Меню

Истребитель стелс: «Стелс» (самолет): технические характеристики :: SYL.ru

Category: Разное

Содержание

«Стелс» (самолет): технические характеристики :: SYL.ru

Технология «Стелс» на сегодняшний день остается на передовицах военной инженерии. Она перевернула фундамент мировой авиации, сделав самолеты главным тактическим оружием на поле боя. Впервые истребители-невидимки были представлены миру после нашумевшей операции «Буря в пустыне». Американские инженеры сотворили чудо, выпустив в широкое производство самолеты F-117. Разработкой новой технологии занималась компания «Локхид». Невидимки могли без труда влететь в любое хорошо охраняемое воздушное пространство и ликвидировать цель, оставаясь незамеченными для местных локаторов.

Технология «Стелс»

Значительного прогресса в разработках инженеры американской фирмы «Локхид» добились в конце 1970-х. Ранее похожие технологии использовались для маскировки подводных лодок и наземной бронетехники. Тем не менее для сокрытия в воздушном пространстве большого объекта позже был применен усовершенствованный подход.

«Стелс» — самолет, который незаметен для большинства радиолокаторов и техники, сканирующей в инфракрасном спектре. Обычные авиационные единицы, попадая в диапазон излучающих волн, улавливаются оборудованием. Этот эффект достигается благодаря отражению радиосингала от корпуса самолета. Чем больше площадь рассеивания, тем выше вероятность обнаружения объекта. Крупный бомбардировщик имеет показатель около 100, истребитель – до 12, а американский самолет «Стелс» – 0,3 кв.м.

Фундаментом технологии невидимки считаются две составляющие: максимальное поглощение излучения от локаторов поверхностью корпуса и отражение волн в направлении, не входящем в диапазон поиска РЛС. Решением этих задач стало специальное покрытие и угловая форма самолета.

Разработки подобного воздушного объекта велись с начала 1960-х, однако ограниченные технические и финансовые ресурсы долго время не позволяли добиться должных результатов. Ситуация кардинально поменялась через полтора десятка лет. В 1981 году в небо поднялся первый самолет-невидимка «Стелс». С этого момента производство F-117 получило широкие масштабы.

Плюсы и минусы технологии

Про самолет «Стелс» можно сказать только хорошее. Тем не менее многие военные специалисты долгое время выражали свое недовольство инновацией американской авиации. И действительно, если подробно разобраться, у технологии были свои весомые недостатки. Во-первых, это касается стоимости самолета. Строительство одной единицы составляло более полумиллиарда долларов. Крупные бомбардировки-невидимки и вовсе оценивались в $1,1 млрд.

Следующим нюансом стало резкое развитие радиолокационного оборудования. Уже к началу 1990-х практически все РЛС могли с той или иной степенью вероятности обнаружить самолеты технологии «Стелс». Из-за этого американским инженерам приходилось постоянно совершенствовать свои наработки.

Еще одним минусом технологии являлось заметное снижение летных характеристик невидимки, так как при конструировании упор делался на радиолокационную малозаметность. В результате «Стелс» (самолет) сильно проигрывал многим другим воздушным единицам и в скорости, и в маневренности, и даже в безопасности.

Что касается преимуществ, то помимо малозаметности стоит выделить эффективное противодействие ударной угрозе. Дело в том, что ни одна автоматизированная ракета не способна зафиксировать самолет с достаточной точностью.

На сегодняшний день американское правительство продолжает выделять миллиарды долларов на строительство новых представителей класса «Стелс».

Принцип работы самолета-невидимки

Для поглощения радиоизлучения используется ферромагнитное покрытие, которое нанесено на весь корпус объекта. Когда на данную поверхность попадают волны, под действием микроскопических магнитных частиц они перенаправляются с повышенной частотой в другую от РЛС сторону. Таким образом, энергия излучения истрачивается. Для улучшения свойств незаметности все оборудование и принадлежности в самолете сделаны из углеродного волокна. Также для перенаправления радиолучей было решено сконструировать корпус и крылья из плоскостей, без закруглений поверхности.

Самолет-невидимка «Стелс» имеет специальные турбореактивные двигатели. Отличием от традиционных является использование диффузора перед компрессором. Это позволяет отражать излучение внутрь двигателя, тем самым нейтрализуя его. Также самолет оборудован системой охлаждения. Она принудительно снижает инфракрасные шумы двигателей.

Для рассеивания изучения радара было изменено даже кресло пилота. Оно имеет гофрированную форму, как и все остальные вертикальные части самолета. Мало того, изменению подвергся и хвост воздушного судна. В результате доработок он приобрел V-образную горизонтальную форму.

Первый самолет-невидимка

В 1981 году передовой разработкой американской компании «Локхид» стал дозвуковой ударный Lockheed F-117 кодификации Night Hawk. Самолет был предназначен для быстрого проникновения в тактическую зону противника, успешно скрываясь от систем ПВО. В результате последующих модернизаций были внедрены технологии противодействия самонаводящимся ракетам.

К 1990 году на балансе ВВС США состояло 64 единицы F-117. В международной кодификации самолет получил название «Ночной Ястреб». По американской системе обозначения невидимке присвоена литера F. Интересно, что долго время F-117 считался истребителем. Тем не менее сегодня он является обычным дозвуковым самолетом тактико-ударного типа.

«Ночной Ястреб» успешно использовался в боевых действиях в Панаме, Персидском заливе, Югославии, Ираке. Первые потери датированы мартом 1999 года. Это был стелс-самолет, сбитый ракетой комплекса С-125 неподалеку от сербского поселения Буджановцы.

На данный момент «Ночной Ястреб» снят с вооружения из-за нехватки средств в связи с разработкой истребителя F-22 (новый самолет «Стелс»).

Технические характеристики Lockheed F-117

Длина самолета составляет 20 м, в то время как размах крыла превышает отметку в 13 м. В экипаж входит один пилот. Масса F-117 варьируется в пределах от 13,4 до 23,8 тонн, в зависимости от загруженности и запаса топлива. Изначально планировалось уменьшить номинальный вес самолета до 10 т, однако в итоге установка охлаждения потребовала дополнительного места. В результате пришлось дорабатывать нижнюю часть корпуса.

В комплектацию входят 2 двигателя F404 с суммарной тягой в 9700 кгс. Что касается летных характеристик, то максимальная дальность полета составляет порядка 1720 км. При этом боевой радиус равен 860 км. «Ночной Ястреб» способен подниматься на высоту до 13,7 километра. Скорость движения составляет 993 км/ч, в автономном режиме – 905 км/ч.

Описание невидимки B-2 Spirit

Этот стелс-самолет был разработан американской фирмой «Northrop Gr.». На сегодняшний день находится в активной эксплуатации. Представляет собой тяжелый стратегический бомбардировщик. Предназначен для поражения больших тактических наземных объектов. Способен прорваться через плотную ПВО благодаря использованию технологии «Стелс». В грузовом отсеке имеет возможность транспортировки ядерного оружия. Проект «Спирит» американскому правительству обошелся в 45 миллиардов долларов.

Экипаж бомбардировщика состоит из 2 человек. Номинальная масса невидимки равняется 72 т. Параллельно с этим самолет способен поднять в воздух до 100 тонн припасов и топлива. Все четыре двигателя двухконтурные турбореактивные. Максимальная тяга – 30500 кгс. Бомбардировщик развивает скорость до 1010 км/ч. Дальность полета превышает 11 тысяч км.

В стандартное вооружение входят бомбы класса Mk или CBU, ракеты AGM и ядерное оружие литеры B. На данный момент это самый большой в мире стелс-самолет.

Характеристики F-22 Raptor

Истребитель «Раптор» является многоцелевым воздушным объектом пятого поколения. Его разработками занимались компании Boeing, Lockheed и GD. Это самый новый и усовершенствованный истребитель-невидимка в мире.

F-22 основывается на принципе молниеносного поражения цели. Стоит отметить, что все вооружение «Раптора» находится в специальных внутренних отсеках для понижения заметности. Боевое крещение истребители прошли в Сирии осенью 2014 года.

Экипаж F-22 может состояться только из одного человека. Чистая масса – около 20 т. Грузоподъемность колеблется в пределах 10 тонн. В комплектации два двигателя с мощностью по 7400 кгс. При полете истребитель развивает скорость до 2410 км/ч.

Российский проект-невидимка «Беркут»

В 1997 году был выпущен первый экспериментальный палубный истребитель Су-47. Его конструктором стал Михаил Погосян. Работа над проектом осуществлялась на территории России.

Су-47 считается полностью стратегическим объектом, поэтому на нем не установлено никакого вооружения. Его целью является получение и анализ разведданных с хорошо защищенных точек противника. В дальнейшем планируется модернизация самолета до легкого бомбардировщика.

Экипаж – 1 пилот. Номинальная масса объекта – 26,5 т. Оба двигателя двухконтурные турбореактивные с форсажной камерой. Общая тяга обеспечивается в 17500 кгс. Это позволяет Су-47 достигать скорости в 2500 км/ч.

Азиатская невидимка Shenyang J-31

Этот китайский стелс-самолет получил широкое производство только в конце 2012 года. Представляет собой многоцелевой истребитель последнего поколения. Миру стал известен как «Кречет» после международной выставки в Чжухае.

Управляет истребителем 1 пилот. Стоит отметить, что J-31 считается одним из самых маленьких самолетов класса «Стелс». Его длина составляет всего 16,9 м, а размах крыльев — и вовсе 11,5 м. При этом масса объекта – 17,5 т. Максимальный скоростной порог – 2200 км/ч.

О составе стелс-покрытия истребителей 5-го поколения: разработки и проблемы

Использование стелс-технологий, обеспечивающих малую заметность, является отличительной чертой истребителей пятого поколения. Одним из ключевых компонентов малой заметности является именно стелс-покрытие.

Что представляют собой стелс-покрытия

Радиопоглощающие покрытия и материалы (РПМ) – это и есть те самые стелс-покрытия, которые придают самолету эффект меньшей заметности. Одним из наиболее распространенных стелс-покрытий является iron ball paint. Этот состав содержит микроскопические сферы, покрытые магнитным составом. Эффект действия прост: излучение локаторов превращается в тепло, что позволяет уменьшить заметность объекта. Подобным материалом был покрыт разведывательный самолет SR-71 Blackbird.

Резонансные покрытия обладают толщиной в ¼ длины волны, что позволяет отражать излучение от внешней и внутренней поверхностей покрытия. Что же касается нерезонансных покрытий, то они рассеивают излучение или отражают его в разных направлениях.

По понятным причинам, ни в России, ни в США особо не афишируются технологии, используемые при создании новейших истребителей. И, тем не менее, определенная информация о них, включая и состав снижающих заметность покрытий, попадает в прессу. Так, еще год назад стало известно, что новое стелс-покрытие получила кабина российского многоцелевого истребителя 5-го поколения Су-57. В «Ростехе» заверили, что новый композитный материал, примененный в покрытии, на 30% снизил заметность кабины. Покрытие увеличивает в 2 раза поглощение радиолокационных волн.

Стелс-покрытие наносится на фонари самолетов Су-57, Су-30, Су-34, Су-35, МиГ-29К. Оно представляет собой слои оксидов металлов толщиной 70-90 нм. Благодаря ему снижается заметность самолета для радиолокационных средств противника, а пилот истребителя защищается от теплового фактора, ультрафиолета и иных негативных воздействий. Последнее также очень важно. Поскольку покрытие в три раза снижает тепловую составляющую солнечной радиации, а воздействие на пилота ультрафиолета снижается почти в шесть раз.

Современные радиопоглощающие покрытия отличаются от применявшихся лет 10 тому назад весьма существенно. В частности, они обладают переменной по профилю толщиной, сложной структурой с меняющимися значениями диэлектрической и магнитной проницаемостей и по толщине, и вдоль поверхности обшивки. Состав покрытия позволяет модифицировать падающую на него электромагнитную волну так, чтобы она не смогла передать противнику информацию, способную «раскрыть» параметры военной техники.

Большая часть поверхности самолета обрабатывается с помощью лакокрасочных технологий. А.Н. Лагарьков и М.А. Погосян в одной из своих статей отмечали важность ферромагнитных мелкодисперсных наполнителей с заданными значениями магнитной проницаемости. Также широко применяются плазменные технологии. Например, рассеивающее покрытие на фонаре кабины истребителя создается при помощи плазменно-вакуумной технологии.

Как у F-22 и F-35 появились проблемы со стелс-покрытием

В то же время, иногда стелс-покрытие создаёт дополнительные проблемы самолётам. Так произошло, в частности, с истребителями ВВС США F-22 Raptor, которые были задействованы в операции международной коалиции в Сирии. Непростой сирийский климат с его песчаными бурями привел к тому, что радиопоглощающее покрытие F-22 стало отваливаться буквально кусками. Это произошло из-за того, что покрытие стало терять прочность.

В 2019 г. Bloomberg опубликовал доклад Министерства обороны США, в котором говорилось об аналогичных проблемах со стелс-покрытием самолетов F-35B, которое также изнашивается быстрее, чем рассчитывали при его нанесении. Во время полета на сверхзвуковой скорости стелс-покрытие попросту сгорает, что превращает самолет в легкую мишень для истребителей даже четвертого поколения.

В то же время, американский летчик Уильям Флинн в интервью Defense News отметил, что с такими проблемами самолеты сталкиваются во время длительных полетов на сверхзвуковых скоростях, а в реальных боевых условиях необходимость в столь длительных полетах как правило отсутствует.

Стоит отметить, что исследования в сфере разработки новых стелс-покрытий продолжаются. Например, коллектив ученых из НИТУ «МИСиС» и Политехнического университета Турина (Италия) выдвинул проект новой стелс-маскировки, которая позволяет сигналу радара не отражаться или поглощаться, а просто проходить насквозь. То есть, достигается эффект «отсутствия объекта».

F-117 — не очень незаметный и совсем не истребитель

?

LiveJournal

  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • iOS & Android
  • Disable ads

Login

  • Login
  • CREATE BLOG

    Join

  • English

    (en)

    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

Ночной ястреб или хромой гоблин? История самолета-невидимки F-117

Идея скрыть себя, свое оружие и технику от глаз противника будоражила умы военных еще с незапамятных времен. Всевозможные хитрости и средства маскировки прошли долгий путь эволюции. Параллельно развивались и средства обнаружения. Так, еще со времен Второй мировой войны главным врагом воздушных средств нападения постепенно становились не глаза и уши, а радиолокаторы. Они позволяли увидеть самолеты противника в любое время суток на значительном удалении.

История создания

В конце 1970-х годов в США авиаконструкторам была поставлена необычная и очень амбициозная задача — сделать полноценный боевой самолет, максимально скрытный в инфракрасном, визуальном, акустическом и (что самое главное) радиолокационном диапазоне. Тактический штурмовик предполагалось использовать для нанесения бомбовых ударов по наиболее важным и защищенным целям противника, оставаясь при этом невидимым для его радаров.

Программа по созданию самолета-невидимки, или «стелс», была беспрецедентно секретной. Головным разработчиком стала компания Lockheed. Стремление к максимальному снижению всех видов демаскирующих факторов привело к появлению машины, очень мало напоминающей классический самолет.

F-117А, а именно такой индекс получил новый штурмовик, скорей напоминал утюг, и при взгляде на него у пилотов возникали обоснованные сомнения в том, что «это» вообще сможет летать. Для снижения радиолокационной заметности самолету придали сложные рубленые формы, рассеивающие радиолучи в различных направлениях и обеспечивающие до 90% снижения эффективной площади рассеивания. На фонарь кабины было нанесено золотосодержащее многослойное покрытие, а воздухозаборники двигателей прикрыты специальными решетками. Были предприняты меры и по снижению тепловой заметности — выхлоп сопел направили вверх, в результате чего формировалась практически плоская струя выхлопа, быстро рассеивающаяся в воздухе.

Кроме того, F-117А Nighthawk («Ночной ястреб») планировалось использовать преимущественно в темное время суток и в режиме полного радиомолчания. Для этого постарались по возможности убрать все бортовые радиоустройства либо использовать их только в пассивном режиме, исключая демаскирующие признаки. Путем всех мероприятий фронтальную эффективную поверхность рассеивания удалось снизить в сотни раз по сравнению с самолетами классической конструкции!

Сразу надо оговориться, что абсолютно невидимый для вражеских радаров самолет создать невозможно. Смысл технологии «стелс» заключается в снижении заметности для наиболее распространенных РЛС сантиметрового и дециметрового диапазона.

Платой за все «невидимые» достоинства новинки стало катастрофическое снижение летно-технических характеристик. Самолет оказался крайне неустойчивым, и для его удержания были задействованы компьютеры, стабилизирующие машину. Пилотировать F-117 c отключенными системами активной стабилизации практически невозможно. После тяжелых и продолжительных испытаний и доработок в начале 1980-х годов первые серийные F-117 стали поступать на вооружение ВВС США.

Тактико-технические и летные характеристики, вооружение

F-117А представляет собой одноместный двухдвигательный штурмовик, выполненный по схеме «летающее крыло» с V-образным хвостовым оперением.

  • Длина самолета — 20,3 м.
  • Размах крыла — 13,3 м.
  • Масса пустого — 13 381 кг.
  • Нормальная взлетная — 21 150 кг.
  • Максимальная — 23 625 кг.
  • Боевая нагрузка — до 2500 кг.

Nighthawk оснащен двумя двигателями General Electric F404-F1D2 с максимальной тягой более 4800 кгс каждый. Масса топлива — 5500 кг.

При хорошей тяговооруженности летные характеристики весьма скромные:

  • максимальная скорость — 970 км/ч (М — 0,91).
  • Практический потолок — 13 700 м.
  • Дальность — 1720 км.
  • Боевой радиус — 860 км.

При низкой скорости и высоте полета из-за характерной конструкции фюзеляжа и активных систем курсовой устойчивости Nighthawk вдобавок имел очень серьезные ограничения по маневренности и допустимым перегрузкам. В реальной боевой обстановке — никаких фигур высшего пилотажа и прочих кульбитов. Только максимально скрытный ночной горизонтальный полет. За свой странный внешний вид и низкие летные характеристики «Ночной ястреб» получил у летчиков прозвище «Хромой гоблин».

Особенностью F-117А является то, что самолет вообще не имеет бортовой радиолокационной системы и оснащен только пассивными средствами прицеливания и навигации, за исключением лазерного подсвета цели, использующегося на краткий период времени. Все вооружение штурмовика для снижения заметности упрятано внутрь фюзеляжа в двухсекционный отсек. Основным вооружением являются две управляемые 907-килограммовые бомбы GBU-10, GBU-27 «Paveway» или две BLU-109 с оптическим или лазерным наведением. Также возможно применение управляемых ракет AGM-88 HARM, AGM-65 Maverick и даже бомб с ядерным оснащением В-61.

В общем и целом на бумаге ТТХ и вооружение F-117A смотрелись весьма убого по сравнению с другими самолетами того времени. Но главным оружием его все же были не летно-технические возможности и пара бомб, а малая заметность. Она-то и сделала медленного, неповоротливого и неказистого «Хромого гоблина» очень грозным оружием, звездой конфликтов конца ХХ века.

Несмотря на то, что первый серийный самолет поднялся в воздух в 1982 году, благодаря повышенным мерам секретности сам факт наличия подобной машины в США долгое время оставался тайной. Первый раз F-117А официально был представлен только в конце 1988 года, а на публике появился вообще в 1990 году на авиасалоне в Ле-Бурже. Как раз примерно с окончанием серийного производства. Всего ВВС США получили 59 серийных самолетов.

«Буря в пустыне»

Первый случай боевого применения «Ночного ястреба» зафиксирован во время конфликта в Панаме в 1989 году, когда два самолета-невидимки сбросили по одной бомбе. Более серьезным испытанием в 1991 году стал Ирак, где существовала полноценная система ПВО. Еще до начала активной фазы боевых действий F-117А совершали полеты вдоль границы между Ираком и Саудовской Аравией. В ходе полетов было выяснено, что «Ночные ястребы» оставались невидимыми для радаров иракских РЛС. Это давало поводы для оптимизма как самим пилотам, так и командованию ВВС коалиции.

Час икс для «Хромого гоблина» наступил в ночь с 16 на 17 января 1991 года. Десять самолетов, оставаясь совершенно незамеченными, нанесли удары по стратегическим целям — резиденции правительства, командным пунктам ВВС и объединенному центру управления. В течение первых суток удары по ключевым объектам не прекращались, дезорганизуя ПВО и деморализуя противника. Всего в конфликте было использовано 42 штурмовика F-117А, ни один из которых не был потерян. При этом, по заявлениям американского командования, эффективность боевого применения Nighthawk при уничтожении наиболее защищенных и ключевых объектов превышала таковую у гораздо более многочисленных F-16, F-18, «Торнадо» и других самолетов коалиции.

Югославия

Если операция «Буря в пустыне» действительно стала звездным часом самолетов-невидимок и их реальные боевые успехи особо никем не оспариваются, то с участием Nighthawk в конфликте на Балканах все далеко не так однозначно. Звонкой пощечиной для ВВС США стало уничтожение F-117А 27 марта 1999 года, всего через несколько дней с момента начала операции.

Фото с обломками рухнувшего «Гоблина» быстро облетели весь мир, разрушая миф о полной невидимости и неуязвимости F-117А. К счастью для пилота Дэйла Зелко, он сумел катапультироваться и был подобран поисково-спасательной группой. Высказывались предположения, что невидимку сбил югославский МиГ-29, упоминалось даже имя пилота. По другой версии, F-117 был сбит ЗРК «Куб». Говорят, что на самом деле «Гоблина» подстрелил расчет ЗРК С-125 250-й бригады ПВО под командованием полковника Золтана Дани. Следует отметить, что во многом факт уничтожения «стелса» устаревшей системой ПВО был вопросом удачи и воинской смекалки югославских зенитчиков.

Они, к слову, заверяли, что, помимо широко известного сбитого F-117А с серийным номером 82-0806, подбили еще несколько «невидимок», однако достоверных фактов этого не установлено.

Современное состояние и общая оценка проекта

Из 59 серийных машин за время эксплуатации было потеряно семь F-117А. Один был сбит, шесть разбились по техническим причинам. С 2006 года Nighthawk начинают постепенно сниматься с вооружения. Это связано с появлением в товарных количествах у США новейшего истребителя пятого поколения F-22 Raptor — гораздо более совершенной и сбалансированной машины. В 2008 году Nighthawk совершили свой последний полет, после чего были выведены из состава ВВС в резерв и переведены на длительное хранение.

Так закончилась четвертьвековая история этой харизматичной, незаурядной и неоднозначной машины. Сейчас можно смело утверждать, что на момент своего появления F-117А был по-настоящему передовым и прорывным боевым самолетом. Его создание, опыт эксплуатации и боевого применения послужили основой для проектирования более современных самолетов «стелс» — как в США, так и в России и Китае в настоящее время.

Можно ли сказать, что первый блин вышел комом, или, наоборот, американским конструкторам удалось-таки родить неуязвимое супероружие? С одной стороны, реальная боевая эффективность слишком малочисленного Nighthawk была сильно преувеличена, репутация — неимоверно раздута СМИ, но с другой — самолет действительно успел прилично повоевать, находясь при этом на самом острие меча и выполняя наиболее сложные и опасные задачи прорыва вражеской ПВО.

Радиоуправляемые авиамодели в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]

Начало стелс-эпохи | Warspot.ru

Первые работы над технологиями снижения радиолокационной заметности начались в США ещё в 50-х годах XX века, но, несмотря на все усилия и значительное финансирование, прорывного результата они не давали. Тем не менее, к середине 70-х критическая масса исследований уже была накоплена, и появление первых малозаметных самолётов было просто неизбежно. Первенцем среди них стала программа Have Blue. О её предыстории и некоторых перипетиях, произошедших до постройки прототипа, и пойдёт речь.

На заре эпохи

Впервые о незаметности самолётов для радаров ВВС США (в отличие от ЦРУ, вкладывавшего деньги в эту отрасль с 50-х) по-настоящему задумались в ходе Вьетнамской войны. Как показал её опыт, даже не самая сильная и хорошо подготовленная система ПВО, опирающаяся на достаточно современное оборудование, может представлять угрозу даже для американской авиации. Потери, которые ВВС США понесли в противостоянии с вьетнамскими зенитчиками, были признаны слишком серьёзными.

Именно тогда начались первые теоретические исследования вопроса снижения заметности существующих самолётов и возможной адаптации этих технологий для ещё разрабатываемых машин. Уделялось внимание созданию радиопоглощающих материалов и исследованию компоновочных решений, способствующих снижению заметности. Тем не менее, большая часть руководства ВВС ещё считала, что создание самолёта с высоким уровнем незаметности невозможно или попросту не имеет смысла.

Немного другого подхода придерживался Флот США. Там также изучили опыт конфликта во Вьетнаме и решили, что один из возможных путей — это применение на перспективных самолётах технологий, снижающих заметность в радиодиапазоне. Но в отличие от ВВС, создание специализированной малозаметной машины виделось вопросом вполне решаемым. В первой половине 70-х был дан старт двум программам: Quiet Attack Aircraft — по созданию малозаметного ударного самолёта, способного заменить штурмовики А-4, и Ship Tactical Airborne RPV — по созданию малого разведывательного БПЛА с высоким уровнем незаметности для радаров, поднимаемого в воздух палубными самолётами.

В перспективе Флот мог получить возможность эффективно обнаруживать позиции ПВО с помощью беспилотного разведчика малой заметности и уничтожать их с помощью малозаметного ударного самолёта. Обе программы не увенчались быстрым успехом, а на финансирование долговременных и дорогостоящих работ у Флота денег не было. Авиация стояла на пороге поколений, с экономикой в США всё было не очень хорошо, и основные средства флотской авиации уходили на создание нового палубного перехватчика и истребителя-бомбардировщика.

Ещё более важной вехой в осознании необходимости стелс-технологий стала «Война судного дня». Анализ конфликта показал высокую эффективность системы ПВО, построенной советскими специалистами, против авиации западного типа у Израиля. Так, окончательно подавить оборону Египта удалось лишь после того, как на основные позиции ЗРК вышли израильские войска.

Проект малозаметного разведывательного беспилотника Teledyne-Ryan Model 262 Manta Ray, выполненного по программе Ship Tactical Airborne RPV

В 1974 году Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США, более известное под сокращённым названием DARPA, провело серию исследовательских штабных игр, где информация, полученная в 1973 году, была объединена с данными о полноценной советской ПВО и наложена на конфликт в Центральной Европе с ограниченным применением ядерного оружия.

Результаты были совсем не обнадёживающими — на полное подавление советской ПВО ушло не менее двух с половиной недель, с учётом того, что на эту задачу будут брошены все доступные авиационные силы блока НАТО при потере почти двух третей состава. Учитывая, что сил на другие задачи при таком раскладе просто не оставалось, такая ситуация военных не устраивала. Выходов было несколько — прежде всего, банально нарастить численность ВВС. Но в условиях развивающегося экономического кризиса об этом не могло идти и речи.

Ещё одни возможным решением, которое ещё сыграет в будущем, была ставка на разработку различных разведывательных и ударных беспилотников, в том числе и пониженной заметности. Считалось что с их помощью, закрыв глаза на потери, можно будет подавить советскую ПВО. В то время подобными проектами в основном занималась только фирма Teledyne-Ryan

Оставался вариант найти технологию, способную серьёзно облегчить противостояние с ПВО. На первый взгляд, она уже была — средства электронной борьбы и постановки помех развивались почти с самого появления радаров, и даже на тот момент были вполне эффективны, что показал опыт применения самолётов радиоэлектронной борьбы во Вьетнаме. Но в DARPA серьёзно сомневались, будут ли они столь же эффективны в рамках большого конфликта в Европе.

Во-первых, даже самые мощные постановщики помех были не идеальны, и могли не справиться новейшими советскими разработками. Во-вторых, активная радиоэлектронная борьба привлекала к себе внимание. К постановщикам помех устремились бы советские истребители. Кроме того, это предупредило бы противника об атаке, намеченные цели могли замаскироваться или сменить позицию, что могло сорвать атаку совсем. Наконец, в-третьих, постановка помех всё же мешала обеим сторонам, пусть ставящая сторона и имела некоторое преимущество. Особенно это было неприятно для разведывательных самолётов и высокоточного оружия, на которое уже начали делать ставку в США. Нужен был иной подход, и им могло стать снижение эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) самолётов.

В ходе конфликта во Вьетнаме в противостоянии с ЗРК хорошо себя показали специально переоборудованные самолёты, известные под общим наименованием Wild Weasels. Создание подобных машин на базе истребителей четвёртого поколения сулило ещё большую эффективность, но для противостояния советской ПВО этого могло не хватить

Самолёт со сниженной заметностью мог подойти к позициям ПВО ближе и даже нанести удар первым. Он отлично подходил для разведки, в том числе и над полем боя, насыщенным ПВО. В случае удачи он даже мог наносить удары по противнику, вообще не будучи обнаруженным. Было лишь одно «но» — почти всё это было не более чем теорией, ни одного реального самолёта, полностью выполненного по стелс-технологиям, не существовало, и не очень ясно было, как его создать.

В DARPA решили, что время теорий прошло, и пора перейти к практике, благо различные наработки по снижению заметности для радаров были уже у многих авиастроительных фирм. Boeing и Rockwell вели исследования по снижению заметности бомбардировщиков и имели некоторый опыт в создании специализированных стелс-самолётов (Boeing Model 853 Quiet Bird и Rockwell Surprise Fighter соответственно), в McDonnell-Douglas и Teledyne-Ryan был опыт работы над малозаметными проектами для флота (последние также поработали и с ЦРУ), в General Dynamics велись исследования по снижению заметности тактических бомбардировщиков. Наконец самые сильные позиции были у фирм Northrop и Lockheed, где специальные подразделение уже вели разработку компьютерных программ по расчёту форм сложных радиоотражающих объектов. Ко всем этим фирмам DARPA и обратилась в конце лета 1974 года с предложением поучаствовать в экспериментальной программе по разработке полноценного малозаметного для радаров самолёта — ко всем, кроме Lockheed. Почему так вышло?

Трагедия «Локхида»

Чаще всего эта история описывается так: в DARPA просто не знали о серьёзных наработках Lockheed по теме стелс — из-за того, что они были засекречены ЦРУ. После того, как руководство Lockheed убедило разведчиков разрешить передать информацию, в DARPA ошибку осознали и приняли Lockheed в программу. На деле же всё было куда сложнее и драматичнее.

Сейчас мы знаем корпорацию Lockheed-Martin как одну из крупнейших не только в США, но и в мире. Сложно представить, что в начале 70-х годов почти все аналитики были уверены, что Lockheed доживает свои последние дни и вот-вот будет куплена кем-то более успешным. Причин тому было множество. Это и серия закрытия проектов Lockheed в начале десятилетия — так, только в 1971 году была закрыта программа ударного вертолёта АН-56, ЦРУ прекратило закупку разведывательных дронов D-21, а Транспортное командование — грузовых самолётов С-5А. Новый дорогой широкофюзеляжный пассажирский лайнер L-1011 оказался коммерчески убыточен. С 1968 года, с закрытием программы перехватчика F-12, у фирмы не было ни одного контракта с ВВС США.

Наконец очень серьёзно по репутации Lockheed ударил скандал с взятками иностранным правительствам за принятие на вооружение истребителей F-104 «Старфайтер». Раскрылась история после попытки занять денег у государства, и средств в Lockheed так и не получили. Именно это и стало причиной того, что DARPA проигнорировало Lockheed. Казалось, что связываться с обречённой фирмой просто нет смысла.

Последний проект Lockheed со сниженной заметностью перед началом программы Have Blue — высотный разведывательный дрон D-21 со своим основным носителем бомбардировщиком В-52

Причин неудач у Lockheed было достаточно много, но одна из них напрямую связана с личностью знаменитого инженера, иногда даже называемого последним великим авиаконструктором золотого века американской авиации, Кларенса Леонарда «Келли» Джонсона. Можно долго рассказывать о его заслугах, но в данном случае более интересны его недостатки. Джонсон отличался особой неуживчивостью, особенно в общении с военным заказчиком. Очень часто изначальные требования военных противоречивы, бессмысленны или даже откровенно неосуществимы.

Обычно конструкторы пытаются подстроиться под них и рассчитывают, что постепенно они донесут до заказчика необходимость пересмотра своих желаний. Подход Джонсона был проще и прямее — он просто сообщал заказчикам, что их требования не имеют смысла, и он будет проектировать, ориентируясь на то, что военным реально нужно, а не на то, что они хотят. В случае серьёзных разногласий Джонсон не стеснялся просто прекратить сотрудничество, считая, что к нему ещё вернутся. Несмотря на то, что часто Джонсон был абсолютно прав, любви у военных к нему это не добавляло. В итоге к началу 70-х потенциальные заказчики просто начали сразу топить проекты неуживчивого конструктора — так, например, вышло с попыткой Lockheed принять участие в программе AMSA, из которой они вылетели почти в самом начале.

Оценить подход Джонсона можно на примере участия Lockheed в программе TFX (будущий F-111). По изначальному заданию, это был единый самолёт для ВВС и Флота. Джонсон отказался делать палубную версию, аргументируя это тем, что морякам самолёт не нужен, и это серьёзно усложнит конструкцию. Он оказался прав, но к тому времени Lockheed в программе уже не участвовала

Уже с начала 70-х, как в Lockheed, так и в остальном авиационном сообществе ходили слухи о неизбежном уходе Джонсона на пенсию. Вероятнее всего, это были отзвуки борьбы внутри фирмы, о которой мы уже ничего не узнаем, ибо её участники либо не оставили воспоминаний, либо об этом периоде почти ничего не говорили. Более-менее точно можно сказать лишь одно: ещё один скандал легко мог окончательно погубить Lockheed, но его не случилось.

Осенью 1974 года Джонсон анонсировал свой уход на январь 1975 года. Тогда же было объявлено, что он останется на должности внештатного консультанта в своём детище — подразделении специальных проектов, более известного под прозвищем Skunk Works. На место Джонсона был назначен Бен Рич, работавший с ним с середины 50-х и долгое время бывший его заместителем и помощником. Несмотря на то, что должностей Джонсон более не занимал и формально власти не имел, в 1975 году он сохранял полный контроль над Skunk Works за счёт авторитета и того, что большинство руководителей подразделения были его ставленниками. В таком состоянии Lockheed и пребывала на момент начала работ над стелс-самолётами в DARPA.

Предварительный этап

Осенью 1974 года в DARPA получили ответы на своё предложение. Большинство фирм просто отказались от участия — пусть программа и должна была хорошо оплачиваться, никаких гарантий, что она дойдёт до постройки самолёта, когда и получается основная прибыль, не было. Многие куда больше ждали полноценных военных заказов, а в исследовательских работах участвовать опасались — была высока вероятность, что их наработки передадут другим фирмам, что случалось неоднократно. Кроме того, сама задача была сложной, и существовал реальный риск просто не справиться. В итоге в программе осталось лишь два участника — Northrop и McDonnell-Douglas в сотрудничестве с Teledyne-Ryan. Они располагали необходимыми технологиями и взялись выполнить задание DARPA.

Один из проектов малозаметного разведывательного беспилотника, разрабатываемого в Teledyne-Ryan для ВВС США в инициативном порядке

Именно в это время информация о конкурсе дошла и до Lockheed. Фирме был срочно нужен хоть какой-то контракт и успех, потому было решено участвовать. В кратчайшие сроки удалось получить разрешение от ЦРУ, чтобы представить в DARPA всю информацию о стелс-разработках Lockheed, спонсированных разведкой. Это были не только исследования радиоотражающих форм, но и большой опыт работы с радиопоглощающими материалами в рамках различных программ, связанных с U-2 и А-12. В DARPA инициативе Lockheed не стали противиться, но и поддержать её не могли. Весь бюджет первого этапа программы был уже распределён. Lockheed пришлось бы работать без оплаты, и в случае неудачи они бы понесли лишь убытки. Но и Бен Рич, и «Келли» Джонсон были готовы рискнуть, а потому уговорили на этот риск руководство. В итоге участие в предварительном этапе для Lockheed принесло всего один доллар.

Задачей предварительного этапа программы, получившей кодовое наименование Have Blue, было формулирование общей концепции и основных принципов достижения малой заметности для радара. Уже летом 1975 года предполагался старт первой фазы программы, предполагающей полноценную проработку проектов и исследование вопроса их незаметности. Наконец, вторая фаза предусматривала постройку прототипа и его испытания.

Интересным требованием DARPA было обязательное сотрудничество всех трёх фирм в разработке своих проектов. Так, Lockheed и Northrop, имеющие наибольший теоретический опыт, должны были делиться им с McDonnell-Douglas и Teledyne-Ryan, те же, в свою очередь, должны были предоставить конкурентам доступ к микроволновой измерительной станции Grey Butte, позволявшей исследовать объекты, имеющие минимальную ЭПР. Считается, что именно это вынужденное сотрудничество в тот период резко ускорило прогресс в развитии стелс-технологий.

Полигон для микроволновой измерительной станции Grey Butte сейчас не используется

Тем не менее, фирмы оставались конкурентами, старались не делиться конкретной информацией о своих проектах и препятствовали промышленному шпионажу. Например, точно известно, что в Lockheed и Northrop, разрабатывая очень схожие проекты фасеточной формы, понятия не имели, что это решение выбрано и конкурентами. Потому первый общий показ проектов вызвал серьёзное удивление, и даже внутреннее расследование в Lockheed на предмет утечки информации.

Изначально в McDonnell-Douglas предполагали доработать под требования программы Have Blue свой старый проект Quiet Attack Aircraft, выполненный по заказу Флота США. Но сотрудничество с Teledyne-Ryan изменило эти планы. Последние ещё в ходе работ над малозаметным флотским беспилотником Model 262 Manta Ray в инициативном порядке приступили к проектированию беспилотного разведчика больших размеров, использующего схожие технологические решения. Именно его конструкцию было решено положить в основу пилотируемой машины. Поскольку у Teledyne-Ryan почти не было опыта в создании подобных самолётов, они продолжили заниматься формами и аэродинамикой, в то время как общую проработку взяла на себя McDonnell-Douglas. Поскольку ни у одной из фирм не было специальных вычислительных программ для расчёта ЭПР сложных объектов, исследования приходилось проводить вручную, постоянно испытывая небольшие модели будущего самолёта на Grey Butte.

С одной стороны, это привело к тому, что ЭПР проекта (внутреннее наименование Model 268 использовалось как McDonnell-Douglas, так и Teledyne-Ryan) оказалась значительно выше, чем того желало DARPA. С другой стороны, не связанные необходимостью использовать фасеточные формы из-за ограничений вычислительной техники, разработчики смогли сделать самолёт с более-менее адекватной аэродинамикой, управление которым требовало лишь небольшого вмешательства автоматики. Недостаток незаметности планировалась компенсировать применением некоторых методов активной электронной борьбы.

Внешний вид финального варианта малозаметного самолёта McDonnell-Douglas/Teledyne-Ryan Model 268

Получившийся проект представлял собой бесхвостку с большим дельтаобразным крылом, полностью экранирующим фюзеляж обтекаемой формы. Вертикально оперение было наклонено внутрь, что позволяло значительно уменьшить его ЭПР, хотя и ценой некоторого ухудшения эффективности самого оперения. Неудивительно, что это решение стало общим для всех проектов. На раннем варианте Model 268 воздухозаборники и два двигателя размещались в частично интегрированных в фюзеляж мотогондолах, также экранированных крылом. В позднем варианте их частично вписали в крыло, что иногда позволяет называть Model 268 летающим крылом, но это не совсем верно. Интересным моментом является то, что проект McDonnell-Douglas/Teledyne-Ryan имеет одни из самых малых размеров в программе Have Blue, уступая лишь самым ранним проектам Lockheed.

В Northrop активно занялись снижением ЭПР ещё в 1966 году, сначала в применении к ракетам, а потом распространив полученную информацию и на остальные проекты. К сожалению, большинство проектов этого периода или сохраняют внутреннюю секретность, или не опубликованы в доступных архивах. Уже тогда стало ясно, что для адекватного проектирования объектов с низкой ЭПР одних усилий человека недостаточно — необходимо было разработать специальные вычислительные программы, способные рассчитывать ЭПР объекта и позволяющие ускорить процесс проектирования на порядки. Без них требовалось бы изготавливать огромное количество макетов высочайшей точности (по расчётам инженеров Northrop, до 1000 на один проект) и целые годы исследовать их в поисках идеального отражения радиосигнала. Ведь даже смещение грани или поверхности всего на пару сантиметров могло увеличить ЭПР объекта в разы!

Модель малозаметного самолёта Northrop N-327. Из архива Марти Холла

По сей день точно не ясно, кто раньше начал работу над программами расчёта ЭПР — Northrop с их GENSCAT, или Lockheed с ECHO-1, но аргументов за первенство Northrop больше. Интересным моментом является то, что GENSCAT изначально делалась с опорой на расчёты Петра Уфимцева, представленные в его работе «Метод краевых волн в физической теории дифракции», в то время как в Lockheed больше опирались на собственные исследования и использовали данные Уфимцева лишь для незначительной доработки программы. В итоге на 1975 год программа GENSCAT уже могла рассчитывать ЭПР достаточно сложных объектов, что позволило Northrop изначально разрабатывать самолёт более сложной формы, чем у Lockheed, хоть уйти от фасеточных форм пока возможности не было.

Другим важным преимуществом GENSCAT была работа с большим диапазоном частот — не только с сантиметровым и дециметровым, но и метровым. Потому самолёт Northrop должен был иметь малую заметность в лобовой проекции во всех основных частотах. Проект N-327 представлял собой бесхвостку с ромбовидным крылом, полностью экранирующим фюзеляж трапециевидного сечения, и двухкилевое хвостовое оперение, отклонённое внутрь. Интересным решением было сделать единый воздухозаборник для двух двигателей, полностью утопленный в фюзеляж, что позволяло значительно уменьшить ЭПР самолёта.

Наиболее сложный путь прошёл проект Lockheed. В отличие от Northrop, у которой уже было полностью сформированное подразделение, занимающиеся вопросом малозаметных объектов, у Lockheed все работы были разбросаны по разным группам, зачастую не контактирующим друг с другом. В феврале 1975 года была сформирована рабочая группа для проекта Have Blue под руководством Дика Шеррера — опытного менеджера, ранее руководившего группой, отвечавшей за противолодочный палубный самолёт S-3A Viking. Задачу перед ней поставил сам Джонсон, формально уже находившийся лишь на посту консультанта. Он предложил не делать ставку на снижение ЭПР самолёта, что, по его мнению, если и было возможно, то сделало бы самолёт неспособным летать. Путь к снижению заметности он видел в повышении высоты и скорости полёта, а также снижении размеров. Другие методы он считал вторичными, и использовать предлагал крайне ограниченно.

Проект высотного скоростного самолёта Lockheed Little Harvey, вариант B

По сути, группе было рекомендовано создать пилотируемую версию разведывательного беспилотника D-21. Таким и был проект с внутренним обозначением Little Harvey — небольшое летающее крыло (длина чуть менее 8 метров), способное развивать скорость выше М=3 на высоте 28 километров. Решения по снижению ЭПР использовались минимально. Понятно, что проект полностью противоречил требованиям DARPA, но Джонсон считал, что он прав, и был уверен, что после провала конкурентов по созданию малозаметных самолётов (как когда-то вышло с проектом Convair, противостоявшим будущему А-12) Lockheed останется в победителях.

Но не все были согласны с этим подходом. Глава компьютерного подразделения Skunk Works Деннис Оверхользер считал, что разрабатываемая его подразделением программа ECHO-1 вполне способна рассчитывать ЭПР, и это позволит создать самолёт с низким уровнем ЭПР в достаточно небольшой период времени. Его идею поддержал и Билл Шрёдер, один из главных математиков Lockheed, в то время уже находившийся на пенсии, но по-прежнему имевший серьёзный вес и уважаемый руководством фирмы.

Проект малозаметного самолёта Lockheed Hopeless Diamond, ранний вариант. Современная реконструкция

Оверхользер и Шрёдер совместно вышли на Бена Рича, уже руководившего Skunk Works, и убедили его в верности своего подхода. Рич решил рискнуть и параллельно с работами над Little Harvey перебросить часть ресурсов на реализацию идеи Оверхользера. Это вызвало неодобрение как Джонсона, так и многих руководителей групп внутри Skunk Works, но перечить новому руководству никто не стал. Оверхользер и снова нанятый на должность консультанта Шрёдер уже к апрелю смогли довести до ума программу ECHO-1, работы над которой шли как минимум два года в неспешном темпе, и получить первый результат.

Представленный проект получил неофициальное имя Hopeless Diamond из-за своей формы. По сути, это был бескрылый самолёт с несущим фюзеляжем в форме сплющенного октаэдра, напоминавшего кристалл. Любое оперение отсутствовало, кабина пилота была полностью вписана в фюзеляж, плоские воздухозаборники располагались на передних верхних гранях фюзеляжа. Кроме минимальной ЭПР, — по воспоминаниям Рича, она составляла всего около 0,0001 м², но документальных подтверждений этому пока не нашлось, — такая форма объяснялась и тем, что ECHO-1 была серьёзно ограничена в количестве обсчитываемых плоскостей.

Проект малозаметного самолёта Lockheed Hopeless Diamond – вариант, представленный в DARPA в августе 1975 года

Почти сразу же руководители группы аэродинамики и группы двигателей выступили с критикой этого варианта. По их утверждениям, летать Hopeless Diamond не мог даже с самыми совершенными на тот момент компьютерными помощниками, в него не влезали существующие двигатели, а обзор из кабины пилота не позволял нормально взлетать и садиться.

Однако непрерывное развитие ECHO-1 позволило продолжить и развитие Hopeless Diamond. К лету 1975 года у него появилось хвостовое оперение, усложнилась конструкция задней верхней части фюзеляжа — теперь в самолёт было возможно вписать двигатель, а кабина стала выделяться из фюзеляжа для обеспечения нормального обзора пилота. Именно в таком варианте проект и был представлен в DARPA.

Первая фаза

В августе 1975 года DARPA подвела итоге предварительного этапа программы Have Blue. Для первой фазы были выбраны предложения Northrop и Lockheed, а вот предложение McDonnell-Douglas/Teledyne-Ryan было отвергнуто из-за того, что не до конца соответствовало требованиям DARPA. Тогда же программа получила не только кодовое, но и официальное обозначение Experimental Survivable Testbed — сокращённо XST. С выбором двух финалистов связан один интересный и по сей день спорный момент.

Параллельно программе Have Blue велись и другие исследования незаметности, в том числе и визуальной. Например, программа Compass Ghost предполагала установку на самолёт специальной подсветки, обеспечивающий уровень освещённости нижней части самолёта сходный с освещённостью неба. И это снижала дистанцию визуального обнаружения самолёта в разы. Такие лампы предполагались к установке и на Have Blue

Некоторые авиационные историки указывают: в отличие от проекта Northrop N-327, проект Hopeless Diamond летать не мог даже в доработанном виде, и в Lockheed про это прекрасно знали. Это, по сути, также противоречило требованием DARPA, и фирму должны были исключить из программы — Northrop осталась бы одна, благо, этот вариант был вполне возможен. Поскольку представленный полноценный проект XST от Northrop некоторые оценивают куда выше, встречается оценка, что этот обман лишь навредил развитию технологий стелс и привёл к появлению тупиковой ветви F-117. Это мнение, конечно, имеет право на существование, но всё же не совсем правдиво, что мы увидим дальше.

Итак, обе фирмы приступили к работам по первой фазе XST, предполагавшей полную проработку проектов и исследование полноразмерных макетов будущих самолётов. Новый вариант от Northrop, получивший обозначение N-335, не претерпел особых изменений по сравнению с предыдущим проектом. Главным отличием от N-327 стало размещение воздухозаборника: вариант с утопленным в корпус плохо показал себя на испытаниях в аэродинамической трубе. Новый установили в специальном горбу прямоугольного сечения над фюзеляжем. Он был хорошо экранирован от излучения снизу крылом и фюзеляжем, при этом обеспечивал приток воздуха лучший, чем от плоских воздухозаборников на проекте Lockheed. Это позволяло более эффективно снижать температуру выхлопа. Относительно N-327 для обеспечения лучшего обзора пилоту немного изменилась и форма кабины.

Проект малозаметного самолёта Northrop N-335. На рисунке воздухозаборник изображён открытым, на проекте он был закрыт специальной решёткой, сходной с используемой на воздухозаборниках F-117

Куда большие переделки ждали проект Lockheed. Августовский вариант, представленный DARPA, действительно вряд ли смог бы полететь. Потому началась его активная доработка, благо разработка ECHO-1 не стояла на месте, и за счёт интеграции некоторых наработок Northrop и Уфимцева ограничения по количеству плоскостей серьёзно уменьшились. Первым делом на Lockheed XST появилось крыло нетипичной для дозвукового самолёта высокой стреловидности, что было обусловлено необходимостью сохранить общую форму самолёта. Было переработано вертикальное оперение, которое стало двухкилевым с наклоном внутрь, как и на других проектах, выполненных в рамках Have Blue.

Значительно усложнилась форма планера самолёта, получившая большее количество плоскостей, что позволило легко разместить двигатели и топливо для них. Изменились и размеры самолёта — по сути, он был немного пропорционально увеличен относительно ранних вариантов (позже подобное изменение проведут и при переходе от Have Blue к F-117). Уже к концу осени 1975 года проект Lockheed обрёл вид, не сильно отличающийся от известного нам. К тому моменту окончательно были выбраны двигатели для самолёта: и проект Lockheed, и проект Northrop должны были использовать два General Electric J85-GE-4A, что потребовало небольшой переделки проекта.

Один из этапов развития проекта малозаметного самолёта Lockheed XST

К декабрю 1975 года обе фирмы были готовы начать определение ЭПР полноразмерных моделей своих самолётов, но неожиданно перед ними встала необычная проблема. Эффективная площадь рассеивания стойки, на которой должны были проходить испытания, была значительно больше, чем у самолётов. Фирмам пришлось объединить усилия (в Northrop осуществили расчёты, в Lockheed провели сборку с использованием радиопоглощающих материалов) для создания новой стойки, практически невидимой для радаров. Уже в конце января 1976 года проблема была решена, и испытания начались. Оба проекта показали отличные результаты, окончательно доказавшие, что создание самолётов с высокой незаметностью за счёт отражающих форм возможно — до того ещё ни у одной фирмы не получилось уменьшить ЭПР ниже значения 0,3 м².

На испытаниях была выявлена и серьёзная разница в проектах. Lockheed XST был в разы незаметнее для радаров сантиметрового диапазона (ЭПР 0,0013 м² против 0,004 м² у Northrop), незаметность в дециметровом диапазоне была схожа, а вот в метровом на порядок лидировал проект Northrop. При этом в Lockheed не считали этот недостаток серьёзным. Да, их XST мог быть замечен радарами метрового диапазона на большем расстоянии, чем конкурент, но подобные радары не могли использоваться для наведения ракет. Для этого требовался захват цели радаром обычно сантиметрового диапазона, и тут у проекта Lockheed было значительное преимущество, особенного при облучении с боков. Кроме того, Lockheed XST был чуть быстрее, а вот самолёт Northrop должен был куда лучше управляться и быть более стабильным в полёте.

Проект малозаметного самолёта Lockheed XST, финальный вариант

К концу марта испытания в целом завершились, и DARPA предстояло выбрать победителя первой фазы. Оба проекта имели очень схожие характеристики в отсутствие каких-то значительных преимуществ друг перед другом. В итоге выбор предстояло сделать, не исходя из технических факторов, и победителем стал XST от Lockheed. Объяснялось это большим опытом работы фирмы со сложными техническими программами, хорошо организованной и давно функционирующей системой секретности на фирме, которая была крайне важна — военные опасались утечек «на Восток». Кроме того, к тому времени в Lockheed уже получили субсидии от правительства, но пока ещё не имели никаких других серьёзных контрактов.

При этом работа Northrop также была оценена по достоинству, и им сразу же предложили принять участие в будущей программе Tacit Blue, предполагавшей создание разведывательного самолёта поля боя с ещё большим уровнем незаметности, чем у Have Blue. Так началась эпоха стелс.

Был ли выбор DARPA верным? В целом можно ответить утвердительно. В реальности никакого значительного преимущества у Northrop XST не было, при этом фирма была достаточно загружена заказами на свой истребитель F-5, и уделить на первых этапах столько же внимания стелс-технологиям, как Lockheed, находящаяся без работы, не могла. Более того, многие отмечают, что у проекта Northrop был куда меньший потенциал развития, и сделать из него бомбардировщик было куда сложнее, чем создать на базе Lockheed Have Blue будущий F-117. Тем не менее, считается, что именно с этого момента начинается противостояние Lockheed и Northrop, ставшее одним из символов новой эпохи в авиастроении.


Источники и литература:

  1. David C. Aronstein, Albert C. Piccirillo. Have Blue and the F-117A: Evolution of the Stealth Fighter — American Institute of Aeronautics and Astronautics, Inc., Reston, Virginia, 1997
  2. Paul A. Suhler. From RAINBOW to GUSTO: Stealth and the Design of the Lockheed Blackbird — American Institute of Aeronautics and Astronautics, Inc., Reston, Virginia, 2009
  3. Rebecca Grant. B-2: The Spirit of Innovation — Northrop Grumman Graphic Design, 2013
  4. David C. Aronstein, Michael J. Hirschberg, Albert C. Piccirillo. Advanced Tactical Fighter to F-22 Raptor: Origins of the 21st Century Air Dominance Fighter — American Institute of Aeronautics and Astronautics, Inc., Reston, Virginia, 1998
  5. Tony Chong. Flying Wings and Radical Things: Northrop’s Secret Aerospace Projects and Concepts 1939-1994 — Specialty Press, 2016
  6. Steve Pace. The Big Book of X-Bombers & X-Fighters: USAF Jet-Powered Experimental Aircraft and Their Propulsive Systems — Voyageur Press, 2016
  7. Ben R Rich. Skunk Works: A Personal Memoir of My Years at Lockheed — Little, Brown and Company, 2012
  8. Clarence L. Johnson. Kelly: More Than My Share of It All — Smithsonian Institution, 1989
  9. Dennis R. Jenkins. Lockheed Secret Projects: Inside the Skunk Works — MBI Publishing Company, 2001
  10. https://www.secretprojects.co.uk
  11. http://www.codeonemagazine.com

Лучшие стелс-истребители мира ⋆ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ВЕСТНИК

К концу марта текущего года японцы собираются закончить программу по созданию самолета пятого поколения Advanced Technology Demonstrator X. Многоцелевой истребитель, созданный с использованием последних разработок в области стелс-технологий, в ближайшее время должен успешно завершить испытания, после чего силы самообороны Японии получат на вооружение так называемые «самолеты-невидимки». Таким образом, страна восходящего солнца станет четвертой в мире, на вооружении которой появятся стелс-истребители.

Первопроходцами в области создания военных самолетов с применением технологии снижения заметности стали Соединенные Штаты Америки, помимо них технологией стелс на данный момент обладают еще Россия и Китай. Стелс-технологии — являются одним из основных параметров для самолетов пятого поколения.

Суть технологии стелс заключается в достижении конструкторами снижения заметности самолета в радиоволновом и инфракрасном спектрах излучения. Чаще всего требуемый эффект достигается за счет использования специального покрытия, специфической формы корпуса самолета, а также радиопоглощающих материалов во время создания самолета.

Радиолокационная заметность характеризуется эффективной поверхностью рассеяния (ЭПР). Это формальный параметр, который является количественной мерой свойства объекта рассеивать электромагнитную волну, измеряется в единицах площади. Чем меньше будет эта поверхность, тем труднее обнаружить самолет и ликвидировать его ракетой.

В реальных условиях ЭПР практически невозможно рассчитать по формулам, этот параметр измеряется исключительно опытным путем с использованием спецприборов на полигонах или в безэховых камерах. Значение ЭПР сильно варьируется в зависимости от источника, из которого направляется радиоволна на самолет. Обычно эта величина представлена диапазоном, как правило, наилучших значений по площади рассеяния, которые фиксируются при облучении самолета в передней полусфере. Исходя из этого, можно заключить, что точных данных по ЭПР может и не быть, а практически все данные по созданию истребителей пятого поколения засекречены. При этом западные аналитические ресурсы обычно занижают данные ЭПР по своим стелс-самолетам. Однако не стоит отрицать тот факт, что все самолеты пятого поколения являются серьезным прорывом в авиастроении.

Ниже представлены лучшие стелс-самолеты в мире.

Northrop B-2 Spirit

B-2A Spirit, дословно «дух», является тяжелым малозаметным бомбардировщиком стратегического назначения. B-2 является самым дорогостоящим самолетом в Соединенных Штатах и во всем мире. Вероятно этот бомбардировщик является самым дорогим самолетом в истории авиации, что несомненно является одним из основных минусов в использовании этого самолета. По состоянию на 1998 год стоимость одного B-2 составляла 1,157 миллиарда долларов. Стоимость всей программы составляет почти 45 миллиардов долларов, учитывая, что всего было произведено 21 единица, то итоговая стоимость одного бомбардировщика превышает 2 миллиарда долларов США.

Источник фото: freestockphotos.biz

Впервые весь мир увидел B-2 22 ноября 1988 года на заводе в Палмдейле, где он и был собран. Первый официальный полёт состоялся 17 июля 1989 года. Примечательно, что практически все построенные самолеты названы в честь американских штатов.

«Американский дух» способен нести на борту 16 атомных бомб, либо от 8 до 12 высокоточных бомб (в зависимости от типа бомбы), либо 80 обычных бомб Mk.84. Общая боевая нагрузка после модернизации составляет 27 000 килограмм. При этом B-2 способен доставить свой смертоносный «груз» практически в любую точку мира.

Самолет практически полностью автоматизирован, несмотря на то, что экипаж состоит из двух пилотов. Также B-2 способен совершить безопасную посадку при боковом ветре в 40 м/с. По данным американских аналитиков, ЭПР бомбардировщика оценивается в диапазоне от 0,0014 до 0,1 квадратных метра, в других же источниках приводятся другие показатели — от 0,05 до 0,5 квадратных метра.

Spirit обладает весьма специфичным внешним видом, который часто сравнивается с кораблем инопланетян. В прошлом это породило множество слухов, согласно которым при создании этого бомбардировщика были использованы внеземные технологии, полученные при изучении обломков неопознанных летающих объектов в так называемой Area 51 (Зоне 51).

Основным недостатком B-2 стала стоимость обслуживания этого самолета. Самолет должен находиться на стоянке только в специальном ангаре с искусственным микроклиматом, иначе радиопоглощающее покрытие будет безнадежно испорчено.

LockheedF-117 NightHawk

«Ночной ястреб» является одноместным дозвуковым малозаметным ударным самолетом, используемым для решения тактических задач. Производит F-117 фирма Lockheed Martin. Основное назначение для этого ударного самолета — обход систем ПВО и нанесение авиаудара по стратегически важным объектам противника.

Источник фото: flickr.com

Первый полет был совершен 18 июня 1981 года. На создание и производство 64 единиц было потрачено более 6 миллиардов долларов. В 2008 году Night Hawk был снят с вооружения из-за принятия на вооружение F-22 Raptor. Однако глупо отрицать финансовую подоплеку этого решения.

Стелс-эффект для F-117 был достигнут за счет особой формы корпуса. Специфический угловатый истребитель, построенный по концепции «плоскостей-отражателей», выглядит весьма футуристично, что сделало «Ночного ястреба» настоящей звездой кинематографа и игровой индустрии. Однако по этой же причине самолет обладает просто отвратительными летными характеристиками из-за плохой аэродинамики. За это F-117 даже получил обидное прозвище — «хромой гоблин».

Всего в результате летных происшествий было потеряно 6 «Ястребов», а это почти 10% от общего количества этих самолетов. На F-117 сажали самых опытных пилотов, но они все равно разбивались.

Lockheed/Boeing F-22 Raptor

F-22 Raptor является многоцелевым истребителем пятого поколения, созданный Lockheed Martin с участием компаний Boeing и General Dynamics. Это единственный самолет пятого поколения, официально принятый на вооружение. Также на данный момент Raptor является самым дорогим истребителем в мире. Стоимость одной единицы составляет около 300 миллионов долларов.

Источник фото: pixabay.com

Истребитель F-22 был разработан в качестве замены основного самолета ВВС США — F-15 Eagle. Требования к истребителю пятого поколения были сформированы еще в 1981 году, однако, из-за затянувшегося конкурса разработка началась лишь в 1991 году. Первая предсерийная машина поднялась в воздух спустя шесть лет, в 1997 году, а спустя еще четыре года, в 2001, началось серийное производство.

В настоящее время несколько F-22 участвуют в антитеррористической операции в составе коалиции западных стран, нанося бомбовые удары по позициям радикальных исламистов в Ираке.

Однако Raptor есть чем похвастаться. Истребитель способен развивать сверхзвуковую скорость без форсажа, оснащен мощнейшим бортовым радиоэлектронным оборудованием и обладает малой заметностью. При этом F-22 значительно уступает по маневренности российским истребителям четвертого поколения, что является ложкой дегтя.

Также антирадарное покрытие «Рапторов» легко смывалось дождем. С этой проблемой удалось справиться ,правда  существенно выросла цена истребителя. Еще одним серьезным недостатком является несовершенная система подачи кислорода. В 2010 году из-за отказа этой системы пилот Джефри Хэни потерял управление и разбился. Оказалось, что в систему дыхания летчиков попадает углекислый газ из двигателей, причем недостаток до сих пор не устранен.

Lockheed Martin F-35 Lightning II

F-35 Lightning II представляет собой семейство перспективных малозаметных истребителей бомбардировщиков пятого поколения, которые пока не приняты на вооружение. Предполагалось, что F-35 станет универсальным самолетом для ВВС США и заменит истребитель F-16 и легендарный штурмовик A-10.

Источник фото: flickr.com

На разработку «Молнии» были потрачены огромные деньги, расходы уже превысили 56 миллиардов долларов, однако сделать самолет пригодным для использования пока не получилось. Также многие аналитики утверждают, что F-35 не отвечает требованиям самолетов пятого поколения. Самолет обладает слабой живучестью и маневренностью, также у истребителя очень низкие показатели общей боевой нагрузки, а показатели ЭПР наоборот — оказались выше, чем ожидалось. По оценкам экспертов, F-35 намного уступает F-22 в малозаметности.

ПАК ФА

ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации)  или Т-50  является своеобразной ответной реакцией на создание F-22. О характеристиках новейшего самолета известно совсем немного, большая часть информации хранится в условиях строжайшей секретности.

Источник фото: en.wikipedia.org

При создании Т-50 был впервые применен целый спектр новейших полимерных углепластиковых материалов, которые позволяют существенно (по оценкам экспертов, приблизительно в 4 раза) снизить массу самолета, при сохранении показателей живучести.

Также в ОКБ «Сухой» сообщают о очень низких показателях ЭПР, хотя ряд экспертов дают более скромные оценки — 0,3-0,4 квадратных метра. Настоящие же данные засекречены.

ПАК ФА способен развивать сверхзвуковую скорость без форсажа, при этом истребитель отличается превосходной маневренностью и управляемостью, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях и на дозвуковых, и на сверхзвуковых скоростях.

Первый вылет был осуществлен в начале 2010 года, серийное производство должно начаться в 2017 году и к 2020 военные получат 55 новейших самолетов.

Chengdu J-20

Китайский истребитель пятого поколения в 2011 году совершил первый пробный вылет. Ожидается, что в эксплуатацию он поступит к 2019 году.

Источник фото: youtube.com

Ряд СМИ ранее сообщали, что на Chengdu установлены двигатели АЛ-31ФН российского производства. Китайские военные массово скупили списанные двигатели этой модели и восстановили их.

Также как и в случае с ПАК ФА большая часть информации о J-20 засекречена. Однако считается, что китайцы скопировали большое количество элементов с американских истребителей F-22 и F-35, а также с российского демонстрационного самолета Т-1.44.

F19 Самолет невидимка / F19 Stealth Fighter

У нас вы сможете сыграть игру от Microprose Самолет невидимка F19 / F19 Stealth Fighter онлайн русскую версию или скачать абсолютно бессплатно.

В игре вам придется играть за пилота секретного американского самолета невидимки F19. Выполняйте задачи, набирайте очки и зарабатывайте медали. В игре есть много локаций боевых действий, таких как Ливия, Восточная Европа, Вьетнам, Россия. Повышайте себе звание и станьте лучшим асом Штатов Америки!

Вначале игры вам нужно будет отгадать — некий свой род екзамен, что у вас есть настоящий летчик)

Если ответите неправильно, вы сможете выбрать только миссию в локации Ливия и только учения (тренаж).Если вы ответите правильно, вам будут доступны все миссии и карьера пилота.

УПРАВЛЕНИЕ

— / + — Увеличить, уменьшить обороты двигателя

0 — включить / отключить тормоз

9 — включить закрылки

6 — опустить / спрятать шайбу

8 — открыть / закрыть ракетный отсек

7 — автопилот

4 — включить / отключить невидимость (электроника)

3 — включить / отключить невидимость (инфракрасный сигнал).Не может быть включен долгове время

5 — выпустить ложную цель для ракет

2 — выпустить противорадарный отражатель

1 — выпустить противоракетный отражатель

F2 — менять тип наводки ракет (воздух-воздух, воздух-змеля или наводящиеся)

смена + F10 — катапультирование

Читы

Открыть

ускорение времени (включить / выключить): shift + z / shift + x
Если хотите больше очков за миссию заполучить, расстреливайте танки и ракетницы вокруг радаров.За них дают больше всего очков после основной и вторичной цели.
В игре есть баг — если уничтожить цель пулеметом и удерживать пулемет включенным, можно услышать непрекращающийся звук взрыва цели. По возможности не делайте так, потому что после ~ 120 таких выстрелов игра зависает. И вообще, за миссию можно уничтожить где-то 128 целей, после чего игра виснет. Так что следите за выстрелами.

.

stealth fighter — с английского на все языки

Все языкиАбхазскийАдыгейскийАфрикаансАйнское языкАканАлтайскийАрагонскийАрабскийАстурийскийАймараАзербайджанскийБашкирскийБагобоБелорусскийБолгарскийТибетскийБурятскийКаталанскийЧеченскийШорскийЧерокиШайенскогоКриЧешскийКрымскотатарскийЦерковнославянское (Старославянский) ЧувашскийВаллийскийДатскийНемецкийДолганскийГреческийАнглийскийЭсперантоИспанскийЭстонскийБаскскийЭвенкийскийПерсидскийФинскийФарерскийФранцузскийИрландскийГэльскийГуараниКлингонскийЭльзасскийИвритХиндиХорватскийВерхнелужицкийГаитянскийВенгерскийАрмянскийИндонезийскийИнупиакИнгушскийИсландскийИтальянскийЯпонскийГрузинскийКарачаевскийЧеркесскийКазахскийКхмерскийКорейскийКумыкскийКурдскийКомиКиргизскийЛатинскийЛюксембургскийСефардскийЛингалаЛитовскийЛатышскийМаньчжурскийМикенскийМокшанскийМаориМарийскийМакедонскийКомиМонгольскийМалайскийМайяЭрзянскийНидерландскийНорвежскийНауатльОрокскийНогайскийОсетинскийОсманскийПенджабскийПалиПольскийПапьяментоДревнерусский языкПортугальскийКечуаКвеньяРумынский, МолдавскийАрумынскийРу сскийСанскритСеверносаамскийЯкутскийСловацкийСловенскийАлбанскийСербскийШведскийСуахилиШумерскийСилезскийТофаларскийТаджикскийТайскийТуркменскийТагальскийТурецкийТатарскийТайскийТвиУдмурдскийУйгурскийТатарскийТайскийТвиУдмурдскийУйгурскийУкрайскийВыкрайскийУкрайскийУкрайскийУкрайскийУкрайскийУкрайскийУкрайскийУкрайскийУкрайскийУкрайскийУкрайскийУкраинский

Все языкиРусскийПерсидскийИспанскийИвритНемецкийНорвежскийИтальянскийСуахилиКазахскийНидерландскийХорватскийДатскийУкраинскийКитайскийКаталанскийАлбанскийКурдскийИндонезийскийВьетнамскийМаориТагальскийУрдуИсландскийВенгерскийХиндиИрландскийФарерскийПортугальскийФранцузскийБолгарскийТурецкийСловенскийПольскийАрабскийЛитовскийМонгольскийТайскийПалиМакедонскийКорейскийЛатышскийГрузинскийШведскийРумынское, МолдавскийЯпонскийЧешскийФинскийСербскийСловацкийГаитянскийАрмянскийЭстонскийГреческийАнглийскийЛатинскийДревнерусский языкЦерковнославянский (Старославянский) АзербайджанскийТамильскийКвеньяАфрикаансПапьяментоМокшанскийЙорубаЭрзянскийМарийскийЧувашскийУдмурдскийТатарскийУйгурскийМалайскийМальтийскийЧерокиЧаморроКлингонскийБаскские

.

stealth fighter — Перевод на русский — примеры английский


На основании вашего запроса эти примеры могут содержать грубую лексику.


На основании вашего запроса эти примеры могут содержать разговорную лексику.

Я разработал крохотный истребитель-невидимку для одного человека, который практически невозможно обнаружить.

Так же как и стелс-истребитель , и каким-то образом мне удалось на нем летать.

Я летал на стелсе и каким-то образом научился им управлять.

Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики выбрал F-19 Stealth Fighter для выставки 1989 года «Полет вступает в век компьютеров».

Игра F-19 Stealth Fighter является единственной, которую в 1989 году Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики выбрал для выставки «Полет вступает в век компьютеров».

Старый стелс-истребитель техн.

MicroProse выпустила игру в тот же день, когда военные США впервые признали существование своего истребителя-невидимки F-117A Nighthawk .

MicroProse выпустила игру в тот же день (10 ноября 1988 г.), когда Пентагон признал существование самолёта-невидимки F-117A Nighthawk .

В 1986 году Testor Corporation выпустила модельный комплект самолета, назвав его «F-19 Stealth Fighter ».

В 1986 году фирма Testor Corporation выпустила сборную модель-копию самолёта за $ 9.95 под названием «F-19 Stealth Fighter ».

Stealth Fighter должен быть незаметным, или мы должны назвать его как-нибудь иначе.

Потому что что, если нет, то нам следует назвать его как-то по-другому.

Хотя F / A-18E / F не является истребителем-невидимкой , в отличие от F-22, его лобовое сечение радара будет на порядок меньше, чем у истребителей предыдущего поколения.

Хотя «F / A-18E / F» — не стелс-истребитель, (как, например, F-22), ЭПР «Супер Хорнета» с передних ракурсов облучения на порядок меньшей величины ЭП истребителей предыдущего поколения.

Получает управление, затем выключается, вентилирует корабль и оставляет современный стелс-истребитель с ядерными ракетами, привязанный к скале.

Он получает контроль над кораблём, и при этом оставляет новейший стЭлс-истребитель с ядерным вооружением на этом астероиде.

F-117 — это Stealth Fighter ?

Ф-117 Стил Файтер, верно?

.

< NEXT Как лететь на шри ланку из москвы: Сколько лететь до Шри-Ланки из Москвы? 1 ответ. Туристер.ру Как лететь на шри ланку из москвы: Сколько лететь до Шри-Ланки из Москвы? 1 ответ. Туристер.ру

PREV > Сколько в самолет можно проносить жидкости: нормы и правила в 2020 году Сколько в самолет можно проносить жидкости: нормы и правила в 2020 году

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *