Меню

Летчик угнавший самолет в японию: как летчик Зуев угнал советский истребитель — Российская газета

Category: Разное

Содержание

как летчик Беленко угнал МиГ-25 в Японию — Рамблер/новости

Будущий летчик родился в Нальчике, с двухлетнего возраста остался без матери после развода родителей и воспитывался мачехой. Окончив школу с медалью, он поступил в Армавирское высшее военное авиационное училище. Имел хорошую характеристику и даже был членом КПСС. По собственному желанию в 1975 году Беленко был переведен на службу на Дальний Восток.

Там прошел переподготовку на МиГ-25П. В начале 1976 года у него закончился срок выслуги в звании старшего лейтенанта, однако до капитана он повышен не был по причине нерасторопности командования.

Это ли явилось причиной его решения взять «билет в один конец»? Сейчас уже сложно сказать. Скорее всего, был целый клубок накопившихся вопросов к стране, к начальству, к семье. Летом 1976 года сослуживцы заметили, что Беленко стал нервным, все время находился на взводе и крайне болезненно реагировал на все. Впоследствии в интервью американскому журналисту он признался, что не знает точно, сколько в нем зрело решение сбежать за границу. Окончательно план сложился за месяц до вылета в Японию. «Мне требовались хорошая погода и полные баки топлива», — пояснил он.В 6 часов 45 минут 6 сентября Беленко вылетел с аэродрома Соколовка в Приморье для того, чтобы выполнить летное упражнение. Он оторвался от напарника и снизился, чтобы его не обнаружили радары. Горючего хватило до острова Хоккайдо, где он приземлился на аэродроме в 9:15. Истребитель выкатился за пределы небольшой взлетно-посадочной полосы, но в итоге приземление было удачным. Беленко вышел из самолета и тут же попросил политического убежища.

Японцы не стали обострять отношения с СССР, и 9 сентября Беленко был вывезен в США. Новенькую «Летучую лисицу» быстро разобрали и досконально изучили, после чего вернули советской стороне. К полетам побывавший в руках иностранных специалистов истребитель уже не допустили, используя в качестве учебного пособия.

Советское командование распространило официальную реакцию МИД на случившееся. Говорилось, что Виктор Беленко совершил вынужденную посадку в Японии и против своей воли был вывезен в США. Он оказался ценным кадром для разведки: много месяцев сотрудники ЦРУ опрашивали его на разные темы. Затем Беленко даже помогал составлять различные методички по тому, как работать с советскими гражданами.

В пользу того, что побег был тщательно спланирован, говорит и тот факт, что Беленко взял с собой все документы. Будучи гражданином США он не делал никаких попыток связаться со своей семьей, оставшейся в СССР: женой, сыном и мачехой. Впоследствии Беленко женился на американской официантке. Он был обласкан западными журналистами и охотно делился своим недовольством по поводу советского строя. С восторгом местная пресса распространила историю о том, как Беленко по ошибке съел на ужин кошачьи консервы, а потом без смущения рассказал, что это было гораздо вкуснее обычных консервов, что он ел на родине.

Что касается рассекреченного истребителя, то эта история повлекла за собой создание более совершенных моделей — перехватчика МиГ-25ПД и МиГ-25ПДС. Также это положило начало разработке новой системе государственного опознавания с более сложным алгоритмом кодирования.

История Виктора Беленко, который угнал МИГ-25 в Японию из СССР

Перебежчики, вполне возможно, появились когда начали существовать первые общины. Наверное, всегда находился определенный процент людей, которым у соседей было богаче и слаще, и почему бы тогда не переметнуться к ним, предав своих. Совершали подобное или из-за денег, или из-за идеологии. Последнее, что характерно, гораздо реже.

На новый виток, если так можно сказать, перебежничество вышло в 20-ом веке, с развитием борьбы двух сверхдержав — США и СССР. Тогда даже рядовой житель мог попасть в заголовки газет, если по своему желанию пересекал границу через “железный занавес” — в Союз или из Союза.

Такой человек для одной стороны всегда был предателем, а для другой — героем, который не побоялся бороться за свою мечту и покинуть загнивающий строй(так, по крайней мере, подавали это газеты). Об одном таком перебежчике и пойдет речь ниже.

Молодой и перспективный, но недооцененный

Виктор Беленко родился в городе Нальчик. В возрасте двух лет его покинула матерь, он остался на попечении у отца. Тот на некоторое время отдал его бабушке и дедушке, а потом забрал к себе, до совершеннолетия. После того, как его призвали в армию, заинтересовался летным делом, поступил в соответствующее училище, которое закончил с отличием.

В 1975-ом начал профессиональную деятельность, подал прошение о переводе его на Дальний Восток. Там стал летчиком легендарного уже тогда МиГа-25. На работе получал только положительные рекомендации, все хвалили его дисциплинированность и работоспособность. На момент перевода уже был женат, имел на руках маленького ребенка, что только положительно сказывалось на его характеристике. Жили вместе с тещей, которая помогала в хозяйстве и присматривала за ребенком.

МиГ-25, на котором летал Беленко

Несмотря на высокий профессионализм и высокие летные навыки, на работе Виктор не получал должного одобрения со стороны начальства. По словам Беленка, оно злоупотребляло спиртным, плохо исполняло свои прямые обязанности, постоянно заставляло своих подчиненных перерабатывать как в рабочие, так и в выходные дни, чтобы выслужиться перед вышестоящими. В одну из таких смен, с уст Виктора и слетела фраза, которая, возможно, послужила катализатором для его дальнейших действий. Мол, он слышал, что в США и платят больше, и при этом нагрузка на пилотов гораздо меньше, чем в СССР. Это был первый и последний раз, когда от него слышали что-то подобное.

А дома то ни паспорта, ни диплома

В конце лета, по словам самого Беленка, у него появилось четкое желание бежать за границу. То, что он был пилотом реактивного истребителя, способного пролетать тысячи километров без дозаправки, было ему, несомненно, огромным подспорьем. Теперь оставалось только дождаться нужного момента. И утром 6-го сентября 1976-го года он настал. Ему удалось, воспользовавшись нерасторопностью дежурного механика, заправить полные баки самолета перед вылетом, хотя по норме разрешалось не больше половины. Уже потом, в ходе допроса, коллеги беглеца вспоминали, что в то утро он выглядел очень нервным, а лицо было покрыто красными пятнами. Впрочем, тогда внимания этому не придали. Поднявшись в воздух и некоторое время следуя запланированному курсу полета, он резко свернул в сторону Японии, при этом снизившись до высоты в 250 метров. Таким образом он хотел избежать обнаружения радарами. Впрочем, это ему удалось не полностью — при пересечении границы советские военные смогли засечь его МиГ-25 и даже хотели сбить с помощью ЗРК, но нерасторопность командования сыграла на руку Виктору. Ему удалось уйти.

Летчик с товаришами перед полетом

Не без приключений добравшись до Японии и сев там на аэропорт Хакодатэ, Виктор попросил политического убежища у правительства страны Восходящего солнца. Те отказали, но вот власти США руками и ногами вцепились в перспективную возможность.

А в СССР оперативная группа, которую послали домой к Беленку для выяснения обстоятельств побега, обнаружила, что там нет никаких личных документов пилота. Он их забрал с собой.

“Я и не подозревал, что столько знаю”

МиГ, на котором Виктор совершил побег, вернули не сразу. Сначала его разобрали по частям и успели изучить — этот истребитель пользовался большим уважением в мире из-за его летных характеристик, и никто не знал секреты его устройства. Спустя два месяца в разобранном состоянии он был отослан назад в СССР. Одним из следствий такой задержки стало значительное ухудшение взаимоотношений между страной строящегося коммунизма и Японией на долгие года.

Самолет после посадки

В США же Беленка признали как чрезвычайно ценную удачу — по словам людей, которые проводили допросы, работы с ним хватит на год, настолько много информации он мог предоставить. Сам пилот не раз заявлял в различных интервью, что в ходе бесед с работниками спецслужб, он неоднократно удивлялся тому, сколько всего знает. Рассказанное помогло правительству Америки значительно расширить свои знания о ВВС Советского Союза.

Виктор же в свою очередь искренне удивлялся обустроенности жизни в новом для себя государстве. По его словам, как то раз ему довелось приготовить кошачьи консервы вместе с картошкой и луком(он не знал, что то была еда для животных), и все равно получилось гораздо вкуснее, чем если бы он покупал продукты дома. А уж к отсутствию очередей в магазинах он не мог привыкнуть долгое время, поначалу считая это инсценировкой разведслужб, с которыми он работал.

Заключение

Правительство СССР не раз старалось выйти на контакт с беглецом, но он упорно отказывался возвращаться к былому. За женой и ребенком не скучал, вскоре женился во второй раз. Поначалу читал лекции в университетах по авиационному делу, потом по Союзу.

Летчик в Калифорнии

После распада последнего, заработок исчез, но он все равно не унывал. О своем решении не жалеет, да и навряд ли будет. В своей “новой” жизни он получил даже больше, чем ожидал.

Годовщина угона в Японию МиГ-25П борт 31 Виктором Беленко: diana_mihailova — LiveJournal

История одного предательства

В истории самолётов ОКБ Микояна есть немало чёрных полос, но есть среди них одна, которая выбивается из всех. Ведь мало что может сравниться с чернотой предательства. 44 года назад старший лейтенант Советских ВВС Виктор Беленко совершил угон секретного на тот момент МиГ-25П.

Специальный выпуск [BUNRIN-DO Co. Ltd.] — [Koku-Fan Pictorial History 7708] — MiG-25 & MiG-23, 1977

Сразу после приземления:

6 сентября 1976 года на дальневосточном аэродроме «Соколовка» начались плановые учения. В 6:45 Беленко вылетел на своём МиГ-25П для выполнения полётного упражнения. После отрыва от ведомого МиГ-25П снизился до высоты примерно 30 метров, что позволило ему избежать обнаружения как советскими, так и японскими радарами. В 9:15 японское радио передало, что боевой самолёт, пилотируемый советским пилотом, приземлился на территории Японии, в аэропорту Хакодате (о. Хоккайдо).

Временный ангар, построенный для анализа секретов МиГ-25:

Цветная и черно-белая фотографии передачи самолета американцам:

Беленко попросит политического убежища, которое ему предоставляет США, а сверхсекретный МиГ-25П «специалисты» США разберут и после детального изучения лишь в ноябре вернут СССР.

Сообщение от Подполковник Это не тот Миг-25П. Это фото из музейной стоянки Училища.
Я обучался в Училище (Даугавпилское ВАИУ ПВО, Затем, с 1980 г. ДВВАИУ) течение 5 лет (1977-1982 гг.). Так вот Чугуевский Миг имел бортовой номер 31 (красный). Как мне рассказывал один из ветеранов Училища в какой то момент приехала комиссия из Москвы во главе с генералом. Когда ему показали знаменитый Миг он примерно сказал: «Это что, памятник лётчику-предателю?» И было принято решение самолёт разобрать. Естественно, все факультеты демонтировали своё. Двигатели снимали СД-шники (1-й факультет), ну и т.д. Кабина была на нашем факультете (3-й; АО) в учебном корпусе. На базе её на стеллажах был развёрнут ПНК-25 (СКВ, САУ). Всё было подключено к эл. питанию и проводились практические занятия с курсантами.

Остатки МИГ-25П на учебном аэродроме Даугавпилсского ВАИУ. На нижнем снимке видны иероглифы. 1976-1981г.

И ещё, будучи в карауле на уч. аэродроме курсе на 2-м или 3-м я увидел остов (фюзеляж), стоял на шасси, но уже без двигателей, крыльев, килей, стабилизаторов. Я заглянул в ниши стоек. Всё было расписано иероглифами. Послюнявил палец и попробовал, как стирается. Не получилось, краска маркеров оказалась крепкой.
Во такая история Миг-25П из Чугуевки.

У самолета заклеивают бортовые номера и опозновательные знаки, сам закрывают тентом:

На фотографиях МиГ-25П, угнанный Беленко.

как угнали самый секретный самолет из СССР

МиГ-25 долгое время оставался темной лошадкой для ВВС США. Они опасались отправлять свои высотные разведчики SR-71 в полеты над территорией СССР, опасаясь возможного перехвата. Но 6 сентября 1976 года все изменилось — в 6:45 в тренировочный полет на МиГ-25 отправился старший лейтенант Виктор Беленко.

В процессе выполнения учебного полета летчику удалось оторваться от напарника и выйти над береговой линией в сторону Японии. Снизившись до 30 метров он скрылся от радаров как советской, так и японской стороны. После выхода глубоко в воздушной пространство Японии Беленко поднял Миг-25 до высоты 6000 метров, чтобы его заметили японцы и сел на аэродроме Хакодате.

Летчик попросил политического убежища в Японии, а затем буквально через 3 дня уже получил разрешение на постоянно проживание в США. Самолет японские и американкие военные разобрали,исследовали, а затем вернули СССР. Причем Япония выставила счет в 40 тысяч долларов за непредусмотренную стоянку иностранного самолёта в аэропорту, организацию охраны, технического обслуживания, транспортировки и т.д.. правда оплачен он никогда не был.

В СССР было проведено расследование угона, долгое время власти пытались выйти на Беленко через его жену и мачеху. но отношения в семье были не самыми теплыми и Виктор не отвечал на письма родственников.

Американцам удалось исследовать МиГ-25 и убедиться, что для SR-71 они никакой угрозы не представляют, все технические характеристики сильно завышены в рекламных целях. Ну а в Советском Союзе пришлось срочно форсировать разработку МиГ-31, а МиГ-25 — продавать в страны соцлагеря, пока он окончательно не устарел. Кроме того на всех военных самолетах была срочно заменена система распознавания «свой-чужой», а вот гражданские самолеты были переоборудованы только частично.

Кстати, тот самый угнанный МиГ-25 был передан в качестве тренажера в Даугавпилсское высшее военное авиационное инженерное училище, а после списания в конце 80-х — разобран на сувениры.

© Ribalych.ru

Год 1976. Предательство лётчика Беленко

В 1976 году советские Военно-Воздушные Силы потрясло невиданное доселе чрезвычайное происшествие. 6 сентября в истребительном полку войск противовоздушной обороны во время тренировочного полёта исчез с экранов радаров новенький по тем временам перехватчик МИГ-25П с бортовым номером 31. Пилотировал его молодой, но уже опытный лётчик старший лейтенант Виктор Беленко. Случилось это ЧП в Дальневосточном военном округе на авиабазе Чугуевка. С перехватчика какое-то время поступали сигналы бедствия, на запросы пилот борта 31 не отвечал.

Командующий авиацией ПВО маршал авиации Евгений Савицкий, находившийся в Приморье с инспекционной проверкой, отреагировал на случившееся внешне спокойно: «Авиация есть авиация! Всякое может случиться. Ищите».

Тренировочные полёты начались в тот день с утра. Беленко взлетел в 12.50. Минут через десять связь с самолётом прервалась. На поиск места катастрофы готовились вылететь вертолёты, но ничего этого не потребовалось. Через несколько часов весь мир знал, что в аэропорту японского города Хакодате приземлился советский военный самолёт.

Во время посадки чуть было не произошло столкновение истребителя с пассажирским лайнером Боинг-727. Лётчик был вынужден сажать машину на большой скорости и под острым углом. Взлетно-посадочной полосы не хватило, и самолет выкатился на грунтовое поле, где и остановился.

Новости из Японии поступали по мере добывания их вездесущими репортерами. Первое, что мы узнали из официальных источников: лётчик сбился с курса, потерял ориентацию и вынужден был совершить посадку в Японии. Зная, что это не совсем так, спецслужбы делают агрессивный ход: они обвняют японскую сторону в затягивании принятия решения по выдаче самолёта и лётчика. И дальше, когда стало ясно, что лётчик и не собирается возвращаться на Родину, в телеэфире появляются его мать, которую, как потом выяснится, он не видел тринадцать лет, и жена, с которой, как опять же выяснится потом, он собирался разводиться. Обе женщины плакали, умоляли японцев сжалиться над ними и отпустить горячо любимого сына и мужа.

МиГ-25П

МИГ-25, по обозначению НАТО Foxbat (летучая лисица), интересовал американские спецслужбы с того самого дня, как только они узнали о его наличии. Разработка истребителя, способного в три раза (!!!) перекрывать скорость звука и перехватывать высотные и скоростные цели в стратосфере, началась в 1962 году, и одной из причин новой разработки стало то обстоятельство, что в 50-е и в начале 60-х годов полёты американских самолётов-разведчиков над территорией СССР стали обычным делом. Из тех документов, которые были рассекречены, стало известно, что в этот период было совершено более 10 тысяч шпионских полётов вдоль границ СССР и Китая. Цель была одна — выявить систему ПВО СССР.

Но не только вдоль границ летали самолёты-разведчики. На огромных высотах они пересекали территорию нашей страны. Нам известно только об одном сбитом самолёте-шпионе. На самом деле участь Локхида-V-2 разделили около 30 разведывательных самолётов. 252 американских пилота были сбиты над территорией СССР. Правда, с появлением МИГ-21 число разведывательных полётов заметно уменьшилось. Высотные рекорды нового истребителя впечатляли. Но МИГ-21 решено было сделать фронтовым истребителем и ограничить его потолок. Для шпионов предназначался другой самолёт, который скрывался пока под индексом Е-155.

7 февраля 1961 года лётчик-испытатель А. В. Федотов устанавливает на нём мировой рекорд скорости — 2401 км/час. Через год он бьёт свой же рекорд и показывает 3000 км/час. Лётчик П. М. Остапенко поднимает Е-155 на высоту 22 670 метров. Этот самолёт-рекордсмен и стал базой будущего перехватчика МИГ-25П.

Лишь в 1969 году Горьковский авиазавод получил заказ на серийное изделие 84. Почти десять лет самолёт шел к серийной разработке. Срок большой, но это не потому, что в работе случались нелады. Те, кто помнит импульсивного и весьма решительного властелина страны Никиту Сергеевича Хрущева, не удивятся, если узнают, что он принимал глобальные решения, особо не задумываясь об их последствиях. Он резко сократил армию и выбил из неё многие тысячи умелых и опытных офицеров. Он крушил флот, пытаясь тем самым показать, как страна решительно разоружается. Делая ставку на ракеты, он резко тормознул развитие авиации. Но ведь всю страну ракетами не утыкаешь. К счастью, пауза была не такой большой. Президент США Линдон Джонсон успел оповестить мир, что американские авиаконструкторы создали самолёт, который способен длительно летать на скоростях 3000 км/час. Вот тогда глава нашего государства спохватился…

Сообщение американского президента в скором времени было нейтрализовано утечкой информации по МИГ-25. Кроме этого следует еще один каскад рекордов — теперь уже самолёт берет высоту в 36 240 метров. К 1976 году ни одна страна в мире не обладала самолётом-перехватчиком, способным конкурировать с МИГ-25. Зарубежная резидентура сообщала, что американские спецслужбы активно интересуются новым самолётом и пытаются раздобыть о нём любые сведения.

Беленко

До сих пор не утихают споры о том, кто же был на самом деле Виктор Беленко: завербованный агент, дожидавшийся своего часа, или спонтанный угонщик, движимый личными мотивами. Не раскрывает он своей сущности и в книге, которую быстренько состряпал по прибытии в США. «Чекисты», естественно, переворошили всю его биографию и наткнулись на много интересных фактов, которые все-таки говорят в пользу вербовки лётчика.

Во-первых, в семейном архиве не нашлось ни одной детской фотографии, по которой можно было бы идентифицировать его личность. Хотя таковые и были в наличии.

Во-вторых, в годы курсантской учебы, отправляясь в отпуск, он предпочитал ездить в маленькие северные города. Он никогда не рассказывал товарищам, что же там делал, и вообще об отпускных делах ничего не говорил.

В-третьих, как оказалось, Беленко со времён курсантской учебы и до предательского перелёта не навещал родителей, хотя материально помогал им.

И, наконец, самая подозрительная черта, по которой можно считать шпионом любого отличника — он хорошо учился в лётн

Беленко, Виктор Иванович — Википедия. Что такое Беленко, Виктор Иванович

Виктор Иванович Беленко (род. 15 февраля 1947, Нальчик) — советский лётчик-перебежчик. 6 сентября 1976 года перелетел в Японию на перехватчике МиГ-25П и передал иностранным властям самолёт со множеством секретной на тот момент аппаратуры на борту. Получил политическое убежище в США, а позже американское гражданство.

Биография

Ранние годы

Родился в Нальчике в рабочей семье. После развода родителей в двухлетнем возрасте был оставлен матерью и воспитывался у родственников, а затем — у отца с мачехой. В 1965 окончил среднюю школу с серебряной медалью. До призыва в армию работал на предприятиях Омска и посещал вечернюю школу, где получил направление на учёбу в лётном училище. В течение одного семестра учился в Омском мединституте, одновременно занимался в аэроклубе ДОСААФ.

Служба в Вооружённых Силах

В 1967 году Беленко поступил в Армавирское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое окончил в 1971 году. Был направлен на службу лётчиком-инструктором в Ставропольское высшее военное авиационное училище лётчиков и штурманов. В служебных характеристиках и аттестациях на всём протяжении службы в армии характеризовался положительно. Член КПСС. Избирался членом комсомольского и партийного бюро. В 1975 году переведён на Дальний Восток (по его желанию) и получил назначение в 530-й истребительный авиационный полк 11-й отдельной армии ПВО (Чугуевский район Приморского края[2]). В должности старшего лётчика летал на истребителе-перехватчике МиГ-25П.

Побег

6 сентября 1976 года в 6:45 Беленко вылетел с аэродрома Соколовка (возле села Соколовка, рядом с райцентром Чугуевка) для выполнения полётного упражнения[К 1]. В 9:15 японское радио передало, что самолёт МиГ-25П (бортовой номер «31»), пилотируемый советским лётчиком Беленко, совершил посадку в аэропорту Хакодате (остров Хоккайдо). Впоследствии японскими властями было сделано официальное уведомление, что Беленко попросил политического убежища. 9 сентября он был вывезен в США. Самолёт был разобран, подвергнут детальному изучению японскими и американскими специалистами и возвращён в СССР 15 ноября 1976 года (Беленко протестовал против возвращения самолёта, советуя американцам оставить его для изучения ещё на пару лет). [4] Был снова собран, но к полётам не допущен и использовался в качестве учебного пособия в Даугавпилсском высшем военном авиационном инженерном училище ПВО им. Яна Фабрициуса.

Полёт

После отрыва от напарника по учебному полёту, Беленко снизился до высоты примерно 30 метров, что позволило ему избежать обнаружения как советскими, так и японскими радарами. Углубившись в воздушное пространство Японии, Беленко поднялся на высоту около 6000 м и был засечён японскими средствами ПВО; связаться с Беленко японцам не удалось, поскольку рация МиГ-25 была настроена на другую частоту. На перехват неизвестного нарушителя были подняты истребители, однако к моменту их появления Беленко вновь снизился и пропал с радаров[1]. Беленко планировал совершить посадку на авиабазе Титосе, но из-за недостатка топлива был вынужден садиться на ближайшем аэродроме, которым оказался Хакодате[1].

Из-за недостаточной длины ВПП Хакодате МиГ-25 выкатился за пределы полосы и приблизился к границе территории аэропорта. Выбравшись из кабины, Беленко произвел два предупредительных выстрела из пистолета — автомобилисты на близлежащей автостраде фотографировали происходящее[1].

Реакция властей

Аэропорт Хакодате с воздуха, 1976 год

28 сентября 1976 года в 12:05 по московскому времени ТАСС распространило пресс-релиз с текстом официальной реакции МИД СССР по поводу инцидента, где утверждалось, что, во-первых, В. И. Беленко совершил «вынужденную» посадку на аэродроме Хакодате, во-вторых, он был «вывезен» в США против своей воли, в-третьих, действия японской стороны в отношении как самолёта, так и пилота нельзя квалифицировать иначе как «недружественными» по отношению к СССР и «противоречащими нормам международного права»[5]. Двадцатью минутами позже вышел уточняющий материал ТАСС, в котором посадка Беленко в Хакодате описывалась как сделанная «при невыясненных обстоятельствах», публикации в западной прессе о том, что перелёт Беленко был преднамеренным, а не вынужденным, назывались «кампанией пропаганды», предположения на тему, что полёт Беленко, по всей вероятности, был побегом, названы «лживыми», официальный представитель МИД СССР Л.  В. Крылов заявил: «Всё это ложь, от начала и до конца». Также Крылов заявил о том, что многочисленные требования СССР о встрече советских дипломатов с Беленко встречали отказ японской стороны без объяснения причин, а когда они наконец устроили такую встречу 9 сентября, то сделали всё, чтобы помешать советскому представителю побеседовать с Беленко наедине[6].

28 сентября в Москве состоялась пресс-конференция, на которую были привезены жена пилота и его мачеха , которые слёзно просили его вернуться, жена, в частности, заявила журналистам, что он «будет помилован, даже если допустил ошибку». В подтверждение этого представитель МИД СССР Л. В. Крылов сообщил, что «соответствующие официальные гарантии были даны компетентными советскими органами», назвав действия американских властей «равнозначными насильственному разделению семьи Беленко». Кроме того, и жена, и мачеха Беленко единогласно заявили, что он «патриот советской родины», назвав его «любящим мужем и сыном». Их заявления были растиражированы всеми официальными советскими печатными органами, а также по радио и телевизионным каналам СССР за рубежом в расчёте на то, что вести об этом дойдут до перебежчика. В тот же день советское правительство пригрозило Японии далеко идущими последствиями за несвоевременный возврат самолёта и начались переговоры между советской делегацией во главе с Министром иностранных дел СССР А. А. Громыко и Министром иностранных дел Японии Дзэнтаро Косакой. Громыко потребовал незамедлительного возврата самолёта и пилота (который к тому времени уже находился в США), на что Косака ответил, что японская сторона готова к переговорам о возвращении самолёта, для этого он попросил Посла СССР в Японии Д. С. Полянского связаться с МИД Японии. По состоянию на конец сентября, официальная версия инцидента в советской прессе не изменилась: «Старший лейтенант Беленко совершил вынужденную посадку на Хоккайдо из-за нехватки топлива, был преступно похищен японскими властями под диктовку Вашингтона». Между тем, ещё 19 сентября Директор Центральной разведки Джордж Буш-старший назвал инцидент «побегом» и «крупной разведывательной удачей», сообщив попутно, что работа сотрудников американской разведки с перебежчиком идёт успешно[7].

5 октября того же года Председатель Комитета палаты представителей по иностранным делам и Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе[en] Данте Фасцелл получил письмо за подписью жены и мачехи Беленко, в котором его просили оказать содействие в «возвращении Виктора домой»[8]. Письмо аналогичного содержания было направлено в тот же день на имя Президента США Джеральда Форда, где помимо прочего от имени этих двух женщин его просили помочь в установлении контакта с В. И. Беленко по телефону, но не для них, а для сотрудников Посольства СССР в США[9].

Расследование

В целях всестороннего изучения его личности были опрошены сто шестнадцать человек из числа родственников и сослуживцев. Собраны данные о состоянии здоровья, взаимоотношениях с командованием и в семье, морально-политических качествах, отношении к советской действительности. При этом данных об изменнических намерениях не поступало. Не было отмечено, чтобы он интересовался уровнем жизни на Западе, в частности американским.

Со слов жены, передач зарубежных радиостанций не слушал сам и не разрешал слушать ей. Запретил переписываться со школьной подругой, которая вышла замуж за иностранца и проживала в Италии.

Вместе с тем стало известно, что Беленко однажды высказал недовольство условиями жизни лётного состава, нерегламентированным рабочим днём, частой отменой выходных. При этом он говорил, что американские лётчики заняты по службе меньше. Не были подтверждены распространяемые на Западе предположения о том, что Беленко до побега был завербован американской разведкой.

Полученные в ходе оперативного расследования данные в своей совокупности не давали оснований полагать, что Беленко совершил перелёт за границу, руководствуясь корыстными побуждениями. О себе самом он впоследствии говорил, что ставил политические мотивы во главу угла.

Фрагмент интервью с Беленко относительно мотивов побега и его тогдашних рассуждениях о различии советского и американского общественно-политического строя

Вопрос: Когда Вы были лётчиком-истребителем в [Советской] России, Вы, должно быть, жили лучше, чем обыкновенный рабочий. Что пробудило в Вас желание покинуть Россию, когда Вы ещё не знали, какие Вас ожидают условия жизни в США?

Беленко: Советская пропаганда в то время изображала вас [американцев] как дефективное гнилое общество, которое вот-вот развалится на куски, нет, уже развалилось, без каких-либо человеческих прав и так далее. Но у меня на уме были вопросы по этому поводу, сразу несколько.

Вопрос: Что заставило Вас усомниться [в системе]?

Беленко: Я человек очень практичный, «технарь». Предпочитаю быть в глуши в одиночестве со швейцарским ножом и спичками, нежели иметь с собой неподъёмные излишки и огромную толпу под боком. Когда тебе доверено очень высокотехнологичное оборудование, у тебя волей-неволей вырабатывается специфичное отношение к жизни, — справишься — живи и радуйся, «напортачишь» и умрёшь. Ты не можешь использовать идеологию для практических нужд или уподобиться американским юристам, которые своей риторикой могут выкрутиться из любой ситуации. Поэтому я засомневался в советской системе на основе своих технических знаний. Я сказал себе: Хорошо, раз в США так плохо, как же они отправили человека на Луну и обратно? Русские могли отправить людей на Луну только в один конец. Если в США настолько всё плохо, как у них выходит производить лучшие истребители в мире? Если США уже развалились, откуда у них столько нобелевских лауреатов, больше чем дало прогрессивное коммунистическое общество? Тогда я не мог задать эти вопросы кому-либо. Если бы я это сделал в то время, в конце 1960-х, я бы оказался в психиатрическом учреждении. Поэтому я сам сделал вывод, что Соединённые Штаты не так уж плохи.

Q: When you were a fighter pilot, in Russia, you must have been living better than the common worker. What made you want to leave Russia when you did not know what the conditions in the U.S. were really like?

Belenko: Soviet propaganda at that time portrayed you as a spoiled rotten society which has fallen apart, no human rights and so forth. But I had questions in my mind, a few of them.

Q: What made you question?

Belenko: Because I am very practical, technically oriented, person. I love to be in wilderness alone with Swiss army knife and matches rather than have a huge surplus and a huge crowd. When you’re around very sophisticated equipment you have this honest trait-do it right and enjoy, do it wrong and die. You cannot use ideology to survive, or be like American lawyers who can talk themselves out of any situation. So I questioned the Soviet system by using my technological knowledge. I said okay U.S. is so bad how come they send man on the moon and bring him back? (Russians could send men on the moon in only one way.) If U.S. is so bad how come they’re building best fighters in the world? If U.S. is fallen apart how come they have more Nobel Prize winners than progressive communist society? At same time I could not ask anyone those questions. If I had, at that time (in late 1960s), I would have ended up in mental institution. So I made my conclusion that U. S. is not that bad.

Допуск к полётам оказался лишь дополнительным стимулом к бегству за рубеж и определил его непосредственный способ. Приблизительно за год до побега у Беленко была беседа со случайным попутчиком, который поделился с ним вслух рассуждением, что американцы, вероятно, отдали бы кучу денег, чтобы заполучить в свои руки МиГ-25. Поначалу Виктор не придал разговору значения, но через несколько месяцев у него появился план. Его налёт на МиГ-25 перед побегом составил 30 лётных часов[4].

Версия вынужденной посадки

Наколенный планшет лётчика, НПЛ 1976 г. в музее ЦРУ

Глубокой проработке были подвергнуты вопросы, связанные с возможностью вынужденной посадки Беленко в Японии. Для этого имелись веские основания. Он имел достаточно высокую теоретическую подготовку и, как лётчик, достаточный уровень лётной тренированности на самолёте МиГ-25П, чтобы быть подвергнутым вынужденной посадке. Об этом говорит тот факт, что вылет осуществлялся из состава дежурных сил на перехват контрольной цели, следовавшей курсом в районе береговой черты (между Находкой и Владивостоком).

Версия побега

С другой стороны, заключения специалистов, объективные данные приборов, выводы о техническом состоянии систем и аппаратуры самолёта свидетельствовали о том, что вынужденная посадка МиГ-25П в Японии была маловероятной. Полёт совершался в простых метеоусловиях. Береговая линия со всех высот просматривалась отчётливо. Лётчик мог видеть солнце и ориентироваться по нему.

По заключению ГНИКИ ВВС, исследовавшего объективные данные системы автоматической регистрации параметров полёта (САРПП), возвращённой японцами вместе с самолётом, Беленко практически держал прямой курс на остров Хоккайдо и не делал никаких разворотов. Экспертизой подтверждено, что плёнка САРПП принадлежала его самолёту.

Кроме того, пользуясь разгильдяйством механика, Беленко заправил полные баки самолёта, вместо дозволенных половины, мотивируя, что полетает чуть дольше и чтобы дважды не заправляться.

Определённую роль сыграли просчёты в организации ПВО береговой линии и зон ответственности, закреплённых за частями и соединениями зенитно-ракетных войск, ввиду чего Беленко удалось успешно преодолеть опасный участок маршрута полёта, не заходя на длительное время в зону поражения советских ЗРК. Кроме того, формирование новой линии подчинённости радиолокационных и зенитных войск и связанная с этим бюрократия не позволили оперативно принять решение о ликвидации самолёта во время полёта. Самолёт, по утверждению начальника РЛС, исчез с экрана радара за сопкой. Через 15 секунд об этом было доложено командному составу. Далее по старшинству вплоть до Министра обороны СССР.

Системой САРПП также зарегистрировано, что Беленко ушёл из учебной зоны в сторону моря, резко снизившись до отметки менее 50 м. На этой высоте он летел над морской поверхностью от береговой черты СССР примерно 130 км. Такие действия пилота, по мнению специалистов, могли свидетельствовать о его стремлении уйти от радиолокационного сопровождения.

Личные документы Беленко (свидетельство лётчика-инструктора 1-го класса, аттестат зрелости, диплом об окончании военного училища, свидетельство о рождении) среди его вещей и у родственников не обнаружены, хотя, по сообщению жены, они находились в их квартире. В сообщении иностранной прессы отмечалось, что Беленко возвращены изъятые у него при задержании полицией документы, среди которых находится свидетельство о рождении. Можно полагать, что все эти документы Беленко взял с собой.

Возможные причины побега

Всестороннее изучение личности Беленко, его поведения на службе и в быту показало, что у него неоднократно складывались острые конфликтные ситуации с командованием. Так, в период службы в Ставропольском авиационном училище он выражал настойчивое желание уйти с инструкторской работы и в связи с этим изыскивал различные возможности для перевода в боевой полк. Однако эти попытки успеха не имели, так как командование, как правило, лётчиков-инструкторов из училища в войска не отпускало. По этой причине он стал проявлять недовольство и резко обострил отношения с командирами. В 1975 году обратился с рапортом к начальнику училища с просьбой уволить его из Советской Армии, мотивируя тем, что не желает служить с командирами, которые постоянно злоупотребляют спиртными напитками.

За первые полгода службы на новом месте Беленко зарекомендовал себя с положительной стороны, успешно прошёл курс переподготовки на новом для него типе самолёта МиГ-25П, был назначен исполняющим обязанности начальника штаба эскадрильи, избран заместителем секретаря партийного бюро эскадрильи. К служебным обязанностям относился добросовестно. Недовольства своим положением или неустроенностью не высказывал.

Примерно с июля 1976 года стали замечаться странности в его поведении. Он стал нервозным, взвинченным. Болезненно переживал задержку с присвоением очередного воинского звания капитан и назначением на обещанную при переводе должность начальника штаба эскадрильи.

6 сентября, несмотря на конфликтную ситуацию, он был включён в плановые полёты и прибыл на аэродром. Когда он направлялся к боевому самолёту для совершения полёта, один из лётчиков[кто именно?] обратил внимание, что Беленко был бледен, на лице и шее выступили красные пятна. После посадки в кабину, находясь в состоянии нервного возбуждения, дрожащими руками долго не мог присоединить фишку радиостанции и смог сделать это только с помощью техника[источник не указан 340 дней].

Материалы следствия свидетельствовали о том, что у Беленко действительно имелись основания быть недовольным своим служебным положением. Срок выслуги в воинском звании старший лейтенант у него окончился 10 января 1976 года, однако до сентября звание капитан из-за нерасторопности командования он не получил (обычно, массовое присвоение очередных званий советским военнослужащим происходило либо ко Дню СА и ВМФ в феврале, либо ко Дню Великой Октябрьской социалистической революции в ноябре). Обещанная должность начальника штаба эскадрильи давала ему право на поступление в академию, куда он очень стремился.

По словам Беленко, его вдохновил на побег прочитанный им ещё в детстве исторический роман «Спартак» Говарда Фаста[10].

Сам о причинах побега он сообщил следующее:

Фрагмент интервью с Беленко относительно причин бегства и обстоятельств, предшествовавших побегу

Вопрос: Как долго Вы планировали свой побег, и что включало в себя планирование?

Беленко: Что касается эволюции моих взглядов и принятия решения бежать, я не могу назвать точного времени. Я принял это решение в связи с недовольством этой страной. Я старался изо всех сил. Я был одним из их лучших пилотов-истребителей. Когда я был молод, то был увлечён идеями социализма и коммунизма, — они были очень привлекательны, потому что сулили полную занятость, бесплатное образование, бесплатную медицинскую помощь, хорошую пенсию, бесплатный уход за детьми и так далее. Но позже я обнаружил, что эти идеи служили только коммунистической номенклатуре, а остальное население было фактически рабами. Я сделал вывод, что не могу изменить эту систему. Система настолько велика, что я не могу её изменить, как и существовать внутри неё нормальным человеком. Лучшим выходом для меня было «развестись» с этой системой. Я был лётчиком-истребителем, но это не имело никакого отношения к моему решению бежать. Если бы я не был лётчиком, я все равно нашёл бы способ убежать из этого концентрационного лагеря. Даже сегодня [1996], со всеми лозунгами и всеми свободами, эта страна по-прежнему остаётся закрытым обществом.
Мне потребовалось длительное время, чтобы принять решение, но окончательное решение я принял за месяц до бегства, и когда его принял — был очень доволен собой! Я чувствовал, как шагаю на вершине облаков. Я чувствовал себя свободным. Но для достижения своей цели мне требовались хорошая погода в Японии и полные баки топлива, и потребовался месяц, чтобы свести вместе эти два компонента. В течение этого месяца я выполнял свои обязанности так хорошо, что мои командиры были готовы меня повысить. Но 6 сентября 1976 года все компоненты сложились в целое. Кстати, я не «крал» самолёт. У меня было диспетчерское разрешение на вылет. Я просто немного изменил план полёта в воздухе.

Q: How long did you plan your escape, and what did it involve?

Belenko: In terms of the evolution of my thoughts and making the conclusion to escape I do not have a precise time. I did make that decision based on my dissatisfaction with that country. I tried to do my best. I was one of their best fighter pilots. When I was young I was possessed by socialist and communist ideas which are very appealing because they promise full employment, free education, free medical care, good retirement, free child care, and so on. But later I discovered that those ideas were serving only a very small number of Communist nomenclatura, and the rest of the people were basically slaves. I made my conclusion that I could not change that system. The system is so big that there’s no way I could change it or exist inside of it as a normal human being. For me, it was the best thing to divorce myself from that system. I was a fighter pilot, but that had nothing to do with my decision to escape. If I had not been a fighter pilot, I would still have found way to escape from that concentration camp. Even today, with all the slogans and all the freedoms, that country is still a closed society.
It took me a while to build the critical mass in my mind to make that decision, but the final decision I made a month before my escape, and when I made that decision I felt so good about myself! I felt like I was walking on the top of clouds. I felt free. But for me to achieve my objective I must have good weather in Japan and 100% fuel, and it took one month to have those two components in place. During that month I performed my duties so well that my commanding officers were ready to promote me. But on September 6, 1976 all components were in place. By the way, I did not steal the airplane. I had clearances. I just changed my flight plans slightly in the air.

Результат расследования

Советскому послу Беленко сразу заявил о добровольном перелёте, к моменту передачи самолёта в СССР Беленко уже переехал в США. Попыток воссоединиться/связаться со своей прежней семьёй, в отличие от некоторых иных перебежчиков, не делал[11]. Заходы к нему от имени его родственников, осуществлявшиеся органами советской разведки с целью установления его текущего местонахождения, он игнорировал (сотрудники советской разведки, очевидно, рассчитывали сыграть на его семейных чувствах, не зная об истинном положении дел в его отношениях с супругой). О своей прошлой жене он сказал, что ненавидит её, с мачехой отношения у него были весьма прохладные, а своего трёхлетнего сына Дмитрия последний раз он видел перед тем, как тёща забрала того к себе «на воспитание».[4]

Жизнь в США

О том, почему он выбрал именно США, Беленко сообщил, что перед побегом размышлял над выбором страны — пункта назначения для себя:

Беленко о причине выбора Соединённых Штатов в качестве конечного пункта назначения

Вопрос: Почему вы выбрали именно США, а не другую страну?

Беленко: В средней школе мы изучали историю Соединенных Штатов. Я считал Соединенные Штаты страной иммигрантов, а также провёл собственный анализ достижений этой страны. Я сделал вывод, что США были и остаются лучшей страной в мире. Но в то же время у меня не было чёткого представления о США.

Вопрос: После вашего прибытия, что для Вас было самым трудным для понимания в США?

Беленко: После моего приезда самое сложное для постижения для меня была свобода выбора. Когда вы живёте в закрытом обществе и правительство принимает решения, где вам жить, чем вам заниматься и даже где вам умирать, очень трудно постичь свободу выбора. Те люди в США, которые проводят много лет в тюрьме, испытывают трудности после освобождения. Но когда я всё-таки открыл для себя свободу выбора в США, это стало лучшей частью моей жизни.

Q: Why did you choose the U.S. over other countries?

Belenko: We studied, in high school, the history of the United States. I considered United States as country of immigrants, and also because of my analytical conclusion of achievements in that country. I made my conclusion that U.S. was still the best country in the world. Yet at same time I did not have clear picture of U.S.

Q: After your arrival what was the hardest thing for you to understand in the USA?

Belenko: After my arrival, the hardest thing for me to understand was freedom of choice. When you are in a closed society and the government is making decision where you live, what you do for a living, and even where you die, it is very hard to understand freedom of choice. Those people who spend many years in U.S. in jail have a hard time after their release. But when I discovered the freedom of choice in the U.S. it became the best part of my life today.

9 сентября 1976 года, менее чем через трое суток после перелёта, Беленко получил разрешение на постоянное проживание в США. Вскоре после прибытия, Беленко получил политическое убежище в США. Разрешение на предоставление гражданства подписал лично президент Джимми Картер. 14 октября 1980 года Закон № 96-62 «О предоставлении Виктору Ивановичу Беленко гражданства США» был принят Конгрессом США. Беленко работал инженером по аэрокосмической технике и консультировал ВВС США. Его военный билет и полётный журнал хранятся в музее ЦРУ в Вашингтоне[1].

Первые месяцы после прибытия

Когда во время одной из его поездок по близлежащей Виргинии с тремя русскоговорящими компаньонами, владелец придорожного ресторана греческой кухни «Nick’s Seafood Pavilion» в Йорктауне узнал, что в зале советский лётчик, он явился лично чтобы обслужить гостя, принял заказ на $75 и заявил посетителям за столиком, что советских лётчиков заведение угощает бесплатно, — Беленко не поверил и решил, что это очередная постановка ЦРУ[4].

Беленко о своей акклиматизации в Соединённых Штатах

Беленко: В то время [накануне бегства] у меня не было чёткого представления об американском обществе. И когда я приехал в США, я вёл себя как пришелец из космоса, из-за чего оказывался в очень забавных ситуациях. Американцы смеялись надо мной. Я вёл себя похлеще, чем Морк в «Морке и Минди» [инопланетянин в исполнении Робина Уильямса, прибывший на Землю для исследования человечества].

Вопрос: Например.

Беленко: Ну, для начала — американский супермаркет, мой первый визит туда был под наблюдением ЦРУ, и я решил, что всё было подстроено. Я не верил, что супермаркет был настоящим. Я думал, раз я необычный гость, они, вероятно, выгнали всех оттуда. Это такое красивое, большое место с невероятным количеством продукции и без длиннющих очередей! В России ты привыкаешь к длинным очередям. Но позже, когда я обнаружил, что супермаркет был реальным, мне стало по-настоящему весело исследовать новые продукты. Я стал каждый день покупать какую-то новую вещь и пытался выяснить её функцию. В России в то время, и даже сегодня [1996], трудно найти консервы, хорошие консервы. Поэтому каждый день я покупал новые консервы с разной пищей. Однажды я купил консервы, на которых было написано «обед». Я приготовил их с картошкой, луком и чесноком — было очень вкусно. На следующее утро мои друзья спрашивают меня: «Виктор, ты что, завёл кота?». Оказалось, это были кошачьи консервы на куриной основе. Но это было вкусно! Это было куда вкуснее, чем даже консервы для людей в России нынешней. И я это проверил. В прошлом году [1995] я привёз четырёх человек из России для коммерческого проекта и провёл с ними эксперимент. Я купил крекеры, — пищу для человека, — и намазал их паштетом, а это уже был кошачий корм. Они это съели и им понравилось. Так что вкус [советских и российских консервов] не изменился. Кстати, для тех, кто не знаком с американским кошачьим кормом, он абсолютно безвреден. Это очень вкусно, а подчас даже лучше, чем человеческая пища, — благодаря человечному обществу.

Belenko: At same time I did not have a clear picture of American society. And when I came to U.S. I behaved like someone from outer space. I put myself in very funny situations. Americans were laughing at me. I behaved worse than Mork in «Mork and Mindy».

Q: Like what did you do, for example?

Belenko: First of all American super-market, my first visit was under CIA supervision, and I thought it was set-up; I did not believe super-market was real one. I thought well I was unusual guest; they probably kicked everyone out. It’s such a nice, big place with incredible amount of produce, and no long lines! You’re accustomed to long lines in Russia. But later, when I discovered super-market was real one, I had real fun exploring new products. I would buy, everyday, a new thing and try to figure out its function. In Russia at that time (and even today) it’s hard to find canned food, good one. But everyday I would buy new cans with different food. Once I bought a can which said «dinner. » I cooked it with potatoes, onions, and garlic-it was delicious. Next morning my friends ask me, «Viktor, did you buy a cat?» It was a can of chicken-based cat food. But it was delicious! It was better than canned food for people in Russia today. And I did test it. Last year I brought four people from Russia for commercial project, and I set them up. I bought nibble sized human food. I installed a pâté, and it was cat food. I put it on crackers. And they did consume it, and they liked it. So the taste has not changed. By the way, for those who are not familiar with American cat food. It’s very safe; it’s delicious, and sometimes it’s better than human food, because of the Humane Society.

Для акклиматизации Беленко, который до этого никогда не видел американских шопинг-молов и об Америке мог судить только по публикациям в советской печати, повествовавших о нищенском существовании американского пролетариата в трущобах, на новом месте жительства шефство над ним попросили взять отставного полковника авиации Джорджа Уиша (George W. Wish) с которым они, несмотря на разницу в возрасте и в звании, подружились и вместе ездили в Лас-Вегас играть в азартные игры[12].

Знакомство с организацией службы и бытом военнослужащих американской военной авиации

Тактический авиационный тренажёр истребителя F-16 на авиабазе «Лэнгли»

Вскоре после побега Беленко заявил американцам, что готов сотрудничать с ними, а в обмен на это хочет только две вещи: побывать на американской авиабазе и на борту авианосца, но с условием, не на образцово-показательных, а первых попавшихся, — в нём играло любопытство, ему хотелось выяснить для себя истинное положение дел в американских авиационных частях и сопоставить увиденное с тем, что ему было известно на эту тему из политзанятий от лекторов-пропагандистов[13]. Его пожелания вскоре исполнились. В конце 1976 года он посетил авиабазу ВВС «Лэнгли». В «Лэнгли» ему устроили отработку навыков пилотирования американских боевых самолётов на авиационном тренажёре пилотов, на котором в момент его прибытия заканчивали занятия двое сержантов технического состава, которые были операторами тренажёра для посетителей. Беленко был весьма удивлён увиденным и сказал своим спутникам, что в СССР авиатренажёры существуют не для подготовки пилотов, а для очковтирательства, с такого рода техники «сдувают пыль», а к тако́му тренажёру обязательно приставили бы двоих полковников и гражданского кандидата наук, и никого к нему не подпускали даже близко. Во время его пребывания на авиабазе его весьма поразила неформальность в отношениях рядового и сержантского состава с офицерами, что, по его словам, было невозможным в СССР. Побывав в коттеджном посёлке авиабазы, в домах расквартировки рядового состава вместе с семьями, он отметил, что рядовой состав советских частей на дальневосточных авиабазах обитает в бараках за колючей проволокой, по пятьдесят-шестьдесят человек в одном бараке, а о встрече их с членами семей даже речи не было. Частота случаев суицида и дезертирства при такой организации службы зашкаливала и, по его словам, доходила до пяти случаев или попыток самоубийства в месяц среди рядового состава его полка. Кроме того, в «Лэнгли» ему продемонстрировали подборку технических снимков внутреннего устройства МиГ-25 с различного ракурса, устройства оборудования самолёта, которое было для него загадкой и тщательно скрывалось от советских лётчиков. Уезжая с авиабазы он поделился мыслями вслух со своими спутниками:[4]

Если бы в моём полку поглядели хоть пять минут на то, что я видел сегодня, началась бы революция.

Оригинальный текст (англ.)

If my regiment could see five minutes of what I saw today there would be a revolution.

Вид с палубы авианосца «Джон Кеннеди» на заходящие на посадку самолёты

Затем Беленко съездил на рыбалку на горное озеро в Аппалачах, а в январе 1977 года посетил авианосец «Джон Кеннеди», находившийся на якорной стоянке на рейде военно-морской базы «Норфолк». На борту корабля ему устроили встречу с рядовыми американскими матросами и лётчиками палубной авиации флота, пригласили отведать морской паёк в корабельной столовой. Для лётного состава его пригласили провести инструктаж на предмет последовательности действий при встрече с советской боевой авиацией, — американские лётчики высоко оценили его высокую лётную квалификацию и высокий профессионализм вообще[13]. На борту авианосца он попросил сводить его в корабельный карцер, чтобы посмотреть на быт военнослужащих, отбывающих наказание за дисциплинарные проступки. Его удивило, что провинившиеся матросы размещаются не на шконках, а на кроватях, и питаются не сухарями[4].

По свидетельству начальника курсов подготовки лётных инструкторов истребительно-бомбардировочной авиации ВМС США контр-адмирала Роджера Бокса (Roger E. Box), Беленко был настолько заворожен зрелищем взлёта-посадки самолётов вкупе со слаженной работой технического состава на палубе авианосца, что отказался от предложения спуститься на ночь в каюту, — он решил провести ночь прямо на палубе, наблюдая за лётным процессом в ночное время. Покидая корабль он признался офицерам ВМС, что сперва подозревал их в том, что всё увиденное было подстроено специально для него, но после того как сутки подряд он наблюдал как днём и ночью взлетали и садились самолёты, он решил, что это было бы слишком сложно, — организовать такое авиашоу только чтобы произвести на него впечатление. Также он сказал им, что на занятиях по технике и вооружению иностранных армий и флотов его политруки лгали ему и другим лётчикам об истинных тактико-технических характеристиках американских авианосцев и напрасно они их высмеивали[13].

Как на авиабазе, так и на авианосце, он был озадачен простотой организации службы лётного состава ВВС и ВМС США, отсутствием круговой поруки, отсутствием такого количества мероприятий допуска и необходимости оформления разрешительных документов, которые требовались для советских лётчиков. Наблюдая взлёт и посадку самолётов на палубу авианосца, он отметил, что никогда не видел «столь согласованных и профессиональных действий технического состава, без чьих-либо приказаний и без того, чтобы кто-то орал на них в процессе».[4]

Сотрудничество с разведывательными органами США

В период Холодной войны американские пилоты нередко сталкивались с советской авиацией, их интересовал взгляд на ситуацию с точки зрения советского пилота[13]

С Беленко в первые месяцы его пребывания в США работали каждодневно, практически круглосуточно, не только сотрудники ЦРУ, но также специалисты по вопросам советской авиации из РУМО и РУ ВВС США, а также профессиональные доктора и психоаналитики (с целью установления его физического и психологического состояния, так как американские власти не сразу поверили в столь крупную удачу). Попутно с этим он начал изучать английский язык по программе учащихся колледжей и быстро достиг успехов на этом поприще, — это было необходимо для того, чтобы работавшие с ними сотрудники спецслужб могли обходиться без переводчиков. Как охарактеризовал его один из офицеров разведки, который с ним работал, кроме предоставления американцам передового советского истребителя с массой секретного оборудования на борту, он сам по себе был «золотой жилой» технической, тактической и оперативной информации о советской авиации. Помимо перечисленного, разведслужбы занялись уточнением картографической информации и топографических данных дальневосточных пунктов базирования советской авиации, организации службы, ежедневных мероприятий боевой учёбы и проверки боевой готовности, почасовой и поминутный график несения службы советскими лётчиками и т. д. Беленко сам был удивлён своей разноплановой осведомлённостью: «Я никогда не задумывался над тем, что, оказывается, я та́к много знаю». Через три месяца его пребывания в США сотрудники разведслужб говорили о том, что им потребуется не несколько месяцев, а как минимум ещё год на общение с Беленко для сбора всей интересующей их информации, — настолько ценным кадром он оказался для них[4].

Работа и личная жизнь

По прошествии какого-то времени, когда шефствующий над ним Джордж Уиш посчитал, что его подопечный уже достаточно акклиматизировался, чтобы в одиночку ездить по стране, он подарил Беленко ключи от своего собственного Dodge Charger и сказал: «Виктор, вылезай из Вашингтона и открой для себя Америку!» (Get out of Washington and find America for yourself), — тот последовал совету и совершил поездку по стране, где встретил свою будущую жену, которая тогда работала официанткой в закусочной. Позже Уиш, уже будучи пенсионером, регулярно навещал своего бывшего подопечного[12].

Беленко большую часть времени проводил в Вашингтоне, где работал по совместительству на нескольких высокооплачиваемых должностях: консультантом федеральных правительственных структур по вопросам советской авиации и консультантом авиастроительных компаний военной промышленности, которым он помогал совершенствовать вооружение и бортовую аппаратуру американских военных самолётов для борьбы против советской авиации (как он позже сам признался, по его убеждению «американские истребители — лучшие в мире»),[10] снимался в рекламе для различных американских компаний, был приглашён читать лекции в американских военных учебных заведениях, нередко приглашался в качестве эксперта для телевидения и печатных средств массовой информации по различным вопросам (например, после уничтожения южнокорейского «Боинга» в советском воздушном пространстве, после начала расширения сети советских аэродромов и по другим поводам, затрагивающим вопросы авиации). В США он поддерживал дружеские отношения с бригадным генералом Чарльзом Йегером, с которым они вместе рыбачили, с членом пилотажной группы «Blue Angels» Эрни Кристенсеном и со многими инструкторами, преподавателями и выпускниками нескольких выпусков знаменитых лётных курсов истребительно-бомбардировочной авиации ВМС США (более известных как TOPGUN[en]), а также со своими знакомыми из ЦРУ в период их работы там и после того как они вышли на пенсию[12].

После укоренения на новом месте

Японский пилот, разбивший в море самолет F-35, «вероятно, пострадал от VERTIGO»

Японский пилот, разбивший самолет F-35 в море, «вероятно, пострадал от VERTIGO», сообщает военное ведомство

  • Истребитель F-35A пролетел 9 апреля возле авиабазы ​​Мисава, когда он пропал без вести
  • Министр Такеши Ивая сказал: «Мы полагаем, что пилот страдал от головокружения»
  • Устранение механических или программных проблем — облегчение для других стран
  • Ивайя сказал, что Япония усилит подготовку пилотов к головокружению и проверит другие F-35

Автор: Джеймс Гант для Mailonline и Reuters

Опубликованный: | Обновлено:

Военно-воздушные силы Японии заявили, что головокружение, вероятно, привело к тому, что в апреле один из их пилотов полетел на своем истребителе-невидимке F-35 в Тихий океан, ударившись о воду на скорости более 683 миль в час.

Реактивный самолет Lockheed Martin Corp исчез с экранов радаров во время учений с тремя другими F-35 над океаном у северо-запада Японии 9 апреля, в результате чего погиб 41-летний пилот.

Министр обороны Такеши Ивая сказал на брифинге: «Мы считаем, что весьма вероятно, что пилот страдал от головокружения или пространственной дезориентации и не знал о своем состоянии.

Японский истребитель-невидимка F-35A в апреле участвовал в тренировках возле авиабазы ​​Мисава, когда наземные экипажи потеряли с ним связь.На фото: самолет-невидимка F-35A ВВС Японии взлетает с авиабазы ​​Мисава, где находился разбившийся самолет.

Самолет Lockheed Martin Corp исчез с экранов радаров во время учений с тремя другими F-35 над океаном у северо-запада. В Японии 9 апреля (на фото) погиб 41-летний пилот.

Что такое головокружение, что его вызывает и как его лечить?

Головокружение — это головокружение, ощущение кружения, которое может испытывать человек, но это не страх высоты, как часто думают.Это может быть любое временное или продолжающееся головокружение.

Проблемы внутреннего уха, влияющие на равновесие, являются наиболее частыми причинами:

  • Доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение (ДППГ) — когда определенные движения головы вызывают головокружение
  • Лабиринтит — инфекция внутреннего уха, вызванная вирусом простуды или гриппа
  • Вестибулярный нейронит — воспаление вестибулярного нерва
  • Болезнь Меньера — редкое заболевание внутреннего уха, которое иногда проявляется звон в ушах (тиннитус) или потеря слуха.

Другие причины, вызывающие головокружение:

  • Мигрень
  • Некоторые лекарства могут вызывать головокружение как побочный эффект
  • Иногда причина неизвестна.

В большинстве случаев головокружение проходит без лечения. Лечение будет зависеть от причины.

Врач может назначить антибиотики, если это вызвано инфекцией. Пациенту также можно дать

11 сентября приступов | История, резюме, хронология, жертвы и факты

Сюжет

Атаки 11 сентября были вызваны в значительной степени из-за того, что Усама бен Ладен, лидер воинствующей исламской организации «Аль-Каида», имел наивные представления о Соединенных Штатах Америки. подготовка к атакам.Абу Валид аль-Масри, египтянин, который был соратником бен Ладена в Афганистане в 1980-х и 1990-х годах, объяснил, что в годы, предшествовавшие терактам, бен Ладен все больше убеждался в слабости Америки. «Он считал, что Соединенные Штаты намного слабее, чем думали некоторые из его окружения», — вспоминал Масри, и «в качестве доказательства он сослался на то, что произошло с США в Бейруте, когда бомбардировка базы морских пехотинцев заставила их бежать из Ливана. , », Имея в виду разрушение там казарм морской пехоты в 1983 г. ( см. взрывы казарм в Бейруте в 1983 г.), в результате чего погиб 241 американский военнослужащий.Бен Ладен полагал, что Соединенные Штаты были «бумажным тигром», и это убеждение сформировалось не только в результате ухода Америки из Ливана после бомбардировки казарм морской пехоты, но и в результате вывода американских войск из Сомали в 1993 году после гибели 18 американских военнослужащих. Могадишо и уход американцев из Вьетнама в 1970-е гг.

Ключевым оперативным планировщиком терактов 11 сентября был Халид Шейх Мохаммед (часто называемый просто «KSM» в более позднем отчете Комиссии 9/11 и в средствах массовой информации), который провел свою юность в Кувейте.Халид Шейх Мохаммед стал активным членом «Братьев-мусульман», к которому он присоединился в возрасте 16 лет, а затем он отправился в Соединенные Штаты, чтобы поступить в колледж, получив степень в Государственном сельскохозяйственно-техническом университете Северной Каролины в 1986 году. После этого он отправился в Пакистан, а затем Афганистан ведет джихад против Советского Союза, который начал вторжение в Афганистан в 1979 году.

Халид Шейх Мохаммед

Халид Шейх Мохаммед.

Окружной суд США Восточного округа Вирджинии (U.С. против Муссауи)

По словам Йосри Фауда, журналиста арабоязычного кабельного телеканала Al Jazeera, который брал у него интервью в 2002 году, Халид Шейх Мохаммед планировал взорвать несколько десятков американских самолетов в Азии в середине 1990-х годов, заговор (известный как «Божинка»), который провалился, «но мечта Халида Шейха Мохаммеда не угасла. И я думаю, вложив руку в руки бен Ладена, он понял, что теперь у него появился шанс осуществить свою долгожданную мечту ».

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.Подпишитесь сегодня

В 1996 году Халид Шейх Мохаммед встретился с бен Ладеном в Тора-Бора, Афганистан. Комиссия 9-11 (формально Национальная комиссия по террористическим нападениям на Соединенные Штаты), созданная в 2002 г. Джордж Буш и Конгресс США для расследования терактов 2001 года объяснили, что именно тогда Халид Шейх Мохаммед «представил предложение об операции, которая будет включать обучение пилотов, которые будут врезать самолеты в здания в Соединенных Штатах». Халид Шейх Мохаммед придумал тактическую новинку использования захваченных самолетов для нападения на Соединенные Штаты, Аль-Каида предоставила персонал, деньги и материально-техническую поддержку для проведения операции, а бен Ладен превратил атаки на Нью-Йорк и Вашингтон в более крупную стратегическую стратегию. структура нападения на «дальнего врага» — США — с целью изменения режима на Ближнем Востоке.

Заговор 11 сентября продемонстрировал, что «Аль-Каида» была организацией мирового масштаба. Сюжет разворачивался по всему миру: встречи по планированию в Малайзии, уроки полетов оперативников в Соединенных Штатах, координация со стороны руководителей заговора из Гамбурга, Германия, денежные переводы из Дубая и вербовка террористов-смертников из стран Ближнего Востока — все это деятельность, которая в конечном итоге находилась под контролем лидеров Аль-Каиды в Афганистане.

Узнайте о Мохаммеде Атте, главном виновнике терактов 11 сентября, и Себастьяне Горки, немецком банкире и одной из жертв Всемирного торгового центра, Нью-Йорк.

Обсуждение Мохаммеда Атты, главного угонщика самолета 11 сентября 2001 г. , террористические акты и немецкий банкир Себастьян Горки, один из погибших во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке.

Contunico © ZDF Enterprises GmbH, Майнц См. Все видеоролики к этой статье

Ключевые части сюжета 11 сентября обрели форму в Гамбурге. Четверо ключевых пилотов и специалистов по планированию в «гамбургской ячейке», которые возьмут на себя оперативный контроль над атаками 11 сентября, в том числе главный угонщик Мохаммед Атта, имели возможность встретиться в поезде в Германии в 1999 году с исламистским боевиком, который атаковал разговор с ними о ведении джихада в Чеченской республике. Боевики связали гамбургскую ячейку с живущим в Германии оперативником «Аль-Каиды», который объяснил, что в то время попасть в Чечню было сложно, поскольку многие путешественники задерживаются в Грузии.Он рекомендовал вместо этого поехать в Афганистан.

Мохаммед Атта

Фотография Мохаммеда Атты из водительских прав Флориды.

Окружной суд США по Восточному округу штата Вирджиния (США против Муссауи)

Хотя Афганистан имел решающее значение для подъема «Аль-Каиды», именно опыт, приобретенный некоторыми заговорщиками на Западе, сделал их одновременно более усердны и лучше оснащены для проведения атак. Трое из четырех заговорщиков, которые будут пилотировать угнанные самолеты 11 сентября, и один из ключевых планировщиков, Рамзи Бинальшиб, стали более радикальными, живя в Гамбурге.Какое-то сочетание предполагаемой или реальной дискриминации, отчуждения и тоски по дому, похоже, повернуло их всех в более воинственное русло. Все более отрезая себя от внешнего мира, они постепенно радикализировали друг друга, и в конце концов друзья решили вести битву в глобальном джихаде бен Ладена, отправившись в 1999 году в Афганистан на поиски «Аль-Каиды».

Атта и другие члены гамбургской группировки прибыли в Афганистан в 1999 году как раз в тот момент, когда заговор 11 сентября начал обретать форму.Бен Ладен и его военный командир Мухаммад Атеф осознали, что Атта и его соратники-джихадисты, получившие образование на Западе, гораздо лучше подходят для руководства атаками на Вашингтон и Нью-Йорк, чем люди, которых они уже наняли, что привело к тому, что бен Ладен назначил Атту руководителем операции.

Угонщики, большинство из которых были из Саудовской Аравии, обосновались в Соединенных Штатах, многие задолго до нападений. Они путешествовали небольшими группами, и некоторые из них прошли обучение коммерческим полетам.

Во время своего пребывания в Соединенных Штатах Атта информировал Бинальшиба по электронной почте о ходе заговора. Чтобы скрыть свою деятельность, Атта писал сообщения, как если бы он писал своей девушке «Дженни», используя безобидный код, чтобы сообщить Бинальшибу, что они почти завершили свое обучение и готовы к атакам. Атта написал в одном сообщении: «Первый семестр начинается через три недели… Девятнадцать сертификатов о частном образовании и четыре экзамена». Указанные 19 «сертификатов» были кодом, который идентифицировал 19 угонщиков «Аль-Каиды», а четыре «экзамена» определили цели атак.

Ранним утром 29 августа 2001 года Атта позвонил Бинальшибу и сказал, что у него есть загадка, которую он пытается разгадать: «Две палки, рывок и торт с палкой вниз — что это?» Обдумав вопрос, Бинальшиб понял, что Атта говорил ему, что атаки произойдут через две недели — две палки были номером 11, а торт с палкой вниз 9. Сложив все вместе, это означало, что атаки будут происходить в 11-9, или 11 сентября (в большинстве стран день предшествует месяцу в числовых датах, но в Соединенных Штатах месяц предшествует дню; следовательно, в Соединенных Штатах это было 9-11).5 сентября Бинальшиб уехал из Германии в Пакистан. Оказавшись там, он отправил посыльного в Афганистан, чтобы сообщить бен Ладену о дне нападения и его масштабах.

10 июня 1990: Чудо рейса BA 5390, когда капитана высасывают из кабины — и он выживает

.

Авиационная катастрофа была предотвращена в этот день в 1990 году, когда неправильно установленная панель ветрового стекла самолета British Airways, выполнявшего рейс 5390, выпала, в результате чего кабина самолета распалась, а его капитан был вытянут на полпути из самолета на высоте более 17000 футов. .

BA 5390 вылетел из аэропорта Бирмингема в 7.20 утра и направился в Малагу в Испании. За штурвалом находились капитан Тим Ланкастер, 42 года, и его второй пилот, 39-летний Аластер Атчисон, оба опытные летчики, и их взлет был обычным делом.

[В этот день: Еще больше невероятных историй]

Менее чем через 15 минут полета, когда самолет находился на высоте 17 300 футов над Оксфордширом, в кабине раздался громкий хлопок, и лобовое стекло на капитанской стороне вылетело из-за места стоянки, что вызвало немедленную декомпрессию.

Оба пилота расстегнули ремни безопасности, и порыв воздуха с силой потянул Ланкастера к открытому окну. Как показывает реконструкция из документального фильма «Расследование авиакатастрофы» канала National Geographic (см. Выше), вся верхняя половина его тела была вытащена из самолета, и только его ноги остались внутри, зацепившись за органы управления полетом.

[Подробнее: 6 февраля 1958 — Малыши Басби убиты в авиакатастрофе в Мюнхене]

Бортпроводник Найджел Огден, находившийся в то время в кабине экипажа, быстро схватился за пояс Ланкастера, в то время как раненый капитан был отброшен из стороны в сторону сильным ветром и начал терять сознание в разреженном воздухе на такой высоте.

Огден тоже начал страдать от обморожения и истощения, и его выручили старший стюард Джон Хьюард и бортпроводник Саймон Роджерс (на фото выше: Ланкастер стоит и Атчисон в центре). Голова Ланкастера теперь ударилась о борт кабины, заставив команду поверить, что он умер. К счастью, они держались за него, опасаясь, что его тело может попасть в двигатель самолета.

[Подробнее: 15 января 2009 г. — пилот-герой приземляет самолет на реке Гудзон]

Получив разрешение на экстренную посадку в аэропорту Саутгемптона, Атчисон благополучно приземлил самолет, а экипаж мрачно держался за Ланкастер.Пилот был обнаружен живым и был доставлен в больницу, когда испуганные пассажиры вышли из самолета. Все испытание длилось 22 минуты.

Изображение предоставлено: National Geographic Channel, PA, Rex Features

Рейс 5390 BA — Вы знали?

  • Рейс 5390 BA, BAC One-Eleven, на момент инцидента перевозил 81 пассажира и шесть членов экипажа.
  • Когда окно было выбито, из-за силы потока воздуха, вырывающегося из отверстия, дверь кабины экипажа влетела внутрь и упала на органы управления самолета.Дроссельная заслонка была принудительно открыта, что означало, что самолет набирал скорость, поскольку начал терять высоту.
  • Направляясь вниз со скоростью 80 футов в секунду и при ветре -17C, экипаж был вынужден вцепиться в потерявшего сознание Ланкастера, вес которого был эквивалентен 500 фунтам из-за силы всасывания воздуха снаружи самолета.
  • Ланкастера лечили от переломов правой руки, большого пальца левой руки и правого запястья, а также от обморожения и шока. Примечательно, что он вернулся к работе в течение пяти месяцев.
  • Бортпроводник Найджел Огден получил вывих плеча и обморожение лица и глаза. Он вернулся к работе после перерыва, но перенес посттравматический стресс и досрочно вышел на пенсию в 2001 году. Никто из участников инцидента не пострадал.
  • Специалисты по расследованию авиационных происшествий обнаружили, что, когда накануне вечером на самолет устанавливали лобовое стекло, для его крепления использовались не те болты; они были немногим более чем на полмиллиметра меньше и вышли из строя под сильным давлением воздуха.
  • Болты фактически заменили другие неправильные; инженер, работая под давлением и не обращаясь к инструкциям, просто заменил старые болты на новые на аналогичной основе.
  • В результате инцидента ветровые стекла на самолетах British Airways теперь крепятся болтами внутри самолета, а не снаружи, что подвергает их еще меньшему давлению.

True Crimes: Человек, угнавший грузовой самолет

Угон самолетов не было редкостью в 1994 году, но обычно такие крайние меры предпринимались маргинальными террористическими группировками с политическим заявлением, которые обычно использовали большой пассажирский самолет, чтобы сделать это заявление.Поэтому неудивительно, что башня Мемфис неоднократно запрашивала разъяснения относительно того, какая авиакомпания объявляла чрезвычайное положение из-за попытки захвата 7 апреля. Federal Express? Грузовой самолет? Это было странно, но факт.

Преступник

Оберн Кэллоуэй работал пилотом в FedEx, но он немного подделал свое резюме и значительно приукрасил свой полетный опыт во время службы в ВМС США. Когда его назначили на дисциплинарное слушание, он запаниковал, предположив, что его уволят.Он нанес упреждающий удар по компании, которая, по его мнению, несправедливо выделяла его, и решил одним махом обеспечить свою семью и наказать FedEx. Его план состоял в том, чтобы угнать рейс FedEx, атаковав экипаж с помощью молотка, затем взять под контроль самолет и врезаться в штаб-квартиру компании в Мемфисе. При использовании молотка в качестве оружия вскрытие останков покажет только травму от удара тупым предметом, что типично при столкновении с самолетом. Таким образом, никакие подозрения не вернутся к Кэллоуэю, и его бенефициары получат полную сумму из многих сотен тысяч долларов по страхованию жизни, которое он недавно приобрел.

Преступление

Каллоуэй сел на рейс 705 FedEx в качестве пассажира с откидным сиденьем — привилегия, предоставляемая сотрудникам FedEx, когда было достаточно места. Единственным багажом, который он взял на борт, был футляр для гитары. Когда летный экипаж поднялся на борт, они были удивлены, увидев, что Кэллоуэй уже находится на борту и начинает предполетные процедуры. Однако они ничего не сказали, и он оставил кресло инженера и устроился на откидном сиденье.

Менее чем через 30 минут полета Кэллоуэй открыл футляр для гитары и достал молоток, которым он нанес удары по головам капитана Дэвида Сандерса, первого помощника капитана Джима Такера и бортинженера Энди Петерсона.На что Кэллоуэй не рассчитывал, так это на упорство летного экипажа; Несмотря на зияющие раны на голове, которые пробили их черепа и привели к частичному параличу, трое мужчин сопротивлялись. Двое из них физически отбили молот у Кэллоуэя, который временно отступил, а затем вернулся с ружьем. Такер, его правая сторона была полностью парализована, левой рукой сумел подтянуть рычаг управления к груди, в результате чего реактивный самолет перешел в крен бочки (со скоростью 400 миль в час!). Этот маневр вывел Кэллоуэя из равновесия и позволил Сандерсу и Петерсону схватить его и удержать.DC-10 погрузился в пикирование со скоростью более 500 миль в час, для чего этот аппарат не был предназначен, но каким-то образом Такер, используя только одну рабочую руку, сумел выйти из пикирования и передать вышку экстренный вызов.

< NEXT Новейшие истребители россии: #истребители — Проект Русское оружие — Российская газета Новейшие истребители россии: #истребители — Проект Русское оружие — Российская газета

PREV > Карта city priority: Карта Citi Priority Ситибанк условия обслуживания | Оформить Citi Priority от Ситибанка онлайн Карта city priority: Карта Citi Priority Ситибанк условия обслуживания | Оформить Citi Priority от Ситибанка онлайн

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *