погода не нормализуется.

Авиаперевозки очень часто сопряжены с дополнительными тратами. Нет возможности привезти товар строго по конкретному адресу. Он доставляется в ближайший аэропорт. Это говорит о том, что необходимо побеспокоиться о наличии автомобиля, который привезёт груз из точки разгрузки в определённое место.

Указанные выше недостатки авиационного транспорта трудно считать значительными, а особенно, если акцент делается на высокую скорость и качество. По этой причине большинство предприятий и даже очень многие частные лица предпочитают заказывать для доставки товаров из одного города в другой авиационный транспорт.

Безопасность перевозок по воздуху

Важно не только знать плюсы и минусы авиационного транспорта, но и понимать, как обеспечивается безопасность в случае такой перевозки. Здесь за всё в ответе служба авиационной безопасности. Она отвечает и за пассажиров, и за грузы, и за самолеты, и за экипаж, и за аэропорт в целом. Также безопасность должны обеспечивать лица, которые выполняют отправку, приём либо обслуживание самолета.

В случае с авиационным транспортом безопасность обеспечивается путём следующих процедур:

  • запрет доступа чужих лиц и авто в контролируемую зону аэродрома либо аэропорта;
  • охрана самолётов во время стоянки, что позволяет не допустить проникновения злоумышленников;
  • запрет транспортировки самолётом легковоспламеняющихся, радиоактивных, взрывчатых веществ, боеприпасов, оружия и пр.;
  • предполётный и послеполётный досмотр;
  • выполнение мер противодействия по незаконному вмешательству в деятельность в сфере авиации.

Теперь вы чётко представляете, каковы плюсы и минусы авиатранспорта. Благодаря этому вы можете понять, насколько такая схема перевозки подходит именно вам.

Более подробную информацию об особенностях авиационного транспорта расскажет интернет. Например, на данной странице у вас есть возможность ознакомиться с информацией о том, как производят перевозки авиа http://aviacargomarket.ru/ либо на другом ресурсе на ваше усмотрение.

Самолет и силовая установка | Авиационная неделя Сеть

Самолеты и силовые установки | Сеть Aviation Week

/themes/custom/particle/dist/app-drupal/assets/awn-logo.svg

Перейти к основному содержанию

Как подписчик на один из брифингов Aviation Week Network, ваши поисковые запросы предоставляют вам доступ только к статьям из этого продукта.

Чтобы узнать о получении дополнительных данных — включая наиболее полную информацию об организациях, флотах, персонале и программах — , нажмите здесь или позвоните по телефону +1.561.279.4661.

Последние новости и аналитика

8 октября 2020 г.

Стремление к обезуглероживанию авиации создает проблемы с экологичным водородом

Агрессивный график

Airbus для самолетов с водородным двигателем подчеркивает потенциал, но вызывает осторожную реакцию со стороны промышленности.

Авиационная неделя и космические технологии

7 октября 2020 г.

Есть ли у A330neo Widebody будущее на рынке после COVID-19?

Спросите редакторов: Airbus выбрал A330neo по нескольким причинам, несмотря на медленные заказы. Более крупный A350 обслуживает другой рынок.

Авиационная неделя и космические технологии

7 октября 2020 г.

Европа намечает сотрудничество между водородной и авиационной отраслями

Европейская комиссия планирует стимулировать крупные инвестиции, чтобы водород мог способствовать достижению климатических целей.

Авиационная неделя и космические технологии

7 октября 2020 г.

FAA выпускает предлагаемые требования к обучению 737 MAX

Предлагаемая новая минимальная подготовка пилотов 737 MAX включает пять сценариев на полнопилотажных тренажерах, которым предшествуют проверки соответствующих контрольных списков и материалов, говорится в отчете, опубликованном FAA 6 октября.

6 октября 2020 г.

Boeing снизил прогноз на 20-летний период оказания коммерческих услуг на 10%

Ожидаемые последствия пандемии COVID-19, в том числе сокращение глобального парка, краткосрочный вывод из эксплуатации старых самолетов и ожидаемое сокращение расходов авиакомпаниями в течение следующих нескольких лет, привели к тому, что Boeing сократила расходы на 10%, или около 100 миллиардов долларов. прогноза расходов на услуги коммерческой авиации на 20 лет.

6 октября 2020 г.

Бриттен-Норман, команда Blue Bear на Automated Islander

Бриттен-Норман, команда Blue Bear по автоматизированному островитянину Тони Осборн, [email protected] ЛОНДОН — британский производитель самолетов Бриттен-Норман и компания Blue Bear Systems Research, занимающаяся разработкой беспилотных систем, объединились, чтобы автоматизировать двухмоторный двигатель Бриттена-Нормана Islander служебный самолет.

Ежедневный аэрокосмический и оборонный отчет

6 октября 2020 г.

Boeing снизил 10-летний прогноз мировых поставок на 11%, сославшись на пандемию

Согласно обновленному коммерческому прогнозу Boeing, в следующее десятилетие клиенты будут принимать на 11% меньше новых поставок, чем прогнозировалось год назад, поскольку отрасль медленно выходит из кризиса спроса, вызванного новой пандемией коронавируса.

6 октября 2020 г.

GE готовится к испытаниям нового пылесоса GE9X

По мере того, как ETOPS запускается для двигателя 777X GE9X, GE нацелена на валидационные испытания регуляторов потока.

Авиационная неделя и космические технологии

МОЩНЫЙ

Aviation Daily

Отслеживайте рынок и соединяйте свой бизнес с людьми, программами и собственными данными, движущимися на рынке коммерческой авиации — доступно только с AWIN.

Оставайтесь на связи.
Будьте в курсе
Развивайте свой бизнес.

Журнал ATW

Прочтите наиболее читаемую публикацию для мирового сообщества руководителей авиакомпаний. (требуется подписка). Включает важный анализ и понимание вопросов финансирования, планеров и двигателей, экологических и нормативных требований и многого другого.

Читать статьи в Интернете
Просмотр в цифровом формате

Как подписчик на один из брифингов Aviation Week Network, ваши поисковые запросы предоставляют вам доступ только к статьям из этого продукта.

Чтобы узнать о получении дополнительных данных — включая наиболее полную информацию об организациях, флотах, персонале и программах — щелкните здесь или позвоните +1.561.279.4661.

Как подписчик на один из брифингов Aviation Week Network, ваши поисковые запросы предоставляют вам доступ только к статьям из этого продукта.

Чтобы узнать о получении дополнительных данных — включая наиболее полную информацию об организациях, флотах, персонале и программах — , нажмите здесь или позвоните по телефону +1.561.279.4661.

Как подписчик на один из брифингов Aviation Week Network, ваши поисковые запросы предоставляют вам доступ только к статьям из этого продукта.

Чтобы узнать о получении дополнительных данных — включая наиболее полную информацию об организациях, флотах, персонале и программах — , нажмите здесь или позвоните по телефону +1.561.279.4661.

.

Многоцелевой транспортный самолет | ОАО «Авиационный комплекс Ильюшина»

Общие данные

Многоцелевой транспортный самолет (MPTA) разрабатывается в рамках межгосударственного соглашения между Россией и Индией.

Согласно нормативным документам, БТР классифицируется как стратегически-тактический средний военно-транспортный самолет, обеспечивающий транспортировку самых разнообразных грузов массой до 20 тонн на расстояние до 2000 км с грунтовых и искусственных взлетно-посадочных полос.В конструкции предусмотрена возможность работы с высотных аэродромов в любых географических и климатических условиях, днем ​​и ночью, в легких и сложных метеоусловиях.

Как военно-транспортный самолет, МРТА предназначен для перевозки и спуска на парашюте военнослужащих, оборудования и грузов на платформы, а также для доставки грузов без сбрасывания на малую высоту.

Спроектированный самолет выполнен по стандартной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом средней стреловидности, Т-образным оперением и двумя ТРД, расположенными на пилонах под крылом.

Самолет планируется оснастить двумя двухконтурными турбореактивными двигателями ПС-90А-76 с максимальной взлетной тягой 16 000 кгс. Концепция комплекса авиационной электроники предусматривает возможности модернизации и расширения за счет его открытой архитектуры. Единое поле информации и управления кабины экипажа объединит шесть многофункциональных ЖК-дисплеев и два ЖК-индикатора на лобовом стекле.

Система дозаправки в воздухе устанавливается только по индивидуальному запросу заказчика.

Летный экипаж состоит из трех человек: старшего пилота, второго пилота и штурмана. В конструкции самолета предусмотрена установка дополнительного кресла бортинженера.

Принятые конструктивные параметры, габариты грузового отсека и силовая установка МРТА обеспечивают его способность нести до 80% вооружения и военной техники, находящихся на вооружении сегодня. Размеры поперечного сечения герметичного грузового отсека МРТА идентичны аналогичным размерам грузового отсека тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД, что позволяет использовать всю существующую инфраструктуру для обслуживания, транспортировки и посадки средств.Конструкция самолета обеспечивает автономное (без контакта с базовым аэродромом) решение транспортных задач и подготовку к полету силами технического и летного экипажа от 2 до 6 человек.

Учитывая высокий экспортный потенциал этого самолета, в его конструкции тщательно учтены требования ВВС Индии и России, а также других потенциальных заказчиков. Существенным преимуществом MPTA перед конкурентами является его конструкция. относительно невысокая цена.

Предлагается дальнейшее развитие этого самолета путем создания следующих модификаций:

  • самолет с радиолокационными системами наблюдения и наведения;
  • самолетов патрульно-разведывательной службы;
  • самолетов-ретрансляторов;
  • поисково-спасательных самолетов;
  • станция постановки воздушных помех;
  • самолетов-заправщиков.

.

< NEXT Аэропорт краби таиланд: Аэропорт Краби — сайт на русском языке Аэропорт краби таиланд: Аэропорт Краби — сайт на русском языке

PREV > Северный ветер авиакомпания официальный регистрация: Регистрация на рейс | Официальный сайт авиакомпании Nordwind Airlines Северный ветер авиакомпания официальный регистрация: Регистрация на рейс | Официальный сайт авиакомпании Nordwind Airlines

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *