Меню

Водные самолеты: Гидросамолёты, гидропланы и самолеты-амфибии: как выглядит водная авиация

Category: Разное

Содержание

Гидросамолёты, гидропланы и самолеты-амфибии: как выглядит водная авиация

Авиация, что в России, что в мире представлена разными типами самолетов. Есть гражданские варианты, транспортники, грузовые, военные. А есть категория самолетов, которые требуются при разных ЧС, например, пожарах в лесных или степных зонах. К таким относят гидросамолет, гидропланы и самолеты-амфибии.

гидросамолет

Какие бывают самолеты, работающие на воде

По сути все они – и гидропланы, и амфибии – это гидросамолеты. Просто имеют разную конфигурацию и несколько отличающийся друг от друга стиль работы. Под гидросамолетом понимают воздушное судно, иначе его еще называют летательным аппаратом, которое способно взлетать и приземляться на воду. Раньше их называли только гидропланами, но сегодня понятие гидросамолет шире.

Сегодня специалисты делят гидросамолеты по особенностям их конструкции. В числе таких:

  • Летающая лодка: такой лайнер имеет нижнюю часть, как у лодки, за счет чего может достаточно быстро перемещаться по разным водным поверхностям
  • Самолет-амфибия: такой вариант, как отмечают специалисты, успешно соединяет в себе разные типы гидропланов. Лайнер имеет шасси для передвижения по земле, подушку для приводнения, есть и варианты с подводными крыльями
  • Поплавковый гидросамолет: вариант, который может быть как обычным, так и специально выстроенным, имеющим несколько поплавков, помогающих ему передвигаться по поверхности воды, а также удерживаться на ней во время стоянки

Каждый из них крайне полезен и имеет свои сильные стороны.

История создания

О создании гидросамолетов конструкторы летательных аппаратов задумались уже давно. Причем первые идеи по таким машинам были озвучены еще до первого полета обычного лайнера. Даже в России в те времена были спроектированы несколько вариантов лайнеров, способных работать на воде. По своей конструкции они внешне очень напоминают лодки.

При этом первым лайнером, который смог оторваться в небо с водной поверхности, стал самолет, созданный американским инженером Гленном Кертиссом. Год его рождения – 1909. Такой самолет внешне очень напоминал сухопутный аэроплан на поплавках. Реальной же конструкцией гидроплана считается созданный в 1913 году лайнер Григоровича. Летающая лодка получила название М-1 и считается первым в истории развития такого рода самолетов гидропланом. Активное развитие сфера водных воздушных судов получила в 30-40 годы. В это время активный толчок роста получила реактивная авиация, а гидросамолеты надежно заняли эконишу, т.к. были более экономичными.

Реактивным экземпляром, названным удачным, считают наработку конструкторского бюро Бериева, названную А-40 «Альбатрос». Кроме того, в это же время была разработана такая популярная модель гидросамолета, как Бе-200. Они оба не уступали по своим характеристикам сухопутным вариантам. И по сей день машины востребованы и продолжают развиваться, чтобы быть более эффективными при работе с водой и в не особенно оснащенных с точки зрения инфраструктуры местностях.

Самолет

Во времена войн, которые были в течение 20 века неоднократно, гидросамолеты заняли свое место на фронте. Многие из них были оборудованы местами для хранения бомб, в них также устанавливали пулеметы. Экипаж лайнеров состоял из 2 человек:

  • Летчика
  • Бортинженера

Первый отвечал за работу лайнера и полет в целом, второй занимался сбрасыванием бомб с помощью специальных тросов. Во время второй мировой гидропланы и вовсе превратились в торпедоносцев.

Некоторые подводные лодки достаточно активно укомплектовывались небольшими складными самолетами, которые могли работать на воде. Это давало им большую мобильность.

Зачем нужны такие самолеты

Гидросамолеты разных конфигураций имеют достаточно много возможностей, среди которых:

  • Базирование у причала на водной поверхности
  • Выруливание из воды на землю
  • Прием грузов на борт
  • Выполнение посадки на грунт
  • Работа зимой на снегу – для этого у лайнеров есть лыжи

Стоит помнить, что самыми популярными моделями гидропланов сегодня являются амфибии, т.к. они более широки по своим возможностям за счет комбинирования шасси и поверхностей для приводнения.

Самолеты-амфибии широко используются для решения следующих задач:

  1. Проведение съемки с воздуха различных местностей – такие записи производятся в интересах государственных и частных компаний
  2. Патрулирование – нередко с их помощью отслеживают работу линий электропередач и крупных путепроводов – как газовых, так и нефтяных
  3. Участие в тушении пожаров
  4. Отслеживание работы портов
  5. Проведение экомониторинга
  6. Решение экстренных задач медпомощи, например, доставку пациентов в больницы из труднодоступных местностей
  7. Работа с туристами
  8. Учебно-тренировочные полеты
  9. Перевозка грузов, включая срочные

Самолеты-амфибии: преимущества перед другими

Такие самолеты обладают рядом несомненных преимуществ перед другими своими собратьями. В числе очевидных бонусов:

  • Короткие расстояния для разбега, что означает отсутствие жестких требований к ВПП – такому самолету достаточно для взлета водной полосы 200 м и глубиной 0,5 м
  • Высокую прочность корпуса
  • Возможность эксплуатировать лайнер круглый год, не озадачиваясь строительством ангаров и аэродромов (такой лайнер легко может базироваться среди лодок)
  • Безопасность на высоком уровне
  • Взлеты и посадки на неподготовленные грунтовые площадки
  • Низкая стоимость лайнера
  • Простое техобслуживание
  • Использование обычного бензина для заправки – можно заправлять амфибию обычным 95-м бензином

Какие самолеты сегодня используются в России

Востребованным лайнером сегодня называют Бе-200 ЧС. Этот вариант пришел на смену советскому Бе-42, который был самым большим в мире и поставил немало рекордов. Бе-200 работает в России с 2003 года и отличается отсутствием аналогов. Такой лайнер широко применяется для:

  • Спасательных операций
  • Тушении пожаров
  • Транспортировки

Посадка на воду

Данный лайнер способен летать со скоростью 700 км в час, переносить по воздуху 8 тонн грузов и 12 м3 воды.

Гидропланы, несмотря на то, что малая авиация нередко отодвигается на второй план, продолжают сохранять свои позиции в небе. Ведь такие самолеты надежны, дешевы и удобны в эксплуатации. А их маневренность позволяет существенно расширить круг возможностей по перевозке грузов и решению прочих задач первостепенной важности.

пять самых интересных гидросамолётов всех времён

Казалось, что гидросамолётам уготована роль вымирающих динозавров среди своих собратьев, умеющих садиться на обычную землю. Летающие лодки сложнее и дороже в эксплуатации, особенно на морских аэродромах, они требуют постоянных мер по защите от коррозии, тщательной мойки после каждой посадки на море. В результате гидросамолёты оказались вытеснены с регулярных пассажирских маршрутов и обосновались в нише местных перевозок в труднодоступных регионах или на островных государствах, где постройка аэродромов невозможна.

На этой неделе в Китае была проведена выкатка самолёта-амфибии AG600 Jiaolong («Водяной дракон»). Китайская государственная авиастроительная корпорация AVIC создала гидросамолёт, по своим габаритам сравнимый с «Боингом 737». На данный момент это самый большой в мире самолёт-амфибия. Возможно, теперь летающие лодки ждёт новый ренессанс, ведь свою историю они ведут с начала прошлого века.

Дмитрий Григорович создавал одни из первых летающих лодок в мире. Его гидросамолёты М-5 и М-9 были, возможно, наиболее совершенными для своего времени. М-5 была выпущена крупной по тем временам партией — более 180 штук. Пулемётное вооружение, возможность взять на борт до ста килограммов бомб, неплохие лётные качества (в сентябре 1916 года морской лётчик Ян Нагурский выполнил на М-9 мёртвую петлю). 

Для их использования был создан первый российский гидроавианосец «Орлица», переделанный из грузопассажирского парохода «Императрица Александра». Для подъёма и спуска гидросамолётов были установлены электрические лебёдки и стрелы Темперлея. На палубе построили стационарные ангары. 17 июля 1916 года четыре гидросамолёта М-9 с «Орлицы» вступили в бой с четырьмя немецкими самолётами и сбили два из их. В 1996 году приказом главнокомандующего ВМФ РФ этот день объявлен Днём морской авиации ВМФ России.

 

Транспортная летающая лодка весом 136 тонн, рассчитанная на транспортировку 750 солдат при полном снаряжении. Выполненный полностью из берёзовой фанеры, этот самолёт и сейчас удерживает рекорд по размаху крыльев — 97,5 метра. Восемь двигателей могли поднять почти 60 тонн полезной нагрузки.

Самолёт создавался в начале Второй мировой войны. Правительство выделило Говарду Хьюзу 13 миллионов долларов на создание морского транспортника. Но из-за проблем с материалами и желания сделать идеальную машину он был готов только к ноябрю 1947 года, когда и совершил свой единственный полёт над гаванью Лос-Анджелеса.

Говоря о гидросамолётах-мастодонтах, стоит упомянуть чудо итальянского гидросамолётного производства — Caproni Ca.60 Noviplano, экспериментальный триплан с девятью крыльями, позаимствованными с бомбардировщиков-трипланов, оставшихся после Первой мировой войны. К сожалению, он тоже взлетел лишь однажды, разрушившись сразу после взлёта.

 

У пассажирской немецкой летающей лодки Do X от компании Dornier судьба сложилась лучше. Её первый полёт состоялся в 1929 году. 20 октября в ходе сорокаминутного демонстрационного полёта гидросамолёт взлетел с Боденского озера со 169 пассажирами на борту. Этот рекорд остался непревзойдённым в первой половине XX века. К сожалению, лётные характеристики самолёта-амфибии оказались неважными и на пассажирские линии он так и не вышел, сделав лишь несколько демонстрационных полётов.

Do X можно назвать самым настоящим летающим кораблём: у него в кабине не было рычагов управления двигателями. Вместо этого капитан отдавал приказы по внутренней связи бортинженеру, находившемуся в машинном отделении.

 

Эта летающая лодка стала символом морской авиации времён Второй мировой войны. Несколько пулемётов, бомбовое и торпедное вооружение (до 1800 килограммов). «Каталины» строились не только в США и Канаде, но и выпускались по лицензии в СССР под названием ГСТ. Служили они и в авиации Северного флота, где, оснащённые специальным устройством, подбирали из воды моряков с потопленных немцами судов. Именно PBY Catalina обнаружила германский линкор «Бисмарк» во время операции по его перехвату в 1941 году. 

Интересный факт: в диснеевском мультфильме «Чудеса на виражах» (TaleSpin) самолёт-амфибия главного героя Conwing L-16 — это вовсе не «Каталина», как часто неправильно пишут. Это фантазия авторов, собравших вместе гидросамолёт Grumman G-21 Goose (передняя часть) и транспортник Fairchild C-82 Packet (фюзеляж и хвостовое оперение).

 

А-40 «Альбатрос» был разработан в Советском Союзе как реактивный военный многоцелевой самолёт-амфибия, а впоследствии заново сконструирован как гражданский гидросамолёт Бе-200. Он может взлетать как с воды, так и с аэродрома. По ряду лётно-технических характеристик Бе-200 не имеет аналогов в мире, и это едва ли не единственный гидросамолёт с лётными характеристиками, как у обычных самолётов.

У А-40 для взлёта с водной поверхности были два специальных дополнительных бустерных двигателя, расположенных за гондолами шасси, на Бе-200 их убрали — для взлёта хватает мощности обычных двигателей. 

Уникальность гидросамолёта подтверждает тот факт, что в 2013-м пилоты Бе-200 смогли незапланированно потушить дом, практически не задев пожарных.

Гидросамолет

Гидросамолет – летательный аппарат, способный совершать взлет и приземление на водную поверхность. Раньше именовался гидропланом.

Разновидности гидросамолетов в основном зависят от конструктивного исполнения:

  1. Летающая лодка – самолет, у которого нижняя часть фюзеляжа выполнена по типу лодки. Такая особенность приводит к быстрому перемещению по поверхности воды. Самый удачный экземпляр – «Хьюз Геркулес».
  2. Амфибия – единственный тип, который может соединять в себе все типы гидросамолетов. На него устанавливается сухопутное шасси, позволяющее садиться аппарату на поверхность. Иногда устанавливается воздушная подушка, позволяющая удерживать амфибию на любой поверхности. Бе-8 – самолет с подводными крыльями.
  3. Поплавковый гидросамолет – может быть обычным или специально построенным самолетом, на который крепится один, два или более поплавков для передвижения и стоянки по поверхности воды.

История создания самолета

Первые попытки создать гидросамолет начались еще до осуществления первого полета самолета. В одной только России было спроектировано несколько летательных аппаратов тяжелее воздуха, которые способны взлетать и садиться на воду. Конструкция фюзеляжа самолета Можайского напоминает фюзеляж летающей лодки. Самый первый гидросамолет, которому удалось взлететь с воды, был спроектирован в 1909 году американцем Гленном Кертиссом. Он был похож на сухопутный аэроплан, который вмонтировали на поплавки. А по специальной конструкции настоящим гидросамолетом является разработка Григоровича Д. П. 1913 года. Летающая лодка М-1 стала первооснователем начала развития гидропланов как отдельного вида авиационной техники. Расцвет начался в период 30-40-х годов. Когда начала развиваться реактивная авиация, гидросамолеты стали вытесняться в экологическую нишу, поскольку их показатели по ограничению скорости были значительно экономичнее. Но поскольку все менялось в обычной авиации, так же все изменилось и в морской. В результате огромной работы КБ Бериева конструкторам удалось создать удачный реактивный экземпляр А-40 «Альбатрос». Параллельно была спроектирована гражданская модификация Бе-200. Оба летательных аппарата по всем характеристикам были полностью сопоставимы с сухопутными самолетами. Такие машины в дальнейшем планируется развивать еще больше, поскольку по всему миру достаточно мест с плохо развитой инфраструктурой и водными поверхностями.

Во времена Первой мировой царская Россия эксплуатировала авианосец «Орлица», в состав которого входила эскадрилья летающих лодок М-9 и М-5. Данные машины были продолжением М-1 Дмитрия Григоровича. Скорость М-5 составила 128 км/ч, практический потолок – 4000 м, продолжительность полета не превышала 5 часов. Образец М-5 не вооружался, поскольку он использовался в качестве воздушной разведки или как корректор артиллерийского огня с линейных кораблей.

Самолеты М-9 поступили на «Орлицу» в 1916 году. В отличие от М-5 они вооружались пулеметами. Помимо этого, на борту самолета можно было размещать бомбы. В носовой части размещался стрелок с пулеметом. Летчик, пилотировавший машину, находился в основной части, а рядом с ним – бортмеханик. Он отвечал за сброс авиабомб, которые подвешивали под крыльями на зажимах. Сброс осуществлялся тросовым проводом.

Во времена гражданской войны между «красными» и «белыми» гидросамолеты речного базирования эксплуатировались обеими сторонами. Вторая мировая война внесла некоторые коррективы в вооружение. На тот момент появились торпеды, активно использовавшиеся в борьбе с кораблями. Таким оружием оснащали и гидропланы, от чего те переименовывались в торпедоносцы.

До периода появления авиации с реактивными двигателями большие подводные лодки укомплектовывались малогабаритными складными гидросамолетами, которые выполняли разведывательные действия. Единственным исключением считался проект японских инженеров Seiran. Специально были сконструированы несколько единиц подводных авианосцев, которые несли на борту 2-3 боевых складных гидросамолета. Но на практике прямо в бою их так и не удалось применить, поскольку на тот момент Вторая мировая война была окончена.

Применение и эксплуатация

Когда в 30-40-х годах на регулярных дальних линиях гидросамолеты начали широко применяться, началось их вытеснение самолетами наземного базирования. Перед реактивными типами гидросамолет заменялся винтовым типом. Такая рокировка произошла по нескольким причинам:

  1. Начали появляться новые типы самолетов с увеличенной дальностью применения.

  2. Послевоенное развитие аэродромной сети.

  3. Появление реактивных пассажирских летательных аппаратов на дальних авиалиниях, которые значительно превосходили летающие лодки по высоте полета и скорости.

Но это не означает, что гидросамолеты были полностью заменены, поскольку у них есть своя ниша и до сих пор. Даже сейчас подобные ЛА широко применяются на местных авиалиниях в труднодоступных местах, где проектирование и возведение аэродромов с твердой ВПП невозможно или затруднительно. Зато в таких местах полным-полно водоемов, пригодных для взлетов и посадок гидросамолетов. Яркими примерами подобной местности считаются некоторые участки стран США (Аляска) и Канады. Такие территории обычно называются тайгой и тундрой. В них достаточно рек, болот и озер. Также в качестве примера служат островные государства: Сейшелы, Мальдивы и прочие. Из-за этого гидросамолеты сильно востребованы до сих пор. Большая часть – поплавковые модификации сухопутных самолетов.

Летное управление амфибий характеризуется некоторыми особенностями. В частности, относительно навыков пилотирования, выполнения посадки и взлета на воду, управления по водной поверхности. Поэтому для управления таким аппаратом обычному пилоту нужно пройти конкретную квалификацию. Гидросамолет выделен в отдельную категорию пилотирования. Точно так же выделены поплавковые гидросамолеты и летающие лодки. Подобное выделение вызвано характерными отличиями в способе эксплуатации, поскольку поплавковые гидросамолеты в отличие от летающих лодок более опасны и в зависимости от волнения воды могут не взлететь.

Техническая эксплуатация намного дороже и сложнее, в особенности, если речь идет об амфибиях. Морские гидроаэродромы обходятся значительно дороже, чем наземные, поскольку самолеты нужно постоянно обрабатывать специальными средствами, предотвращающими коррозию. Подобные аэродромы не используют наземную технику из-за особенностей собственного размещения. В техническом плане из оборудования применяются швартовные бочки, буксирующие катера и прочее. 

 

Классификация самолетов:

Гидросамолёт — Википедия

Гидросамолёт — самолёт, способный взлетать и приземляться на водную поверхность. Раннее название — гидроплан[1].

Разновидности

Самолёт-амфибия Бе-12

В зависимости от конструктивного исполнения различают следующие типы гидросамолётов:

  • Летающая лодка — самолёт, нижняя часть фюзеляжа которого выполнена в виде лодки, приспособленной для быстрого перемещения по поверхности воды. Пример: Хьюз Геркулес.
  • Поплавковый гидросамолёт — обычный или специально построенный самолёт, на котором закреплены один, два или больше поплавков для стоянки и передвижения по поверхности воды.
  • Амфибия — самолёт любого из двух выше перечисленных типов, на котором установлено сухопутное шасси для посадки на твёрдую поверхность, или имеющий шасси, способное удерживать самолёт на любой поверхности, например воздушная подушка.
  • Гидросамолёт на подводных крыльях (Бе-8).

История

История гидросамолётов началась ещё до первого полёта самолёта, только в России известно два проекта аппаратов тяжелее воздуха, способных взлетать и садиться на воду. Фюзеляж самолёта Можайского напоминал фюзеляж летающей лодки. Первый реально взлетающий с воды самолёт был создан американцем Гленном Кёртиссом в 1909 году и представлял собой сухопутный аэроплан, установленный на поплавки.

Первый гидросамолёт специальной конструкции (летающая лодка) был создан в 1912 году во Франции фирмой Доннэ-Левек (фр. Donnet-Leveque), в этом же году поставлен в серийное производство и массово поставлялся на экспорт, в том числе в Россию[2].

Когда французский аппарат был разбит в ходе испытательного полёта летом 1913 года, в процессе ремонта была выполнена его копия, которую создал Григорович Д. П. в конце 1913 года, и уже в мае 1914 года был совершен её испытательный полет[3].

Первоначально эта летающая лодка носила название французского оригинала, затем получила флотское обозначение Щ-1 (свойственное самолетам, выполненным на заводе Щетинина), далее называлась М-1 — но до серийного производства так и не была доведена. В течение 1914 года Григорович сделал ещё несколько опытных и малосерийных аналогов, в апреле 1915 года создал действительно оригинальную конструкцию М-5, которая пошла в серийное производство в июле 1915 года и производилась до 1923 года.

В период незадолго Первой мировой войны во всех развитых странах гидропланы стали развиваться как отдельный вид авиационной техники, и достигли своего золотого века в 1930—1940-е годы. С развитием реактивной авиации гидросамолёты были вытеснены в свою экологическую нишу в связи с более низкими экономическими показателями и ограничениями по скорости. Однако развитие авиационных технологий позволило КБ Бериева создать удачный реактивный гидросамолёт А-40 «Альбатрос» и его гражданскую модификацию Бе-200, сопоставимыми по своим характеристикам с сухопутными машинами. Это позволяет прогнозировать рост интереса к самолётам такого класса и расширение жизненного пространства гидросамолётов, особенно в районах планеты со слабо развитой инфраструктурой.

Гидросамолёт Ш-2

В Первую мировую войну Россия использовала гидроавианосец «Орлица» с эскадрильей летающих лодок М-5 и М-9, созданных конструктором Дмитрием Григоровичем.
М-5 имел скорость 128 км/ч, потолок высоты — четыре тысячи метров, продолжительность полёта — пять часов. М-5 не имел вооружения — гидросамолёт использовался для воздушной разведки, корректировки артиллерийского огня тяжёлой артиллерии с линейных кораблей.

В 1916 году на авиаматку «Орлица» поступили М-9, вооружённые пулемётом. Самолёт мог брать на борт и бомбы. Воздушный стрелок располагался с пулемётом в носовой части. В основной кабине лётчик пилотировал машину, а бортмеханик, сидя рядом с ним, сбрасывал бомбы. Их подвешивали под плоскостями (крыльями) на зажимах, соединённых с кабиной приводом-тросом.

Во время Гражданской войны в России гидросамолёты речного базирования активно использовались противоборствующими сторонами.

Во время второй мировой боевые гидросамолёты нередко вооружались торпедами.

До появления реактивной авиации крупные подводные лодки иногда оснащались небольшими складными гидросамолётами, обычно в разведывательных целях. Исключением являлся японский проект «Seiran», в рамках которого было построено несколько подводных авианосцев, несущих на борту несколько боевых гидросамолётов (в бой они так и не вступили в связи с окончанием Второй мировой войны).

Эксплуатация и применение

Пассажирские гидросамолёты в Ванкувере

После широкого распространения гидросамолётов (в первую очередь — крупных летающих лодок) на регулярных дальних линиях в 1930—1940-х годах они были вытеснены с этих маршрутов самолётами наземного базирования — сначала винтовыми, а затем и реактивными. Причиной тому стало несколько факторов: появление новых самолётов большой дальности, послевоенное развитие мировой аэродромной сети, а вскоре — и выход на дальние авиалинии реактивных пассажирских машин, радикально превосходящих летающие лодки по скорости и высоте полёта. Гидросамолёты заняли свою нишу в авиации общего назначения и продолжают широко эксплуатироваться на местных авиалиниях — в первую очередь в труднодоступных местах, где строительство аэродромов невозможно или нецелесообразно, но при этом имеются водоёмы, пригодные для эксплуатации гидросамолётов. К таким местностям относятся, в частности, северные территории ряда стран — Канады и США (Аляска), расположенные в тайге и тундре, где весьма велико число рек и озёр; островные государства (Мальдивы, Сейшелы и пр.), где постройка аэродромов на небольших островах невозможна, и т. д. По этой причине на современном рынке представлено большое число моделей гидросамолётов: абсолютное большинство из них — поплавковые модификации сухопутных моделей.

Лётная эксплуатация гидросамолётов (и амфибий) имеет ряд характерных особенностей (в навыках пилотирования, выполнения взлёта и посадки на воду, руления по водной поверхности) и требует необходимой квалификации лётчика. Гидросамолёты выделены в отдельную категорию пилотского свидетельства. Таким же образом отдельно выделены летающие лодки и поплавковые гидросамолёты (что вызвано различиями в эксплуатации — летающие лодки более устойчивы на воде и могут эксплуатироваться при большем волнении, а для поплавковых гидросамолётов эксплуатация даже при среднем волнении небезопасна и может быть запрещена).

Техническая эксплуатация гидросамолётов (и в особенности амфибий) также значительно сложнее и дороже, особенно на морских гидроаэродромах, так как требует постоянных мер по защите самолётов от коррозии, тщательной помывки и выполнения перечня обязательных операций после каждой посадки на море. Аэродромы для амфибий требуют сугубо морского оборудования типа швартовочных бочек, катеров для буксировки самолётов и перевозки людей и т. д., должны быть оборудованы съездами с суши на море, транспортировочным оборудованием для вытягивания самолёта на берег. В результате эксплуатация гидросамолёта часто обходится дороже, чем обыкновенного «сухопутного» при значительно большем техническом ресурсе последнего.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Пять знаковых отечественных гидросамолетов

26 января 1911 года состоялся пробный полет первого гидроплана, пилотируемого американским пионером воздухоплавания Гленом Кертисом. Сухопутный аэроплан, установленный на поплавки, стал первым воздушным судном, которое реально взлетело с воды. С этого дня началась эра гидропланов. «РГ» собрала факты о пяти знаковых гидросамолетах в истории мирового воздухоплавания.
Летающая лодка М-1

М-1 (Морской первый) — это первый гидросамолет специальной конструкции, который создал в 1913 году россиянин Дмитрий Григорович. Именно эта летающая лодка стала толчком для выделения гидропланов в отдельный вид авиатехники.

Работы над гидросамолетом велись на заводе «Первого Российского товарищества воздухоплавания» Щетинина. Любопытно, что поводом для разработки послужила случайность: капитан, морской летчик Александров разбил летающую французскую лодку «Доннэ-Левек». Чтобы избежать взыскания (а, судя по всему, неудачный полет был произведен с какими-то нарушениями), Александров обратился на завод Щетинина с просьбой отремонтировать самолет. Григорович взялся за работу с целью изучить конструкцию, для дальнейшей собственной работы по летающим лодкам. Таким образом, по чертежам «Доннэ-Левек», которые были выполнены с натуры, укоротив корпус, изменив профиль крыльев, сделав нос более килеватым, конструктор построил гидроплан М-1. Он имел размах крыльев около 14 метров, длину восемь метров, достигал максимальной скорости 90 километров в час, управлялся двумя членами экипажа и мог летать на расстояние до 100 километров.

В строю М-1 был находился до 2 декабря 1914 года — в этот день его разбил лейтенант Тучков. Григорович улучшил свое детище и создал М-2, М-4, а после и М-5, который принес конструктору известность. У этой летающей лодки были хорошие летные характеристики и мореходные качества, ее быстро приняли на вооружение. Кстати, используя самолеты Григоровича как образцы, собственное серийное производство гидропланов организовали американцы.

Первый реактивный гидросамолет в СССР Р-1

Модель Р-1 — это морской разведчик, первая экспериментальная реактивная летающая лодка в СССР. Судьба у него сложная. Работы по созданию реактивного гидросамолета с турбореактивными двигателями начались в 1947 году в ОКБ-49 Бериева. По проектному заданию, летающая лодка должна была стать разведчиком и, одновременно, бомбардировщиком, а также иметь скорость, которая была бы сравнима с истребителями США морского базирования.

Р-1 была разработана как цельнометаллический моноплан, с прямым крылом типа «чайки» и двумя поплавками на его конце, однокилевым оперением. Гидроплан был разделен на шесть водонепроницаемых отсеков с герметичными в закрытом положении дверями. Силовая установка состояла из двух турбореактивных двигателей с тягой на взлетном режиме в 2700 килограммов. Максимальная скорость самолета приближалась к 800 километрам в час, вооружение включало четыре 23-миллиметровых пушки и 1000 килограммов глубинных бомб и торпед. Пилотажно-навигационное оборудование позволяло проводить полеты днем и ночью, а также в сложных метеоусловиях: кроме этого гидросамолет был оснащен фотооборудованием.

Заводские испытания Р-1 начались в ноябре 1951 года. Но первые полеты показали, что гидроплан имел недостаточную продольную устойчивость. Испытания, продолжившиеся в мае 1952 года, выявили трудности с глиссированием и тряску в полете. Заводские доработки заняли еще год. В 1953 году было принято решение второй экземпляр не строить, а выдать конструктору Бериеву новое задание на летающую лодку с двумя реактивными двигателями.

Противолодочный самолет-амфибия Бе-12

Летающая лодка Бе-12 «Чайка» в первый раз поднялась в воздух в 1960 году, а с 1968 года начала поступать на вооружение Военно-морского флота. На амфибии установили комплект целевого оборудования, которое позволяло вести поиск и борьбу с подводными лодками противника. За все время эксплуатации Бе-12 установил 46 мировых рекордов.

Бе-12 — это цельнометаллический свободнонесущий моноплан с верхним расположением крыла и двухкилевым оперением. Амфибия могла базироваться на сухопутных аэродромах — для этого гидросамолет оборудовали полностью убирающимся шасси. Бе-12 оснастили турбовинтовыми двигателями АИ-20Д, мощность которых составляла 5180 лошадиных сил. В амфибии применили оригинальную схему герметизации аварийного люка, благодаря чему был решен вопрос с экстренным покиданием машины членами экипажа: штурман выбирался через носовой люк, радист — через заднюю входную дверь, оба летчика катапультировались.

В состав боевой нагрузки были включены глубинные бомбы, самонаводящиеся торпеды, мины, радиогидроакустические буи.

Первый опытный экземпляр Бе-12 потерпел катастрофу и затонул во время полета над Азовским морем в 1961 году. Причиной стала ошибка одного из членов экипажа. Во время катастрофы амфибию смог покинуть второй пилот, а командир, штурман и ведущий инженер, находившийся на борту, погибли.

Во втором опытном экземпляре учли все недостатки первой машины. Госиспытания завершились в 1965 году. При полетной массе 35 тонн Бе-12 показал максимальную скорость 550 километров в час, достиг практического потолка в 12,1 километра и дальности полета в 4000 километров.

Амфибию серийно производили на Таганрогском авиационном заводе № 86 имени Димитрова. Существует несколько модификаций этого гидросамолета: Бе-12ПС (поисково-спасательный), Бе-12Н (противолодочный), Бе-12П (противопожарный), Бе-12НХ (транспортный), Бе-12П-200 (противопожарный, летающая лаборатория), Бе-12СК (противолодочный, носитель ядерной глубинной бомбы).

Многоцелевой самолет-амфибия А-40

А-40 «Альбатрос», по состоянию на 2012 год, являлся самым большим реактивным самолетом-амфибией в мире. На нем установлено 148 мировых рекордов. Первый полет с суши А-40 был совершен в декабре 1986 года, а годом спустя он в первый раз поднялся с воды.

Летающая лодка была сконструирована по схеме высокоплана (в этом случае, крыло проходит через верхнюю половину сечения фюзеляжа, располагается на нем или над ним). В конструкции плaнера амфибии использовались сотовые клееные конструкции и неметаллические материалы. Экипаж А-40 включал до восьми человек. Максимальная взлетная масса А-40 — 90 тонн, крейсерская скорость — 720 километров в час, практическая дальность: 4000 километров. Боевая нагрузка амфибии составляла 6,5 тонн различного вооружения, включавшего гидроакустические буи, глубинные бомбы, мины, торпеды, противолодочные ракеты.

Гидросамолетом А-40 планировали заменить Бе-12. Но проект остановили после распада СССР. О том, что производство амфибии будет возобновят, заявлялось неоднократно, однако в 2012 году Министерство обороны отказалось окончательно от самолетов такого типа.

Самолет-амфибия Бе-200

Амфибия Бе-200 по ряду технических характеристик сегодня не имеет аналогов в мире. Его называют одним из наиболее необычных и многоцелевых воздушных судов.

Бе-200 разработали на основе и с использованием идей, которые были заложены в его предшественника — А-40. Это гражданский самолет: его предназначение — тушение пожаров, перевозка грузов и пассажиров, экологические миссии, патрулирование и так далее.

Первый полет прототипа амфибии, разработанной на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе имени Бериева и построенной в Иркутске, состоялся 24 сентября 1998 года. Планер самолета был изготовлен из алюминиевых сплавов повышенной коррозионной стойкости, а в конструкции ряда его частей использовались композиционные материалы. Компоненты специальной системы пожаротушения были размещены под полом кабины, а сама она, впервые в практике отечественного гидросамолетостроения, стала герметичной на всю длину лодки.

На третьей международной выставке «Гидроавиасалон-2000» в 2000 году Бе-200 произвел фурор и установил 24 мировых рекорда в классах С-2 (гидросамолеты) и С-3 (самолеты-амфибии), по времени набора высоты 3000, 6000 и 9000 метров без груза и с коммерческой нагрузкой 1000, 2000 и 5000 килограммов.

Кроме базового варианта разработан ряд различных модификаций Бе-200 — транспортный, пассажирский (для перевозки 72 человек), патрульный, поисково-спасательный самолет.

Амфибия имеет свое имя — «Альтаир».

Список гидросамолетов и самолетов-амфибий — List of seaplanes and amphibious aircraft

Статья со списком Википедии

Ниже приводится список гидросамолетов и самолетов-амфибий , в который входят гидросамолеты и летающие лодки , с разбивкой по странам происхождения.

Гидросамолеты — это любые летательные аппараты, которые могут приземляться на воду, в то время как самолеты-амфибии оснащены колесами для приземления на суше, а также для посадки на воду. Летающие лодки полагаются на фюзеляж или корпус для плавучести , в то время как гидросамолеты полагаются на внешние понтоны или поплавки. Некоторые экспериментальные самолеты использовали специально разработанные лыжи для скольжения по воде, но не всегда обладали соответствующей способностью плавать.

В этот список не входят экранопланы , экранопланы с эффектом «крыло в земле» (WIG), водные скиммеры, крылатые корабли и аналогичные транспортные средства, зависящие от эффекта земли.

Австралия

Австрия

Австро-венгерский патрульный летающий катер Lohner L.1 времен Первой мировой войны

  • Hopfner HA-11/33 — двухмоторный моноплан-амфибия летающая лодка (1933 г.)

Австро-Венгрия

  • Lohner E — биплан летающая лодка (1914 г.)
  • Lohner L&S — биплан летающая лодка (1915 г.)
  • Lohner R — летающая лодка-биплан-разведчик (1910-е)

Бразилия

Канада

Летающая лодка лесного патруля Canadian-Vickers Vedette

Самолет Noorduyn Norseman

Китай

Чехословакия

  • Аэро А-29 — биплан-гидроплан-буксир-мишень (1927 г.)
  • 2-местный гидросамолет-разведчик и буксир-целеуказатель Летов Ш-328В (1936 г.)

Финляндия

  • АТОЛ 495 — двухместный сверхлегкий самолет-амфибия (1989 г.)
  • АТОЛ 650 — двухместный легкоспортивный амфибия (2011 г.)
  • Eklund TE-1 — одноместная амфибия (1949 г.)
  • FlyNano — одноместный сверхлегкий гидросамолет (2016 г.)
  • ИВЛ А.22 Ганза — двухместный гидросамолет-разведчик (1922 г.)
  • VL Sääski — двухместный учебный гидроплан (1928 г.)

Франция

  • Bellanger-Denhaut 22 (HB.3) — двухмоторный бомбардировщик / летающая лодка-разведчик (1920-е)
  • Бернар Н.52 — одноместный гидроплан истребитель (1933 г.)
  • Бернар H.110 — одноместный гидроплан-истребитель (1935 г.)
  • Bernard HV40 — одноместный гоночный гидросамолет (1931 г.)
  • Bernard HV42 — одноместный гоночный гидросамолет (1931 г.)
  • Bernard HV120 — одноместный гоночный гидросамолет (1930 г.)
  • Bernard HV220 — одноместный гоночный гидросамолет (не летал)
  • Besson H-3 — туристическая летающая лодка (1921 г.)
  • Besson H-5 — квадрупольный транспортный летающий корабль (1922 г.)
  • Besson H-6 — одноместная почтовая летающая лодка (1921 г.)
  • Besson LB — береговой патрульный летающий катер (1917 г.)
  • Besson MB.26 — двухместный гидросамолет -разведчик / истребитель (1925 г.)
  • Besson MB.35 — двухместный корректировщик / разведывательный гидросамолет (1926 г.)
  • Besson MB.36 — транспортная летающая лодка (1930)
  • Besson MB.410 & 411 — подводный гидросамолет-разведчик (1932 г.)
  • Blanchard BB-1 — гоночная летающая лодка (1924 г.)
  • Blanchard Brd.1 — летающая лодка-бомбардировщик / разведчик (1922 г.)
  • Blériot-SPAD S.XIV — одноместный гидросамолет-истребитель (1917 г.)
  • Blériot 290 — легкая летающая лодка-амфибия (1931 г.)
  • Blériot 5190 — летающая лодка для перевозки почты дальнего действия (1933)
  • Borel Type Bo.11 — двухместный гидроплан общего назначения (1911 г.)
  • Borel-Odier Type Bo-T — гидросамолет-торпедоносец (1916 г.)
  • Borel-Odier Type Bo-C — 10-местный гидросамолет (1919 г.)
  • Breguet Type V — гоночная версия гидроплана участвовала в розыгрыше Кубка Шнайдера (1912 г.)
  • Breguet 521 и 522 Bizerte — 8-местная дальняя морская летающая лодка (1933 г.)
  • Breguet 530 Saigon — гражданский Breguet 521 (1935 г.)
  • Breguet 730 и 731 — летающая лодка дальней морской разведки (1938 г.)
  • Breguet 790 Nautilus — прибрежный патрульный летающий катер (1939 г.)
  • Breguet S.8 / 2 Calcutta — военизированная лицензионная версия Short Calcutta (1932 г.)
  • CAMS 30 — двухместная учебная летающая лодка (1922 г.)
  • CAMS 31 — одноместный истребитель летающая лодка (1922 г.)
  • CAMS 33 — береговая летающая лодка для разведки и бомбардировки (1923 г.)
  • CAMS 36 — гоночная летающая лодка (1922 г.)
  • CAMS 37 — летающая лодка (1926)
  • CAMS 38 — одноместная гоночная летающая лодка (1923 г.)
  • CAMS 46 — двухместный базовый учебный летающий катер (1926 г.)
  • CAMS 53 — пассажирский и почтовый летающий корабль (1928 г.)
  • CAMS 55 — летающая лодка для морской разведки и бомбардировки (1927 г.)
  • CAMS 58 — летающая лодка для перевозки пассажиров и почты (1931 г.)
  • Deperdussin Monocoque — гидроплан, выигравший первый Кубок Шнайдера (1913 г.)
  • Dewoitine HD.730 — двухместный гидроплан для наблюдения / разведки (1940 г.)
  • Dewoitine HD.780 — гидроплан- истребитель на базе D.520 (1940 г.)
  • Donnet-Denhaut DD.2 — летающая лодка (1910-е)
  • Donnet-Denhaut DD.8 — береговая разведывательно-патрульная летающая лодка (1917 г.)
  • Donnet-Denhaut DD.9 — летающая лодка (1910-е)
  • Donnet-Denhaut DD.10 — летающая лодка (1918)
  • Donnet-Denhaut HB.2 — двухместная летающая лодка-бомбардировщик (1910-е)
  • Donnet-Leveque Type A — летающая лодка (1912 г.)
  • Donnet-Leveque Type B — летающая лодка (1910-е)
  • Donnet-Leveque Type C — летающая лодка (1910-е)
  • FBA-Leveque — летающая лодка (1910-е)
  • FBA Type A — прибрежный патрульный летающий катер (1913 г.)
  • FBA Type B — прибрежный патрульный летающий катер (1915 г.)
  • FBA Type C — прибрежный патрульный летающий катер (1910-е)
  • FBA Type H — прибрежный патрульный летающий катер (1920-е годы)
  • FBA Type S — прибрежный патрульный летающий катер (1917 г.)
  • FBA Type 10 — разведывательная амфибия (1922 г.)
  • FBA Type 11 — учебная летающая лодка (1923 г.)
  • FBA Type 12 — двухместная учебная летающая лодка (1920-е гг.)
  • FBA Type 13 — двухместная учебная летающая лодка (1920-е годы)
  • FBA Type 16 — учебная летающая лодка (1920-е годы)
  • FBA Type 17 — двухместная учебная летающая лодка (1920-е годы)
  • FBA Type 19 — двухместный гидросамолет-бомбардировщик (1924 г.)
  • FBA Type 21 — коммерческая летающая лодка-амфибия с четырьмя пассажирами (1925 г.)
  • FBA Type 290 — четырехместная транспортная летающая лодка связи и VIP- класса (1930)
  • FBA Type 310 — трехместная летающая лодка-турер (1930)

Latécoere 300 Croix-du-Sud, обслуживаемый Air France

  • Latécoère 300, 301 и 302 — четырехмоторная летающая лодка (1931 г.)
  • Latécoère 380 и 381 — двухмоторная трехместная летающая лодка (1930)
  • Latécoère 501 — трехмоторная летающая лодка (1932 г.)
  • Latécoère 521 — прототип большой летающей лодки с шестью двигателями (1935 г.)
  • Latécoère 522 — коммерческая большая летающая лодка с шестью двигателями (1935 г.)
  • Latécoère 523 — большая военная летающая лодка с шестью двигателями (1935 г.)
  • Latécoère 550 — четырехместный гидросамолет-бомбардировщик (1934 г.)
  • Latécoère 582 — трехмоторный дальний патрульный летающий катер (1935 г.)
  • Latécoère 611 — четырехмоторный дальний патрульно-бомбардировочный летающий катер (1939 г.)
  • Latécoère 631 — большая коммерческая летающая лодка с шестью двигателями (1942 г.)
  • Latham 42 — трехместная летающая лодка-бомбардировщик (1924 г.)
  • Latham 43 — трехместная летающая лодка-бомбардировщик (1924 г.)
  • Latham 45 — трехместная летающая лодка-биплан (1920-е годы)
  • Latham 47 — двухмоторная летающая лодка дальнего действия (1928 г.)
  • Latham 230 — двухместный гидросамолет-биплан (1920-е)
  • Latham C-1 — биплан летающая лодка (1923 г.)
  • Latham HB.5 — четырехмоторная летающая лодка (1921 г.)
  • Latham L-1 — одноместная гоночная летающая лодка (1923 г.)
  • Latham L-2 — одноместная гоночная летающая лодка (1923 г.)
  • Levasseur PL 14 — торпеда / бомбардировщик / разведывательный гидросамолет (1929 г.)
  • Levasseur PL 15 — торпеда / бомбардировщик / разведывательный гидросамолет (1929 г.)
  • Levasseur PL 200 — трехместный гидроплан-разведчик (1935 г.)
  • Levy GL40 — прибрежный патрульный летающий катер (1917 г.)
  • Lioré-et-Olivier H-10 — гидроплан-разведчик (1922 г.)
  • Lioré-et-Olivier H-13 — двухмоторная летающая лодка (1922 г.)
  • Lioré-et-Olivier H-10 — трехмоторная летающая лодка на 12 пассажиров (1926 г.)
  • Lioré-et-Olivier H-18 — двухместная летающая лодка (1928 г.)
  • Lioré-et-Olivier H-22 — летающая лодка с почтовым самолетом (1931)
  • Lioré-et-Olivier H-23 — одномоторный прибрежный патрульный летающий катер-амфибия (1930 г.)
  • Lioré-et-Olivier H-24 — 10-местная коммерческая летающая лодка (1929)
  • Lioré-et-Olivier H-25 — пятиместный бомбардировщик-торпедоносец-разведчик гидроплан (1928 г.)
  • Lioré-et-Olivier H-27 — летающая лодка для перевозки почты дальнего действия (1930)
  • Lioré-et-Olivier H-43 — гидроплан-разведчик (1934 г.)
  • Lioré-et-Olivier H-46 — дальний морской бомбардировщик / разведывательный гидросамолет (1936 г.)
  • Lioré-et-Olivier H-47 — коммерческий пассажирский / почтовый летающий корабль (1936)
  • Lioré-et-Olivier H-190 — семиместная летающая лодка (1926 г.)
  • Lioré et Olivier LeO H-242 — четырехмоторная транспортная летающая лодка
  • Lioré-et-Olivier H-246 — четырехмоторная транспортная летающая лодка (1937 г.)
  • LISA Akoya — двухместный сверхлегкий самолет на подводных крыльях (2011)
  • Луара 50 — летающая лодка связи (1931)
  • Луара 60 — трехмоторная летающая лодка связи / связи (1932 г.)
  • Луара 70 — восьмиместная летающая лодка дальнего действия-разведчика / бомбардировщика (1933)
  • Loire 102 Bretagne — пассажирская / почтовая летающая лодка (1936)
  • Loire 130 — трехместная летающая лодка общего назначения (1934 г.)
  • Loire 210 — гидросамолет-истребитель с катапультами (1935 г.)
  • Loire-Nieuport LN.10 — двухмоторный гидросамолет (1939 г.)
  • Morane-Saulnier G — двухпоплавковая гоночная версия моноплана, гонщик Кубка Шнайдера (1912 г.)
  • Nieuport IV.H — двухпоплавковый гоночный моноплан (1912 г.)
  • Nieuport VI.H — разведывательный двухпоплавковый моноплан (1913 г.)
  • Nieuport XH — двухпоплавковый гоночный / разведывательный моноплан (1913 г.)
  • Nieuport-Delage Ni-D 29 H — двухпоплавковая гоночная версия для Кубка Шнайдера (1919)
  • Nieuport-Delage NiD 43 — гидросамолет истребитель (1925 г.)
  • Nieuport-Delage NiD 450, 650, 651 и 652 — двухпоплавковые гоночные гидросамолеты для Кубка Шнайдера (1930)
  • Nord 1400, 1401 и 1402 Noroit — летающая лодка для морской разведки и спасения на море (1949)
  • Першерон 18
  • Potez 450 — гидросамолет-катапульта-истребитель (1932 г.)
  • Potez-CAMS 141 — четырехмоторный морской разведывательный летающий катер (1938 г.)
  • Potez-CAMS 161 — экспериментальная шестимоторная летающая лодка (1930-е гг.)
  • SCAN 20 — учебно-тренировочная летающая лодка (1945 г.)
  • SNCAC NC.4-10 — гидроплан- торпедоносец (1939 г.)
  • SNCAO 30 — учебно-летающая лодка (1938 г.)
  • SNCASE SE-400 — гидросамолет береговой охраны (1939 г.)
  • SNCASE SE-1210 — экспериментальная летающая лодка (1949 г.)
  • SPCA Météore 63 — авиалайнер летающая лодка (1925)

Германия

Гидросамолет-истребитель Albatros W.IV

Arado Ar 196 со сложенными крыльями поднимается на борт военного корабля

  • Arado SSD I — биплан-катапульта-истребитель с гидропланом (1930)
  • Arado W II — двухмоторный учебно-гидроплан-моноплан (1928 г.)
  • Arado Ar 66 — вариант учебно-гидроплан-биплана (1932 г.)
  • Arado Ar 95 — двухместный береговой патрульно-легкий штурмовик (1937 г.)
  • Arado Ar 196 — двухместный корабельно-береговой патрульный гидросамолет (1937 г.)
  • Arado Ar 199 — двухместный учебно-гидроплан (1939 г.)
  • Arado Ar 231 — одноместный подводный разведывательный гидроплан (1941 г.)

Патрульный летающий катер Blohm und Voss Bv 138

Транспортная летающая лодка Blohm und Voss Bv 222

Летающая лодка Dornier Wal во время полета Роальда Амундсена на Северный полюс

  • Claude Dornier Sea Star — 1986, амфибия
  • DFS Seeadler — планер летающая лодка (1936)
  • Dornier Do A Libelle — спортивная летающая лодка (1921)
  • Dornier Do D — гидроплан-торпедоносец (1924 г.)
  • Dornier Do E — летающая лодка-разведчик (1924 г.)
  • Dornier Do J Wal — двухмоторная летающая лодка, используемая в военных и коммерческих целях (1922 г.)

Гидравлический истребитель Hansa-Brandenburg CC

Двухместный гидросамолет-истребитель времен Первой мировой войны Hansa-Brandenburg W.29

Почтовый самолет Heinkel He 58 загружается на лайнер Europa

Норвежский Heinkel He 115

  • Heinkel HE 1 — гидроплан-разведчик (1921 г.)
  • Heinkel HE 2 — гидросамолет-разведчик (1923 г.)
  • Heinkel HE 3 — версия спортивного гидроплана (1923 г.)
  • Heinkel HE 4 — гидросамолет (1926 г.)
  • Heinkel HE 5 — гидросамолет-разведчик (1926 г.)
  • Heinkel HE 8 — гидросамолет-разведчик (1927 г.)
  • Heinkel HD 9 — гидросамолет (1928 г.)
  • Heinkel HE 12 — гидроплан с катапультным запуском (1929 г.)
  • Heinkel HD 14 — поплавок-торпедоносец (1925 г.)
  • Heinkel HD 16 — поплавок-торпедоносец (1928 г.)
  • Heinkel HD 18 — спортивный гидросамолет (1925 г.)
  • Heinkel HE 24 — учебно-гидроплан (1926 г.)
  • Heinkel HE 25 — одноместный гидросамолет-разведчик (1925 г.)
  • Heinkel HE 26 — гидросамолет-разведчик (1925 г.)
  • Heinkel HE 31 — гидросамолет-разведчик (1927 г.)
  • Heinkel HE 42 — учебно-тренировочный гидросамолет (1931 г.)
  • Heinkel He 50 — гидроплан вариант пикирующего бомбардировщика (1931 г.)
  • Heinkel He 51 — гидроплан истребитель (1933 г.)
  • Heinkel He 55 — летающая лодка-разведчик (1929 г.)
  • Heinkel He 56 — гидроплан-разведчик (1929 г.)
  • Heinkel He 57 — одномоторная летающая лодка-амфибия с кабиной (1929 г.)
  • Heinkel He 58 — гидроплан с катапультами (1932 г.)
  • Heinkel He 59 — гидроплан-бомбардировщик-разведчик (1931 г.)
  • Heinkel He 60 — гидроплан-разведчик (1933 г.)
  • Heinkel He 62 — гидросамолет-разведчик (1932 г.)
  • Heinkel He 114 — корабельный гидросамолет-биплан-разведчик (1936 г.)
  • Heinkel He 115 — гидроплан морской разведки (1936 г.)
  • Heinkel He 119 — вариант быстроходного разведывательного гидросамолета (1936 г.)

Самолет Junkers W.34 на поплавках

Цельнометаллическая летающая лодка Rohrbach Ro V Rocco

Италия

Разведывательная летающая лодка CANT Z.501 Gabbiano

  • Bastianelli PRB — транспортная летающая лодка (1921 г.)
  • CANT 6 — морской патрульный летающий катер (1925 г.)
  • CANT 7 — учебно-летающая лодка (1924 г.)
  • CANT 10 — авиалайнер летающая лодка (1925 г.)
  • CANT 18 — учебно-летающая лодка (1926 г.)
  • CANT 22 — авиалайнер летающая лодка (1927 г.)
  • CANT 25 — летающая лодка-истребитель (1927 г.)

Летающая лодка с тройным трипланом Caproni Ca.60

Полуторный истребитель Macchi M.5 времен Первой мировой войны

  • Macchi L.1 — биплан летающая лодка (1915 г.)
  • Macchi L.2 — биплан летающая лодка (1916 г.)
  • Macchi M.3 — двух / трехместная летающая лодка (1916 г.)
  • Macchi M.4 — летающая лодка (1917 г.)
  • Macchi M.5 — летающая лодка-истребитель (1917 г.)
  • Macchi M.6 — летающая лодка-истребитель (1917 г.)
  • Macchi M.7 — летающая лодка-истребитель (1918 г.)
  • Macchi M.8 — летающая лодка-разведчик / бомбардировщик (1917 г.)
  • Macchi M.9 — летающая лодка-разведчик / бомбардировщик (1918 г.)
  • Macchi M.12 — летающая лодка-разведчик / бомбардировщик (1918 г.)
  • Macchi M.17 — гоночный гидросамолет (1919 г.)
  • Macchi M.18 — трехместная летающая лодка-разведчик / бомбардировщик (1928 г.)
  • Macchi M.19 — гоночная летающая лодка (1920 г.)
  • Macchi M.24 — трехместная летающая лодка-разведчик / бомбардировщик (1923 г.)
  • Macchi M.26 — летающая лодка-истребитель (1924 г.)
  • Macchi M.33 — гоночная летающая лодка (1925 г.)

Гонщик Macchi M.67 Schneider Trophy

  • Macchi M.39 — гоночный гидросамолет (1926 г.)
  • Macchi M.40 — гидросамолет-разведчик с катапультами (1928 г.)
  • Macchi M.41 — летающая лодка-истребитель (1927 г.)
  • Macchi M.52 — гоночный гидросамолет (1927 г.)
  • Macchi M.53 — гидросамолет-разведчик (1928 г.)

Транспортная летающая лодка Macchi MC.94

  • Macchi M.67 — гоночный гидросамолет (1928 г.)
  • Macchi M.70 — легкий гидроплан- биплан (1929 г.)
  • Macchi M.71 — летающая лодка-истребитель (1930)
  • Macchi MC.72 — гоночный гидросамолет (1931 г.)
  • Maachi MC.73 Idro — гидроплан учебно-биплановый вариант (1931 г.)
  • Macchi MC.77 — двухместная летающая лодка морской разведки (1935 г.)
  • Macchi MC.94 — пассажирская летающая лодка (1935 г.)
  • Macchi MC.99 — военная летающая лодка (1937 г.)
  • Macchi MC.100 — трехмоторная пассажирская летающая лодка (1939 г.)
  • Militi MB1 — самодельный планер летающей лодки (1967)
  • Militi MB2 Leonardo — самодельная летающая лодка (1970)
  • Nardi FN333 Riviera — летающая лодка-амфибия (1952 г.)

Гоночный гидросамолет Piaggio P.7, который использовал подводные крылья для посадки и взлета

  • Piaggio P.6 — гидроплан с катапультами (1927 г.)
  • Piaggio P.7 — неснятый гоночный летающий катер на подводных крыльях (1929 г.)
  • Piaggio P.8 — одноместный гидросамолет (1928 г.)
  • Piaggio P.136 — пятиместная летающая лодка-амфибия «Royal Gull» (1948 г.)
  • Polaris AM-FIB — сверхлегкая летающая лодка-амфибия (1986)

Гонщик SIAI Marchetti S.21 Schneider

  • СИАИ С.8 — двухместный разведывательный летающий катер (1917 г.)
  • SIAI S.9 — летающая лодка-разведчик (1918 г.)
  • SIAI S.12 — летающая лодка-бомбардировщик-разведчик (1918 г.)
  • SIAI S.13 — летающая лодка-разведчик и истребитель (1919 г.)
  • SIAI S.16 — пассажирская или бомбардировочно-разведывательная летающая лодка (1919 г.)
  • SIAI S.17 — гоночная летающая лодка (1920 г.)
  • SIAI S.19 — гоночная летающая лодка (1920 г.)
  • SIAI S.21 — гоночная летающая лодка (1921 г.)
  • SIAI S.22 — двухмоторная гоночная летающая лодка (1921 г.)
  • SIAI S.51 — гоночная летающая лодка (1922 г.)
  • СИАИ S.58 — прототип истребителя летающей лодки (1924 г.)
  • SIAI S.67 — летающая лодка-истребитель (1930)

Савойя-Маркетти S.55P

  • Savoia-Marchetti S.55 — многоцелевая летающая лодка с двумя корпусами (1924 г.)
  • Savoia-Marchetti S.56 — трехместная туристическая / учебно-тренировочная летающая лодка-амфибия (1924 г.)
  • Savoia-Marchetti S.57 — летающая лодка-разведчик (1923 г.)
  • Savoia-Marchetti S.59 — летающая лодка-разведчик / бомбардировщик (1925 г.)
  • Savoia-Marchetti SM.62 — четырехместная летающая лодка-разведчик / бомбардировщик (1926 г.)
  • Savoia-Marchetti S.65 — гоночный гидросамолет (1929 г.)
  • Savoia-Marchetti S.66 — двухкорпусный трехмоторный авиалайнер летающая лодка (1931 г.)
  • Savoia-Marchetti SM.87 — трехмоторный пассажирский гидросамолет (1939 г.)

Япония

Подводный бомбардировщик Aichi M6A Seiran

  • Aichi AB-6 — прототип одномоторного гидроплана-разведчика (1933 г.)
  • Aichi E11A — летающая лодка ночной разведки Лаура (1937 г.)
  • Aichi E13A — гидросамолет-разведчик дальнего действия Джейк (1938 г.)
  • Aichi E16A Zuiun — гидроплан дальнего разведчика Пол (1942 г.)
  • Aichi H9A — двухмоторная учебная летающая лодка (1940 г.)
  • Aichi M6A Seiran — подводный штурмовик (1943 г.)
  • Hiro h2H — летающая лодка для морской разведки / бомбардировщика (1920-е годы)
  • Hiro h3H — морской разведчик-биплан летающая лодка (1930)
  • Hiro h5H — летающая лодка для морской разведки / бомбардировщика (1931 г.)

Гидравлический истребитель Kawanishi N1K1 Kyofu

  • Kawanishi E5K — гидросамолет-разведчик средней дальности (1931 г.)
  • Kawanishi E7K — трехместный гидроплан -разведчик (1933 г.)
  • Kawanishi E15K Shiun — гидросамолет-разведчик (1941)
  • Kawanishi h4K — летающая лодка дальнего действия (1931 г.)
  • Kawanishi H6K — летающая лодка-бомбардировщик дальнего действия Mavis (1936 г.)
  • Kawanishi H8K — дальний бомбардировщик / летающая лодка-разведчик Эмили (1940)
  • Kawanishi K-7 — гидроплан коммерческого транспорта (1924 г.)

Наблюдательный гидросамолет Mitsubishi F1M

Поисково-спасательный летающий катер Shin-Meiwa US-2

  • Накадзима E4N — гидросамолет-разведчик (1930)
  • Накадзима E8N — двухместный разведывательный гидросамолет Дэйв (1934 г.)
  • Shin Meiwa UF-XS — модифицированный Grumman Albatross для испытаний с формой корпуса PS-1 (1962 г.)
  • Shin Meiwa PS-1 — противолодочная летающая лодка (1967)
  • Shin Meiwa US-1A — поисково-спасательная летающая лодка-амфибия (1974 г.)
  • ShinMaywa US-2 — поисково-спасательная летающая лодка-амфибия (2007)
  • Watanabe E9W — гидросамолет-разведчик (1934 г.)
  • Watanabe K6W — учебно-гидроплан (1937 г.)
  • Watanabe K8W — учебно-гидроплан (1938 г.)
  • Watanabe WS-103S — гидросамолет-р

Земноводные самолеты: потомки летающих клиперов

В 20−30-е годы прошлого века самолеты, взлетающие с водной поверхности, пользовались популярностью. Однако в наше время они стали экзотикой.

После окончания Первой мировой войны разработкой летающих лодок или самолетов амфибий, способных взлетать, приземляться и приводняться, активно занимались европейские, американские и советские конструкторы. Например, в США несколько таких самолетов создал бывший русский конструктор Игорь Сикорский. Гидросамолеты выпускали фирмы Boeing, Douglas и Consolidated, а в СССР над ними трудились конструкторы Георгий Бериев и Андрей Туполев. «Летающие лодки» в межвоенный период выпускали даже в Польше и Югославии.

После Второй мировой войны данный класс самолетов начал стремительно вымирать, они проиграли конкурентную борьбу реактивным лайнерам, им перестали доверять функции патрулирующих. Одно время гидросамолеты использовались в качестве охотников на подводные лодки, но тоже в весьма ограниченном количестве. Однако до сих пор они остаются незаменимы в качестве пожарных самолетов: их уникальная способность набирать несколько тонн воды в процессе приводнения.

Bombardier CL-215/CL-415

Самое массовое на сегодняшний день семейство амфибий — канадские Bombardier CL-215/CL-415 — отличается простотой конструкции, невысокой ценой и хорошим сервисным сопровождением. Гидросамолет Bombardier CL-215 начал эксплуатироваться в конце шестидесятых годов прошлого века и сразу же показал себя очень надежной и неприхотливой машиной. Самолет был разработан фирмой Canadair, которая в 1986 году была поглощена компанией Bombardier, и с тех пор все амфибии выпускаются под этой маркой.

С 1994 года и по наше время производится улучшенная модификация Bombardier CL-415. Самолет получил доработанный планер и крылья, «стеклянную кабину» и более ёмкие баки, способные принять до 6,1 тонн воды. Максимальная взлетная масса составляет 19 тонн, длина — 19,8 метра, размах крыла — 28,6 метра, дальность полета — 2440 километров, максимальная скорость 360 км/ч. Самолет оснащается двумя турбовинтовыми двигателями Pratt-Whitney Canada PW 123AF совокупной мощностью 4760 л.с.

Bombardier CL-215/CL-415 широко использовались и в настоящее время эксплуатируются во многих странах мира, включая Канаду, США, Евросоюз, страны Африки и Юго-Восточной Азии. За годы производства выпущено около двухсот машин обеих модификаций, большая часть которых до сих пор несет службу.

Shin Maywa US-2

Неплохую амфибию разработала японская компания Shin Maywa Industries. Модель US-2 имеет хорошие рыночные перспективы: она подпадает под новые японские законы, разрешающие экспорт техники двойного назначения. Этот четырехмоторный гидросамолет был разработан на базе своего предшественника — Shin Maywa US-1, который пошел в серию в 1975 году. Несмотря на то, что силы Самообороны Японии в целом были довольны этим гидросамолетом, он все же имел ряд недостатков, которые было решено устранить путем модернизации.

Shin Maywa US-2 начал поступать на вооружение в 2009 году. Самолет может выпускаться в разных версиях: патрульной, поисково-спасательной, противолодочной и пожарной. От предшественника амфибия отличается улучшенными взлетно-техническими характеристиками, доработанным крылом и фюзеляжем, возросшей долей композитных материалов в конструкции, современными двигателями и авионикой. Длина самолета составляет 33,3 метра. Размах крыла — 33,2 метра. Максимальная взлетная масса — 47,7 тонн, дальность полета — 4700 километров, максимальная скорость 560 км/ч.

Четыре двигателя Rolls-Royce AE2100J, установленных на US-2, развивают совокупную мощность 13 700 л.с. Благодаря им японская амфибия считается одним из самых надежных самолетов среди гидропланов. Одно время шли переговоры о поставке этих амфибий ВМФ Индии, также интерес к ним проявил Таиланд.

Avic AG600

Ещё более интересный самолет AG600 разработан в Китае компанией Avic. Авиапром Поднебесной стремительно превращается в серьезного мирового игрока, и в настоящее время там созданы практически все типы самолетов, включая гидропланы. AG600 — самый большой гидросамолет в мире. Длина машины достигает почти 37 метров, размах крыла — 38,8 метра, максимальная взлетная масса — 53,3 тонны, в пожарном варианте самолет может брать во внутренние баки 12 тонн воды.

AG600 оснащается четырьмя турбовинтовыми двигателями совокупной мощностью 14 000 л.с., может разгоняться до 560 км/ч и способен преодолеть расстояние в 4500 километров. Несмотря на то, что полноразмерный макет самолета был показан ещё в 2013 году, его разработка заняла достаточно много времени. Сроки серийного производства постоянно сдвигались, и вместо 2015 года «китаец» впервые поднялся в воздух только в декабре 2017-го. В перспективе машина должна выйти и на внешние рынки. Учитывая традиционно невысокую стоимость китайской авиатехники, этот гидросамолет может иметь успех в странах Юго-Восточной Азии, Африки и Южной Америки.

Бе-200

Особняком среди всех гидросамолетов стоит российский Бе-200. Во‑первых, до появления китайского AG600 это была самая большая амфибия в мире. Во‑вторых, это единственная амфибия, использующая турбовентиляторные двигатели. В-третьих, это самая быстрая амфибия, способная развивать «максималку» в 700 км/ч. Самолет может достаточно оперативно прибыть к месту пожара и сбросить на очаг возгорания 12 тонн воды. Не стоит лишний раз объяснять, что когда речь заходит о пожарах, иногда бывает дорога каждая минута.

Бе-200, как и многие постсоветские самолеты, пережил долгий и трудный процесс рождения. От первых эскизов, представленных в 1989 году, и до начала серийного производства в 2003 прошло немало времени. Его длина составляет 32 метра, размах крыла — 32,8 метра, максимальный взлетный вес — 41 тонна, дальность полета — 2100 километров. Самолет может использоваться как пожарный, пассажирский, способный перевезти 72 человека, медицинский, поисково-спасательный и противолодочный. В основном Бе-200 работает пожарным, борясь с огнем по всему миру. Несмотря на востребованность, из зарубежных заказчиков приобрести его решилось только МЧС Азербайджана. Определенный интерес проявляли и другие страны, включая США и Китай, но последний, судя по всему, будет «импортозамещаться» своим гидросамолетом.

водный самолет — это … Что такое водный самолет?

  • водный самолет — существительное 1.: самолет, оборудованный для посадки на воду: гидросамолет 2.: плоскость данной ватерлинии корабля * * * водный самолет существительное 1. Самолет, проходящий через любую ватерлинию корабля. 2. Плоскость поверхности воды 3. Канал на т… Полезный английский словарь

  • водный самолет — самолет, который может взлетать и садиться на воду… Современный английский словарь

  • water-plane -… Полезный английский словарь

  • грузовая ватерлиния — существительное: горизонтальная плоскость судна по грузовой ватерлинии сокр.LWP… Полезный английский словарь

  • самолет — самолет1 [plān] n. [ПЛАВИТЬСЯ; MFr Plasne & LT; L platanus & LT; Gr platanos & LT; platys, широкий (см. PLATY): от его широких листьев] любое из рода (Platanus) деревьев семейства платановых, имеющих кленоподобные листья, сферические сухие плоды и кору, которая… Словарь английского мира

  • Вода (классический элемент) — Вода была важна для всех народов земли, и она богата духовными традициями.Греческие и римские традиции Вода — один из четырех классических элементов древнегреческой философии и науки. Обычно это ассоциировалось с…… Wikipedia

  • самолет -. плоскость [1] ► СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 1) плоская поверхность, на которой целиком будет лежать прямая, соединяющая любые две точки. 2) уровень существования или мысли. ► ADJECTIVE 1) полностью ровно или ровно. 2) относящиеся к двумерным поверхностям или величинам… Словарь английских терминов

  • водные лыжи — водный лыжник, н./ waw teuhr skee, wot euhr /, v.i., водные лыжи, водные лыжи. чтобы лететь над водой на водных лыжах или водных лыжах, взявшись за буксирный трос, тянущийся быстроходным катером. * * *… Универсал

  • Самолет — Самолет, v. I. Лодки, чтобы более или менее подниматься из воды во время движения, как гидроплан; к гидроплану. [Webster 1913 Suppl.]… Международный коллаборативный словарь английского языка

  • Посадка на воду — Ditching перенаправляется сюда.Для умышленных правонарушений от обязательного школьного образования см. Прогулы. Посадка на воду в самом широком смысле — это любая посадка на водоем. Все водоплавающие птицы, эти морские птицы, способные к полету, и некоторые человеческие постройки…… Википедия

  • Самолет (Dungeons & Dragons) — сюда перенаправляется эфирный самолет. О мистической концепции см. Эфирный план. Самолеты ролевой игры Dungeons Dragons представляют собой мультивселенную, в которой происходит игра. В самых ранних версиях Dungeons Dragons концепция… Wikipedia

  • .

    водный самолет — это … Что такое водный самолет?

  • водный самолет — существительное 1.: самолет, оборудованный для посадки на воду: гидросамолет 2.: плоскость данной ватерлинии корабля * * * водный самолет существительное 1. Самолет, проходящий через любую ватерлинию корабля. 2. Плоскость поверхности воды 3. Канал на т… Полезный английский словарь

  • водный самолет — самолет, который может взлетать и садиться на воду… Современный английский словарь

  • water-plane -… Полезный английский словарь

  • грузовая ватерлиния — существительное: горизонтальная плоскость судна по грузовой ватерлинии сокр.LWP… Полезный английский словарь

  • самолет — самолет1 [plān] n. [ПЛАВИТЬСЯ; MFr Plasne & LT; L platanus & LT; Gr platanos & LT; platys, широкий (см. PLATY): от его широких листьев] любое из рода (Platanus) деревьев семейства платановых, имеющих кленоподобные листья, сферические сухие плоды и кору, которая… Словарь английского мира

  • Вода (классический элемент) — Вода была важна для всех народов земли, и она богата духовными традициями.Греческие и римские традиции Вода — один из четырех классических элементов древнегреческой философии и науки. Обычно это ассоциировалось с…… Wikipedia

  • самолет -. плоскость [1] ► СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 1) плоская поверхность, на которой целиком будет лежать прямая, соединяющая любые две точки. 2) уровень существования или мысли. ► ADJECTIVE 1) полностью ровно или ровно. 2) относящиеся к двумерным поверхностям или величинам… Словарь английских терминов

  • водные лыжи — водный лыжник, н./ waw teuhr skee, wot euhr /, v.i., водные лыжи, водные лыжи. чтобы лететь над водой на водных лыжах или водных лыжах, взявшись за буксирный трос, тянущийся быстроходным катером. * * *… Универсал

  • Самолет — Самолет, v. I. Лодки, чтобы более или менее подниматься из воды во время движения, как гидроплан; к гидроплану. [Webster 1913 Suppl.]… Международный коллаборативный словарь английского языка

  • Посадка на воду — Ditching перенаправляется сюда.Для умышленных правонарушений от обязательного школьного образования см. Прогулы. Посадка на воду в самом широком смысле — это любая посадка на водоем. Все водоплавающие птицы, эти морские птицы, способные к полету, и некоторые человеческие постройки…… Википедия

  • Самолет (Dungeons & Dragons) — сюда перенаправляется эфирный самолет. О мистической концепции см. Эфирный план. Самолеты ролевой игры Dungeons Dragons представляют собой мультивселенную, в которой происходит игра. В самых ранних версиях Dungeons Dragons концепция… Wikipedia

  • .

    водный самолет — это … Что такое водный самолет?

  • водный самолет — существительное 1.: самолет, оборудованный для посадки на воду: гидросамолет 2.: плоскость данной ватерлинии корабля * * * водный самолет существительное 1. Самолет, проходящий через любую ватерлинию корабля. 2. Плоскость поверхности воды 3. Канал на т… Полезный английский словарь

  • водный самолет — самолет, который может взлетать и садиться на воду… Современный английский словарь

  • water-plane -… Полезный английский словарь

  • грузовая ватерлиния — существительное: горизонтальная плоскость судна по грузовой ватерлинии сокр.LWP… Полезный английский словарь

  • самолет — самолет1 [plān] n. [ПЛАВИТЬСЯ; MFr Plasne & LT; L platanus & LT; Gr platanos & LT; platys, широкий (см. PLATY): от его широких листьев] любое из рода (Platanus) деревьев семейства платановых, имеющих кленоподобные листья, сферические сухие плоды и кору, которая… Словарь английского мира

  • Вода (классический элемент) — Вода была важна для всех народов земли, и она богата духовными традициями.Греческие и римские традиции Вода — один из четырех классических элементов древнегреческой философии и науки. Обычно это ассоциировалось с…… Wikipedia

  • самолет -. плоскость [1] ► СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 1) плоская поверхность, на которой целиком будет лежать прямая, соединяющая любые две точки. 2) уровень существования или мысли. ► ADJECTIVE 1) полностью ровно или ровно. 2) относящиеся к двумерным поверхностям или величинам… Словарь английских терминов

  • водные лыжи — водный лыжник, н./ waw teuhr skee, wot euhr /, v.i., водные лыжи, водные лыжи. чтобы лететь над водой на водных лыжах или водных лыжах, взявшись за буксирный трос, тянущийся быстроходным катером. * * *… Универсал

  • Самолет — Самолет, v. I. Лодки, чтобы более или менее подниматься из воды во время движения, как гидроплан; к гидроплану. [Webster 1913 Suppl.]… Международный коллаборативный словарь английского языка

  • Посадка на воду — Ditching перенаправляется сюда.Для умышленных правонарушений от обязательного школьного образования см. Прогулы. Посадка на воду в самом широком смысле — это любая посадка на водоем. Все водоплавающие птицы, эти морские птицы, способные к полету, и некоторые человеческие постройки…… Википедия

  • Самолет (Dungeons & Dragons) — сюда перенаправляется эфирный самолет. О мистической концепции см. Эфирный план. Самолеты ролевой игры Dungeons Dragons представляют собой мультивселенную, в которой происходит игра. В самых ранних версиях Dungeons Dragons концепция… Wikipedia

  • .

    < NEXT Принцип работы двигателя самолета: Как работает двигатель самолета: тонкости и нюансы Принцип работы двигателя самолета: Как работает двигатель самолета: тонкости и нюансы

    PREV > Гоа южный аэропорт: Аэропорт Гоа «Даболим». Онлайн-табло вылета и прилета, официальный сайт, схема, фото, билеты, регистрация, видео, отели рядом, как добраться – Туристе Гоа южный аэропорт: Аэропорт Гоа «Даболим». Онлайн-табло вылета и прилета, официальный сайт, схема, фото, билеты, регистрация, видео, отели рядом, как добраться – Туристе

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *